Обзор методической литературы по теме: "Строение ядра"
статья по биологии по теме
В статье представлен обзор методической литературы по теме: "Строение ядра эукариотической клетки", выявлено как изменялась структура урокасо временем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzor_literatury.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Обзор методической литературы по теме: «Строение ядра эукариотической клетки»
Материал подготовила
учитель биологии Колчанова Н.О.
Ивдель 2013
Обзор методической литературы по теме «Строение ядра эукариотической клетки»
Тема «Строение ядра» одна из самых популярных и актуальных тем современной биологии и генетики. На основе данного материала идет изучение генетических особенностей различных организмов, хромосомных мутаций, патологий, связанных с их строением и многое другое. Помимо этого данный вопрос один из важнейших и интересных вопросов в школьном курсе биологии. Достаточно большому количеству учеников, которые любят биологию и все, что с ней связано, интересна такая область как цитология и в первую очередь строение ядра, какие процессы и благодаря каким механизмам в нем протекают. Основной же задачей учителя является не отбить желание ребенка изучать понравившуюся ему тему. В связи с такой постановкой задачи необходимо правильно построить ход урока. Так как же правильно построить урок и заинтересовать учеников? Безусловно, в разные эпохи эта и многие другие темы по биологии и не только преподавались по-разному ввиду знаний науки относительно них. Чтобы разобраться в данном вопросе нами была изучена методическая литература [1, 2, 3, 4, 5,11, 16] и журналы «Биология в школе» за последние 40 лет [6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17,19].
Для создания продуктивного урока по данной теме в разные года использовались разные методы и способы передачи информации учащимся. У каждого учителя были и есть индивидуальные методики раскрытия темы, но так или иначе они все подобраны с учетом требований федерального, регионального и школьного компонентов. Сравним, как с течением времени изменялся план урока по данной теме. Поскольку в методической литературе за 60-е года по теме «Строение ядра» ничего не обнаружено, то начнем рассмотрение планов урока на данную тему с начала 70-х годов прошлого века. Для начала разберем, какие составляющие входили в план-конспект за период от 70-х г.г. до настоящего времени. В 70-е года план урока включал в себя следующие разделы: содержание урока, методы и методические приемы, оборудование урока. Урок на тему «Ядро и его элементы. Особенности строения растительной клетки» выглядел следующим образом (приложение 1). В 80-е и 90-е г.г. основные моменты были следующие: задачи, оборудование, методические рекомендации, которые включают в себя проверку полученных знаний, изучение нового материала, закрепление полученных знаний, задание на дом. В настоящее время план урока выглядит немного иначе. Появилась цель урока, задачи подразделяют на образовательные, развивающие и воспитательные, но в большинстве методических разработках указывается только цель урока. Оборудование заменили средства обучения, а методические рекомендации включают в себя организационный момент, актуализацию знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, итог урока (рефлексия) и домашнее задание. Следует отметить, что в последнее время планы уроков стали более развернутые, нежели ранее.
Теперь рассмотрим задачи урока и цели урока. В 70-х годах ни в одной из разработок не было указано ни целей, ни задач урока. В 80-х годах задачи формулировались следующим образом: сформировать знания о ядре как важном компоненте клетки, о его строении и роли в клетке, о двух периодах в жизни клетки, о состоянии ядра в период интерфазы и в период деления клетки, о клетках эукариот и прокариот [14]. В 90-е годы задачи стали звучать более лаконично и кратко: углубить знания о строении ядра, его функциях [6]. В современной методической литературе постановка цели урока звучит так же как задачи урока в 90-х годах.
Со временем менялось и оборудование. Применяемое на уроке оборудование зависело от материальной базы школы. В 70-е года использовались таблица «Строение ядра», диаскоп, кинофрагмент «Определение роли ядра», диафильм «Строение и химический состав клетки. Вирусы». В 80-х годах оборудование для продуктивного урока немого изменилось таблицы по общей биологии, модель – аппликация «Строение клетки», диафильм «Клетка, ее органоиды». В 90-х годах предлагалось следующее оборудование: таблица, иллюстрирующая строение растительной клетки, кинофильм «Растительная клетка», диафильм «Строение и жизнь растительной клетки». В современной школе также как и раньше на уроках используются таблицы по общей биологии, добавились компьютер, проектор, компьютерные презентации.
