Адаптированная рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)
Адаптированная рабочая программа по химии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_himii_9_klass.docx | 445.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кириковская средняя школа» | ||
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР Сластихина Н.П. «31» августа 2020г. | . | УТВЕРЖДАЮ: Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения Ивченко О.В. «31» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Адаптированная)
по предмету «Химия» для учащихся 9 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя школа»
Составил: учитель первой квалификационной категории Слабкова Галина Петровна.
Срок реализации: 1 год
2020-2021 учебный год
- Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Химия» 9 класс составлена на основании основной адаптированной образовательной программы под. редакцией В.В. Воронковой, учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кириковская средняя школа», адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) на 2019-2020 учебный год, учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кириковская средняя школа» 5-9 класс на 2019-2020 учебный год для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, положения о рабочей программе педагога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кириковская средняя школа» реализующего предметы, курсы и дисциплины общего образования от 30 мая 2019 года.
Рабочая программа составлена на основе программы по химии О.С. Габриеляна для общеобразовательных учреждений 2010 года с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.07.2013г. «О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья». Курс химии 8-9 классов знакомит с основными понятиями химии. Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий и с учетом интересов обучающихся, их потребностей и возможностей, на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.
Учебный материал отобран и систематизирован таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне, современные представления о химической стороне явлений окружающего мира. Применять полученные знания и умения для объяснения разнообразных явлений и свойств веществ, безопасной работы с веществами в быту и на производстве, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.
Цель курса: социализация детей с ОВЗ средствами содержания предмета химии.
Содержание программы ориентировано на реализацию следующих задач.
Расширять и систематизировать знания учащихся о единстве живой и неживой природы.
Формировать знания о составе химических веществ, свойствах, их применении в быту и на производстве.
Формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием.
Формировать умения применять знания из области химии в практической и трудовой деятельности.
Формировать умения связно излагать свои мысли в устном и письменном виде, характеризуя, сравнивая химические вещества по составу, свойствам и применению, делать элементарные выводы и обобщения.
Воспитывать экологическую культуру и навыки здорового образа жизни.
Программа рассчитана на учащихся с легкой степенью умственной отсталости, имеющих смешанное специфическое расстройство психического, психологического развития. Поэтому при ее составлении учитывались следующие психические особенности детей: замедленный темп, узость, недифференцированность восприятий, неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, не сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи, слабость обобщающей функции мышления и речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе изучения предмета подчеркивается, что химия — наука экспериментальная.
Изучаемый курс химии практико-ориентирован: все понятия, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни, трудовой деятельности и их роли в живой и неживой природе.
С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися 6 лабораторных опытов, 10 лабораторных работ, 9 практических работ. Предполагается выполнение учителем 10 демонстраций.
Методы обучения: беседа, объяснения, объяснительное чтение, рассказ, эксперимент, наблюдение, демонстрации, опыт, контрольное тестирование, контрольная работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная (выполнение учеником всех операций под руководством учителя и самостоятельно), групповая: работа в парах, группах, выполнение лабораторных опытов и практических работ, домашнее задание, экскурсия.
2. Планируемые результаты освоения предмета.
Учащиеся должны знать:
- основные правила обращения с химическими веществами в быту и на производстве;
- физические и химические явления природы, вещества, физические тела, их свойства и применение;
- химические символы и химические формулы элементов и веществ, распространенных в природе и быту;
- названия и свойства веществ, используемых в быту и на производстве;
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами в быту и на производстве;
- выполнять практические (лабораторные) работы, определенные программой, под руководством учителя и самостоятельно;
-связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы на основании проведённых наблюдений;
- различать физические и химические явления, вещества и тела;
- самостоятельно выполнять простейшие химические операции: растворение, нагревание, фильтрования, выпаривание веществ, применяемые в быту;
-использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде.
3. Содержание учебного предмета.
Тема 1. Введение (2ч)
Значение химии в жизни и деятельности человека. Физические и химические явления. Простые и сложные вещества и их свойства.
Тема 2. Вещества (8часов)
Вещества неорганические и органические (металлы и неметаллы, кислоты, соли, основания (щёлочи),волокна, пластмассы, белки, жиры, углеводы, витамины, биологические добавки)
Кислоты (серная, соляная, уксусная, молочная, аскорбиновая).
