Обобщающий урок по теме: « Карбоновые кислоты» 10 -11 класс профильная группа
план-конспект урока по химии (10, 11 класс)
Обобщающий урок по теме: « Карбоновые кислоты» 10 -11 класс профильная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 61.54 КБ |
list_samokontrolya_gruppy.docx | 14.76 КБ |
rabota_s_keysom1.docx | 13.4 КБ |
rabota_v_gruppah_keys.docx | 14.03 КБ |
korzina_dlya_musora.docx | 99.04 КБ |
myasorubka.docx | 48.63 КБ |
portfel.docx | 381.67 КБ |
urok.pptx | 636.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: « Карбоновые кислоты» 10 -11 класс профильная группа
Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся
Задачи:
1.Образовательные:
- конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных представителях класса карбоновых кислот
- совершенствовать умения учащихся решать расчетные задачи, выполнять упражнения, иллюстрирующие генетическую связь между классами органических соединений
2.Развивающие:
- продолжить развитие умения правильно определять строении , тип изомерии
-продолжить формирование умения находить взаимосвязь между классами органических соединений
3.Воспитательные:
-формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости химических знаний
- продолжить формировать навыки работы в группе, умения применять приемы разделения труда и оказывать взаимопомощь
Тип урока: обобщающий
Методы организации учебно- познавательной деятельности:
-словесные (рассуждение, беседа)
-практические ( работа с тестами, текстами, таблицами, карточками)
-репродуктивные (воспроизведение полученных знаний)
-частично - поисковые ( установление причинно- следственных связей)
Формы организации учебной деятельности:
-фронтальная беседа
-наглядные
-работа в группах
- практические
-словесные
Оборудование:
-карточки с заданиями
-проектор
- презентация
Структура урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем парами, на столах у каждой пары находится кейсы с заданиями к уроку, лист самоконтроля.
2.Мотивация к учебной деятельности
Сегодня на уроке речь пойдет о классе карбоновых кислот.
Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы.
Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение)
Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»
Прежде чем приступить к работе небольшая « Разминка ума»
Вариант 1: муравьиная кислота
Вариант 2: уксусная кислота
Вопросы
- По составу - одноосновная кислота
- По составу - двухосновная кислота
- В молекуле карбоксильная группа связана с предельным углеводородным радикалом
- Структурных изомеров не имеет
- Образуется в живых организмах
- Едкое вещество
- При обычных условиях – жидкость
- Не имеет цвета
- Обладает резким запахом
- Запаха не имеет
- Относится к легковоспламеняющимся жидкостям
- Смешивается с водой в любых соотношениях
- Ее разбавленный водный раствор называют столовым уксусом
- Ее концентрированный водный раствор относят к эссенциям
- Среди своих гомологов – самая сильная кислота
Ответ:
3 . Работа в группах Кейс № 1- «Выбери меня» время на работу 5 минут
1. Выберите два утверждения, которые справедливы для всех карбоновых кислот
1) имеют жидкое агрегатное состояние при нормальных условиях
2) содержат карбоксильную группу
3) хорошо растворимы в воде
4) вступают в реакцию со щелочами
5) содержат только атомы углерода в состоянии sp2-гибридизации
Ответ: 24
2. Выберите два утверждения, которые справедливы и для ацетальдегида, и для муравьиной кислоты
1) вступают в реакцию серебряного зеркала
2) имеют запах
3) вступают в реакции этерификации
4) изменяют окраску индикаторов
5) плохо растворимы в воде
Ответ: 12
3. Из предложенного перечня реакций, выберите две таких, в которые может вступать муравьиная кислота
1) дегидрирование
2) гидролиз
3) изомеризация
4) окисления
5) нейтрализация
Ответ: 45
4. Из предложенного перечня реакций, выберите две таких, в которые может вступать уксусная кислота
1) гидрирование
2) гидрогалогенирование
3) галогенирование
4) полимеризация
5) этерификация
Ответ: 35
5. Из предложенного перечня соединений, выберите два вещества, которые между собой могут вступать в реакцию этерификации