Изменились и методические приемы и рекомендации по проведению урока на тему «Строение ядра». Методическая разработка урок 70-х годов представлена в приложении (приложение 1). В 80-е годы объяснение темы урока выглядело следующим образом: I. проверка знаний о клетке как структурной и функциональной единице живого, о строении и роли основных органоидов, о связи между ними, о сходстве в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий и их отличительных особенностях; проверка умений обосновывать вывод о материальном единстве живой природы, готовить и рассматривать микропрепараты. (Рассказ учащихся, заполнение на доске таблицы сведениями о строении и функциях органоидов клетки, приготовлении микропрепаратов, настройки микроскопов). II. Проверка знаний о строении клетки; обсуждение вопроса: в каких частях и органоидах клетки вещества: а) окисляются; б) синтезируются; в) перемещаются; г) накапливаются в запас? Изучение нового материала. III. Изучение нового материала. Ядро - важнейший структурный компонент клеток растений, животных и грибов. (Беседа с опорой на знания учащихся о строении клетки, полученные из предыдущих разделов биологии, демонстрация таблицы, модели-аппликации, кадров диафильма, нахождения учащимися ядра на рис. 51,52 учебника.) Интерфаза- период между делениями клетки, строение и функции ядра в этот период. Наличие ядерной оболочки, ядерного сока, ядрышка, хромосом. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы и модели-аппликации, кадров диафильма, нахождения учащимися на рис. 51 основных компонентов ядра.) Наличие пор в ядерной оболочке – важнейшее условие непрерывного обмена веществ между ядром и цитоплазмой. (Рассказ учителя с зарисовкой на доске фрагмента ядерной оболочки с мельчайшими порами). Значение хромосом в передаче наследственной информации от материнской клетки к дочерней. (Беседа на основе восстановления знаний о хромосомах, полученных учащимися при изучении предшествующих разделов биологии, темы «эволюционное учение»; показ хромосом на таблице, модели- аппликации и рис. 79,80 учебника.) Синтез молекул белка, нуклеиновых кислот, увеличение числа митохондрий, хлоропластов и других органоидов в период интерфазы. Закрепление знаний о строении ядра в период интерфазы, роли ядерной оболочки, хромосом в клетке, о синтезе белка, нуклеиновых кислот и других органических веществ в период интерфазы. (Беседа с показом учащимися на таблице частей ядра, нахождение ядра в растительной и животной клетке). IV. Задание на дом. Прочтите параграф 40 учебника, запомните особенности строения ядра в интерфазе, процессы, происходящие в нем в этот период. Повторите параграфы 36-39. При повторении используйте занесенные в таблицу сведения об особенностях строения и функциях органоидов клетки для лучшего запоминания материала о клетке как структурной и функциональной единице живого [14].
В 90-е г.г. урок выглядел таким образом: I. Проверка знаний о строении клетки; обсуждение вопроса: в каких частях и органоидах клетки вещества: а) окисляются; б) синтезируются; в) перемещаются; г) накапливаются в запас? II. Изучение нового материала: 1.Строение ядра: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хромосомы. 2. Функции ядра. III. Задание на дом: прочтите параграф 9 учебника Д.К. Беляева; 1. Охарактеризуйте строение ядра. 2. Назовите функции ядра. IV. Задание на дом: прочтите параграф 9 учебника Д.К. Беляева; 1. Охарактеризуйте строение ядра. 2. Назовите функции ядра [6].
В современной же школе на выбор учителя для проведения уроков данные темы предлагаются методики как прошлых лет, так и новые, помогающие детям лучше вникать в материал. Одним из новых методов является модульное обучение [6]. При модульном обучении содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель в модульном обучении формируется для учащегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать,
Взаимодействие ученика и учителя осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего. Благодаря модульному обучению ученик максимум времени работает самостоятельно, а также модульное обучение способствует развитию у школьника таких качеств как целеполагание, самопланирование, самоорганизацию и самоконтроль. Целью модульного обучения является содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Примером модульного обучения можно представить урок «Строение и функции ядра» (приложение 2).
Исходя из вышесказанного, можно отметить постепенную эволюцию взглядов на преподавание и методов передачи знаний учащимся. Кроме того, меняется роль учителя, то есть постепенно он перестает быть просто источником информации и со временем становится наставником, а затем просто помощником в получении знаний.
Существует множество мнений и взглядов на преподавание биологии в школе. В настоящее время в современной школе большое разнообразие учебных программ и каждый учитель сам ее подбирает для своей работы. В связи с этим, в разных школах разные программы по биологии.
Для старших классов разработаны следующие программ учебные программы: учебно – методический комплекс по биологии под ред. Д.К. Беляева и др. Базовый уровень; учебно – методический комплекс по биологии под ред. Пономаревой, И. Н. Корниловой О. А. Лощилиной Е. Н.; учебно – методический комплекс по биологии под ред. В.В. Пасечника для основной школы и базового уровня 10 класса, под ред. Сонина Н. И., Захарова В. Б., Мамонтова С. Г., учебно – методический комплекс по биологии под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского Профильный уровень [11]. На основании программ для основной средней школы на тему «Строение клеточного ядра» был разработан урок, с использованием данных нашего исследования, то есть краеведческого материала.
