Обзор методической литературы по теме: "Строение ядра"
статья по биологии по теме

Колчанова Надежда Олеговна

В статье представлен обзор методической литературы по теме: "Строение ядра эукариотической клетки", выявлено как изменялась структура урокасо временем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzor_literatury.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1  

Обзор методической литературы по теме: «Строение ядра эукариотической клетки» 

Материал подготовила

учитель биологии Колчанова Н.О.

Ивдель 2013


Обзор методической литературы  по теме «Строение ядра эукариотической клетки»

Тема «Строение ядра» одна из самых популярных  и актуальных тем современной биологии и генетики. На основе данного материала идет изучение генетических особенностей различных организмов, хромосомных мутаций, патологий, связанных с их строением и многое другое.  Помимо этого данный вопрос один из важнейших и интересных вопросов в школьном курсе биологии. Достаточно большому  количеству  учеников,  которые любят  биологию и все,  что с ней связано,  интересна такая область как цитология и в первую очередь строение ядра, какие процессы и благодаря каким механизмам в нем протекают. Основной же задачей учителя является не отбить желание ребенка изучать понравившуюся ему тему. В связи с такой постановкой задачи необходимо правильно построить ход урока. Так как же правильно построить урок и заинтересовать учеников? Безусловно, в разные эпохи эта и многие другие темы по биологии  и не только преподавались по-разному ввиду  знаний науки относительно них. Чтобы  разобраться в данном вопросе нами была изучена  методическая литература [1, 2, 3, 4, 5,11, 16] и журналы «Биология в школе» за последние 40 лет [6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17,19].

Для  создания продуктивного урока по данной теме в разные года использовались разные методы и способы передачи  информации  учащимся.  У каждого учителя были и есть индивидуальные методики раскрытия темы, но так или иначе они все подобраны с учетом  требований федерального, регионального и школьного компонентов. Сравним, как с течением времени изменялся план урока по данной теме. Поскольку в  методической литературе за 60-е года по теме «Строение ядра» ничего не обнаружено, то начнем рассмотрение планов  урока на данную тему  с начала 70-х годов прошлого века. Для начала разберем, какие составляющие входили в план-конспект за период от 70-х г.г. до настоящего времени. В 70-е года план урока включал в себя следующие разделы: содержание урока, методы и методические приемы, оборудование урока. Урок на тему «Ядро и его элементы. Особенности строения растительной клетки» выглядел следующим образом (приложение 1). В 80-е и 90-е г.г. основные моменты были следующие: задачи, оборудование, методические рекомендации, которые включают в себя проверку полученных знаний, изучение нового материала, закрепление полученных знаний, задание на дом. В настоящее время план урока выглядит немного иначе. Появилась цель урока, задачи подразделяют на образовательные, развивающие и воспитательные, но в большинстве методических разработках указывается только цель урока. Оборудование заменили средства обучения, а методические рекомендации   включают в себя организационный момент, актуализацию знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, итог урока (рефлексия) и домашнее задание. Следует отметить, что в последнее время планы уроков стали более развернутые, нежели ранее.

Теперь рассмотрим задачи урока и цели урока. В 70-х годах ни в одной из разработок не было указано ни целей,  ни задач урока.   В 80-х годах задачи формулировались следующим образом: сформировать знания о ядре как важном компоненте клетки, о его строении и роли в клетке, о двух периодах в жизни клетки, о состоянии ядра в период  интерфазы и в период  деления клетки, о клетках эукариот и прокариот [14]. В 90-е годы задачи стали звучать более лаконично и кратко: углубить знания о строении ядра, его функциях  [6]. В современной методической литературе постановка цели урока звучит так же как задачи урока в 90-х годах.

Со временем менялось и оборудование. Применяемое на уроке оборудование зависело от материальной базы школы. В 70-е года использовались таблица «Строение ядра», диаскоп, кинофрагмент «Определение роли ядра», диафильм «Строение и химический состав клетки. Вирусы». В 80-х годах оборудование для продуктивного урока немого изменилось таблицы по общей биологии, модель – аппликация «Строение клетки», диафильм «Клетка, ее органоиды». В 90-х годах предлагалось следующее оборудование: таблица, иллюстрирующая строение растительной клетки, кинофильм «Растительная клетка», диафильм «Строение и жизнь растительной клетки». В современной школе также как и раньше на уроках используются таблицы по общей биологии, добавились компьютер, проектор, компьютерные презентации.

Изменились и методические приемы и рекомендации по проведению урока на тему «Строение ядра». Методическая разработка урок 70-х годов представлена в приложении (приложение 1).  В 80-е годы   объяснение темы урока  выглядело следующим образом: I. проверка знаний о клетке как структурной и функциональной единице живого,  о строении и роли основных органоидов, о связи между ними, о сходстве в строении клеток растений,  животных, грибов и  бактерий и их отличительных особенностях; проверка  умений обосновывать вывод о материальном единстве живой природы, готовить и рассматривать микропрепараты. (Рассказ учащихся, заполнение на доске таблицы сведениями о строении и функциях органоидов клетки, приготовлении микропрепаратов, настройки микроскопов). II. Проверка знаний о строении клетки; обсуждение вопроса: в каких частях и органоидах клетки вещества: а) окисляются; б) синтезируются; в) перемещаются; г) накапливаются в запас? Изучение нового материала. III. Изучение нового материала. Ядро - важнейший структурный компонент клеток растений, животных и грибов.  (Беседа с опорой на знания учащихся о строении клетки, полученные из предыдущих разделов биологии, демонстрация таблицы, модели-аппликации, кадров диафильма, нахождения учащимися ядра на рис. 51,52 учебника.) Интерфаза- период между делениями клетки, строение и функции ядра в этот период. Наличие ядерной оболочки, ядерного сока, ядрышка, хромосом. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы и модели-аппликации, кадров диафильма, нахождения учащимися  на рис. 51 основных компонентов ядра.) Наличие пор в ядерной оболочке – важнейшее условие непрерывного обмена веществ между ядром и цитоплазмой. (Рассказ учителя с зарисовкой на доске фрагмента ядерной оболочки с мельчайшими порами). Значение хромосом в передаче наследственной информации от материнской клетки к дочерней. (Беседа на основе восстановления знаний о хромосомах, полученных учащимися при изучении предшествующих разделов биологии, темы «эволюционное учение»; показ хромосом на таблице, модели- аппликации и рис. 79,80 учебника.) Синтез молекул белка, нуклеиновых кислот, увеличение числа митохондрий, хлоропластов и других органоидов в период интерфазы. Закрепление знаний о строении ядра в период интерфазы, роли ядерной  оболочки, хромосом в клетке, о синтезе белка, нуклеиновых кислот и других органических веществ в период интерфазы. (Беседа с показом учащимися на таблице частей ядра, нахождение ядра в растительной и животной клетке). IV. Задание на дом. Прочтите параграф  40 учебника, запомните особенности строения ядра в интерфазе, процессы, происходящие в нем в этот период. Повторите параграфы 36-39. При повторении используйте занесенные в таблицу сведения  об особенностях строения и функциях органоидов клетки для лучшего запоминания материала о клетке как структурной и функциональной единице живого [14].  

В 90-е г.г. урок выглядел таким образом: I. Проверка знаний о строении клетки; обсуждение вопроса: в каких частях и органоидах клетки вещества: а) окисляются; б) синтезируются; в) перемещаются; г) накапливаются в запас? II. Изучение нового материала: 1.Строение ядра: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хромосомы. 2. Функции ядра. III. Задание на дом: прочтите параграф 9 учебника Д.К. Беляева; 1. Охарактеризуйте строение ядра. 2. Назовите функции ядра. IV. Задание на дом: прочтите параграф 9 учебника Д.К. Беляева; 1. Охарактеризуйте строение ядра. 2. Назовите функции ядра [6].

