Использование ИКТ в преподавнии химии
статья по химии (9 класс)
Представлена статья по использовании ИКТ на уроках химии. Рассмотрен пример урока по теме "Неметаллы" с использованием ИКТ-средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_himii_statya.docx | 53.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ в преподавании химии»
«Из опыта работы по теме «Неметаллы»
Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование? Каким должен быть учитель?
Современный урок невозможен без использования информационно-коммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.
В контексте общих проблем обучения химии в школе обсуждаются проблемы, связанные с изучением химии неметаллов, а именно: низкая мотивация к изучению химии у учащихся; временной цейтнот, недостаточное комплектование школьных химических кабинетов реагентами и оборудованием для проведения лабораторных работ и обусловленное ими повсеместное обеднение химического эксперимента при обучении химии в школе; токсичность, высокая опасность проведения ряда химических реакций, характерных для неметаллов
В качестве решения указанных проблем предлагается внедрение в традиционное обучение информационно-коммуникационных технологий.
Оптимизировать учебный процесс и реализовать идеи развивающего обучения позволяет использование компьютерных технологий. Эти технологии способствуют раскрытию и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня наглядности обучения, активизации познавательной деятельности обучающихся, способствуют прочности усвоения знаний.
Применение электронных изданий в учебном процессе значительно облегчает проведение урока, позволяет использовать дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку.
Если на уроках информатики компьютер выступает как цель образовательного процесса, то на других уроках, в частности на уроках химии, компьютер - это средство достижения учебных целей.
Традиционный инструмент преподавателя и ученика на уроке: доска, мел, ручка, тетрадь по прежнему хорош. Но сегодня инструменты могут предстать и в новом исполнении, например как видеофрагмент, презентация Power Point или как электронная SMART-доска.
Использование компьютера на уроках химии позволяет учителю решить сразу несколько задач:
- усилить интерес учащихся к изучению предмета;
- оптимально использовать время на уроке;
- позволяет вернуться к предыдущему слайду, если ребенок пропустил какой-то момент урока;
- применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний,
- заменить демонстрацию части опытов на показ их на экране, что актуально в условиях нехватки химических реактивов, или получения “ароматных” продуктов реакции;
- развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся за счет интерактивных заданий;
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационном пространстве за счет заданий, связанных с поиском информации на заданные темы и обработкой ее средствами ИКТ.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.
Модели ИКТ могут быть следующие:
∙ выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
∙ компьютерное тестирование;
∙ использование электронных сборников-тренажёров;
∙ работа с электронными энциклопедиями.
К информационным технологиям следует обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всего класса). При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показывать видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования.
Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно использовать информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) является совмещение компьютерных технологий с традиционными . Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени.
Такая интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению химии, сделав изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.
Одной из тем школьного курса химии, где есть широкие возможности для использования компьютерных технологий является тема «Неметаллы».
Тема урока: Сера и её аллотропные модификации.
Задачи урока:
- изучить физические и химические свойства серы, вспомнить явление “аллотропии”, раскрыть области применения серы;
- продолжить формирование у учащихся исследовательских навыков: проведение экспериментов, наблюдение, обобщения, умение делать выводы;
- формировать у учащихся интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, анализировать.
Средства обучения: компьютер, презентация Power Point, различные модификации серы, спирт, металлы(Al, Zn), стеклянная и фарфоровая посуда.
Ход урока
- Орг. момент
На прошлом уроке мы изучили химические свойства и получение кислорода, предлагаю сегодня об этом вспомнить.
II. Проверка домашнего задания
1. Решить почти практическую задачу, условия которой даны на доске: В лаборатории имеется по 10 граммов следующих реактивов: КСlO3, КNO3. Cколько можно получить кислорода (в литрах при н.у.)из этих реактивов?
/ решают 2 учащихся на месте, затем осуществляют взаимопроверку/
2KClO3 = 2KCl + 3O2↑
2KNO3= 2KNO2 + O2↑
Ответ: V( О2)= 3,84 л
2. Работа у доски: написать уравнения реакций получения кислорода в лаборатории.
2КМnО4= К2МnО4 + MnO2 + O2↑
2Н2О2= 2Н2О +О2↑
2НgO= 2Hg + O2↑
3. Работа по программе My Test на компьютере.
4. Закончить уравнения возможных реакций. Рассмотреть окислительно-восстановительный процесс 1 уравнения по выбору /задания на доске/.
1. N2 + O2 = 2 NO 2. Cl2 + O2 ≠
3. Pt + O2 ≠ 4. 2Na + O2 = Na2O2
5. Экспресс – опрос: /слайд №3 /
- Назвать основные физические характеристики кислорода.
- Сравнить свойства аллотропных модификаций кислорода.
- Назвать признаки реакций горения.
- Перечислить области применения кислорода.
III. Изучение нового материала
Сера, как и кислород, относится к главной подгруппе VI группы таблицы Менделеева. Общее название для этих элементов – халькогены. Исходя из свойств кислорода, прошу предсказать кратко физические и химические свойства серы и доказать, что сера является неметаллом.
