Урок "Атом. Строение ядра атома"
план-конспект урока по химии
В ГАПОУ МО "МСК имени Момота Н.Е." обучаются студенты с нарушениями слуха инклюзивно.Инклюзивный урок для обучающихся с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с затрудненным, неполноценным восприятием на слух материала на ряду с обучающимися с нормальным слухом. Таким обучающимся рекомендовано обучаться в сопровождении переводчика русского жестового языка (сурдолога). Без сопровождающего учебный процесс для таких студентов крайне затруднен или просто невозможен. Поэтому выбор методов обучения осуществляется мной в зависимости от содержания изучаемой темы и форм обучения (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа, индивидуальная консультация). Без участия специалиста возникают трудности. На мой взгляд, в данном случае, при изучении предметов наиболее продуктивными являются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (лекция, работа с литературой, наглядным пособием и т. п.)
- репродуктивный (студент получает знания в готовом виде);
- частично-поисковый (развитие познавательной деятельности по схеме, образцу).
Очень важно мотивировать данную категорию обучающихся на изучение материала, вовлекать их в общий процесс обучения на уроке, а также проявлять интерес к их речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atom._stroenie_atoma.yadro_.docx | 820.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Атом. Строение атома.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: Сформировать представление о строении атома.
Задачи:
1.Способствовать формированию представлений о сложности строения атома, формированию умений определять состав атома химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
2. Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать самостоятельно и представлять информацию в наглядном виде.
3.Воспитывать формирование у школьников основ материалистического мировоззрения, воспитание нравственных качеств личности, развитие познавательных интересов, способностей, самостоятельности и творчества.
- Коррекционно-развивающие задачи предполагают активизацию их мыслительной деятельности, формирование слухового восприятия и навыков чтения с губ.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуй, имя! Я рада тебя видеть сегодня на уроке.
Не забывай, если тебе что-то не понятно - просто подними руку.
- Актуализация.
Можешь ли ты ответить на вопрос?:
«Из чего всё состоит?»
Ещё 2,5 тысячи лет назад философ Демокрит предположил, что все вокруг состоит из маленьких неделимых частиц – «атомов». И он оказался прав. Все состоит из атомов, НО атом (как выяснили ученые позже) делится. Энергия атома может использоваться по-разному: производить тепло, электроэнергию, сохранять пищу, находить новые ресурсы, обнаруживать мины или использоваться в качестве медицинского лечения.
- Мотивация.
Сегодня на уроке ты узнаешь из каких частиц состоит атом, научишься рисовать схему атома, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева (таблица Д.И.Менделеева)
Давай начнем.
- Изучение нового материала.
Как выглядит атом?Посмотри на рисунок.
А сейчас:
Рассмотри рисунок. Это атом Лития (Li). Найди его в Периодической таблице Д.И. Менделеева.
- Строение атома:
Зарисуй эту схему строения атома в тетрадь.
- Запиши в тетрадь.
В центре атома находится ядро. Вокруг ядра электронная оболочка.
Ядро состоит из: протонов (с зарядом «+») и нейтронов (без заряда).
Электронная оболочка состоит из электронов (с зарядом «-»)
- Откроем Периодическую таблицу химических элементов. Отметим себе, что порядковый номер элемента, это не просто номер по порядку, а он имеет смысл.
Запиши схему в тетрадь.
- Порядковый номер =числу протонов = числу электронов.
- У ядра есть заряд. Какие частицы отвечают за заряд ядра? Посмотри внимательно схему строения атома.
За заряд ядра отвечаю протоны. Заряд ядра положительный (со знаком +)
- Как посчитать число нейтронов?
Число нейтронов = Относительная атомная масса - число протонов
- Посмотри на схему строения атома Лития и поробуй посчитать:
Запиши в тетрадь
Число протонов = 3, Заряд ядра (Z) = +3
Число электронов = 3,
Относительная атомная масса = 6, 941 или 7 (округлим)
Число нейтронов = Относительная атомная масса - число протонов = 7-3 = 4
Еще раз посмотри на схему строения атома Лития и сравни числа.
- Заполни таблицу в тетради, пользуясь Периодической таблицей Д.И. Менделеева (есть у тебя на столе):
Литий (Li) | Кислород (O) | Железо (Fe) | Аргон (Ar) | |
Число протонов | 3 | |||
Заряд ядра | +3 | |||
Число электронов | 3 | |||
Относительная атомная масса | 7 | |||
Число нейтронов | 4 |
- Ответь на вопрос:
- Работа с классом: ребята поочереди пишут у доски номер, указывая что это: порядковый номер или число протонов или число электронов. Остальные ребята угадывают химический элемент. Подними руку и прими участие :)
Выводы: Прочитай и постарайся запомнить.
1. Атом – это сложная система, состоящая из ядра и электронной оболочки.
2. Ядро находится в центре атома и имеет очень маленький размер, но почти вся масса атома сосредоточена в ядре.
3. Ядро имеет положительный заряд, величина которого равна числу протонов в нем.
4. Электроны движутся вокруг ядра, имеют очень маленькую массу и размеры, обладают отрицательным зарядом.
5. Атом электронейтрален, число протонов равно числу электронов и равно порядковому номеру элемента.
- Рефлексия.
Придумай к слову «атом»:
1. 1 глагол.
2. 1 прилагательное.
Домашнее задание:
Нарисуй и подпиши частицы атома Неона (Ne)
Не забудь сдать мне тетрадь, я проверю выполненные задания.
Я жду тебя на следующем уроке.
Тестовые задания:
Заряд ядра атома азота равен :
а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11
Число протонов в ядре атома криптона :
а ) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6
Число нейтронов в ядре атома цинка :
а) 8 б) 35 в)11 г)30 д)4
Число электронов в атоме железа :
а) 11 б)8 в)56 г)26 д)30
https://www.sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no43-periodiceskij-zakon-d-i-mendeleeva
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок+презентация по биологии "Строение ядра клетки. Хромосомный набор" для 9 класса
Данная разработка позволяет провести урок биологии в 9 классе по изучению строения ядра клетки. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. сформировать понятие и строении и функциях клеточного ядра. 2. представление о я...
Самостоятельная работа в 11 классе на тему:"Строение ядра.Ядерные реакции"
Представленный материал проверяет знания учащихся 11 класса о строении ядра атома, альфа- и бетта- распадов, написание ядерных реакций....
Обзор методической литературы по теме: "Строение ядра"
В статье представлен обзор методической литературы по теме: "Строение ядра эукариотической клетки", выявлено как изменялась структура урокасо временем....
Информационная карта по физике. 12 класс. Строение ядра атома.
Краткое изложение темы "Строение ядра атома" в 12 классе вечерней (сменной) школы. Использованы материалы Интернета....
План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....
Урок №78 Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». 9 класс гуманитарный профиль
В рамках дистанционного обучения разработан краткий план занятий для обучающихс 9 класса гуманитарного профиля с использование видео материалов....
Презентация Ловцовой А.Ф. по теме. "Первоначальные сведения о строении вещества (Строение вещества. Атомы и молекулы)"- для 5 класса по естествознанию.
Презентацию Ловцовой А.Ф. по теме. "Первоначальные сведения о строении вещества (Строение вещества. Атомы и молекулы)". Для 5 класса по естествознанию - можно найти по ссылке- https://...