учение с увлечением
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс)
В данной статье я предлагаю учителям химии практические советы, способствующие лучшему усвоению предмета. Особенно это пригодится начинающим учителям. В курсе химии есть материал, который трудно усваивается учащимися. Здесь я предлагаю способы для его запоминания, привлечения внимания на уроке и просто для разгрузки, когда дети устали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchenie_s_uvlecheniem.docx | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Учение с увлечением
Умение видеть новое – важная часть процесса познавания. Для начала каждый человек должен заинтересоваться предметом или явлением. Затем следует изучить его, взаимосвязь его с другими предметами или явлениями. А теперь уложить найденный факт в имеющуюся систему знаний.
Педагог может и должен составить программу обучения, опирающуюся на имеющийся у учащихся исходный базис знаний. Учащихся нужно научить работать с информацией – находить ее, применять в самых неожиданных ракурсах, соотносить друг с другом явления, на первый взгляд, совсем не связанные. Это позволяет сделать системно – моделирующий метод. Он ориентирован на модель мира учеников, на ее развитие в целом. Он учитывает знания, накопленные учениками, деятельность строится с опорой на эти знания. Но новая информация дается во взаимосвязи со всеми другими областями знаний.
Чтобы увлечь учеников изучением химии, необходимо научить их следующим умениям.
- Умение наблюдать.
Чтобы обработать новую информацию - изучить, запомнить, проанализировать, ее нужно заметить( услышать, увидеть, осязать, обонять – находить в любом воспринимаемом материале даже мало заметные, но существенные детали. В этом в химии помогает эксперимент(демонстрационный, лабораторный, домашний). Перед постановкой его следует нацелить учащихся на наблюдение: обратить внимание на признаки реакций, детали этих признаков( если газ, то какого цвета, есть ли у него запах, тяжелее или легче воздуха, растворим ли в воде и т.п. Если осадок, то какой консистенции – кристаллический, объемный, хлопьевидный, студенистый, какого он цвета, растворяется ли в кислотах. Как меняется окраска индикатора? Исчезает ли осадок? Изменяется цвет раствора, осадка и так далее) Повышению способности наблюдать, а также развитию практических умений учащихся помогает предложение учителя проделать демонстрационный опыт кому-либо из учеников под руководством учителя. По своему опыту, могу заметить, что это вызывает живой интерес у учащихся, привлекает внимание и повышает наблюдательность. Дети всегда с удовольствием экспериментируют. Также можно попросить продемонстрировать какие-либо свойства веществ согласно домашнему заданию и их пояснить. Такая проверка домашнего задания позволяет активизировать внимание и лучше усвоить информацию. Можно также использовать второго ученика в качестве ассистента, который поможет и исправит ошибки(оценки получают оба). Можно предложить им сделать самооценку, взаимооценку, а также предложить сделать это классу, проанализировав их ответ.
- Умение передавать информацию.
Есть учащиеся, которые понимают информацию, но не умеют ее изложить устно или письменно. Важность этого этапа познания особенно ярко прослеживается в химии, где используются абстрактные понятия. Здесь без знания специфического языка науки, без умения им пользоваться, не обойтись. Поэтому необходимо этому вопросу тоже уделить пристальное внимание. Термины, формулы просто заучивать скучно и неинтересно. Но необходимо.
Усилить образность восприятия поможет синестезия – способность присваивать свойства одного анализатора другому(к примеру- цветной слух). Я в своей практике часто связываю осязание и зрение. Например, чтобы запомнить знаки элементов и одновременно их принадлежность к металлам и неметаллам, предлагаю сделать карточки со знаками цветные и разной формы: знаки металлов - черные и карточки прямоугольные, а карточки неметаллов – треугольные, а знаки – красные. На уроках, во время работы с ними (в 1 четверти на каждом уроке 5 минут), учащиеся одновременно запоминают металлы и неметаллы. Аналогично можно поступить с изучением разных классов веществ:
- оксидами, кислотами, основаниями и солями;
- сильными и слабыми кислотами;
- щелочами и нерастворимыми основаниями;
- окислителями и восстановителями и т.д.
Список этот можно продолжить.
Часто вызывает трудности определение типов реакций, процесс электролитической диссоциации. Учащиеся часто путают обмен и замещение, соединение и разложение – реже. В этом случае помогают инсценировки реакций с участием детей. Если показать на карточках или просто писать уравнения на доске, объяснение привлекает меньше внимания, чем инсценировка. Как это сделать? Приглашаю детей, которые будут изображать простые и сложные вещества - мальчиков и девочек. Каждый ученик изображает один химический элемент или ион. Схемы реакций можно представить так (буквы обозначают учеников):
- Реакция соединения: А +Б = АБ;
- Реакция разложения: АБВ = А+Б+В или АБВ= АБ +В,или (А+БВ), или (АВ+Б);
- Реакция замещения: А + БВ = Б + АВ или А+ БВ = АВ+Б;
- Реакция обмена: АБ + ВГ = АГ+ ВБ.
Такие театральные постановки, конечно, занимают время. Но вполне себя оправдывают. Во-первых, никто в классе не остается безучастным к постановке, во-вторых, типы реакций больше никто не путает. А еще повышается мотивация к изучению темы. При этом постановка подкрепляется демонстрационными опытами.
Умение передавать информацию очень важно. Предлагаю детям подготовить сообщение, презентацию, опыт, составить кроссворд по теме, вопросы к теме, написать сочинение и другие творческие задания. Условие – не использовать непонятные слова и термины. Если учащийся использует их, то должен их пояснить. Обязательно анализирую в классе выступление учащегося, отмечаю достоинства и недостатки.
- Умение классифицировать информацию.
Чтобы классифицировать информацию, ее нужно разделить на определенные области и дать им названия. Потом нужно все эти области увязать в определенную структуру или схему, чтобы легче было в ней ориентироваться. Например, все сведения об углеводородах разместить в таблицу:
Название класса | Общая формула | Простейший представитель | Тип гибридизации | Угол между связями | Связи | Виды изомерии | Характерный тип реакций |
Алканы | СпН2п+2 | СН4метан | sp3 | 109o28 | одинарные | структурная | замещение |
циклоалканы | СпН2п | Циклопропан С3Н6 | sp3 | разный | одинарные | структурная | Замещение и присоединение |
алкены | СпН2п | С2Н4этилен | Sp2 | 120о | одна двойная | Структурная и геометрическая | присоединение |
алкадиены | СпН2п-2 | С3Н6 пропадиен | Sp2 | 120о | Две двойные | Структурная и геометрическая | присоединение |
Алкины | СпН2п-2 | С2Н2 ацетилен | sp | 180о | Одна тройная | структурная | Замещение и присоединение |
Арены | СпН2п-6 | С6Н6бензол | sp2 | 120о | Круговое сопряжение | структурная | Замещение и присоединение |
В таблице можно разместить сведения о химических свойствах веществ, аллотропные видоизменения элементов, типы химической связи и ряд других сведений.
Классификацию веществ можно представить как дерево, которое разветвляется на более мелкие ветки.
Также можно предложить разместить разную информацию на карте или глобусе, то есть связать ее с определенным местом на Земле.
В основе построения зрительных образов лежат методы мнемотехники – системы искусственно созданных приемов для запоминания.
- Информацию следует понимать.
Уровень развития у детей в одном классе разный и им необходимо разное время для усвоения учебного материала. Кто- то усваивает материал сразу, а кто-то этого не может. Если человек не может понять, что делать, он просто перестает интересоваться заданием. Для таких детей у меня разработан ряд обучающих карточек, которых очень подробно записан ход действий, приведены примеры решения заданий. Ими можно пользоваться при решении задач и упражнений. Такие инструкции позволяют учащимся самостоятельно усвоить пропущенный учебный материал, индивидуально работать, понять то, что не смог при объяснении учителя или пропустил.
Обучающая карточка « Основные понятия химии»
- Расчет относительной молекулярной массы ( Мr)
Чтобы рассчитать относительную молекулярную массу вещества, нужно сложить атомные массы атомов, входящих в молекулу.
Например, рассчитаем относительную молекулярную массу сульфата натрия Na2SO4 .
А) В состав структурной частицы сульфата натрия входят:
2 атома натрия, один атом серы ( около знака серы нет индекса,т. к. индекс 1 не пишется) и 4 атома кислорода.
Б) находим по периодической таблице значения относительных атомных масс элементов (Аr ) ( в правом нижнем углу клетки):
Ar (Na) = 23
Ar (S) = 32
Ar (O) = 16
В) Складываем массы атомов, входящих в состав структурной частицы:
Mr = 2Ar (Na) + 1Ar (S) + 4Ar (O) = 2*23 +32+ 4*16 = 142
- Вычисление массовых долей (w) элементов в веществе:
Для вычисления пользуемся формулой:
w = m (Э) * 100%/ mобщая , где m (Э) – масса данного элемента
mобщая - масса структурной частицы(Мr)
w(Na) = 46 * 100/ 142 = 32,4%
w(S) = 32*100/142 = 22,5 %
w(O) = 64*100/142 = 45,1
Расчеты по химическим уравнениям
Методические указания для учащихся
Пример 1. Найдите массу и объем кислорода (н.у.), который необходим для полного сжигания 4г серы.
Записываем условие задачи:
Дано: m(S)=4г
Найти: m(O2)
V(O2)
Решение: Записываем уравнение горения серы
S + O2 = SO2
Записываем данные задачи в уравнении:
4г х
S + O2 = SO2
1 моль 1моль ( число молей равно коэффициенту перед формулой)
Находим количество известного вещества( в данном случае – серы):
Формула: n = m/M, где n- количество вещества, моль
m – масса вещества, г
М – молярная масса вещества, г/моль
М(S) = 32 г/моль (из таблицы)
n(S)= 4: 32 = 0,125 (моль)
Записываем в виде пропорции соотношение реагирующих веществ:
n(S) : n(O2) = 1моль : 1моль
Находим количество искомого вещества –О2:
0,125 моль : х = 1моль : 1моль
х = 0,125 моль
Находим массу кислорода по формуле: m = n *M M(O2) = 32г/моль
m(O2) = 0,125 * 32 = 4(г)
Объем кислорода (V) найдем по формуле: V = nVm , где Vm – молярный объем. Для любых газов( при н.у.) : Vm=22,4 л/моль
V(O2) = 0,125 * 22,4 = 2,8(л)
Ответ: V(O2) = 2,8л m(O2) = 4г
Современные ученики порой не могут построить пересказ, решить задачу, образно представить прочитанное.
При решении задачи я предлагаю ее нарисовать. Тогда возникает образ. Учащийся наглядно видит, что дано и что найти.
При подготовке к практической работе учащиеся должны ее тщательно прочитать и представить, что там нужно делать. А порой они ее не читают и пытаются делать наобум. Чтобы они точно ее прочитали, я предлагаю им сделать заявку на оборудование и реактивы, нужные для работы. И выдаю им только то, что указано в их заявке. Те, кто не тщательно проанализировал текст работы, не могут выполнить ее, пока не получат необходимое. Такой подход позволяет учащимся сделать работу правильно и осознанно.
- Увлечь предметом помогают также игры на уроках, внеклассные занятия, дополнительные консультации, различные элективные курсы.
Живой интерес детей вызывает вопрос применения полученных знаний в быту.
Многие учащиеся даже после урока подходят с просьбой повторить какой-либо совет о применении веществ. У меня разработан материал о развитии бытовой компетентности учащихся, анкета для проверки ее. Надо сказать, что именно сведения о веществах, касающиеся повседневной жизни помогают на уроке увлечению детей предметом.
Академик С.П.Королев пути продвижения в науку делил на следующие этапы:
- Запомнить;
- Понять;
- Рассказать своими словами;
- Написать по памяти;
- Решать известные задачи по-иному;
- Решать более трудные задачи;
- Сформулировать рабочую гипотезу;
- Стать создателем нового.
Нужно стараться привлечь к размышлению любого ученика. Пусть он сегодня сделает простой опыт и почувствует, что он способен понять его. А завтра он сможет одолеть другую вершину. И так шаг за шагом будет постигать эту интереснейшую науку – химию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников
Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...
Учение с увлечением
Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...
Учение с увлечением
Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...
Учение с увлечением
Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...
"Учение с увлечением"
Книга для чтения...
Учение с увлечением на уроках физики.
Физика формирует творческие способности учеников, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. В э...
Инновационный проект "Учение с увлечением"
Тема проекта: "Учение с увлечением: методы проблемного обучения в освоении теоретических основ изобразительного искусства".Основная идея проекта заключается в создании проблемных ситуаций ...