В современной же школе на выбор учителя  для проведения  уроков данные  темы предлагаются  методики как прошлых лет, так и новые, помогающие детям  лучше вникать в материал. Одним из новых методов является модульное обучение [6]. При модульном обучении содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель в модульном обучении формируется для учащегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать,

Взаимодействие ученика и учителя осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего. Благодаря модульному обучению ученик максимум времени работает самостоятельно, а также модульное обучение способствует развитию у школьника таких качеств как целеполагание, самопланирование, самоорганизацию и самоконтроль. Целью модульного обучения является содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.  Примером модульного обучения можно представить урок «Строение и функции ядра» (приложение 2).

Исходя из вышесказанного, можно отметить постепенную эволюцию взглядов на преподавание и методов передачи знаний учащимся. Кроме того,  меняется  роль учителя,  то есть постепенно он перестает быть  просто источником информации и со временем становится наставником, а затем просто помощником в получении знаний.

 Существует множество мнений и взглядов на преподавание биологии в школе. В настоящее время в современной школе большое разнообразие учебных программ и каждый учитель сам ее подбирает для своей работы. В связи с этим, в разных школах разные программы по биологии.

Для старших классов разработаны следующие программ учебные программы: учебно – методический комплекс по биологии  под ред. Д.К. Беляева и др. Базовый уровень; учебно – методический комплекс по биологии  под ред. Пономаревой, И. Н. Корниловой О. А. Лощилиной Е. Н.; учебно – методический комплекс по биологии  под ред. В.В. Пасечника для основной школы и базового уровня 10 класса, под ред. Сонина Н. И., Захарова В. Б.,  Мамонтова С. Г., учебно – методический комплекс по биологии под ред. В.К.  Шумного, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского Профильный уровень [11]. На основании  программ для основной средней школы на тему «Строение клеточного ядра» был разработан урок, с использованием данных нашего исследования, то есть краеведческого материала.


Литература

  1. Анастасова, Л. П., Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы Пособие для учителей / Л.П. Анастасова. – М.: Просвещение, 1997 – 80 с.
  2. Беспалько, В.П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Мир, 2001. – 192 с.
  3. Бордовская, Н.В., Педагогика / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер,  2000. – 304 с.
  4. Брунов, Е.П., Формирование  приемов  умственной деятельности учащихся: На материале биологии / Е.П. Брунов, Е.Т Бровкина. - М.: Педагогика, 1981. – 72 с.
  5. Верзилин, Н.М., Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин,  В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1972. – 288 с.
  6. Иванова, Т.В., Планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» / Т. В. Иванова, А.Н.Мягкова // Биология в школе.  – 1995. - № 4. – С. 46 – 52
  7. Иванова, Т.В., Планирование учебного материала. Раздел «Общая биология».  / Т. В. Иванова, А.Н.Мягкова // Биология в школе.  – 1995. - № 5 – С. 48– 51
  8. Иноземцева, Н.А., Клетка – структурная единица живого / Н. А. Иноземцева // Биология в школе. – 2003. - №5. – С. 58 – 64
  9. Комиссаров, Б.Д., Конференция по теме «Клетка» / Б.Д. Комиссаров // Биология в школе. – 1968. -  №6. – С. 45 – 50
  10. Комиссаров, Б.Д., Методические проблемы школьного биологического образование /  Б.Д. Комиссаров. – М.: Просвещение, 1991.-160с.
  11.  Методические рекомендации -  http://tana.ucoz.ru/
  12. Митюшин, В.М., Современные представления о структуре и функциях клетки / В.М. Митюшин // Биология в школе. – 1968. - №1. – С. 50 – 53
  13.  Митюшин, В.М., Строение и функции клетки в стадии деления / В.М. Митюшин// Биология в школе. – 1965. -  №2. – С. 34 – 37
  14. Мягкова А.Н., Тематическое планирование учебного материала. Раздел «Общая биология». /А.Н. Мягкова, Т.А. Козлова // Биология в школе. -  1986. - №5. – С. 42 – 48
  15. Овчаров, К.Е. Физиология растительной клетки / К.Е. Овчарков // Биология в школе. – 1969. -  №3. – С. 50 – 56
  16.  Орлова, Л.Н., Теоретико-методологические     основы     преподавания
    биологии
     /  Л.Н. Орлова.-  Омск: ООИПКРО, 2001. – 160 с.
  17. Планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» // Биолгия в школе. – 1972. - №4. – С. 38 – 42
  18. Пономарева И.Н., Методическое пособие для учителя / И.Н. Пономарева, О.А.  Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 112 с.
  19. Примерное планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» // Биология в школе. -  2004. -  №5. – С. 45 – 48


