Рабочая программа по химии для 10 и 11 класса
рабочая программа по химии (10 класс)
Рабочая программа по химии для 10 и 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16_himiya_2-3_kursy_sulina_m.i._.docx | 62.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 16 к основной образовательной программе
среднего общего образования на 2020-2022 учебные годы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОРСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФГКОУ СПб СВУ МВД России)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника ФГКОУ СПб СВУ МВД России (по учебной работе) – начальник отдела (учебный отдел)
полковник внутренней службы
В.А. Смородина
«___» _________________ 20__ г.
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ
для 2-3 курсов
Срок реализации рабочей программы: 2020-2022 учебные годы
Разработчик: преподаватель цикла естественно-математических дисциплин и физического воспитания Сулина Мария Игоревна
Рассмотрена на заседании цикла естественно-математических дисциплин и физического воспитания ФГКОУ СПб СВУ МВД России
(протокол от « 12 » мая 2020 г. № 12)
Санкт-Петербург
2020
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) разработана на основе Примерной рабочей программы по химии для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян). Программа рассчитана на 68 часов из расчета 1 час в неделю на 2 года обучения.
Учебно-методический комплекс:
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков – М.: Просвещение, 2020.
- Химия. 10 кл: рабочая тетрадь / О.С. Габриелян, С.А. Сладков – М.: Дрофа, 2017.
3. Химия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2016.
4. Химия 11 кл.: рабочая тетрадь / О.С. Габриелян, С.А. Сладков – М.: Дрофа 2017
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности
в жизненных ситуациях; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- освоение регулятивных универсальных учебных действий:
∙ самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
∙ выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
∙ составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
∙ работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
∙ в диалоге с преподавателем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
∙ обнаруживает и формирует учебную проблему под руководством преподавателя;
∙ ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения;
∙ самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учета выделенных преподавателем ориентиров действия в новом учебном материале;
∙ планирует ресурсы для достижения цели;
∙ называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления;
- освоение познавательных универсальных учебных действий:
∙ осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирать основания и критерии для указанных логических операций;
∙ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
∙ создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
∙ составлять тезисы, различные виды планов (простых и сложных);
∙ преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
∙ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
∙ осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
∙ создавать модели схемы для решения задач;
∙ устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
∙ участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
∙ проводить наблюдения и эксперимент под руководством преподавателя;
∙ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
∙ давать определение понятиям;
∙ устанавливать причинно-следственные связи;
∙ обобщать понятия, осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
∙ осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
∙ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования; знать основы ознакомительного чтения, умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий). Ставить проблему, аргументировать ее актуальность. Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- освоение коммуникативных универсальных учебных действий:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии. Формировать собственное мнение
и позицию, аргументировать их. Координировать свою позицию с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего; - восстанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; умеет работать в группе – устанавливать рабочие отношения.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
- называть химические элементы;
- определять состав веществ по их формулам;
- определять валентность атома элемента в соединениях;
- определять тип химических реакций;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать, собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы
и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; - объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов
и главных подгрупп; - характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- определять вид химической связи в неорганических соединениях;
- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
- раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
- определять степень окисления атома элемента в соединении;
- раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
- объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
- определять окислитель и восстановитель;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- классифицировать химические реакции по различным признакам;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
- называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
2 курс (10 класс) (34 ч)
Введение. (1ч)
Методы научного познания. Наблюдение, предположение, гипотеза. Научный эксперимент. Вывод.
Раздел 1. Теория строения органических соединений. (4ч +1кр)
Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии
и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии
Лабораторные опыты: Определение элементного состава органических соединений. Изготовление моделей молекул органических соединений.
Контрольная работа №1 «Теория строения органических соединений».
Раздел 2. Углеводороды и их природные источники. (7ч +1кр)
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Арены. Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия
и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты: Обнаружение непредельных углеводородов в жидких нефтепродуктах. Получение и свойства ацетилена. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Контрольная работа №2.
Раздел 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе. (7ч +1кр)
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида
и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты
на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой кислот.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств. Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре
и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты: Свойства этилового спирта. Свойства глицерина. Свойства формальдегида. Свойства уксусной кислоты. Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. Свойства глюкозы. Свойства крахмала.
Контрольная работа №3 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения».
Раздел 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. (6ч +1кр)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты: Свойства белков.
Лабораторная работа №1. Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.
Контрольная работа №4 по теме: «Азотсодержащие органические соединения».
Раздел 5. Химия и жизнь. Биологически активные органические соединения. (2ч)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы
и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Раздел 6. Искусственные и синтетические полимеры. (2 ч)
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза). Их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон
и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных и синтетических волокон
и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты: Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Лабораторная работа № 2. «Распознавание пластмасс и волокон».
Промежуточная аттестация. (1 час). Контрольная работа.
