Олимпиадные задания (муниципальный этап) 2018
олимпиадные задания по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Задания и решения с оцениванием муниципального этапа олимпиады по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_munitsipalnyy_etap_olimpiady_po_himii_2018.docx | 42.92 КБ |
resheniya_8_klass.docx | 33.01 КБ |
resheniya_9_klass.docx | 17.9 КБ |
reshenie_10_klass.docx | 71.27 КБ |
resheniya_11_klass.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(муниципальный этап 2018/2019 уч. г.)
Задания 8 класс
Задача 1.
Главная роль элемента «А» в организме определяется тем, что оно отвечает за уровень гемоглобина в крови, а также входит в состав сотни ферментов, тем самым выполняя множество важных функций. Дефицит этого элемента в организме может привести к развитию серьезных заболеваний. Если ощущаете хроническую усталость, кожные покровы бледные, есть апатия и сонливость, появились судороги, обязательно проверьте уровень гемоглобина.
В 100 г яблок содержится 2,8 мг элемента «А».
- О каком элементе идет речь?
- Рассчитайте число атомов этого элемента в яблоке массой 200 г.
- Сколько яблок массой 200 г надо съесть человеку, чтобы в организм попало 3,01 · 1020 атомов этого элемента?
Задача 2.
В лаборатории имеются образцы различных металлов. Данные об этих металлах приведены в таблице.
Вещество | Число частиц N | Масса m, г | Молярная масса М г/моль | Количество вещества n, моль | Плотность ρ, г/см3 | Объем V, cм3 |
? | 37,7 · 1023 | ? | ? | ? | 7,9 | 44,24 |
? | ? | 192 | ? | 3 | 9 | ? |
? | 3,01· 1023 | ? | ? | ? | 2,7 | 5 |
- Определите какие это металлы.
- Расположите, образцы этих металлов, по возрастанию числа атомов в них, если предположить, что они взяты одинаковым объемом.
Задача 3.
Говоря на химическом языке, химик должен правильно употреблять и специальные химические понятия. Постарайтесь восстановить абзац текста, вставив вместо каждого пробела одно из предложенных понятий (слово можно изменять, вставляя в нужном падеже и числе). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Напишите в ответе полученный текст, подчеркните вставленные слова.
Морская вода это...(1) веществ: хлорид магния, хлорид натрия, хлорид калия и другие. Каждое из этих веществ имеет ...(2) строение, которые в свою очередь состоят из ...(3) разных химических ...(4). Так, в составе этих веществ присутствуют ...(5) хлора. Также в морской воде есть …(6) – вещество, необходимое для дыхания рыб. Его …(7) состоит из двух …(8). В воздухе этого …(9) содержится 21% по объему. Человеку и животным для дыхания необходим …(10)
Список понятий: вещество, немолекулярное, смесь, ион, простое, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, грязное, азот, кислород.
Задача 4.
Определите простое вещество «А» в уравнениях реакций, проставьте коэффициенты.
1) А + О2 = ZnO 2) A + S = ZnS 3) A + HBr = ZnBr2 + H2
4) A + CuSO4 = ZnSO4 + Cu 5) A + NaOH + H2O = Na2 [Zn(OH)4] + H2
Задача 5
Соедините линиями различные названия одного вещества.
| А. Оксид азота (IV) | |
| Б. Оксид водорода | |
| В. Оксид углерода (IV) тв. | |
| Г. Карбонат натрия | |
| Д. Гидрокарбонат натрия | |
| Е. Оксид кремния (IV) | |
| Ж. Оксид алюминия | |
| З. Пероксид водорода | |
| И. Углерод | |
| К. Карбонат кальция |
1.Запишите: номера и буквы соответствующих названий;
2. Выпишите: названия оксидов и составьте их формулы
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(муниципальный этап 2018/2019 уч. г.)
Задания 9 класс
Задание 1
Определите методом электронного баланса коэффициенты в уравнении окислительно – восстановительной реакции. Укажите окислитель и востановитель.
КI + H2SO4(конц) = I2 + S + K2SO4 + H2O
Задание 2
При действии на твердое вещество А соляной кислотой образуется газ Б со специфическим запахом. На воздухе он сгорает образованием нового бесцветного газа В с резким запахом. Если через раствор последнего пропустить газ Б, выпадает осадок простого вещества Г желтого цвета. Последнее может быть получено при неполном сгорании вещества Б. При нагревании смеси вещества Г с порошком двухвалентного металла (в оксиде которого массовая доля кислорода равна 19,75%) образуется исходное вещество А. Определите вещество А. Составьте уравнения всех описанных реакций.
Задача 3
Рассчитайте объем и радиус атома натрия, исходя из предположения, что атомы имеют форму шара. Плотность натрия равна 0,968 г/см3. Объем шаров составляет 72,72% от общего объема.
Задача 4
В четырех склянках без этикеток находятся растворы следующих солей: нитрат бария, нитрат свинца, иодид калия, карбонат натрия. Используя реактивы: гидроксид натрия, серную кислоту, нитрат серебра, определите какое вещество находится в той или иной склянке.
1. Составьте уравнения всех реакций.
2. Укажите признаки каждой реакции.
Задача 5.
Составьте уравнения реакций по схемам.
Назовите вещества А, В. С и Д если известно, что вещество А входит в состав воздух (массовая доля 78%)
А + О2 = В
В + О2 = С
С + Н2О = В + Д
Д + Сu = В + …
С + Сu = В + ….
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(муниципальный этап 2018/2019 уч. г)
Задания 10 класс
Задание 1
Химический элемент состоит из двух изотопов, находящихся в атомном
отношении 16:9. Ядро первого изотопа содержит 38 нейтронов и 31 протон. Ядро второго изотопа содержит на 2 нейтрона больше. Назовите элемент и вычислите его среднюю относительную атомную массу.
(5 баллов)
Задание 2
Напишите уравнения протекающих реакций, соответствующих следующей последовательности превращений (вещества А и С – гомологи).
3 2 1 4 5 6
С2H7NO2 B A CxHy CH3Br C C3H6O
Укажите структурные формулы веществ и условия протекания
реакций (12 баллов)
Задание 3
При добавлении к 1 л бутана (200С, 1 атм) неизвестного газа объем газовой смеси увеличился в 3 раза, а ее плотность составила 1,276 г/л. Определите неизвестный газ. Как изменится плотность газовой смеси при добавлении к ней 2 л хлороводорода.
(8 баллов)
Задание 4
Смесь калия и алюминия массой 15,87 г залили 25 мл воды. В исходной смеси количество калия превышает количество алюминия в 40 раза. Рассчитайте массовые доли металлов в исходной смеси и объем газа (н.у.), который выделится после полного протекания реакций. Какой объем 0,6 М раствора соляной кислоты потребуется добавить к полученному раствору, чтобы масса выпавшего осадка максимальной. Рассчитайте массу осадка.
(10 баллов)
Задание 5
Углеводород «А», подвергаясь одновременному дегидрированию и
циклизации, превращается в соединение «Б», которое способно при нитровании образовывать взрывчатое вещество «В». При окислении вещества «Б» образуется карбоновая кислота «Г», входящая в состав сока брусники и обладающая консервирующими свойствами. Дайте названия и составьте структурные формулы всех веществ. Составьте уравнения соответствующих реакций.
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(муниципальный этап 2018/2019 уч. г)
Задания 11 класс
Задание 1
При частичном термическом разложении хлората калия в присутствии катализатора. в результате чего выделился кислород объемом 6,72 л (в пересчете на н. у.) и образовался твердый остаток. Этот остаток прореагировал с 30 %-ным раствором нитрата серебра. При этом образовалось 170 г раствора с массовой долей нитрата серебра 10 %. Определите массу исходного образца хлората калия. (10баллов)
Задание 2
Приведите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме (все известные вещества содержат хлор). Расшифруйте неизвестные вещества, укажите условия протекания реакций.
H2SO4(20%) Fe t0 Na2S H2O
HCl Cl2 CaOCl2 X1 X2 X3 NaClO3
(12 баллов)
Задание 3
Рассчитайте количество теплоты, которое выделится при разложении перманганата калия, если в результате реакции образовалось 64 г кислорода. Теплоты образования КMnO4, K2MnO4 и MnO2 равны 829, 1184, 521 кДж/моль соответственно. (5 баллов)
Задание 4
Металл массой 19,5 г растворили в разбавленной азотной кислоте, при этом кислота восстановилась до оксида азота (II) и было получено 250 мл 1,2 М раствора соли. Определите неизвестный металл и запишите уравнение вышеупомянутой реакции. Напишите уравнение реакции металла с концентрированной серной кислотой.
(8 баллов)
Задание 5
Вычислить концентрацию формиат – ионов в растворе, 1 л которого содержит 0,1 моль муравьиной кислоты и 0,01 моль хлороводородной кислоты, считая диссоциацию последней полной. Кд = 1,8 ·10−4
(15 баллов)
Предварительный просмотр:
Решения 8 класс
Задание 1
| 1 балл |
n(Fe) в 200 г = 0,1 · 10 -3 моль N(Fe) в 200 г = 0,602· 1020 | 4 балла |
m = = 1000 г или 5 яблок | 5 баллов |
Итого: 10 баллов
Задание 2
Вещество | Число частиц N | Масса m, г | Молярная масса М г/моль | Количество вещества n, моль | Плотность ρ, г/см3 | Объем V, cм3 |
Fe | 37,7 · 1023 | 349,496 | 55,81 | 6,262 | 7,9 | 44,24 |
Cu | 18,06 · 1023 | 192 | 64 | 3 | 9 | 21,33 |
Al | 3,01· 1023 | 13,5 | 27 | 0,5 | 2,7 | 5 |
- Каждая определенная величина - 1 балл, каждый металл -1 балл: 12 б
- Al, Cu, Fe 3 б
Итого 15 баллов
Задание 3
1 – смесь, 2 – немолекулярное, 3 – ион, 4 – элемент, 5 – ион, 6 – кислород, 7 – молекула, 8 – атом, 9 – вещество, 10 – кислород.
Каждый правильный ответ – 1 балл. Итого 10 баллов
Задание 4
1) 2Zn + О2 = 2ZnO 2) Zn + S = ZnS 3) Zn + 2HBr = ZnBr2 + H2
4) Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu 5) Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2 [Zn(OH)4] + H2
Каждое правильное уравнение – 2 балла. Итого 10 баллов
Задание 5
- 1К, 2Д, 3Г, 4Е, 5А, 6Б, 7И, 8Ж, 9З, 10В
Каждое правильное – 1 балл
- Оксид азота (IV) – N2О,
Оксид водорода – Н2О
Оксид алюминия – Al2O3
Оксид кремния (IV) – SiO2,
Оксид углерода(IV) – CO2
Каждое правильное – 1 балл
Итого 15 баллов
Предварительный просмотр:
Решения 9 класс
Задание 1
2I- -2e = I2 2 3 иод окисляется, KI - восстановитель
6
S+6+ 6e = S0 6 1 сера восстанавливается, H2SO4 – окислитель 3 б
6KI + 4H2SO4 = 3I2 + S + 3K2SO4 + 4H2O 2 б
Итого : 5 баллов
Задание 2
1.Предположим,что простое вещество желтого цвета - это сера 1б
2.Теперь определим двухвалентный метал через массовую долю кислорода в его оксиде:
0,1975 =
16 = 0,1975x +3,16
0,1975x = 12,84
x = 65
Метал с относительной атомной массой 65 – это Zn 4б
ZnS +2HCl = ZnCl2 + H2S
2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O
SO2 + H2O = H2SO3
H2SO3 + 2SO2 = 3S + 3H2O
Zn + S = ZnS
Каждое правильное уравнение 1 балл
Итого: 10 баллов
Задание 3
Исходя из определения плотности вещества (ρ= m/V, где m - масса вещества, V - объем, занимаемый веществом), можно рассчитать объем одного моля натрия (молярный объем) VM:
= = 23,76 см3 2 б
По условию 6,02 ·1023 атомов натрия занимают объем, равный 23,76 ·0,7272 = 17,28 см3, следовательно, объем одного атома натрия составит
V = 17,28/ 6,02 ⋅ 1023 = 28,7 ⋅ 10 -24 см3 4 б
Радиус атома натрия (R) рассчитывается исходя из формулы
R(Na) = = = = 1,9 4 б
Итого 10 б
Задание 4
Вa(NO3)2 | Pb(NO3)2 | KI | Na2CO3 | |
NaOH | - | Белый осадок | - | - |
H2SO4 | Белый осадок | Белый осадок | - | Выделение газа |
AgNO3 | - | - | Желтый осадок | Светло – желтый осадок |
Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HNO3
Pb(NO3)2 + H2SO4 = PbSO4 + 2HNO3
Pb(NO3)2 + 2NaOH = Pb(OH)2 +2 NaNO3
AgNO3 + KI = AgI + KNO3
2AgNO3 + Na2CO3 = Ag2CO3 + 2NaNO3
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2 + H2O
Таблица 4 балла Уравнения каждое по 1 баллу
Итого: 10 баллов
Задание 5
N2 + О2 = 2NO
2NO + О2 =2 NO2
3NO2 + Н2О = NO + 2HNO3
4HNO3 + Сu = 2NO2 + Cu(NO3)2 + 2H2O
2NO2 + 4Сu = N2 + 4CuO
Каждое уравнение 2 балла Итого: 10 б
Сумма:45 баллов
Предварительный просмотр:
Решение 10 класс
Задание 1
Галлий - 69 и галлий - 71 2 б
Аr = 16 ⋅ 69 + 71⋅ 9/ 16 + 9 = 69,72 3 б
Итого: 5 баллов
Задание 2
1500o
1. 2СH4 HC≡CH + 3H2
H+, Hg+2
2. HC≡CH + H2O CH3− CHO
t
3. CH3− CHO + 2[Ag(NH3)2]OH CH3− COONH4 + 2Ag + 3 NH3 + H2O
h√
4. СH4 + Br2 CH3Br +HBr
5. CH3Br + HC≡CNa HC≡C – CH3 + NaBr
H+ Hg+2
6. HC≡C – CH3 + H2O CH3 – C(O) – CH3
Каждое уравнение 2 б
Итого: 12 баллов
Задание 3
Рассчитаем среднюю молярную массу смеси. Воспользуемся уравнением Клапейрона – Менделеева:
отсюда M = ρRT / p = 1,276 ⋅ 8,31 ⋅ 293 / 101,3 = 30,67 г/моль. 3 балла
Поскольку по условию объем газовой смеси увеличился в 3 раза, было добавлено 2 л газа и объем смеси стал равен 3 л. Средняя молярная масса смеси:
Мср. = М1V1+M2V2 / V1 + V2 = 58⋅1 + M2 ⋅ 2 /3 =30,67
Получаем М2 = 17г/моль, что соответствует аммиаку NH3. 3 баллов
При добавлении к смеси 2 л хлороводорода происходит реакция с образованием твердой соли:
NH3 + HCl = NH4Cl
Оставшийся газ – бутан, его плотность равна
ρ= рМ/RT = 101,3 ⋅ 58/ 8,31 ⋅ 293 = 2,431 г/л 2 балла
Итого: 8 баллов
Задание 4
2K + 2H2O → 2KOH + H2↑
2Аl+ 2KOH + 6H2O → 2K[Al(OH)4] + 3H2↑ 1 балл
Обозначим количество алюминия за х моль, тогда количество калия - 40 х моль, тогда
m(смеси) = m(K) + m(Al) = 40x ·M(K) + х ⋅ M(Zn) = 40x⋅39 + 27 x=`1587 x = 15,87
1 балл
отсюда x = n(Al) =0,01 моль, n(К)= 0,4 моль
Массовые доли металлов в смеси:
w(Al) = m(Al) / m(смеси) = 27 ⋅ 0,01 / 15,87 = 0,017 (1,7%)
w(K) = 0,983 (98,3%) 2 балла
Количество выделившегося водорода:
n(H2) = 0,5 ⋅ 40 x + 1,5 x = 0,215 моль
его объем:
V(H2) =0,215 ⋅ 22,4 = 4,816 л 2 балла
При добавлении к полученному рас твору соляной кислоты происходят следующие реакции:
КОН + НCl → KCl + H2O
K[Al(OH)4] + 2HCl → 2KCl + Al(OH)3↓ + H2O 1 балл
Чтобы масса осадка Al(OH)3 была максимальной, необходимо, чтобы при подкислении раствора комплекс был полностью разрушен, но гидроксид алюминия не вступил в реакцию с соляной кислотой.
n(НCl) = n(КОН) + n(K[Al(OH)4]) = 0,39 + 0,01 = 0,4 моль
V(HCl) = n / C = 0,4 / 0,6 = 0,667л 2 балла
Определим массу осадка:
n(Al(OH)3) = n(Al) = 0,01 моль
m(Al(OH)3) = n ⋅ M =0,01 ⋅ 78 = 0,78 г 1 балл
Итого: 10 баллов
Задание 5
«А» - гептан H3C–СН2-CH2–CH2–CH2–CH2–CH3 | «В» - тротил (тринитротолуол) |
«Б» - толуол
| «Г» - бензойная кислота |
8 баллов
1.
2 балла
2.
3. 2 балла
3 балла
Итого: 15 баллов
Сумма: 50 баллов
Предварительный просмотр:
Решения 11 класс
Задание 1
1) Записаны уравнения реакций:
2KClO3 = 2KCl + 3O2 AgNO3 + KCl = AgCl + KNO3 1 балл
2) Рассчитано количество вещества хлорида калия в твердом остатке и количество вещества нитрата серебра в конечном растворе:
n ( O2 ) = 6,72 / 22,4 = 0,3 моль n (KCl) = 2/3 n(O2 ) = 0,2 моль
m (KCl) = n ∙ M = 0,2 ∙ 74,5 = 14,9 г 2 балла
m (AgNO3 в конечном р-ре) = 170 ∙ 0,1 = 17 г
n (AgNO3 в конечном р-ре) = 17 / 170 = 0,1 моль 1 балл
3) Вычислена масса исходного раствора AgNO3 и масса осадка:
n(AgNO3 прореагировало) = n(KCl) = 0,2 моль
n(AgNO3 в исходном р-ре) = 0,1 + 0,2 = 0,3 моль
m(AgNO3 в исходном р-ре) = 0,3 ∙ 170= 51 г 2 балла
m исходного р-ра = 51 / 0,3 = 170 г
n(AgCl) = n(KCl) = 0,2 моль m(AgCl) = 0,2 ∙ 143,5 = 28,7 г 1 балл
4) Вычислена масса исходного образца KClO3:
m остатка = m конечного раствора - исходного раствора + m(AgCl) = 28,7 г
m(KClO3 остатка) = 28,7 – 14,9 = 13,8 г
n(KClO3 разл.) = n(KCl) = 0,2 моль m(KClO3 разл.) = 0,2 ∙ 122,5 = 24,5 г
m(KClO3 ) = 24,5 + 13,8 = 38,3 г 3 балла
Итого: 10 баллов
Задание 2
1. MnO2+4HCl = MnCl2+Cl2+2H2O или
2KMnO4+16HCl = 2MnCl2+2KCl+5Cl2+8H2O
2. Ca(OH)2 + Cl2 → CaОCl2 + H2O
3. CaОCl2 + H2SO4 = CaSO4 + Cl2 + H2O
4. 3Cl2 + 2Fe = 2 FeCl3
5. 2FeCl3 + 3Na2S + 6 H2O = 2Fe(OH)3 + 3H2S + 6NaCl
6. NaCl+3H 2O электролиз NaClO3+3H2
Каждое уравнение 2 балла Итого: 12 баллов
Задание 3
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
По закону Гесса: ΔН = 1184 + 521 – 2 ⋅829 = 47 кДж
Если в результате реакции получается 1 моль кислорода, то выделяется 47 кДж, по условию задачи n(O2) = 32г/64г/моль = 2 моль. Следовательно выделяется 94 кДж. Итого: 5 баллов
Задание 4
Схема произошедшей реакции:
Ме + НNO3(разб.) → Me(NO3)x + NO↑ + H2O 1 балл
Количество полученной соли будет равно количеству взятого металла
n(Me) = n(Me(NO3)x) 1 балл
Найдем количество полученной соли:
n(Me(NO3)x) = с⋅ V = 1,2 ⋅ 0,250 = 0,3 моль 1 балл
Рассчитаем молярную массу металла:
M(Me) = m/n = 19,5 / 0,3 = 65г/моль – это цинк 1 балл
Реакции с концентрированными азотной и серной кислотами:
Zn + 4НNO3(конц.) → Zn(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O 2 балла
Zn + 2Н2SO4(конц.) → ZnSO4 + SO2↑ + 2H2O 2 балла
Итого: 8 баллов
Задание 5
Уравнения диссоциаций кислот имеют вид:
HCOOH ⇔ HCOO− + H+;
HCl⇔ Cl− + H+. 1 балл
При введении в раствор слабого электролита HCOOH раствора сильного электролита НСI (т.е. ионов H+), одинаковых ионов, образующихся при диссоциации муравьиной кислоты, равновесие диссоциации последней нарушается и смещается в направлении образования недиссоциированных молекул, так что степень диссоциации слабого электролита уменьшится.
