Методическая разработка урока химии в 9 классе " Электролиты и неэлектролиты".
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
Содержание учебного материала урока:
1. Зависимость электропроводности веществ от типа химической связи.
2. Понятия "электролиты" и "неэлектролиты".
3. Основные положения теории электролитической диссоциации.
4. Механизм диссоциации веществ с ионной связью.
5. Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_uroka.docx | 19.06 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока химии в 9 классе " Электролиты и неэлектролиты".
Цель урока - сформировать основные понятия темы, используя приёмы технологии развития критического мышления.
Обучающие задачи: дать понятия "электролиты", "неэлектролиты", установить зависимость электропроводимости растворов от типа химической связи вещества, познакомить с основными положениями теории электролитической диссоциации, рассмотреть механизмы диссоциации.
Развивающие задачи: продолжить формирование речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе химического эксперимента.
Воспитательные задачи: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию экологической культуры личности, создать условия для воспитания желания активно и интересно работать.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.
Личностные УУД: грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории.
Познавательные УУД: понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах.
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, прибор для определения электропроводности растворов.
Реактивы: дистиллированная вода, хлорид натрия, твёрдый гидроксид натрия, сахароза, раствор соляной кислоты, ледяная уксусная кислота.
Содержание учебного материала урока:
1. Зависимость электропроводности веществ от типа химической связи.
2. Понятия "электролиты" и "неэлектролиты".
3. Основные положения теории электролитической диссоциации.
4. Механизм диссоциации веществ с ионной связью.
5. Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.
Этапы урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Вызов (актуализация знаний).
| Здравствуйте! Хочу предложить вашему вниманию цитату И.В.Гёте "Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приблизиться к учителю" (слайд №1). Вперёд к неизвестному! К новым знаниям! | .Включение в учебную деятельность. Учащиеся знакомятся с цитатой. При этом происходит пробуждение интереса к получению новой информации. |
На следующем слайде (слайд № 2) тема нашего урока "электролиты и неэлектролиты". Давайте подберём однокоренные слова к теме урока. Это поможет нам понять с чем ранее известным нам связаны эти новые понятия. | Учащиеся подбирают однокоренные слова к словам "электролит" и "неэлектролит" (электричество, электрон, электроника...). Высказывают мысль о том, что сегодняшняя тема связана с электричеством, может быть с электронами. | |
Вопрос: что такое электричество? (Активизация межпредметной связи с физикой). | Ответ: электричество - это направленное движение заряженных частиц. (у учащихся происходит пробуждение имеющихся знаний). | |
Все ли вещества проводят электрический ток? Как это проверить? (Организуется фронтальное обсуждение проблемного вопроса). | Учащиеся предполагают, что нет. Учащиеся участвуют в коллективном обсуждении проблемы, используют речевые средства для аргументации своей позиции. Предполагают, что надо собрать электрическую цепь с лампочкой. которая будет загораться, если вещество проводит электрический ток. | |
Сейчас мы поверим проводят ли электрический ток сахар, поваренная соль, ледяная уксусная кислота, дистиллированная вода, раствор сахара. раствор поваренной соли, раствор соляной кислоты. Учитель демонстрирует опыт "Электропроводность растворов веществ с различным типом химической связи". Учитель предлагает по ходу опыта заполнять таблицу в тетради (вещества/проводят электрический ток/ не проводят электрический ток). | Учащиеся наблюдают за демонстрационным экспериментом, учатся безопасному обращению с веществами, заполняют таблицу, анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи. | |
На основании ваших наблюдений и знаний об электрическом токе я прошу вас в парах составить кластер. Попытайтесь отразить в нем причину разности свойств. | Учащиеся составляют кластер. Взаимодействуют с партнером, делают выводы и умозаключения, дают определение понятиям. | |
Осмысление. | Учитель выписывает варианты кластеров на доске, наиболее полные оцениваются. | Учащиеся четко выражают свои мысли. |
Учитель постепенно открывает полный кластер на слайде № 3. | Учащиеся занимаются самоконтролем и коррекцией своих знаний на основании полученной информации. | |
Для объяснения особого поведения электролитов в растворе и расплаве шведский учёный Сванте Аррениус в 1887 году выдвинул теорию, которую назвал теорией электролитической диссоциации. Давайте запишем основные положения этой теории. (Слайд 4). | Учащиеся активно работают с новой информацией - составляют конспект. | |
Главной причиной электролитической диссоциации в водном растворе является взаимодействие воды с электролитом. Напомните, что собой представляет молекула воды. Учитель демонстрирует слайд № 5 с изображением диполя воды. | Учащиеся повторяют строение молекулы воды, зарисовывают в тетради диполь воды. | |
Вызов. | Рассмотрим механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере хлорида натрия. На слайде № 6 представлена так называемая перевернутая логическая цепочка.
Установите верную последовательность стадий механизма. | Учащиеся работают со слайдом №6, устанавливают верную последовательность, объясняют свои действия. |
Осмысление. | Проверка. Слайд №7. | Учащиеся производят коррекцию знаний. Записывают механизм в тетрадь. |
Вызов. | Рассмотрим механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере соляной кислоты. Поработайте со слайдом №8. Подумайте сколько стадий, что на них происходит? | Учащиеся замечают, что добавилась ещё одна стадия, на которой меняется тип связи. |
Поверка. Слайд №8 до конца. | Учащиеся корректируют знания, осуществляют самопроверку, записывают информацию в тетрадь. | |
Учитель задает домашнее задание. (слайд 9) | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | |
Рефлексия. | Составьте синквейн по вариантам. I вариант - электролиты, II вариант - неэлектролиты. Учитель напоминает правила составления синквейна (слайд № 10).
Несколько синквейнов учитель выписывает на доску. Лучшие оцениваются. | Учащиеся систематизируют и обобщают знания, строят монологическое высказывание. |
Учитель благодарит класс за работу на уроке, отмечает активных учащихся, выражает мнение относительно продуктивности каждого этапа урока. | Развитие эмпатии как осознанного понимания чувств других. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...
Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Это 2 урок в теме «Растворимость веществ. Растворы». Представлена технологическая карт...
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...
Методическая разработка урока химии "Электролиты и неэлектролиты" для учащихся 8 класса
При разработке урока использовались технологии проблемного обучения. В процессе урока школьники вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения учебных проблем. Учебные проблемы выстроены в поря...