Исследовательский проект на тему: "ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОДЫ"
методическая разработка по химии (9 класс)

Исследовательский проект на тему: "ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОДЫ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Исследовательская работа на тему «Физико-химический анализ воды»

В исследовательской работе на тему «Физико-химический анализ воды» были собраны данные о химическом составе воды и проведены лабораторные исследования химического состава воды.

Актуальность исследования. В Тюлячинском районе нет запасов ценных полезных ископаемых, почва ее не отличается высоким плодородием, а климатические условия, в свою очередь, существенно ограничивают возможности сельскохозяйственного производства.

Атмосферные осадки, выпадающие в течение всего года, обеспечивают водой все водоемы и верхние горизонты грунтовых вод.

Выпавшая атмосферная влага становится составной частью ландшафта. Результаты этого свойства ландшафта отражаются на свойствах входящих в него вод.

В своей работе мы изучили литературу по данной теме, нами была проведена попытка выяснить: является ли вода в реке Нырсинка экологически чистой.

Выяснила, что вода является важнейшим компонентом жизнедеятельности организма человека и всей окружающей среды. Поэтому считаю данное исследование актуальным.

Цель нашего проекта: провести анализ воды из реки Нырсинки.

Задачи проекта:

Изучить литературу по данной теме.

Взять пробы воды.

Провести сравнительный анализ проб воды.

Сделать выводы и составить рекомендации по полученным результатам исследования.

Методы исследования:

Работа с научной литературой.

Метод химического анализа.

Географическое положение реки Нырсинка

Река Нырсинка  располагается недалеко от Большенырсинской СОШ Тюлячинского района, село Большие Нырси. Она имеет среднюю глубину 2 м.

Состав воды. Дно реки покрыто толстым слоем ила, она течет к юго востоку.

Физико-химический анализ воды реки Нырсинки


Взяли пробы воды из реки

Изучение внешнего вида образца воды: цвет, запах, прозрачность, наличие твердых частичек или пятен, содержание ионов серебра и органических веществ.

Опыт №1 Определение цвета воды.

Цель. Научиться правильно определять цвет воды из природных источников.

Оборудование. Штатив с пробирками, лист белой бумаги.

Объект исследования. Пробы воды из реки Нырсинка. Таблица 1

Цвет сбоку

Цвет сверху

градус цветности

Не отмечен

Не отмечен

0

Не отмечен

Очень слабый желтоватый

20

Слабый бледно-жёлтый

Желтоватый

40

Бледно- жёлтый

Слабый жёлтый

60

Бледно- жёлтый

Жёлтый

150

Бледно- жёлтый

Интенсивно-жёлтый

300

Проведение исследования.

Принесенную воду наливаем в чистые пробирки в количестве 5-6 мл и определяем цветность, руководствуясь ниже приведенной шкалой, отмечаем наиболее подходящий оттенок.

Наблюдение проводим, глядя сверху, на белом фоне при достаточном освещении.

Вывод. Цвет очень слабый бледно-желтый. Градус цветности равен - 20вода в пруду 2

Опыт №2 Определение мутности воды

Цель. Определить чистоту воды

Оборудование. Штатив с пробирками, лист бумаги.

Объект исследования. Пробы воды.

Проведение исследования.

В пробирку наливаем исследуемую воду и сильно встряхиваем. Проводим визуальное наблюдение. Наблюдаем наличие и количество взвешенных веществ.

Вывод. Вода имеет небольшой осадок

Опыт №3 Определение запаха.

Цель. Определить чистоту воды органолептическим методом.

Оборудование: пробирка, пробка.

Объект исследования. Проба воды

Проведение исследования.

В пробирку с пробкой наливаем исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхиваем в закрытом состоянии.

Открываем колбу и отмечаем характерный запах.

Вывод. Вода без запаха.

Опыт № 4 Определите прозрачность воды.

Для этого необходимо налить воду в цилиндр и установить, через какой слой в см. можно прочитать текст учебника.

вода в пруду 3

Вывод. Вода прозрачная. Текст можно было прочитать на расстоянии 20 см .

Опыт № 5 Определение рН.

Цель. Определить рН воды химическим методом.

Оборудование. Пробирка. Универсальная индикаторная бумага.

Объект исследования. Пробы воды.

Проведение исследования. Определите рН при помощи универсального индикатора, шкала рН = 1-10.

Водородный показатель природных вод должен находиться в интервале 6,5-8,5. Реакция среды зависит от величины гидролиза растворимых солей, входящих в состав природных вод.

В пробирку наливаем немного исследуемой воды. Сухими чистыми руками возьмем одну полоску индикаторной бумаги и сравним с цветом шкалы. Запишем цифру, помещенную под наиболее подходящую к нашему образцу по цвету полоской. Это и есть полученное нами значение рН.

Вывод: рН воды равен 7

вода в пруду 4


Опыт №6 Определение наличия органических примесей.

Цель: Определить наличие органических примесей.

Оборудование: пробирка, раствор перманганата калия, спиртовка.

Объект исследования: пробы воды

Проведение исследования.

Налили ½ пробирки исследуемой пробы воды. Добавили 2-3 капли перманганата калия, до розового цвета. Нагрели содержимое до кипения.

О наличии органических примесей в воде говорят буро-коричневые хлопья оксида марганца, а цвет раствора должен изменится в желтовато-коричневый.

Вывод. Органических веществ не обнаружено. Раствор перманганата калия окраску не изменил.

Опыт №7 Определение жёсткости воды

Для этого к 100 мл. пробы, постепенно добавляли по каплям концентрированный раствор карбоната натрия (соды) или хозяйственного мыла. Визуально отметьте количество выпавшего осадка. Сделали вывод о жесткости речной воды: много осадка-жесткая, мало- умеренно-жесткая, практически нет осадка- мягкая.

Вывод – добавленное мыло хорошо продолжало пениться (осадок не выпадал), при добавлении концентрированного раствора карбоната натрия осадок тоже не выпал. Значит вода мягкая.

вода в пруду 5вода в пруду 6

Опыт № 8Определите качественный состав растворённых в  воде веществ.

Качественный анализ воды можно провести при помощи следующих реакций:

Таблица 2. Качественные реакции

Что определяется

Что добавляется

Признаки реакции

Уравнения реак-

ций

Соли аммония

( NH4+)

Щёлочь (ОН¯) при

нагревании

Запах аммиака

_________

Соли бария

(Ba ²+)

Сульфаты, серная

кислота

( SO4 ² ¯ )

Белый осадок

_________

Соли меди

(Cu ²+)

Щёлочь (ОН¯)

Голубой осадок

_________

Соли синца

(Pb ²+)

Сульфиды (S² ¯)

Чёрный осадок

________

Соли железа

(Fe ³+)

Щёлочь (ОН¯)

Бурый осадок

_________

Вывод. При проведении качественных реакций исследуемые ионы не обнаружены.


Опыт №9 Определение минерализации воды.

Для определения величины общей минерализации выпарили 20 мл. воды в фарфоровой чашке и высушили осадок. После выпаривания окраска остатка была желтая, что свидетельствует о присутствии в пробе оксидов железа или марганца.

вода в пруду 7

Вывод. Выпало небольшое количество осадка желтого цвета, что свидетельствует о наличии в воде оксидов железа и марганца.

Заключение

В результате анализа установила, что взятая вода соответствует природным нормам, обусловленным геохимическим фоном.

Концентрация вредных веществ в водоеме не превышает допустимого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"

                 Хотя   на Земле имеются  миллионы и миллиарды ...

Исследовательский проект "Какую воду мы пьем?"

Цель данной работы исследование качества питьевой воды в Бершаковском поселении...

научно-исследовательский проект "Загрязнение воды"

Научно – исследовательский  проект  по  теме  охраны  и  восстановления  водных  ресурсов  в  номинации  «Технологии  водоподготовки,  ...

Исследовательский проект на тему: "Исследование воды Терлецких прудов"

В исследовательской работе оценивается состояние прудов Терлецкого лесопарка. Тщательно изучена литература. Вода Терлецких прудов была исследована по органолептическим показателям. Были использованы м...

Исследовательский проект в средней группе «Превращения воды»

Проект "Превращение воды" по экологическому воспитанию детей от  4 до 5 лет...

Исследовательский проект "Водичка. водичка"

Исследовательский проект в первой младщей группе.  Одной из задач, которую нужно решить при ознакомлении ребенка с окружающим миром, является ознакомление детей  со свойствами воды. Детям оч...

Исследовательский проект "ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПИТЬВОЙ ВОДЫ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ ВЕСЕЛЁВО И ШУСТИКОВО"

Исследовательский проект " Исследование качества питьевой воды в сельских поселениях Веселёво и Шустиково"...