1) метилацетат и соляная кислота
2) пропаналь и уксусная кислота
3) фенолят натрия и хлорметан
4) гександиовая кислота и изопропиловый спирт
5) циклогексанол и уксусная кислота
Ответ: 45
6. Из предложенного перечня соединений, выберите два вещества, которые могут вступать в реакцию с гидроксидом меди (II)
1) пропанон
2) пропаналь
3) изопропиловый спирт
4) этилен
5) метановая кислота
Ответ: 25
Проверка выполнения заданий
Мы повторили только малую часть свойств карбоновых кислот, сейчас мы переходим к кейсу № 2
Работа с кейсом №2. « Найди пару» время на работу 10 минут
1.Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) CH3COOH + NaHCO3
Б) CH3COOH + Cu(OH)2
В) CH3CНO + [Ag(NH3)2]OH
ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
1) выделение газа с неприятным запахом
2) выпадение черного осадка
3) выпадение кирпично–красного осадка
4) выделение газа без запаха
5) растворение осадка
Ответ: 452
2. Установите соответствие между формулой алкена и продуктом, который образуется при его окислении. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) пропилен + KMnO4 + H2SO4
Б) бутен-1 + KMnO4 + H2SO4
В) бутен-2 + KMnO4 + H2SO4
ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ РЕАКЦИИ
1) пропаналь
2) пропионовая и уксусная кислоты
3) пропановая кислота и оксид углерода (IV)
4) уксусная кислота и углекислый газ
5) уксусная кислота
Ответ: 435
3. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, применяющимся для обнаружения этого вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
А) CH3CНO
Б) H2CO
В) C2H5COOH
РЕАКТИВ
1) фенолфталеин
2) HBr
3) FeCl3
4) сода
5) Ag2O в NH3(р-р)
Ответ: 554
4. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
А) CH3COOH и CH3C(O)СН3
Б) CH3COOH и CH3CН2OH
В) CH3CНO и CH3CН2OH
РЕАКТИВ
1) сода
2) HBr
3) FeCl3
4) [Ag(NH3)2]OH
5) H2O
Ответ: 114
5.Установите соответствие между реагирующими веществами и углеродсодержащим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮШИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
A) уксусная кислота и карбонат натрия Б) муравьиная кислота и гидроксид натрия В) муравьиная кислота и гидроксид меди (II) (при нагревании) Г) этанол и натрий |
| 1) пропионат натрия 2) этилат натрия 3) формиат меди (II) 4) формиат натрия 5) ацетат меди (II) 6) углекислый газ |
Ответ: 6462
6.Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ РЕАКЦИИ |
А) уксусная кислота и хлор Б) уксусная кислота и аммиак В) уксусный альдегид (этаналь) и аммиачный раствор оксида серебра Г) уксусная кислота и хлорид фосфора(V) |
| 1) этанол 2) ацетат аммония 3) хлоруксусная кислота 4) этилацетат 5) ацетилхлорид (хлорангидрид уксусной кислоты) 6) ацетилфосфат |
Ответ: 3225
Проверка выполнения заданий группами. 8 мин
Работа с кейсом №3. « Установи формулу»
При сжигании образца органического вещества массой 1,85 г получено 1,68 л углекислого газа (н.у.) и 1,35 г воды. Данное вещество подвергается гидролизу в присутствии серной кислоты; один из продуктов гидролиза вступает в реакцию «серебряного зеркала». На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу органического вещества;
2) составьте возможную структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение гидролиза данного вещества в присутствии серной кислоты (используйте структурные формулы органических веществ).
Ответ:
Общая формула вещества – CxHyOz
1) Найдены количества вещества продуктов сгорания и
определена молекулярная формула вещества:
n(CO2) = 1,68 / 22,4 = 0,075 моль
n(С) = 0,075 моль
n(H2O) = 1,35 / 18 = 0,075 моль
n(H) = 0,075 · 2 = 0,15 моль
m(C + H) = 0,075 · 12 + 0,15 · 1 = 1,05 г
m(O) = 1,85 – 1,05 = 0,8 г
n(O) = 0,8 / 16 = 0,05 моль
x : y : z = 0,075 : 0,15 : 0,05 = 3 : 6 : 2
Молекулярная формула исходного вещества – C3H6O2
Мы повторили свойства карбоновых кислот, решили задачу и вывели формулу органического соединения, теперь осталось подвести итоги.
4.Подведение итогов
Определение одноосновных карбоновых кислот?
С чем вступают в реакции одноосновные карбоновые кислоты?
