Методическая разработка урока химии "Электролиты и неэлектролиты" для учащихся 8 класса
методическая разработка по химии (8 класс)

Чернышёва Елена Юрьевна

При разработке урока использовались технологии проблемного обучения. В процессе урока школьники вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения учебных проблем. Учебные проблемы выстроены в порядке соподчинения друг другу по принципу "причина - следствие: предыдущая проблема служит причиной для постановки последующей, а последующая - следствие предыдущей. При такой организации познавательного процесса обеспечивается высокий мотивационный фон совместной работы, развивается интерес к изучаемому материалу и как следствие этого достигается высокая познавательная активность школьников и осознанное усвоение ими знаний и способов действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_elektrolity_i_neelektrolity.docx48.77 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока «Вещества электролиты и неэлектролиты»

Учебный предмет: Химия, 8класс

Урок  по содержанию обучения

 Межпредметный

По характеру реализации межпредметных связей

Узловой (обращение к межпредметным связям на каком – либо этапе урока является условием понимания нового материала)

По ведущей дидактической цели

Текущий

По ведущему методу обучения

Проблемный (школьники вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения учебных проблем)

На уроке решается несколько учебных проблем.

Они выстроены в порядке соподчинения друг другу по принципу «причина – следствие»: предыдущая проблема служит причиной для постановки последующей, а последующая – следствие предыдущей. При такой организации познавательного процесса обеспечивается высокий мотивационный фон совместной работы, развивается интерес к изучаемому материалу и как следствие этого достигается высокая познавательная активность школьников и осознанное усвоение ими знаний и способов действий.

Алгоритм постановки и решения учебной проблемы

1.Актуализация опорных знаний и способов действий

2. Создание проблемной ситуации

3. Постановка учебной проблемы

4. Решение проблемы:

А) Выдвижение гипотезы

Б) Проверка гипотезы

В) Формулировка решения

Цель урока:

Создать условия для формирования умения анализировать информацию, выделять в ней главное;

 Вовлечь учащихся в процесс выявления, постановки и решения учебных проблем.

Задачи урока:

дать понятие об электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различными типами связи; указать роль молекул воды в диссоциации веществ.

Оборудование и реактивы:прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой; NaCl кристаллический и раствор; растворы Ca(OH)2 и HCL.

Образовательные результаты:

Личностные

  • Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение химических процессов в растворах;
  • Формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
  • Формирование интеллектуальных умений;
  • Формирование чувства гордости за российскую науку.

Метапредметные:

  • Формирование умений слушать, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы;
  • Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности;

Предметные:

  • Формирование понятий «электролит» и «неэлектролит»;
  • Формирование знаний о роли воды в диссоциации веществ.

                                           Ход урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель:

Из курса физики и повседневной жизни вы имеете знания о сущности электрического тока и проводниках тока.

                                             Межпредметная беседа

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

1.Что такое электрический ток?

Это направленное упорядоченное движение заряженных частиц под действием электрического поля.

2.На какие группы подразделяют вещества по способности проводить электрический ток?

Вещества по способности проводить электрический ток подразделяют на проводники (проводят электрический ток), полупроводники (способность проводить ток у них зависит от внешних условий) и диэлектрики (не проводят электрический ток).

3.Какие из известных вам простых веществ являются проводниками электрического тока, а какие – диэлектриками?

Проводники – металлы

Диэлектрики - неметаллы

  1. Создание проблемной ситуации

Учитель: могут ли еще какие – нибудь  вещества, кроме металлов, проводить электрический ток?

Учащиеся: выдвигают различные предположения.

Учитель: для проверки выдвинутых идей предлагает провести демонстрационный эксперимент  «Исследование  электрической проводимости твёрдых веществ, дистиллированной воды и растворов веществ».

Опыт №1 – испытываем электрическую проводимость вещества с ионной химической связью (кристаллическую поваренную соль).

Опыт №2 – испытываем дистиллированную воду.

Опыт №3 – испытываем раствор поваренной соли (его готовим на глазах у учащихся путём растворения твердой поваренной соли в дистиллированной воде).

Вывод из эксперимента – создание проблемной ситуации, в основе которой лежит противоречие между знаниями учащихся о проводниках I рода и незнанием проводников II рода.

3.Постановка учебной проблемы

Учитель: почему раствор хлорида натрия. В отличие от твёрдой соли и дистиллированной воды, проводит электрический ток?

     

  4.Решение учебной проблемы – выдвижение гипотезы

Чтобы гипотеза отвечала требованию достоверности, ее выдвижению предшествует актуализация необходимых для этого знаний о виде химической связи в хлориде натрия и типе кристаллической решётки этого вещества, природе процесса растворения как взаимодействия растворителя и растворяемого вещества, а  также обсуждение результатов демонстрационного эксперимента.

                                                      Поисковая беседа

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учащихся

Почему металлы проводят электрический ток?

Потому, что в кристалле металла есть свободные (подвижные) заряженные  частицы – электроны.

Есть ли какие – либо ещё частицы, которые под действием электрического тока могут приобретать упорядоченное (направленное) движение,  подобно свободным электронам в металлическом кристалле?

Катионы и анионы

Есть ли такие частицы в составе хлорида натрия? Ответ обоснуйте на основе знаний о виде химической связи в хлориде натрия и типе его кристаллической решётки.

В узлах кристаллической решётки хлорида натрия находятся катионы натрия и анионы хлора.

Почему твёрдая соль, также содержащая в своём составе ионы,  не проводит электрический ток?

Катионы и анионы в кристаллической решётке не перемещаются.

Можем ли мы предположить, что ионы хлорида натрия оказываются свободными (подвижными) после растворения соли в воде?

Вероятно

        В результате обобщения ответов учащихся формулируем гипотезу: 

«В  узлах кристаллической решётки хлорида натрия содержаться ионы, которые высвобождаются при контакте кристаллической поваренной соли с молекулами воды, что и определяет электрическую проводимость её раствора».

        Теперь надо подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Поскольку у школьников нет необходимых для этого знаний, приступаем к рассмотрению механизма растворения вещества с ионным видом связи на примере хлорида натрия. По ходу рассказа вводим такие понятия, как диссоциация и гидратация.

Учитель:

При  растворении поваренной соли  диполи воды ориентируются противоположно заряженными концами вокруг положительных и отрицательных ионов электролита.

 

Между ионами электролита и диполями воды возникают силы взаимного притяжения. В результате химическая связь между ионами ослабевает, и происходит переход ионов из кристалла в раствор.

 

Последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей), будет такой:

 

1) ориентация молекул — диполей воды около ионов кристалла;

 

2) гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла;

 

3) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы.

Упрощённо происходящие процессы можно отразить с помощью следующего уравнения:

 

NaCl= Na++Cl−.

 

Завершаем объяснение переносом новой для школьников информации на все растворимые вещества с ионным видом химической связи.

5. Подтверждение и применение найденного решения

Учитель: предлагает учащимся выполнить задание.

Задание: предположите, растворы каких веществ проводят электрический ток?

                  NaNO3       HCL

Учащиеся: обращают внимание на то, что хлороводород – вещество с ковалентной связью, следовательно, в нём нет ионов, а значит, раствор вещества – соляная кислота – не проводит электрический ток.

Учитель: проверяем гипотезу о том, что раствор соляной кислоты не будет проводить электрического тока.

Опыт №4 - – испытываем электрическую проводимость вещества с ковалентной полярной связью (HCL).

В итоге на уроке создаётся проблемная ситуация, поскольку результаты эксперимента противоречат теоретическому предположению школьников. Поэтому сразу переходим к 3-ему этапу постановки и решения следующей межпредметной проблемы урока.

      6.  Постановка и решение второй учебной проблемы

Учитель: учебную проблему формулируем в виде вопроса

  • как объяснить тот факт, что водный раствор хлороводорода – вещества с ковалентной полярной связью – проводит электрический ток?

Учащиеся: выдвигают гипотезы

  • раствор хлороводорода проводит электрический ток, значит, в нём имеются ионы, образующиеся в результате взаимодействия хлороводорода с водой при его растворении.

У школьников,  данном случае,  отсутствуют необходимые знания для подтверждения этого вывода. Поэтому раскрываем причины электропроводности раствора кислоты и объясняем механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

Объяснение:

Аналогично электролитам с ионной связью  диссоциируют и электролиты, в молекулах которых — ковалентная полярная связь (например, молекулы хлороводорода HCl), только в этом случае под влиянием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную, и последовательность процессов, происходящих при этом, будет такая:

 

1) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита;

 

2) гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита;

 

3) ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную);

 

4) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы.

 

Уравнение диссоциации соляной кислоты:

 

HCl= H++Cl−

Объяснение завершаем введением понятия «электролит», а  также развитием содержания понятия «диссоциация»: так как раствор вещества оказывается проводником электрического тока, а само вещество, образующее такой раствор, называется электролитом, то к термину «диссоциация» обязательно добавляем термин «электролитическая».

7. Подтверждение и применение найденного решения

Правильность решения второй проблемы также необходимо доказать, для чего предлагаем аналогичное задание, но уже обобщающее результаты решения двух учебных проблем.

Задание для учащихся

Предположите, растворы каких веществ проводят электрический ток:

KOH    H2SO4     C12H22O11

Пояснение к заданию: C12H22O11 –формула сахарозы, одного из органических веществ. В его молекуле между атомами образуется ковалентная полярная химическая связь, и именно оно известно нам под названием «сахар».

Учащиеся предполагают, что все три вещества проводят электрический ток

Учитель демонстрирует опыт.

Опыт №5 – испытание электропроводности раствора сахарозы.

В результате экспериментальной проверки этого раствора создается еще одна проблемная ситуация.

                     8. Постановка и решение третьей учебной проблемы

Вопрос: почему раствор сахарозы – вещества с ковалентной полярной связью – не проводит электрический ток?

 Предположения учеников -  поскольку раствор сахарозы не проводит электрический ток, значит,  при ее растворении в воде ионы не образуются.

Учитель – подтверждает справедливость высказанной гипотезы и объясняет, почему взаимодействие сахарозы и воды не приводит к образованию в растворе свободных ионов.

Сахар состоит из молекулы сахарозы и молекулы фруктозы. Молекулы сахарозы и глюкозы образуется за счет прочных ковалентных  малополярных связей между атомами углерода, кислорода и водорода. При растворении в воде сахарозы ионов не образуется, сахароза – неэлектролит.

                            9. Подтверждение и применение найденного решения

 Предлагаю учащимся задание

  1. Электролитом не является

 

     1) https://oge.sdamgia.ru/formula/3b/3b6672f976f73cf2e899bc8e01b5b7ccp.png

     2) https://oge.sdamgia.ru/formula/a7/a7c79861783ae7c1be6ab5ad6fcd17f7p.png

     3) https://oge.sdamgia.ru/formula/5d/5dd81fb25fd34c49bf7b6191c3bbd3a2p.png

      4) https://oge.sdamgia.ru/formula/84/845977680e4a4ecfec3c0b0f98618e40p.png

2. Электрический ток проводит

          1) раствор хлороводорода

    2) расплав серы

    3) расплав оксида кремния

    4) раствор глюкозы

3. К анионам относится каждая из двух частиц:

          1) https://oge.sdamgia.ru/formula/49/4983030713d9d7c17226347bf1220115p.png

     2) https://oge.sdamgia.ru/formula/ca/ca4a73a63cb9583adc5dd2716fc84f6dp.png

     3) https://oge.sdamgia.ru/formula/6d/6decbc64889d13939f6fdecf9efe0d35p.png

     4) https://oge.sdamgia.ru/formula/4b/4bc0fc5cc075cc988e74f77cba5b27f3p.png

10. Подведение итогов урока

УЧИТЕЛЬ – на сегодняшнем уроке мы решили три проблемы, сформулированные в виде вопросов:

  1. Почему раствор хлорида натрия, в отличие от  твёрдой соли, проводит электрический ток.
  2. Как объяснить, что водный раствор хлороводорода – вещества с ковалентной полярной связью – проводит электрический ток?
  3. Почему раствор сахарозы – вещества с ковалентной полярной связью – не проводит электрический ток?

Домашнее задание: прочитать параграф 35, ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Методическая разработка урока химии для учащихся 9 классов.

Основания в свете электролитической диссоциации....

Методическая разработка урока химии в 9 классе " Электролиты и неэлектролиты".

Содержание учебного материала урока:1. Зависимость электропроводности веществ от типа химической связи.2. Понятия "электролиты" и "неэлектролиты".3. Основные положения теории электролитической диссоци...