Методические подходы решения заданий на генетическую связь неорганических соединений
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс)

Краснова Наталья Николаевна

Презентация содержит анализ основных ошибок учащихся в задании 32 ЕГЭ и примеры заданий для отработки умений выполнять задания на генетическую связь неорганических соединений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические подходы решения заданий на генетическую связь неорганических соединений Краснова Наталья Николаевна – учитель химии МКОУ СОШ № 5 г. Кимовска

Слайд 2

Нормативные документы, регламентирующие выполнение задания № 32 В Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по химии задание № 32 обозначено следующими элементами: 2.2 Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа) 2.3 Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния 2.4Характерные химические свойства оксидов: оснóвных , амфотерных, кислотных 2.5 Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов 2.6 Характерные химические свойства кислот 2.7 Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных ; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 2.8 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Слайд 3

В соответствии со Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по химии в 2020 году содержание задания № 32 (в предыдущие годы предлагавшегося под номерами С2, 37, 31) направлено на оценивание умений учащихся составлять уравнения химических « реакций, подтверждающих взаимосвязь различных классов неорганических веществ» . С 2013 года по настоящее время данное задание предлагается обучающимся в текстовой форме. В задании обычно описаны четыре химических процесса. Обучающиеся самостоятельно кодируют химическую информацию при помощи формул веществ, упомянутых в тексте задания, и составляют уравнения химических реакций.

Слайд 4

Примеры заданий Хлорид фосфора ( V ) подвергли гидролизу. К полученному раствору добавили раствор гидроксида кальция. Полученный осадок отделили, а к оставшемуся раствору прилили раствор нитрата серебра. Напишите уравнения четырех описанных реакций. PCl 5 + H 2 O → H 3 PO 4 + HCl 2H 3 PO 4 + 3Ca(OH) 2 → Ca 3 (PO 4 ) 2 + 6H 2 O 2HCl + Ca(OH) 2 → CaCl 2 + 2H 2 O CaCl 2 + 2AgNO 3 → 2AgCl + Ca(NO 3 ) 2 Гашеную известь обработали фосфорной кислотой. Полученный осадок сплавили с оксидом кремния ( IV ). Кислотный оксид прореагировал с избытком угля. Полученное простое вещество растворили в концентрированной азотной кислоте, реакция протекала с выделением бурого газа. Напишите уравнения четырех описанных реакций. 3Ca(OH) 2 + 2H 3 PO 4 → Ca 3 (PO 4 ) 2 + 6H 2 O Ca 3 (PO 4 ) 2 + SiO 2 →CaSiO 3 + P 2 O 5 P 2 O 5 + 5C ( изб ) → 2P + 5CO P + 5HNO 3 → H 3 PO 4 + 5NO 2 + H 2 O

Слайд 5

Типичные ошибки, которые были допущены выпускниками в задании 32 в 2019 году • Необходимость учитывать характер среды проведения химического процесса, например при составлении уравнения химической реакции сульфита натрия с дихроматом натрия или перманганатом калия в разных средах; • Выбор вещества-восстановителя или окислителя из нескольких веществ; • Написание уравнений химических реакций разложения нитратов, например нитратов алюминия , железа(III) и др.; • Определение продуктов химических реакций из-за незнания процессов, протекающих при полном гидролизе солей, например при сливании растворов сульфата хрома( III ) и карбоната натрия; • Определение продуктов электролиза, образующихся на катоде и/или аноде, что приводило к неверному составлению общего уравнения электролиза раствора соли; • Незнание условий образования кислых, основных, средних и комплексных солей • Написание уравнений химических реакций простых веществ-неметаллов с растворами щелочей, например серы или хлора с горячим раствором гидроксида натрия.

Слайд 6

Необходимость учитывать характер среды проведения химического процесса, например при составлении уравнения химической реакции сульфита натрия с дихроматом натрия или перманганатом калия в разных средах; Выбор вещества-восстановителя или окислителя из нескольких веществ Смесь сульфита калия и оксида хрома ( III ) сплавили. Полученный твердый продукт растворили в избытке соляной кислоты. В полученный раствор добавили раствор гидроксида натрия. На выпавший осадок подействовали щелочным раствором брома. Напишите уравнения четырех описанных реакций. 1. K 2 SO 3 + Cr 2 O 3 → 2 KCrO 2 + SO 2 2. KCrO 2 + 4HCl → KCl + CrCl 3 + 2H 2 O 3. CrCl 3 + 3NaOH → Cr(OH) 3 + 3NaCl 4. 2Cr(OH) 3 + 3Br 2 + 10KOH → 2K 2 CrO 4 + 6KBr + 8 H 2 O