5.Рефлексия
Кураторы команд сдают листы самоконтроля учителю, на основании которых выставляются оценки за урок.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. ( помещают туда разноцветные стикеры)
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
6.Домашнее задание. Повторить все понятия данной темы, подготовиться к контрольной работе
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Лист самоконтроля группы
Работа с кейсом № 1 | ||||||
№ задания | Задание№1 (2 балла) | Задание№2 (2 балла) | Задание№3 (2 балла) | Задание№4 (2 балла) | Задание №5 (2 балла) | Задание №6 (2 балла) |
Ответ (Ученик) | ||||||
Первый кейс- 12 баллов | ||||||
Работа с кейсом № 2 | ||||||
№ задания | Задание №1 (3 балла) | Задание№2 (3 балла) | Задание№3 (2 балла) | Задание№4 (3 балла) | Задание№5 (4 балла) | Задание№6 (4 балла) |
Ответ (Ученик) | ||||||
Второй кейс- 20 баллов | ||||||
Работа с кейсом № 3 | ||||||
№ задания | Задание №1(3 балла) | |||||
Ответ (Ученик) | ||||||
Третий кейс -3 балла | ||||||
Сумма баллов |
Оценки:
35-33 баллов- «5»
32-27 баллов- «4»
26-18 баллов- «3»
Предварительный просмотр:
Работа с кейсом №3. « Установи формулу»
При сжигании образца органического вещества массой 1,85 г получено 1,68 л углекислого газа (н.у.) и 1,35 г воды. Данное вещество подвергается гидролизу в присутствии серной кислоты; один из продуктов гидролиза вступает в реакцию «серебряного зеркала». На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу органического вещества;
2) составьте возможную структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение гидролиза данного вещества в присутствии серной кислоты (используйте структурные формулы органических веществ).
Предварительный просмотр:
Работа в группах Кейс № 1- «Выбери меня»
1. Выберите два утверждения, которые справедливы для всех карбоновых кислот
1) имеют жидкое агрегатное состояние при нормальных условиях
2) содержат карбоксильную группу
3) хорошо растворимы в воде
4) вступают в реакцию со щелочами
5) содержат только атомы углерода в состоянии sp2-гибридизации
2. Выберите два утверждения, которые справедливы и для ацетальдегида, и для муравьиной кислоты
1) вступают в реакцию серебряного зеркала
2) имеют запах
3) вступают в реакции этерификации
4) изменяют окраску индикаторов
5) плохо растворимы в воде
3. Из предложенного перечня реакций, выберите две таких, в которые может вступать муравьиная кислота
1) дегидрирование
2) гидролиз
3) изомеризация
4) окисления
5) нейтрализация
4. Из предложенного перечня реакций, выберите две таких, в которые может вступать уксусная кислота
1) гидрирование
2) гидрогалогенирование
3) галогенирование
4) полимеризация
5) этерификация
5. Из предложенного перечня соединений, выберите два вещества, которые между собой могут вступать в реакцию этерификации
1) метилацетат и соляная кислота
2) пропаналь и уксусная кислота
3) фенолят натрия и хлорметан
4) гександиовая кислота и изопропиловый спирт
5) циклогексанол и уксусная кислота
6. Из предложенного перечня соединений, выберите два вещества, которые могут вступать в реакцию с гидроксидом меди (II)
1) пропанон
2) пропаналь
3) изопропиловый спирт
4) этилен
5) метановая кислота
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : Конкретизировать и обобщить основные понятия темы Задачи урока : 1. Научиться применять полученные теоретические знаний для решения практических задач 2 .Использовать теоретические знания и практические умения для решения ЕГЭ
Эпиграф к уроку: «Ум заключается не только в знании, н о и в умении прилагать знание на деле» Аристотель
Работа групп с кейсами заданий 1 кейс : « Выбери меня» 2 кейс : «Найди пару» 3 кейс : «Установи формулу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cамоанализ открытого урока на тему «Карбоновые кислоты».
В статье дается полный самоанализ проведенного открытого урока на тему "Карбоновые кислоты"....
Cамоанализ открытого урока на тему «Карбоновые кислоты».
В статье дается полный самоанализ проведенного открытого урока на тему "Карбоновые кислоты"....
Разработка урока по теме Карбоновые кислоты, 10 класс
Урок по органической химии в 10 классе на тему "Карбоновые кислоты" с применением технологии развития критического мышления....
урок химии Практическая работа по теме "Карбоновые кислоты" 10 класс
Данный урок является составляющим курса «Органическая химия» и четвёртым в теме «Карбоновые кислоты» на данном уроке решались задачи...
План-конспект урока по теме: "Карбоновые кислоты" для учащихся 10 класса
Дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации. Разобрать строение карбоксильной группы. Рассмотреть номенклатуру и изомерию карбоновых кислот, нахождение в природе, физические и химические сво...
Задания для обобщающего урока по теме "Карбоновые кислоты. Жиры" повышенного уровня сложности.
Задания для обобщающего урока по теме "Карбоновые кислоты. Жиры" повышенного уровня сложности могут использоваться как для домашнего задания, так и для проработки материала в классе....
Разноуровневые задания для обобщающего занятия по теме "Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры"
Данные разноуровневые задания для обобщающего занятия по теме "Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры" могут успешно применяться в виде текущего контроля усвоения материала в классе или дом...