Соли (поваренная, питьевая сода, мел, медный купорос).
Основания(щёлочи) известковая вода, ржавчина.
Металлы и их свойства (алюминий, цинк, железо, золото, серебро). Сплавы (бронза, латунь, дюралюминий, чугун, сталь). Коррозия металлов и способы защиты.
Неметаллы (кислород, сера, кремний, углерод, азот, фосфор).
Демонстрации№1: Образцы типичных металлов. Коррозия металлов. Образцы типичных неметаллов.
Демонстрации№2:Образцы органических веществ.
Тема 3. Лекарственные вещества и витамины (3часа)
Лекарства. Формы лекарственных средств. Хранение лекарственных средств.
Понятие о витаминах и их значение для здоровья человека.
Профилактика заболеваний и вредных привычек.
Демонстрации: Формы лекарственных средств. Знакомство с витаминами
Лабораторные опыты: № 1 Изучение инструкции на упаковке лекарственных средств.
Тема 4. Химия и питание человека (6часов)
Понятие о жирах, белках, углеводах и их питательная ценность. Сбалансированное питание. Качество пищи. Способы и сроки хранения пищевых продуктов. Химический состав продуктов питания. Поваренная соль, её значение. Йодированная соль. Уксус. Сода. Сахар. Глюкоза. Мёд и варенье. Пищевые добавки( красители, консерванты, усилители вкуса).
Практические работы: №1. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Лабораторная работа№1. Изучение по этикеткам состав продуктов питания.
Демонстрации: Денатурация белка при кипячении и действии кислот.
Лабораторные опыты: № 2. Определение жиров в семенах подсолнечника, арахиса, грецкого ореха, гороха, гречки.
Тема 5. Химия в быту (5часов)
Средства бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии. Синтетические моющие средства и их состав. Поверхностно-активные вещества. Чистящие средства и их состав. Дезинфицирующие средства и их состав, классификация. Средства борьбы с сорными растениями и вредными животными.
Лабораторная работы: №1. Изучение состава средств бытовой химии по этикеткам.
Лабораторная работа: №2.Использование синтетических моющих средств по инструкции.
Лабораторная работа№3. Выведение пятен на одежде средствами бытовой химии.
Тема 8. Косметическая химия (4 часа)
Эфирные масла – основа косметической химии. Калиевые и натриевые соли органических кислот – жидкие, твёрдые мыла. Однородные и неоднородные смеси – крема, виды кремов. Средства личной гигиены (зубная паста, зубной порошок, шампуни, бальзамы, дезодоранты и другие)
Демонстрации: Образцы средств личной гигиены.
Лабораторные опыты: №1 Знакомство с эфирными маслами природного происхождения(цитрусовые, герань, пихтовое, кедровое, розовое масла и др.)
Тема 6. Химия и земледелие (3часа)
Удобрения их классификация и применение (органические и неорганические)
Минеральные удобрения (азотные, калийные, фосфорные).Способы внесения удобрений и безопасность при работе с ними.
Практические работы: №1 Подкормка комнатных растений удобрениями.
Демонстрации: Коллекции минеральных удобрений
Тема 7. Химия вокруг нас (3часа)
Знакомство с высокомолекулярными соединениями: пластмассы, резина, волокна.Силикатная промышленность: стекло, цемент, керамика, кирпич.
Области применения химических веществ.
Практические работы: №1 Приготовление клея (крахмального, обойного) по инструкции.
Лабораторные опыты: .№1 Работа с коллекцией пластмасс и волокон
Лабораторная работа №2 Работа с коллекцией стекла
Химия 9 класс (68часов).
Содержательные блоки | кол-во часов | 9кл. –(34 +1)часов |
Введение | 7 | 2 |
Вещества | 16 | 8 |
Методы исследования природы | 9 | |
Явления, происходящие с веществами | 7 | |
Химические вещества вокруг нас | 8 | 3 |
Лекарственные вещества и витамины | 3 | 3 |
Химия и питание человека | 6 | 6 |
Химия в быту | 5 | 5 |
Косметическая химия | 4 | 4 |
Химия и земледелие | 3 | 3 |
Итого: | 34 |
Практическая часть (химия).
