Технология "Педагогика сотрудничества"
методическая разработка по химии (8, 9 класс)
Применение Технологии "Педагогика сотрудничества" на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология "педагогика сотрудничества" | 472.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Педагогика сотрудничества» на уроках химии
Разновидностью организации обучения в сотрудничестве является так называемая «пила». Учащиеся организуются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ученики встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются и обучают всему новому свою группу.
Помимо использования технологии обучения в сотрудничестве ее можно дополнять другими технологиями. Например: в качестве самостоятельной работы группам может быть задано составить опорный конспект/интеллект-карта на определенную часть общей темы. Или же, наоборот, учителем рассказывается кратко тема, и дается при помощи проектора опорный конспект на экране. Между группами разбивается конспект на части, и каждая из них должна дать ей полное описание, а затем со своим материалом выступить перед оставшимися учениками. При помощи схем происходит активизация «фотографической памяти» школьников, что облегчает усвоение материала и упрощает работу на уроке.
Другой вариант обучения в сотрудничестве: исследовательская работа. В этом варианте учащиеся работают в группах до шести человек. Они выбирают один из пунктов общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта часть темы разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, вносит свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. Итогом работы является, например, презентация схемы, опорного конспекта или интеллект-карты.
Интеллект-карта по теме «Оксиды»:
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами; мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи; отслеживания культуры общения внутри группы.
Таким образом, группа с самого начала имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
В данной технологии идет обучение при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.
Использование таких видов деятельности («пила», исследовательская работа) даёт возможность разнообразить работу на уроке, получить наглядную информацию.
Такой метод позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход, а так же сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Но и учитель в данной ситуации приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.
Пример сотрудничества "Ученик-ученик". Метод «Пила»
( идея диалогического размышления)
Например: урок по химии в 9 классе: "Химические свойства металлов".
Класс разбивается на 4 группы из 3 человек.
В каждую группу даются одни и те же вопросы, распределяются между учениками.
Затем ученики с1 вопросом встречаются проверяют друг у друга ответы, дополняют.
Ученики со 2 вопросом встречаются проверяют друг у друга ответы, дополняют.
Ученики с3 вопросом встречаются проверяют друг у друга ответы, дополняют.
В итоге в каждой группе каждый ученик раскрывает свой вопрос( с использованием дополнений полученных при сговоре) . Получается целостное изучение новой темы.
1 вопрос: "Как взаимодействуют металлы с кислотами"
2 вопрос: "Как взаимодействуют металлы с солями"
3 вопрос: "Как взаимодействуют металлы с простыми веществами"
(Вопросы распечатаны на листочках)
Использование такой технологии позволяет разнообразить работу на уроке, получить наглядную информацию, ускорить процесс усвоения материала, а также сразу получить готовые карточки, схемы и опорные конспекты, что помогает готовиться к проверочным работам и выполнять домашнее задание.
В итоге можно говорить о положительном влиянии применения технологии «обучения в сотрудничестве» на качество усвоения знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса
Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса Это презентация к моему выступлению на заседании педагогического совета. В своём выступлении я раскрыла вопрос...
Применение КСО на уроках математики через приём учебного сотрудничества
Изложенный материал будет интересен специалистам, работающим в классах с разным уровнем подготовки учащихся, отличающихся по национальному и социальному составу, и поможет им предупреждать неизбежные ...
Я+они=МЫ(ученическо-учительское сотрудничество)
Рассказывается об ученическо-учительском сотрудничестве, когда работа в классе строится по принципу сотрудничества, равенства, я - часть этого ученического коллектива, я – вместе с ними, я – как они....
Сотрудничество с родителями
Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная воспитанников и их родителей, не создав ...
Проектная работа на тему: «Сотрудничество педагога дополнительного образования и концертмейстера с родителями воспитанников».
Как известно,сотрудничество педагога и концертмейстера с родителями их воспитанников играет важнейшую роль в работе с любым детским или юношеским коллективом.От участия родителей зависит ...
Взаимотношения, основанные на сотрудничестве
Методическая статья...
Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно
Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...