3. Календарно-тематическое планирование
2 курс (10 класс) (34 ч)
№ п/п | Раздел / Тема | № п/п | Тема урока | Кол-во часов по разделам / темам | Контроль | Планируе-мые сроки проведения / дата проведения |
1. | Введение | Предмет органической химии | 1 | |||
2. | Теория строения органических соединений | Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова | 1 | |||
Классификация органических соединений | 1 | |||||
Основы номенклатуры органических соединений | 1 | |||||
Реакции органических соединений | 1 | |||||
Контрольная работа №1 «Теория строения органических соединений» | 1 | |||||
3. | Углеводороды и их природные источники | Природные источники углеводородов. Природный | 1 | |||
Алкан | 1 | |||||
Алкены | 1 | |||||
Алкадиены | 1 | |||||
Алкины | 1 | |||||
Арены | 1 | |||||
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды и их природные источники» | 1 | |||||
Контрольная работа №2 | 1 | |||||
4. | Кислород-содержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | Спирты | 1 | |||
Фенол | 1 | |||||
Альдегиды | 1 | |||||
Карбоновые кислоты | 1 | |||||
Сложные эфиры. Жиры | 1 | |||||
Углеводы | 1 | |||||
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | |||||
Контрольная работа №3 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | |||||
5. | Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | Амины. Анилин | 1 | |||
Аминокислоты | 1 | |||||
Белки | 1 | |||||
Нуклеиновые кислоты | 1 | |||||
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | |||||
Контрольная работа №4 по теме: «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | |||||
Лабораторная работа №1 по теме: «Идентификация органических соединений» | 1 | |||||
6. | Химия и жизнь. Биологически активные органические соединения | Ферменты | 1 | |||
Витамины, гормоны, лекарства, минеральные воды | 1 | |||||
7. | Искусственные | Искусственные и синтетические органические вещества. Самостоятельная работа №3 | 1 | |||
Лабораторная работа №2 по теме: «Распознавание пластмасс и волокон» | 1 | |||||
8. | Промежуточная аттестация | Контрольная работа | 1 | |||
ВСЕГО | 27 | 7 | ||||
ИТОГО | 34 |
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
3 курс (11 класс) (34 ч)
Раздел 1. Периодический закон и строение атома. (3ч)
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода
в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Раздел 2. Строение вещества. (7 ч)
Химическая связь: ионная и ковалентная. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь
и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение.
Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение.
Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды
и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели
и золи. Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс и изделия из них. Образцы волокон и изделия из них. Образцы неорганических полимеров.
Лабораторные опыты: Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. Ознакомление с минеральными водами. Ознакомление с дисперсными системами.
Раздел 3. Электролитическая диссоциация (5ч +1кр)
Растворы. Растворы как гомогенные системы. Растворение как физико-химический процесс. Массовая доля растворенного вещества.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Механизм диссоциации. Водородный показатель.
Кислоты, основания, соли в свете электролитической диссоциации.
Гидролиз. Гидролиз органических веществ, его значение.
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией кислот. Получение нерастворимых оснований. Ознакомление с коллекцией оснований. Ознакомление с коллекцией минералов, солей.
Контрольная работа №1
Раздел 4. Химические реакции. Вещества. (16ч +1кр)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры
и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена
в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции
и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора.
Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия
на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака
или серной кислоты. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления
по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель
Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие
с образованием осадка, газа и воды. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.
Контрольная работа №2 по теме: «Неорганические вещества».
Лабораторная работа №1 « Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ».
Промежуточная аттестация. (1ч)
Контрольная работа №3 «Промежуточная аттестация».
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 курс (11класс) (34ч)
№ п/п | Раздел / Тема | № п/п | Тема урока | Кол-во часов по разделам / темам | Контроль | Планируе-мые сроки проведения / дата проведения |
1. | Периодический закон и строение атома | Строение атома. Электронная оболочка | 1 | |||
Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. Орбитали S и P | 1 | |||||
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 | |||||
2. | Строение вещества | Химическая связь: ионная и ковалентная | 1 | |||
Металлическая, водородная химические связи. Единая природа химических связей | 1 | |||||
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток | 1 | |||||
Состав веществ. Причины многообразия веществ | 1 | |||||
Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей | 1 | |||||
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов | 1 | |||||
Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели) Самостоятельная работа №1 | 1 | |||||
3. | Электролитическая диссоциация | Электролитическая диссоциация. Реакция ионного обмена | 1 | |||
Гидролиз неорганических и органических соединений | 1 | |||||
Среда водных растворов. Водородный показатель | 1 | |||||
Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |||||
Обобщение и систематизация материала по теме: «Общая химия» | 1 | |||||
Контрольная работа №1 | 1 | |||||
Химические реакции. Вещества | Классификация химических реакций в органической | 1 | ||||
Скорость химической реакции | 1 | |||||
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения | 1 | |||||
Классификация и номенклатура неорганических соединений | 1 | |||||
Металлы и их свойства | 1 | |||||
Общие способы получения металлов. Коррозия | 1 | |||||
Неметаллы и их свойства. Благородные газы | 1 | |||||
Общая характеристика галогенов | 1 | |||||
Оксиды | 1 | |||||
Кислоты | 1 | |||||
Основания | 1 | |||||
Соли | 1 | |||||
Генетическая связь между классами соединений | 1 | |||||
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неорганические вещества» | 1 | |||||
Контрольная работа №2 по теме: «Неорганические вещества» | 1 | |||||
Лабораторная работа №1 по теме: «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ» | 1 | |||||
Повторение и обобщение по теме. Подведение итогов | 1 | |||||
5. | Промежуточная аттестация | Контрольная работа | 1 | |||
ВСЕГО | 30 | 4 | ||||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....