№ | Тема | Количество часов | Экскур- сия | Д | Л.О. Л.Р. | П.Р. | К.Р. |
1 | Введение | 2ч | |||||
2 | Вещества | 8 ч | 1,2 | ||||
3 | Лекарственные вещества и витамины | 3ч | 1 | 1 | |||
4 | Химия и питание человека | 6ч | 1 | 1,2 | 1 | ||
5 | Химия в быту | 5ч | 1-3 | ||||
6 | Косметическая химия | 4 | 1 | 1 | |||
7 | Химия и земледелие | 3ч | 1 | 1 | |||
8 | Химические вещества вокруг нас | 3ч | 1-2 | 1 | |||
9 | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | 1 | |||||
Итого: | 34+1 | 6 | 9 | 3 | 1 |
4. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы.
Введение (2часа) | |||||||
№ | Тема урока | Основное содержание урока | Химический эксперимент | Требования к уровню подготовки | Дата | ||
1/1 | Значение химии для человека | Значение химии в жизни и деятельности человека | Знать: Основные правила обращения с химическими веществами в быту. Названия и свойства веществ, используемых в быту и на производстве и на производстве. | 02.09 | |||
1/2 | Периодическая система химических элементов | Значение периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая символика. Химические формулы наиболее распространенных в природе веществ. | Знать: химические формулы элементов и веществ, распространенных в природе и быту. | 9.09 | |||
Тема 1. Вещества (8 ч.) | |||||||
1/3 | Органические и неорганические вещества. | Вещества неорганические: металлы и неметаллы, кислоты, соли, основания, оксиды. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, биологические добавки | Демонстрация №1 Коллекция металлов. Коллекция пластмасс, волокон. | Уметь: различать вещества. | 16.09 | ||
2/4 | Кислоты | Кислоты, их свойства и области применения. Наиболее распространенные в быту кислоты: серная, соляная, уксусная, молочная, аскорбиновая. | Знать: Основные правила безопасного обращения с кислотами в быту и на производстве. | 23.09 | |||
3/5 | Соли | Соли: поваренная, питьевая сода, мел, медный купорос Области применения солей. | Знать: названия и свойства солей, применяемых в быту и на производстве. | 30.09 | |||
4/6 | Металлы в природе. | Физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации. Металлы: алюминий, цинк, железо, золото, серебро. | Демонстрация №2. Образцы типичных металлов | Знать: химическую символику. Уметь: называть знаки химических элементов металлов; Уметь: Связно описывать физические свойства металлов и на основе их характеризовать области применения. | 07.10 | ||
5/7 | Сплавы металлов. | Сплавы металлов, их свойства и значение. Сплавы: бронза, латунь, дюралюминий, чугун, сталь. | 14.10 | ||||
6/8 | Коррозия металлов | Общие понятия о коррозии. Коррозия металлов и способы защиты. | Демонстрация №3. Коррозия металлов. | Уметь: использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде. Владеть некоторыми способами защиты металлов от коррозии. | 21.10 | ||
6/9 | Неметаллы | Неметаллы (кислород, сера, кремний, углерод, азот, фосфор). Распространение неметаллов в природе. Физические свойства простых веществ неметаллов. | Знать: химическую символику. Уметь: называть знаки химических элементов-неметаллов; характеризовать физические свойства неметаллов. | 11.11 | |||
7/10 | Повторение по теме: «Вещества» | Вещества органические и неорганические. Кислоты. Соли. Металлы и их свойства. Сплавы. Неметаллы | Уметь: различать кислоты, соли, основания по их формулам. | 18.11 | |||
Тема 2. Лекарственные вещества и витамины (3ч.) | |||||||
1/11 | Лекарственные вещества | Понятие о лекарственных веществах как химических препаратах. Безопасные способы применения лекарств. | Лабораторный опыт №1. Изучение инструкции на упаковке лекарственных средств | Знать: Основные правила обращения с лекарственными веществами в быту. Уметь: различать вещества по назначению, используя инструкцию. Использовать приобретенные знания для грамотного применения. | 25.11 | ||
2/12 | Формы лекарственных средств | Формы лекарственных средств. Хранение лекарственных средств в быту. | Демонстрация №1. Образцы лекарственных средств. | Уметь: различать лекарственные вещества по форме. Использовать приобретенные знания для правильного хранения лекарств. | 2.12 | ||
3/13 | Витамины. | Понятие о витаминах и их значение для здоровья человека. Профилактика заболеваний и вредных привычек | Демонстрация №2. Знакомство с витаминами | Знать: условные обозначения витаминов (А, В, С, Д); нахождение их в продуктах питания; профилактика заболеваний при недостатке и избытке витаминов. | 09.12 | ||