Слайд 7

К сульфиту калия добавили подкисленный серной кислотой раствор дихромата калия. К полученному раствору зеленого цвета добавили избыток раствора соды. Полученный осадок отфильтровали и прокалили, а затем растворили в избытке гидроксида бария. Напишите уравнения четырех описанных реакций. 1 . 3K 2 SO 3 + K 2 Cr 2 O 7 + 4H 2 SO 4 → Cr 2 (SO 4 ) 3 + 4K 2 SO 4 + 4H 2 O 2. Cr 2 (SO 4 ) 3 + 3Na 2 CO 3 + 3H 2 O → 3Na 2 SO 4 + 2Cr(OH) 3 + 3CO 2 3. 2Cr(OH) 3 → Cr 2 O 3 + 3H 2 O 4. Cr 2 O 3 + 3Ba(OH) 2 + 3H 2 O → Ba 3 [Cr(OH) 6 ] 2 Бертолетову соль нагрели с серой. Полученное газообразное вещество пропустили через бромную воду. В полученный раствор добавили перманганат калия. Наблюдали выделение газа, который прореагировал с сероводородом. Напишите уравнения четырех описанных реакций. 1 . 2 К ClO 3 + 3S → 2KCl + 3SO 2 2. SO 2 + Br 2 + 2H 2 O → H 2 SO 4 + 2HBr 3. 2KMnO 4 + 10HBr + 3H 2 SO 4 → 5Br 2 + 2MnSO 4 + K 2 SO 4 + 8H 2 O 4. Br 2 + H 2 S → S + 2HBr

Слайд 8

Бертолетову соль нагрели с серой. Полученное газообразное вещество пропустили через бромную воду. В полученный раствор добавили перманганат калия. Наблюдали выделение газа, который прореагировал с сероводородом . Напишите уравнения четырех описанных реакций. 2 К ClO 3 + 3S → 2KCl + 3SO 2 SO 2 + Br 2 + 2H 2 O → H 2 SO 4 + 2HBr 2KMnO 4 + 10HBr + 3H 2 SO 4 → 5Br 2 + 2MnSO 4 + K 2 SO 4 + 8H 2 O Br 2 + H 2 S → S + 2HBr К раствору дихромата натрия добавили концентрированный раствор гидроксида натрия, при этом цвет раствора поменялся с оранжевого на желтый. Через полученный раствор продували сероводород до выделения осадка. Часть осадка растворилась при добавлении избытка соляной кислоты. Оставшуюся часть удалось растворить в концентрированной азотной кислоте при нагревании. При этом выделялся газ бурого цвета. Напишите уравнения четырех описанных реакций. Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaOH → 2 Na 2 CrO 4 + H 2 O 2 Na 2 CrO 4 + 3H 2 S + 2H 2 O → 3S + 2Cr(OH) 3 + 4NaOH 2Cr(OH) 3 + 3 HCl → CrCl 3 + 3 H 2 O S + 6HNO 3 → H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2H 2 O

Слайд 9

Соль , полученную растворением хрома в горячей концентрированной азотной кислоте, прокалили. Образовавшийся твердый осадок смешали с твердой щелочью и сплавили. Полученный плав внесли в воду . Напишите уравнения четырех описанных реакций. 1 . Cr + 6HNO 3 → Cr(NO 3 ) 3 + 3NO 2 + 3 H 2 O 2. 4Cr(NO 3 ) 3 → 2Cr 2 O 3 + 12NO 2 + 3O 2 3 . Cr 2 O 3 + 2KOH → 2KCrO 2 + H 2 O 4. KCrO 2 + H 2 O → KOH + Cr(OH) 3 Написание уравнений химических реакций разложения нитратов, например нитратов алюминия, железа(III) и др .

Слайд 10

Оксид хрома (III) растворили в соляной кислоте. К полученному раствору прилили раствор сульфида натрия. Полученный в ходе реакции газ, сожгли в избытке кислорода; а к осадку добавили избыток раствора гидроксида калия. Напишите уравнения четырех описанных реакций. 1. Cr 2 O 3 + 6HCl → 2CrCl 3 + 3H 2 O 2. 2CrCl 3 + 3 Na 2 S + 6H 2 O→ 2Cr (OH) 3 + 6NaCl + 3H 2 S↑ 3. 2 H 2 S + 3O 2 → 2SO 2 + 2H 2 O 4. Cr (OH) 3 + 3KOH → K 3 [Cr(OH) 6 ] Определение продуктов химических реакций из-за незнания процессов, протекающих при полном гидролизе солей, например при сливании растворов сульфата хрома( III ) и карбоната натрия

Слайд 11

Металлический хром прореагировал с расплавом серы. Образовавшуюся соль внесли в воду и добавили концентрированный раствор азотной кислоты. Полученный раствор соли подвергли электролизу . Напишите уравнения четырех описанных реакций. 1. 2Cr + 3S → Cr 2 S 3 2. Cr 2 S 3 + 6H 2 O → 2Cr(OH) 3 + 3 H 2 S 3. Cr(OH) 3 + 3HNO 3 → Cr(NO 3 ) 3 + 3H 2 O 4. 4 Cr(NO 3 ) 3 + 10H 2 O (электролиз) → 4Cr + 4H 2 + 12 HNO 3 + 5O 2 Определение продуктов электролиза, образующихся на катоде и/или аноде, что приводило к неверному составлению общего уравнения электролиза раствора соли

Слайд 12

Дихромат аммония прокалили, а образовавшийся твердый остаток серо-зеленого цвета растворили в избытке щелочи. Через полученный раствор пропустили углекислый газ до выделения осадка, к которому прилили щелочной раствор бромной воды (брома ). Напишите уравнения четырех описанных реакций . 1. (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 → N 2 + Cr 2 O 3 + 4 H 2 O 2. Cr 2 O 3 + 6NaOH + 3 H 2 O → 2Na 3 [Cr(OH) 6 ] 3. 2Na 3 [Cr(OH) 6 ] +3CO 2 → 2Cr(OH) 3 + 3Na 2 CO 3 +3 H 2 O 4. 2Cr(OH) 3 + 3Br 2 + 10KOH → 2K 2 CrO 4 + 6KBr + 8H 2 O Незнание условий образования кислых, основных, средних и комплексных солей

Слайд 13

Оксид марганца ( IV ) прореагировал с соляной кислотой. Полученный газ прореагировал с горячим раствором гидроксида калия. Полученный раствор разделили на две части. В одну из них добавили раствор нитрата серебра (при этом образовался осадок бинарного соединения), а другую осторожно выпарили и получили кристаллы бертолетовой соли, которая прореагировала с соляной кислотой . Напишите уравнения четырех описанных реакций . 1. MnO 2 + 4HCl → MnCl 2 + Cl 2 + 2H 2 O 2. 3 С l 2 + 6KOH ( горячий ) → 5KCl + KClO 3 + 3H 2 O 3. KCl + AgNO 3 → AgCl + KNO 3 4. KClO 3 + HCl → KCl + Cl 2 + H 2 O Написание уравнений химических реакций простых веществ-неметаллов с растворами щелочей, например серы или хлора с горячим раствором гидроксида натрия.

Слайд 14

К раствору дихромата натрия добавили концентрированный раствор гидроксида натрия, при этом цвет раствора поменялся с оранжевого на желтый. Через полученный раствор продували сероводород до выделения осадка. Часть осадка растворилась при добавлении избытка соляной кислоты. Оставшуюся часть удалось растворить в концентрированной азотной кислоте при нагревании. При этом выделялся газ бурого цвета . Напишите уравнения четырех описанных реакций. 1. Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaOH → 2 Na 2 CrO 4 + H 2 O 2. 2Na 2 CrO 4 + 3H 2 S + 2H 2 O → 3S + 2Cr(OH) 3 + 4NaOH 3. 2Cr(OH) 3 + 3 HCl → CrCl 3 + 3 H 2 O 4. S + 6HNO 3 → H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2H 2 O Газ, полученный при взаимодействии оксида марганца ( IV ) с раствором соляной кислоты, пропустили через холодную воду. В полученный раствор внесли иод . После окончания реакции раствор осторожно выпарили, а полученное твердое вещество прокалили. Напишите уравнения четырех описанных реакций. 1. MnO 2 + 4HCl → MnCl 2 + Cl 2 + 2H 2 O 2. Cl 2 + H 2 O → HClO + HCl 3. 5HClO + I 2 + H 2 O → 5HCl + 2HIO 3 4. 2HIO 3 → H 2 O + I 2 O 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Генетическая связь неорганических веществ"

Данная презентаци может быть использована как при изучении темы "Генетическая связь неоганических веществ" в 8 классе , так и при повторении  неорганической химии....

урок по теме "Генетическая связь неорганических соединений"

конспект урока с использованием модулей ЕКЦИОР...

Опорный конспект: "Генетическая связь неорганических соединений", химия 8 класс

Опорный конспект по химии: "Генетическая связь неорганических соединений"для учащихся 8 класса - один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опорный ко...

Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений»)

В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фак...

Генетическая связь неорганических соединений. 8 класс

На базовом уровне изучения химии в 8 классе рассматривается генетическая связь между основными классами неорганических соединений....