1.Положение в ПСХЭ. Строение атома.
Атом серы, как и атом кислорода, содержит на внешнем электронном уровне 6 электронов. Cера не является таким же сильным окислителем как кислород... Почему?
Степени окисления серы:
- 2(окислительные свойства); 0; +2, +4, +6 (восстановительные свойства)
ZnS, FeS, Na2S; S ; SCl2, SO2, SO3
Написать на доске примеры соединений с данными степенями окисления.
2.Аллотропные модификации серы.
На слайде № мы видим, что сера существует в 3-х аллотропных модификациях. Что означает “аллотропия”, какие еще элементы образуют аллотропные модификации, назовите эти вещества (кислород – озон; сажа – карбин - графит – алмаз – фуллерен; серое и белое олово)?
Вывод: при нормальных условиях все модификации серы с течением времени превращаются в ромбическую.
3.Физические свойства серы/работа в группах/
Опыт 1. Бросим щепотку ромбической серы в воду, она не растворяется и даже не смачивается водой/ явление флотации/.
Опыт 2. Давайте посмотрим действие магнитного поля на смесь порошка серы и железных опилок . Как называется способ разделения веществ с помощью магнита? А теперь вспомним ответ о предсказанных физических свойствах серы. Все подтвердилось? /слайд № /
4. Физкультминутка/1 мин/
5. Химические свойства серы
Вернемся к строению атома серы. Исходя из него, для серы будут характерны степени окисления -2, +2, +4 и +6. (Пояснение о возбужденном состоянии атома серы ).
Поэтому в химических реакциях сера может выступать как окислитель (степень окисления минус два) смотрим слайд № , перепишите уравнения реакций и дайте названия соединениям. Посмотрим на экране фрагменты опытов образование сульфида железа(GCH 1Ab 0704Nd) и процесс демеркуризации(GCH 2Ba 2202 Nd).
Взаимодействует с металлами (искл.Au, Pt).
2 Na + S = Na2S
Zn + S = ZnS /выполнение опыта учителем/
Fe + S = FeS / просмотр видеофрагмента/
Hg + S = HgS / просмотр видеофрагмента/
Также сера может являться восстановителем (степени окисления плюс два, четыре, шесть) смотрим слайд № . Запишем уравнения реакций в тетради.
Реагирует с неметаллами (искл. азот, иод и благородные газы ):
H2 + S = H2S
S + O2 = SO2 / просмотр видеофрагмента/
S + 3F2 = SF6
Посмотрим на экране фрагмент фильма горение серы (GCH 1Ab 1002 Nd).
В каких их этих реакций сера является окислителем, а в каких восстановителем?
Сера способна в расплавленном состоянии реагировать с концентрированной серной кислотой и растворяться в концентрированном растворе щелочи . Запишите уравнения реакций со слайда № . Почему эту реакцию называют реакцией диспропорционирования?
S +2H2SO4(конц) =3SO2 + 2H2O
3S + 6NaOH = Na2SO3 + 2 Na2S + 3H2O
6. Получение /работа с текстом и самостоятельный выбор материала о способах получения серы/
1. Неполное окисление сероводорода:
2H2S + O2 = 2S↓ + 2H2O (недостаток O2).
2. Восстановление углеродом
SO2 + C = CO2 + S
3. Разложение серного колчедана /при высоких t/
FeS2 = FeS + S
4. 2Н2S + SO2 = 2H2O + 3S
6. Открытие серы и её применение/ сообщение обучающегося/
ΙV. Закрепление изученного материала. Рефлексия
Выполнить задания по уровням сложности
- На «5»: Выполнить упр. 2(учебника)
Составить уравнение реакции взаимодействия серы с бертолетовой солью KClO3, зная, что, в результате ее образуется хлорид калия и сернистый газ. Рассмотрите эту реакцию как окислительно-восстановительный процесс.
- На «4»: Уравнять ОВР методом электронного баланса:
S + HNO3 = H2SO4 + NO
3. На «3»: Закончить уравнения возможных реакций, расставить коэффициенты:
S + O2 = Al + S =
Au + S ≠ S + J2 ≠
Аргументируйте утверждение, что сера – жизненно важный химический элемент?
V. Подведение итогов. Домашнее задание
Параграф 21, упражнение 3
Подготовиться к выступлению с проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "
В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...
Использование ТКМ на уроках химии.Тема занятия « Влияет ли строение вещества на его физические свойства?» 11 класс
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.Кри...
Использование компьютера в обучении химии
Многосторонний системный подход к обсуждаемому процессу или явлению, анализ и синтез знания, сравнение, приемы классификации и систематизации, и другие методы научного познания, используемые в п...
использование ИКТ при обучении химии
Методическая презентация ИКТ на уроках химии преднпзначена для учителей химии. В не указаны проблемы, цели и задачи. Диашгностика представлена в графическом и сравнительном виде. Указаны основные форм...
Использование ИКТ в преподавании химии
Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом ...
Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"
В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....