Тема 3. Химия и питание человека (5 ч.) | |||||||
1/14 | Жиры в природе и их применение. | Жиры в природе и их применение. Понятие о жирах и их питательной ценности. Сбалансированное питание | Лабораторный опыт № 1. Определение жиров в семенах подсолнечника, арахиса, грецкого ореха, гороха, гречки | Уметь: выполнять практические (лабораторные) работы, определенные программой, под руководством учителя и самостоятельно. Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы на основании проведённых наблюдений. | 16.12 | ||
2/15 | Белки в природе и их применение | Понятие о белках и их питательной ценности. Сбалансированное питание. | Демонстрация №1.Денатурация белка при кипячении и действии кислот | Уметь: самостоятельно делать выводы на основании проведённых наблюдений. | 23.12 | ||
3/16 | Углеводы в природе и их применение. | Понятие об углеводах и их питательной ценности. Сбалансированное питание. | Практическая работа №1. Обнаружение крахмала в продуктах питания | Уметь: выполнять практические (лабораторные) работы, определенные программой, под руководством учителя и самостоятельно. Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы на основании проведённых наблюдений. | 13.01 | ||
4/17 | Пищевые продукты | Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Поваренная и йодированная соль их роль в организме. Сахар. Глюкоза. Мёд и варенье. Уксус. Химический состав продуктов питания. | Уметь: Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. | 20.01 | |||
5/18 | Химический состав продуктов питания. | Химический состав продуктов питания. Пищевые добавки: красители, консерванты, усилители вкуса. | Лабораторная работа №1. Работа с этикетками продуктов питания | Уметь: Выполнять практические (лабораторные) работы, определенные программой, под руководством учителя и самостоятельно. Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы на основании проведённых наблюдений. | 27.01 | ||
Тема 4. Химия в быту (5ч.) | |||||||
1/19 | Средства бытовой химии. | Средства бытовой химии. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | Практическая работа№2.Изучение этикеток на средствах бытовой химии | Знать: Основные правила обращения с химическими средствами бытовой химии. Названия и свойства средств бытовой химии правильного применения. Уметь: Соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами в быту и на производстве. | 03.02 | ||
2/20 | Синтетические моющие средства. | Синтетические моющие средства и их состав. | Лабораторный опыт №1. Разведение стиральных порошков и ополаскивателей для белья | Уметь: Самостоятельно выполнять простейшие химические операции: растворение веществ, применяемые в быту | 10.02 | ||
3/21 | Синтетические моющие средства | Синтетические моющие средства и их состав. Поверхностно-активные вещества | Лабораторный опыт №2 Выведение пятен средствами бытовой химии. | Уметь: использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. | 17.02 | ||
4/22 | Чистящие средства | Чистящие средства и их состав | Уметь: использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. | 24.02 | |||
5/23 | Дезинфицирующие средства | Дезинфицирующие средства и их состав, классификация | 03.03 | ||||
Тема 5. Косметическая химия (4 ч.) | |||||||
1/24 | Эфирные масла | Эфирные масла – основа косметической химии. Масла жидкие жиры растительного происхождения: льняное, конопляное, оливковое, соевое, кукурузное, подсолнечное. | Лабораторный опыт№1. Знакомство с эфирными маслами природного происхождения | Знать: названия и свойства веществ, используемых в быту; правила применения эфирных масел. | 10.03 | ||
2/25 | Жидкие мыла | Калиевые соли органических кислот – жидкие мыла. Наполнители: душистые вещества, красители, антисептики, растительные экстракты. | Демонстрация №1.Образцы жидкого мыла | Знать: названия и свойства веществ, используемых в быту; соблюдать правила личной гигиены. | 17.03 | ||
3/26 | Твердые мыла | Натриевые соли органических кислот – твёрдые мыла. Наполнители: душистые вещества, красители, антисептики, растительные экстракты. | Демонстрация №2. Образцы твердого мыла | Знать: названия и свойства веществ, используемых в быту; соблюдать правила личной гигиены. | 31.03 | ||