Литература
- Анастасова, Л. П., Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы Пособие для учителей / Л.П. Анастасова. – М.: Просвещение, 1997 – 80 с.
- Беспалько, В.П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Мир, 2001. – 192 с.
- Бордовская, Н.В., Педагогика / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
- Брунов, Е.П., Формирование приемов умственной деятельности учащихся: На материале биологии / Е.П. Брунов, Е.Т Бровкина. - М.: Педагогика, 1981. – 72 с.
- Верзилин, Н.М., Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1972. – 288 с.
- Иванова, Т.В., Планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» / Т. В. Иванова, А.Н.Мягкова // Биология в школе. – 1995. - № 4. – С. 46 – 52
- Иванова, Т.В., Планирование учебного материала. Раздел «Общая биология». / Т. В. Иванова, А.Н.Мягкова // Биология в школе. – 1995. - № 5 – С. 48– 51
- Иноземцева, Н.А., Клетка – структурная единица живого / Н. А. Иноземцева // Биология в школе. – 2003. - №5. – С. 58 – 64
- Комиссаров, Б.Д., Конференция по теме «Клетка» / Б.Д. Комиссаров // Биология в школе. – 1968. - №6. – С. 45 – 50
- Комиссаров, Б.Д., Методические проблемы школьного биологического образование / Б.Д. Комиссаров. – М.: Просвещение, 1991.-160с.
- Методические рекомендации - http://tana.ucoz.ru/
- Митюшин, В.М., Современные представления о структуре и функциях клетки / В.М. Митюшин // Биология в школе. – 1968. - №1. – С. 50 – 53
- Митюшин, В.М., Строение и функции клетки в стадии деления / В.М. Митюшин// Биология в школе. – 1965. - №2. – С. 34 – 37
- Мягкова А.Н., Тематическое планирование учебного материала. Раздел «Общая биология». /А.Н. Мягкова, Т.А. Козлова // Биология в школе. - 1986. - №5. – С. 42 – 48
- Овчаров, К.Е. Физиология растительной клетки / К.Е. Овчарков // Биология в школе. – 1969. - №3. – С. 50 – 56
- Орлова, Л.Н., Теоретико-методологические основы преподавания
биологии / Л.Н. Орлова.- Омск: ООИПКРО, 2001. – 160 с. - Планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» // Биолгия в школе. – 1972. - №4. – С. 38 – 42
- Пономарева И.Н., Методическое пособие для учителя / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 112 с.
- Примерное планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» // Биология в школе. - 2004. - №5. – С. 45 – 48
Приложение
Приложение 1.
Ход урока «Ядро и его элементы»
Строение клеточного ядра; ядерная оболочка; Ядерный сок, хроматин, ядрышки. | Рассказ с использованием диафильма и кинофрагмента. Заполнение таблицы «Строение клетки и функции ее частей и органоидов» (продолжение). | Пособия предыдущего урока. Рис. 60. Таблица 11. Кинофрагмент «Определение роли ядра». | ||
Взаимодействие ядра и цитоплазмы. | ||||
Строение оболочки растительной клетки. Пластиды:хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. | Беседа. Рассказ с использованием диапозитивов «Схема строения растительной клетки, хлоропласт». | Рис.48,55. Диафильм «Строение и химический состав клетки. Вирусы». | ||
Сходство в строении растительных и животных клеток как доказательство материального единства органического мира. | Заполнение таблицы «Сходство и различие в строении растительной и животной клеток». | |||
Сравнение растительной и животной клеток. |
Приложения 2.
Ход урока «Строение и функции ядра» (модульное обучение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор методической литературы
Доклад по физкультуре "Обзор методической литературы и публикаций по физической культуре". ...
методический комплекс по теме"строение и функции кожи"
Тема: «Покровные органы. Терморегуляция» Цели темы:1. Развить понятие о взаимосвязи строения и функции на примере кожи; Уг...
Самостоятельная работа в 11 классе на тему:"Строение ядра.Ядерные реакции"
Представленный материал проверяет знания учащихся 11 класса о строении ядра атома, альфа- и бетта- распадов, написание ядерных реакций....
Методическая разработка урока по физике в 9 классе по теме "Строение атома и атомного ядра"
Обобщающий урок по теме "Строение атома и атомного ядра"...
Обзор методической литературы
Обзор методической литературы для подготовки к ЕГЭ...
Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...
Обзор методической литературы по организации воспитательной деятельности классного руководителя
Обзор методической литературы по организации воспитательной деятельности классного руководителя...