Таким образом, при прибавлении 0,01 М раствора НСI к 0,1 М раствору HCOOH приведёт к повышению концентрации ионов водорода и, согласно правилу Ле Шателье, равновесие диссоциации сместится влево, в сторону увеличения концентрации молекул муравьиной кислоты. 2 балла
Концентрацию ионов H+ и HCOO− при диссоциации HCOOH обозначим через x моль/л.
Тогда концентрация недиссоциированных молекул HCOOH будет равна (0,1 – x)моль/л. 2 балла
Общая концентрация ионов H+ будет слагаться из двух величин: из концентрации, создаваемой при диссоциации HCOOH, и из концентрации, создаваемой при диссоциации НСI, т.е. (0,01 + x). Подставим полученные значения концентраций в выражение константы диссоциации HCOOH, рассчитаем значение x, получим:
2 балла
К= = = 1,8 ⋅ 10−4 2 балла
Степень диссоциации муравьиной кислоты мала, поэтому можно считать, что х – малая величина:
0,01 + х 0,01, а 0,1 – х 2 балла
Приняв это допущение имеем:
0,01 ⋅ х/0,1 = 1,8 ⋅ 10−4 2 балла
Откуда: х = 1,8 ⋅ 10−3 моль /л 2 балла
Итого: 15 баллов
Сумма баллов: 50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания муниципального этапа олимпиады школьников по истории. 2017-2018 уч.год
Задания муниципального этапа олимпиады школьников по истории. 8 класс...
Состав муниципальной предметно-методической комиссии по разработке олимпиадных заданий в 2017-2018 уч. году
Состав муниципальной предметно-методической комиссии по разработке олимпиадных заданий для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 учебном году...
Фактический состав муниципальной предметно-методической комиссии по разработке олимпиадных заданий в 2017-2018 уч.году
Фактический состав муниципальной предметно-методической комиссии по разработке олимпиадных заданий для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 учебном году....
Приказы об итогах ВОШ (муниципальный этап) 2018-2019 уч.г
Приказ Управления образования об итогах муниципального этапа ВОШ в 2018-2019 учебном году...
Олимпиадные задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников для 5 класса 2019 год
Олимпиадные задания представляют собой набор заданий по чтению, аудированию, письму, страноведению. Задания на знание основных грамматических конструкций. Учащиеся, участвующие в олимпиаде должн...
Олимпиадные задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников для 5-6 классов 2020 год
Олимпиадные задания предназначены для хорошо подготовоенной группы учащихся. Задания по чтению настраивают учащихся на поиск необходимой информации, в письменном задании ученики показывают знание осно...
2022 - 2023 г. Семинар для участников муниципального этапа ВсОШ "Разбор формата олимпиадных заданий муниципального этапа ВсОШ"
Ежегодно со своими учащимися-участниками всех этапов Всероссийской олимпиады школьников я провожу разбор олимпиадных заданий: аудирования, чтения, лексико-грамматической части, письменной и устной час...