4/27 | Крема | Однородные и неоднородные смеси: крема, виды кремов. | Демонстрация №3. Образцы кремов | Уметь: читать и определять состав кремов по инструкции; применять по назначению. | 7.04 | ||
Тема 6. Химия и земледелие (4 ч.) | |||||||
1/28 | Удобрения | Удобрения их классификация. Органические удобрения: торф, навоз, птичий помёт, компосты, пищевые отходы. Неорганические удобрения: азотные, калийные, фосфорные. | Знать: вещества, их свойства и применение. Уметь: соблюдать правила техники безопасности при работе с удобрениями | 14.04 | |||
2/29 | Минеральные удобрения | Минеральные удобрения (азотные, калийные, фосфорные). | Демонстрация №1. Коллекции минеральных удобрений | Знать: вещества, их свойства и применение. | 21.04 | ||
3/30 | Применение удобрений | Способы внесения удобрений и безопасность при работе с ними | Уметь: соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами в быту и на производстве. | 28.04 | |||
4/31 | Практическая работа №4. Подкормка комнатных растений удобрениями | Способы внесения удобрений и безопасность при работе с ними | Практическая работа №1 Подкормка комнатных растений удобрениями | Уметь: соблюдать правила техники безопасности при работе с удобрениями | 05.05 | ||
Тема 7. Химия вокруг нас (3 ч.) | |||||||
1/32 | Высокомолекулярные соединения. | Знакомство с высокомолекулярными соединениями: пластмассы, резина, волокна, каучук. Искусственные и синтетические полимеры. | Лабораторный опыт №1.Работа с коллекцией пластмасс и волокон | Уметь: самостоятельно делать выводы на основании проведённых наблюдений; различать вещества. | 12.05 | ||
2/33 | Итоговая(промежуточная аттестация) контрольная работа |
|
| Уметь: Выполнять практические (лабораторные) работы, определенные программой, под руководством учителя и самостоятельно. Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы на основании проведённых наблюдений. | 19.05 | ||
3/34 | Силикатная промышленность. | Силикатная промышленность: стекло, цемент, керамика, кирпич. Виды стекла. Роль стекла в искусстве. | Лабораторный опыт №6. Работа с коллекцией стекла | Уметь: самостоятельно делать выводы на основании проведённых наблюдений. | |||
Практическая работа №1. Приготовление клея | Знакомство с высокомолекулярными соединениями: пластмассы, резина, волокна | Практическая работа №1. Приготовление клея (крахмального, обойного) по инструкции | Уметь: Выполнять практические (лабораторные) работы, определенные программой, под руководством учителя и самостоятельно. Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы на основании проведённых наблюдений. | ||||
Необходима коррекция расписания в мае месяце. |
5. Список литературы, используемый при оформлении рабочей программы.
Литература для учащихся:
- Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия», М, «ACT - Пресс», 2009г.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. -- М.: Дрофа, 2012.
- Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
- Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Габриелян О.С.. - М.: Дрофа, 2014.
Литература для учителя:
1. Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. - М.: Дрофа, 2008.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.
3. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки» по химии 9 класс, ML, «Вако». 2004 г.
4. Комисарова Л.В., ,Присягина И.Г «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.
5. Учебно-методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009 г.
6. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2014 года.
Электронные пособия:
CD диски «Общая и неорганическая химия», Органическая химия» «Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
http 4vww.chem-astii.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.ncirod.ru/inorg/element.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа 10 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 5 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 6 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 7 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 9 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 2 класс обучение на дому
В программе представлено 5 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю...
адаптированная рабочая программа 9 класс
адаптированная рабочая программа 9 класс...