Приложение


 

Приложение 1.

Ход урока «Ядро и его элементы»

Строение клеточного ядра; ядерная оболочка;

Ядерный сок, хроматин, ядрышки.


Рассказ  с использованием диафильма и кинофрагмента. Заполнение таблицы «Строение клетки и функции ее частей и органоидов» (продолжение).









Пособия предыдущего урока. Рис. 60. Таблица 11. Кинофрагмент «Определение роли ядра».

Взаимодействие ядра и цитоплазмы.


Строение оболочки растительной клетки.        Пластиды:хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Беседа.


Рассказ с использованием диапозитивов «Схема строения растительной клетки, хлоропласт».



Рис.48,55. Диафильм «Строение и химический состав клетки. Вирусы».

Сходство в строении растительных и животных клеток как доказательство материального единства органического мира.



Заполнение таблицы «Сходство и различие в строении растительной и животной клеток».

Сравнение растительной и животной клеток.


Приложения 2.

Ход урока «Строение и функции ядра» (модульное обучение)

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ - 2

ЦЕЛЬ: познакомиться с самой крупной органеллой эукариотической клетки – ядром и его содержимым.

Ответить на вопросы.

Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки изображена на нем.

Какие структуры ядра обозначены на рисунке цифрами: 1 -?  2 -?  3 -?  4 -?  5 -?  6 -?

Каковы функции ядра и ядрышка?

Рассмотрите на рисунке схему строения хромосомы и дайте название ее частей, обозначенных цифрами: 1 -?  2 -? 3 -?

 

Каковы функции хромосом в клетке?

В какой части клетки располагаются хромосомы?

Заполните таблицу, обозначив число хромосом в соматических клетках.






Число хромосом в  соматических и половых клетках

Название организма

Число хромосом в:


 Половых клетках  

Соматических клетках

Человек

Коза               30

Дрозофила

Клевер красный

23

4

7




Какой набор хромосом в соматических клетках? Как его обозначают?

Какой набор хромосом в половых клетках?  Как его обозначают?

Обсудите результат работы.

Оцените свою работу.



См. учебник А.О. Рувинского, с.55. работайте в группе. Правильный ответ – 1 балл.(1)                См. учебник А.О. Рувинского, с.60. правильный ответ – 6 баллов.(2)            См. учебник А.О. Рувинского, с.54. Правильный ответ –1 балл.(3)                          См. учебник Д.К.Беляева,с.65 Правильный ответ –3б.(4)       Правильный ответ –1б.(5) Правильный ответ –1б(6)

Правильный ответ –4б(7)









Правильный ответ –2б

Правильный ответ –2б.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор методической литературы

Доклад по физкультуре "Обзор методической литературы и публикаций по физической культуре". ...

методический комплекс по теме"строение и функции кожи"

Тема: «Покровные органы. Терморегуляция»  Цели темы:1.     Развить понятие о взаимосвязи строения и функции на примере кожи; Уг...

Самостоятельная работа в 11 классе на тему:"Строение ядра.Ядерные реакции"

Представленный материал проверяет знания учащихся 11 класса о строении ядра атома, альфа- и бетта- распадов, написание ядерных реакций....

Обзор методической литературы

Обзор методической литературы для подготовки к ЕГЭ...

Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»

Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...

Обзор методической литературы по организации воспитательной деятельности классного руководителя

Обзор методической литературы по организации воспитательной деятельности классного руководителя...