Самоанализ урока по химии на тему: "Фосфор и его соединение"
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Абдулаева Татьяна Ивановна

Данный урок является одной из тем в разделе «Неметаллы» и позволяет повторить, сравнить и проанализировать знания по данному разделу, а также обеспечивает усвоение нового материала на тему: "Фосфор и его соединение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_poteme_fosfor_i_ego_soedinenie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока химии в 9 классе в соответствии с программой ФГОС:

«по теме: «Фосфор и его соединения».

Открытый урок по химии на заседании методического объединения района учителей химии, биологии, географии. 17.03. 2020 г

  Учитель: Абдулаева Татьяна Ивановна – учитель 1 категории

МОУ Ключевская СОШ

Константиновского района

Амурской области.

Данный урок проводился в 9 классе, в котором обучается 13 учеников, на уроке присутствовали все учащиеся. Данный класс характеризуется умеренной активностью, дети с различными типами темперамента. Учащиеся имеют разный уровень обучаемости и обученности, 2 учеников имеют высокий уровень, 3 – выше среднего, остальные – средний и ниже среднего. В целом класс работоспособный Учащиеся способны выполнять различные виды деятельности, поэтому необходимо давать задания разного уровня, создавать ситуацию успеха.           В целом класс по степени восприятия информации и уровню мыслительной деятельности можно охарактеризовать как средний: при этом в классе дети отличаются по уровню развития, в связи с чем, при работе необходимо учитывать возможности каждого ученика. Проблем с дисциплиной практически никогда не возникает, дети очень внимательно, доброжелательно и с уважением относятся друг к другу, у детей в классе развиты навыки самообладания и самоорганизации.

Данный урок является одной из тем в разделе «Неметаллы» и позволяет повторить, сравнить и проанализировать знания по данному разделу, а также обеспечивает усвоение нового материала. Тема урока « Фосфор и его соединения» выбрана, следуя рабочей программе, основного общего образования по Химии с учетом авторской учебной программы О.С. Габриелян «Программа основного общего образования. Химия 8-9 классы». М.: Дрофа, 2016; (ФГОС ООО); в соответствии с альтернативными учебниками.

Цель урока:   Познакомить учащихся с фосфором и его соединениями.  Способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.

 Задачи:

1. Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии,  способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей, применение знаний и умений при решении метапредметных учебных проблем.

2. Развивающие: содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единства и познаваемости мира; единство живой и неживой природы.  Развивать исследовательские умения в процессе обучения в сотрудничестве,  познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений. Устанавливать причинно-следственные связи, развивать умения использовать химическую терминологию, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.

3. Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.

Оборудование и реактивы.
ПСХЭ, выставка товаров с использование соединений фосфора (синтетические моющие средства,  газированный напиток «Коко-Кола», минеральные удобрения, спички), растворы К
3РО4, AgNO3  для демонстрационного опыта).

Изучаемая тема характеризуется средней степенью сложности для данного класса, так как для её полного понимания необходимо хорошо ориентироваться в химических формулах, знать основные классы химических соединений, определять валентность и степень окисления химических элементов, писать ионные уравнения химических реакций. Большой объем материала требовал относительно быстрый темп урока, с чем ученики успешно справлялись. На уроке использовалась система методов:  словесный, репродуктивный, метод взаимоконтроля, экспериментальный,   самостоятельная работа,

         Так, на этапе актуализации применялось упражнение занимательного характера, с одновременным повторением химических знаний (порядковый номер, деление химических элементов на группы, галогены, типы химических реакций), что легко позволило определить тему урока.

На этапе открытия новых знаний, был прочитан отрывок из произведения Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». На основании прочитанного поставлен проблемный вопрос: могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан Дойль? Ответом на поставленный вопрос было изучение физических и химических свойств фосфора, как простого элемента, и изучение свойств его соединений. В конце урока учащийся в роли эксперта-химика объяснил несостоятельность описания, подтверждая это химическими уравнениями.

Для проверки ранее изученного материала «Азот. Соединения азота», использовался тест,  результат которого был получен взаимопроверкой.  При изучении нового материала использовался опорный конспект «Фосфор как химический элемент», где необходимо было внести недостающую информацию и извлечь имеющуюся. Для изучения аллотропных модификаций фосфора предложена сравнительная таблица. С помощью текста учебника необходимо было доработать эту таблицу и сравнить фосфор белый и фосфор красный. В дополнение к этой работе использовались видеофрагменты «Получение белого фосфора из красного» и «Свечение белого фосфора в темноте».  Большая работа была проделана учениками в поиске информации и создание небольших  презентаций на тему: «История открытия фосфора», «Нахождение фосфора в природе», «Роль фосфора в жизни человека».

Для объяснения химических свойств фосфора и его соединений использовался химический эксперимент, а также видеофрагменты химических реакций: «Взаимодействие фосфора с кальцием», «Взаимодействие фосфора с кислородом».

Основной упор урока был направлен на практическую значимость фосфора и его соединений в живой природе и для организма человека.

Содержание урока соответствует поставленной цели. Этапы урока были последовательны,  логически связаны между собой и завершены. Структура урока способствует типу и цели данного занятия. Каждый этап урока анализировался, подводились выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным и логически оправданным.  

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность учеников. Интерес на уроке поддерживался за счет разнообразия заданий, за счет использования ИКТ, эмоциональной подачи материала, смены видов деятельности и темпа урока.

Наиболее существенными недостатками урока, на мой взгляд, являются: недостаточная подготовка учащихся к уроку, в связи с чем, некоторые этапы урока были затянуты и, количество времени на проведение рефлексии было сокращено.

В целом, урок можно оценить положительно. Основная цель и задачи урока достигнуты, выбранные формы организации педагогической деятельности и методы соответствовали уровню класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по химии на тему:«Составление формул бинарных соединений» для 8х классов!

Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности. В материале присутствуют все этапы урока от организационной части до заключения и...

урок по химии генетическая связь между классами неорганических соединений ""

поэтапный урок изучения нового материала с элементами повторения изученного...

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения"

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения". Урок разработан к УМК О.С. Габриелян  и соответствует Федеральным государственным образовательны...

Конспект урока по химии на тему "Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. Качественная реакция на силикат- ион"

Цели урока:Образовательная: сформировать и систематизировать знания о местоположении кремния в периодической системе, свойствах, получении и применении кремния и его соединений.Развивающая: развитие у...

Урок по химии на тему: "Фосфор и его соединение".

Цель урока:   Познакомить учащихся с фосфором и его соединениями.  Способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющ...