Методическая разработка урока «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина: поэтический мир прозаического произведения.
методическая разработка по литературе

 «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина: поэтический мир прозаического произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе.

 «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина: поэтический мир прозаического произведения.

Домашнее задание, предваряющее урок.

  1. Прочитайте повесть, составьте 10 вопросов викторины  на знание текста повести.
  2. Индивидуальные задания. 1)С помощью словаря литературоведческих терминов, повторите, что такое художественная деталь. Подберите и выпишите в тетрадь несколько ярких, запоминающихся  деталей пейзажа, портрета, действия или состояния героев повести «Бедная Лиза», их речи. 2) Пользуясь толковым словарём, установите, какие значения есть у прилагательного «бедный». Какие из этих значений актуализируются в названии повести «Бедная Лиза». Аргументируйте своё мнение, выписав соответствующие цитаты из повести. 3) Подготовьте  сообщения об именах главных героев.

Ход урока.  

  1.   Беседа с учащимися.

Какое впечатление произвела повесть? Что было непонятно? Что показалось несовременным, а что – важным для читателя  нашего века?  Может ли современный старшеклассник читать «Бедную Лизу» с интересом, с удовольствием? ( Об ответах учащихся. Оказывается, повесть производит сильное впечатление на большинство девятиклассников; им нравится поэтический мир, созданный писателем, потрясает предательство героя и трагический финал. Конечно, непривычен для современных старшеклассников язык произведения)

  1. Вариант викторины ( можно  использовать домашнее задание одного из учащихся).
  1. Где происходит действие повести?
  2. Назовите отчество Лизы.
  3. Сколько лет было Лизе, когда она встретилась с Эрастом?
  4. Что известно о внешности Лизы: какие у неё глаза, какие волосы?
  5. На какие доходы жили Лиза и её мать?
  6. Была ли Лиза грамотна?
  7. Сделал ли Эраст Лизе предложение стать его женой?
  8. Как представляла себе мать героини отношения Лизы и Эраста в Будущем?
  9. В какой момент повести разразилась гроза?
  10. Как объяснил Эраст Лизе необходимость разлуки?
  11. При каких обстоятельствах герои встретились вновь?
  12. Какие денежные суммы и в связи с чем упоминаются в повести?
  13. Как распорядилась Лиза деньгами, данными ей Эрастом?
  14. Что произошло с матерью Лизы при известии о смерти дочери?
  15. Как сложилась в дальнейшем судьба Эраста?
  1. Сообщения учащихся ( индивидуальные  задания).

Комментарий учителя, предваряющий сообщения.

Первая художественная деталь на пути читателя к постижению авторского замысла – название произведения. В лучших произведениях заглавие – маленький шедевр со своими тайнами. Нет ли и в очень простом на первый взгляд названии «Бедная Лиза» своей тайны?

Сообщения учащихся  о прилагательном «бедный» и об имени Лиза.

  1. Беседа с учащимися.

Есть категория нерадивых учащихся, которые знакомятся с литературными произведениями по кратким пересказам. В «Бедной Лизе приблизительно 350 предложений. В пересказе их может быть 7 – 10. Создаётся иллюзия знакомства с произведением. Вот пример пересказа повести из книги П.Вайля и А. Гениса  «Родная речь»:

Бедная крестьянская девушка встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреного света, он влюбляется в непосредственную невинную девушку любовью брата. Но вскоре платоническая любовь  переходит в чувственную. Лиза  последовательно теряет  непосредственность, невинность и самого Эраста – он уходит на войну. «Нет, он на самом деле был в армии; но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Лиза топится в пруду» .             ( Вайль П. Генис А. Родная речь. М. 1995. С. 8 -9)

Каким литературоведческим термином мы обозначаем краткое изложение событий?

Что было бы утрачено нами как читателями, если бы мы узнали только фабулу «Бедной Лизы»?

Важные для продолжения работы ответы учащихся  записываем на доске:

- пейзажно-историческая зарисовка  в начале повести;

- пейзаж, вплетающийся в повествование;

-характер авторской речи, стиль повествования;

- точно найденные, неповторимые в своей оригинальности художественные детали.

   

  1. Работа в группах.

 Группа 1. Подготовьте выразительное чтение небольшого фрагмента вступительной зарисовки к повести. С помощью статьи учебника сделайте комментарий к этому фрагменту.

Группа 2.

Какой из фрагментов повести особенно показателен для объяснения роли пейзажа в этом произведении:

- ночь накануне второй встречи Лизы и Эраста;

- свидание героев;

-  сцена «падения» Лизы;

- размышление автора на могиле Лизы.

Группа 3.

Подберите  такой фрагмент произведения , на примере которого можно показать поэтическую организацию речи, её музыкальность.

Группа 4.

Какой диалог или монолог действующих лиц кажется вам самым выразительным. Подготовьте выразительное чтение и комментарий.

Возможные  фрагменты:

-первая встреча Лизы и Эраста;

-Лиза сообщает матери о знакомстве с Эрастом;

- монолог матери Лизы о красоте мира;

-последнее объяснение Лизы и Эраста;

- монолог Лизы перед смертью.

Группа 5.

Покажите на примерах из текста , как проявляет себя автор-повествователь.

  1. Подведение итогов урока.

Выполнение каких заданий открыло вам новые грани понимания повести? Чьи выступления понравились и заслуживают высокой оценки? На что при чтении литературных произведений обращает внимание правильно подготовленный читатель.

Домашнее задание.

Фронтальное задание.

Перечитайте повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Письменно ответьте на вопрос: « Что делает возможным сравнение этого произведения с «Бедной Лизой» Н.М. Карамзина?

Задание по выбору учащихся.

Прочитайте самостоятельно ещё одну повесть Н.М. Карамзина. Сделайте сообщение об этом произведении.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе"Поэтический мир Анны Ахматовой"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по  теме "Поэтический мир Анны Ахматовой"....

Методическая разработка урока литературы "Поэтическое мастерство А.С.Пушкина в балладе "Песнь о вещем Олеге"

Разработка урока литературы для обучающихся 6 класса по программе под ред. А.Г.Кутузова...

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма (урок-исследование в 9 классе)

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, что позволяет реализовать следующие цели: познакомить с разными направлениями в искусстве вообще (живописи, музыке) и в литературе, в частност...

Методическая разработка по литературе на тему "Повесть "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма".

Урок изучения нового материалаПовесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" как произведение сентиментализма....

Методическая разработка урока по литературе Карамзин "Бедная Лиза"

quot;Бедная Лиза" Карамзина Н. М. - одно из первых произведений русской сентиментальной литературы. Повесть о несчастной любви бедной девушки Лизы и дворянина Эраста. Незамысловатый сюжет, прост...

Методическая разработка урока-исследования с элементами учебной дискуссии по повести Н.К. Карамзина "Бедная Лиза"

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит...