Сущность процесса электролитической диссоциации.
методическая разработка по химии (9 класс)

Полкачев Константин

конспект урока по химии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchnost_protsessa_elektroliticheskoy_dissotsiatsii.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Полкачев Константин Леонидович

Район

Кстовский

Место работы

МБОУ СШ №1

Должность

Учитель химии-биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла

Класс

9

Тема учебного занятия

Сущность процесса электролитической диссоциации.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Химические реакции в водных растворах

Учебная задача

Овладеть теоретическим знанием и практическими навыками в области электролитической диссоциации и способами их прикладного использования

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

                                                  Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся определять электролиты и неэлектролиты

Обучающиеся получат возможность научиться отличать электролиты от неэлектролитов

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют  способ определить свойства растворов

Обучающиеся получат возможность научиться определять свойства растворов

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что не все растворы проводят ток

Обучающиеся получат возможность для формирования естественнонаучного мировоззрения

Исходное состояние обучающихся

Обучающиеся:

- имеют опыт в области растворения веществ;

- знают понятия растворы, растворимость; растворение;

- могут определять растворимость веществ;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать;

- могут планировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

тестирование

доклад

опрос

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. - М: Просвещение 2019

Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы/ И.Г.Хомченко.-2-е изд. испр. и доп.– М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков.-2010.-214 с

school-collection.edu.ru


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие, предварительная организация группы, проверка отсутствующих, оценка внешнего состояния группы, готовность обучающихся.

Приветствие, подготовка к учебной деятельности, усвоению знаний.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Фронтальный опрос на тему растворы, растворение

Дают определения: раствор, растворимость, таблица растворимости, условия влияющие на растворимость

1.3. Создание проблемной ситуации

1.Правила разбивания лагеря у воды, дистиллированная вода ток не проводит (опыт).

Определяют причину проводимости водой электрического тока

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Чем будем заниматься на сегодняшнем занятии.

Что для этого надо сделать

Изучать что влияет на проводимость воды электрического тока

Определить какие вещества проводят ток,

Определить причину проводимости,

Дать определения веществам

Сравнить полученное определение с официальным

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Выбираем способ и средства

Минеральные соли, органические вещества, вода и другие растворители, набор пробирок, набор для электролиза, учебник

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Наблюдения за работой детей, коррекция работы, выбор правильного варианта

Определение правильного результата, выбор нескольких правильных вариантов для доказательства полученного результата, фиксация в тетради

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Выбор заданий для отработки полученного результата

Решение заданий полученных от учителя

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Смена учащимися заданий между собой, взаимный контроль

Проверка результатов одноклассников

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Сравнение оценки учителя с оценкой одноклассника, выставление оценок

Сравнение собственной оценки с результатами учителя. составление выводов по результатам работы

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...

Презентация по химии 9 класс по теме: "Сущность электролитической диссоциации"

Презентация по химии составлена на основе Авторской  программы: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы: пособие для учит...

Сущность процесса электролитической диссоциации

План-конспект урока химии в 9 классе...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации.

Гулимова Ивета Альбертовна. МБОУ "Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского" г.Пензы.  Работа содержит конспект урока  химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссо...

Сущность процесса электролитической диссоциации

Электролитическая диссоциация - это процесс распада на ионы в растворе или расплаве....

Сущность электролитической диссоциации (технологическая карта урока)

Представлена технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Сущность электролитической диссоциации". На уроке для испытания веществ на электрическую проводимость  используется ци...