Рабочая программа химия 8-9 класс фгос ооо
рабочая программа по химии (8 класс)
Программа предмета «Химии» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_himiya_8-9_fgos_ooo_1.docx | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предмета «Химии» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), примерной программы по химии основного общего образования М.: Просвещение, 2010.
В рамках нового образовательного стандарта для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности. Ведущую роль для предмета химии играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д., что предполагает создание условий для овладения комплексом образовательных компетенций: метапредметных, общепредметных и предметных. Данная программа обеспечивает преемственность со ступенью начального общего образования в освоении универсальных и специальных учебных действий, а также системы знаний, специфических для предметной области «Естественнонаучная» и входящего в нее предмета «Химия», на этапе основного общего образования.
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования состоят в:
1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
- формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения химии в основной школе являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
- Планируемые результаты освоения предмета «Химия»
Планируемые результаты основной образовательной программы основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию в целях определения и выявления всех составляющих планируемого результата, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты освоения учебной программы приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Блок «Выпускник научится»
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», включают круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации обучающихся и которые могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии целенаправленной работы учителя. Достижение этих результатов выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью оценки и портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня.
Единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения является успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня.
Блок «Выпускник получит возможность научиться»
В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки, что требует использования таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Выпускник научится:
• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий: «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу;
• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение вещества
Выпускник научится:
• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
• раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от с троения их кристаллических решеток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в Периодической системе и особенностей строения их атомов;
• описывать основные этапы открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность ученого;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций
Выпускник научится:
• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классификационных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению с тепеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
• составлять: уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности (цепочке) превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
• приготовлять рас творы с определенной массовой долей растворенного вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ
Выпускник научится:
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот; оснований; солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в
окислительно-восстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
2.Содержание предмета «Химия»
В содержании программы представлена инвариантная часть учебного курса и его вариативная часть, которая расширяет объем содержания, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет.
Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений.
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем.
Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Коэффициенты в уравнениях химических реакций, как отношения количеств веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции. Простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.
Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ. Кислород. Воздух. Горение. Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Водород. Вода. Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Амфотерность. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными классами неорганических соединений.
Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических элементов: щелочные металлы, галогены.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества.
Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.
Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.
Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Многообразие веществ.
Естественные семейства химических элементов металлов и неметаллов. Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов — простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на примере элементов второго и третьего периодов.
Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств металлов — простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов. Амфотерные соединения алюминия. Общая характеристика железа, его оксидов и гидроксидов.
Экспериментальная химия
На изучение этого раздела не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Разделение лабораторного эксперимента на практические занятия и лабораторные опыты, и уточнение их содержания проводятся авторами рабочих программ по химии для основной школы. Вариант конкретизации химического эксперимента и распределения его по учебным темам приведён в примерном тематическом планировании.
3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
«Химия» (140 ч согласно базисному учебному плану)
Содержание учебного предмета, курса и количество часов, отводимое на тему | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |
8 класс Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (50 ч) | ||
Тема1. Предмет химии (8 ч) | ||
Предмет химии как науки. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Описание хода эксперимента и результатов наблюдений. Оборудование школьной химической лаборатории. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Очистка веществ. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций. | Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Разделять смеси. Изучать строение пламени | |
Тема 2. Первоначальные химические понятия (12ч) | ||
Атом, химический элемент. Знаки химических элементов. Металлы и неметаллы. Молекула. Простые и сложные вещества. Химическая формула. Валентность: определение валентности по формуле бинарных соединений и составление формул бинарных соединений по валентности. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. | Различать понятия «молекула», «атом», «химический элемент». Определять валентности атомов в бинарных соединениях.Описывать простейшие вещества с помощью химических формул; простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. | |
Тема 3. Оксиды (8 ч) | ||
История открытия кислорода. Состав воздуха. Кислород как химический элемент и простое вещество. Озон. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с серой, фосфором, медью, железом, метаном. Горение и медленное окисление. Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия и пероксида водорода. Методы собирания газов: вытеснением воздуха, вытеснением воды. Оксиды: состав, номенклатура. | Исследовать свойства изучаемых веществ.Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. | |
Тема 4. Кислоты и соли (10ч) | ||
История открытия водорода. Водород - химический элемент и простое вещество. Меры безопасности при работе с водородом. Физические и химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидом меди (П), оксидом железа(Ш). Кислоты: состав, номенклатура. Классификация кислот по основности, наличию атомов кислорода в молекуле, растворимости.Кислотно-основные индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин. Окраска индикаторов в кислой и нейтральной среде.Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов.Средние соли: состав, номенклатура. Растворимость солей в воде. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии.Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. | |
Тема 5. Вода. Основания (12ч) | ||
Вода как растворитель. Растворы. Очистка воды. Аэрация воды. Химические свойства воды: реакции с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода - (П), (IV), оксидом фосфора(\/). Основания: состав, номенклатура. Классификация оснований по кислотности, растворимости. Кислотно- основные индикаторы: фенолфталеин, универсальный индикатор. Окраска индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной среде. Химические свойства оснований: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании. Генетические связи между классами неорганических веществ. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений | |
Тема 6. Естественные семейства химических элементов (8ч) | ||
История открытия естественных семейств химических элементов. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности в реакциях с кислородом, водой. Магний и естественное семейство щелочно-земельных металлов. Изменение физических свойств и химической активности щелочно-земельных металлов при увеличении относительной атомной массы. Кислород и сера. Сравнение физических свойств и химической активности кислорода и серы. Галогены - самые активные неметаллы. Изменение физических свойств галогенов с увеличением относительной атомной массы. Изменение активности галогенов с увеличением относительной атомной массы при взаимодействии с водородом, металлами. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии | |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества. (10 ч) | ||
Тема 7.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. Строение атома (8ч) | ||
Основания классификации химических элементов Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научнаяклассификация химических элементов. Две формы представления периодической системы: вербальная (периодический закон) и графическая (таблица). Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»: А- и Б-группы, периоды. Ядерная (планетарная) модель строения атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Физический смысл порядкового (атомного) номера. Современное содержание понятия «химический элемент». Массовое число, изотопы, относительная атомная масса. Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его емкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого - третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. Научный подвиг Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. | Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. Различать периоды, А- и Б- группы. Моделировать строение атома. Определять понятия «химический элемент», «порядковый (атомный) номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «периодическая система химических элементов». Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Структурировать материал о жизни и деятельности Д. И. Менделеева, об утверждении учения о периодичности. | |
Тема 8.Химическая связь (2 ч) | ||
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Заряд иона. Степень окисления. | Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка». Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка», атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка». Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью | |
Всего:70ч. из них2 ч резервное время | ||
9класс | ||
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества. (4 ч) | ||
Тема 7.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. Строение атома (2ч) | ||
Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»: А- и Б-группы, периоды. | Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. | |
Тема 8.Химическая связь (2 ч) | ||
Химическая связь. | Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка», атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка». | |
Раздел 3. Многообразие химических реакций (20 ч) | ||
Тема 9.Классификация химических реакций (8ч) | ||
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Первоначальное представление о катализе. | Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции | |
Тема 10. Химические реакции в водных растворах (12 ч) | ||
Растворы. Растворение как физико-химический процесс. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (без механизма диссоциации). Уравнения электролитической диссоциации. Свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. | Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов | |
Раздел 4. Многообразие веществ (28 ч) | ||
Тема 11. Неметаллы (18 ч) | ||
Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Галогены: строение атомов и простых веществ. Физические свойства хлора. Химические свойства хлора: взаимодействие с металлами, водородом, водой, растворами щелочей. Хлороводород: строение молекулы, способы получения. Соляная кислота и хлориды. Качественная реакция на хлорид-ион. Фтор, бром и иод. Физические свойства простых веществ. Химические свойства: взаимодействие с водородом, металлами, водой. Галогениды, качественные реакции на галогениды. Применение галогенов и их соединений. Кислород и сера: строение атомов и простых веществ. Аллотропия. Сравнение химических свойств кислорода и серы: взаимодействие с водородом, металлами, кислородом. Сероводород и сульфиды. Оксиды серы(IV) и cepы(VI). Сернистая и серная кислоты. Сульфиты и сульфаты. Качественные реакции на сульфид- и сульфат-ионы. Применение серы и ее соединений. VA-группа: строение атомов и простых веществ. Азот. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с кислородом, водородом, металлами. Аммиак: строение молекулы и физические свойства. Химические свойства аммиака: взаимодействие с кислородом без катализатора и с катализатором, с водой, кислотами. Ион аммония. Свойства солей аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Важнейшие свойства оксидов азота(П) и азота(1\/). Азотная кислота: кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион. Фосфор. Аллотропия фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее средние и кислые соли. Применение азота, фосфора и их соединений. Углерод и кремний: строение атомов и простых веществ. Аллотропия углерода. Адсорбция. Химические свойства углерода: горение, восстановление оксидов металлов. Оксид углерода(II): химические свойства, биологическое действие. Оксид углерода(IV): химические свойства, биологическое действие. Карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний, оксид кремния, кремниевая кислота и силикаты. Применение простых веществ и соединений, образованных углеродом и кремнием. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | |
Тема12. Металлы (10 ч) | ||
Общая характеристика металлов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение металлов: металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь. Общие физические и химические свойства металлов. Первоначальное представление о сплавах металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов (ряд стандартных электродных потенциалов). Электролиз растворов и расплавов, практическое применение электролиза (получение металлов, водорода, хлора, щелочей; очистка металлов). Коррозия металлов и защита от нее.Общая характеристика металлов А-групп. Сравнительная характеристика щелочных металлов. Окрашивание пламени ионами щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений. Магний и кальций: физические и химические свойства. Жесткость воды и способы ее устранения. Окраска пламени солями щелочно-земельных металлов. Применение щелочно-земельных металлов и их соединений. Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его соединений. Общая характеристика металлов Б-групп. Первоначальное представление о комплексных соединениях. IБ-группа: особенности изменения свойств простых и сложных веществ в IB-группе. Применение простых и сложных веществ, образованных элементами 1Б-группы IIБ-группа цинка. Свойства цинка и его соединений. Общее представление о кадмии и ртути. Биологическое действие кадмия, ртути и их соединений. Применение простых и сложных веществ, образованных элементами IIБ-группы. VIБ-группа. Свойства хрома, его оксидов и гидроксидов. Зависимость кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления металла. Окислительно-восстановитель-ные свойства соединений хрома. Общее представление о молибдене и вольфраме. Применение простых и сложных веществ, образованных элементами VIB-группы. VIIB-группа. Характеристика марганца и его соединений в сравнении с хромом и его соединениями. Применение простых и сложных веществ, образованных элементами VIIБ-группы. Общая характеристикаVIII Б-группы. Железо как представитель металлов VIIIБ-группы. Химические свойства железа, его оксидов, гидроксидов и солей. Качественные реакции на ионы железа(II) и железа(III). Сплавы железа - чугун и сталь. Применение железа, его сплавов и соединений. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | |
Тема13. Обобщение знаний по неорганической химии (4ч) | ||
13. Обобщение знаний по неорганической химии (4ч) | Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева как обобщение знаний о химических элементах.Обобщение сведений о строении вещества. Зависимость свойств веществ от их состава и строения. Закономерности изменения свойств простых веществ, водородных соединений, оксидов и гидроксидов в группах и периодах периодической системы. Обусловленность применения веществ их свойствами. | |
Всего:70ч. из них 8ч резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.
Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...
Рабочая программа Химия 8,9 классы Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман.Г.
Изучение химии на II ступени общего среднего образования направлено на достижение следующей цели — формирование у учащихся первоначальных знаний о составе, строении, свойствах веществ и закономерностя...
Рабочая программа Химия 10,11 классы Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман.Г.
Цель изучения химии на III ступени общего среднего образования — формирование системы химических знаний и опыта их применения, обеспечивающего общекультурное развитие личности, понимание химической пр...
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа химия 5-6 класс ФГОС.
Рабочая программа учебного предмета «Физика и химия» разработана для обучающихся 5 -6 классов (экспериментальных классов по введению ФГОС ООО) МБОУ "СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов...
Рабочая программа "Русский язык.10 класс. ФГОС", уровень- углубленный, авторская программа под редакций С.И. Львовой
Рабочая программа " Русский язык. 10 класс. ФГОС" , уровень - углубленный, авторская программа под редакцией С.И. Львовой, количество часов 102, в неделю -3 часа...