Рабочая программа по химии 8 класс(к учебнику Габриелян О.С.)
рабочая программа по химии (8 класс)

Рябенкова Ирина Петровна

Рабочая программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена на основе:

-требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрено федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15, п.п. 2.2.).

- примерной программы основного общего образования по химии;  требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС;

- авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2018г.).

Цели реализации программы: достижение учащимися результатов изучения учебного предмета «Химия» в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории. Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5

Дятьковского района Брянской области

«Рассмотрено на МО и рекомендовано к

утверждению»

Руководитель ШМО

Зайцева Л.В.

Протокол №  1

от «30» августа 2020 года

Приказ №_105-ОВ__

от 02.09.2020 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для 8 а, 8 б   классов

на 2020-2021 учебный год

Составитель:

учитель химии Рябенкова И.П.

2020 г

1

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равнове сие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

        называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

        определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

        характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

        объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

        выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы, ионы аммония) и органических веществ;

        вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.

        проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно -популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

        объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

        определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак, или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»;

  • знать: предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; химические символы, их названия и произношение;

  • классифицировать вещества по составу на простые и сложные;

  • различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;

  • описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества); табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д. И. Менделеева, используя понятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная подгруппа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных);

  • объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений;вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях;

  • проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

  • использовать при характеристике атомов понятия: «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп», «электронный слой», «энергетический уровень», «элементы-металлы», «элементы-неметаллы»; при характеристике веществ понятия «ионная связь», «ионы», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «валентность», «металлическая связь»;

  • описывать состав и строение атомов элементов с порядковыми номерами 1—20 в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

  • составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов; схемы образования разных типов химической связи (ионной, ковалентной, металлической);

  • объяснять закономерности изменения свойств химических элементов (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметалличе ские свойства) в периодах и группах (главных подгруппах) Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с точки зрения теории строения атома;

  • сравнивать свойства атомов химических элементов, находящихся в одном периоде или главной подгруппе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых

электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства);

  • давать характеристику химических элементов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома — заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям);

  • определять тип химической связи по формуле вещества;

  • приводить примеры веществ с разными типами химической связи;

  • характеризовать механизмы образования ковалентной связи (обменный), ионной связи, металлической связи;

  • устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества — тип химической связи;
  • составлять формулы бинарных соединений по валентности;

  • находить валентность элементов по формуле бинарного соединения.

  • использовать при характеристике веществ понятия: «металлы», «пластичность», «теплопроводность», «электропроводность», «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения, или модификации»;

  • описывать положение элементов-металлов и элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

  • классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, элементы;
  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов — металлы и неметаллы;

  • доказывать относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы;

  • характеризовать общие физические свойства металлов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах — металлах и неметаллах;

  • объяснять многообразие простых веществ таким фактором, как аллотропия;

  • описывать свойства веществ (на примерах простых веществ — металлов и неметаллов);

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

  • использовать при решении расчетных задач понятия: «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», «нормальные условия»;

  • проводить расчеты с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «посто янная Авогадро».

  • использовать при характеристике веществ понятия: «степень окисления», «валентность», «оксиды», «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала рН», «соли», «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка», «смеси»;

  • классифицировать сложные неорганические вещества по составу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по основности и содержанию кислорода;

  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов (оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты, соли) по формуле;

  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

  • составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

  • составлять названия оксидов, оснований, кислот и солей; сравнивать валентность и степень окисления; оксиды, основания, кислоты и соли по составу;

  • проводить расчеты с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества».

  • классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;

  • использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей;

  • наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;

  • проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

  • использовать при характеристике превращений веществ понятия: «раствор», «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли», «ионные реакции», «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды», «средние соли», «кислые соли», «основные соли», «генетический ряд», «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • описывать растворение как физико-химический процесс;

  • иллюстрировать примерами основные положения теории электролитической диссоциации; генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль);

  • характеризовать общие химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей с позиций тео рии электролитической диссоциации; сущность электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной и ионной химической связью; сущность окислительно-восстановительных реакций;

  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей; существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

  • классифицировать химические реакции по «изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества»;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса; уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

  • определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление в окислительно-восстановительных реакциях;

  • устанавливать причинно-следственные связи: класс вещества — химические свойства вещества;
  • наблюдать и описывать реакции между электролитами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.

  • обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;
  • выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой;

  • наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;

  • описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • делать выводы по результатам проведенного эксперимента.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным;

  • составлять сложный план текста;
  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;

  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

  • использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере знаков химических элементов, химических формул);

  • использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделирования атомов и молекул);

  • получать химическую информацию из различных источников;
  • определять объект и аспект анализа и синтеза;

  • определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;

  • осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

  • определять отношения объекта с другими объектами;
  • определять существенные признаки объекта.

  • формулировать гипотезу по решению проблем;

  • составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

  • использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере составления схем образования химической связи);

  • использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как аналоговое моделирование;

  • использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделей строения атомов);

  • определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов;
  • выполнять неполное однолинейное сравнение;

  • выполнять неполное комплексное сравнение;

  • выполнять полное однолинейное сравнение.

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение;

  • самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;
  • выполнять сравнение по аналогии

  • составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ;

  • под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение

  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

  • осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;

  • осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т. е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов;

  • определять аспект классификации;
  • осуществлять классификацию;

  • знать и использовать различные формы представления классификации.

  • составлять на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ;

  • самостоятельно оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

  • использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений химических реакций);определять, исходя из учебной задачи, необходимость непосредственного или опосредованного наблюдения;

  • самостоятельно формировать программу эксперимента.

Тематическое планирование по химии

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О.С. Габриеляна.

Наименование темы

Всего

Из них

п/п

часов

Практические работы

Контроль

уроки

ные

работы

1.

Тема 1.Введение

6

№1,№2. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и

4

наблюдение за горящей свечой.

2.

Тема 2.

7

К.р. №1

6

Атомы химических элементов

3.

Тема 3.

5

5

Простые вещества

4.

Тема 4.

16

№3. Анализ почвы и воды.

К.р. №2

13

Соединения химических

№4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей

элементов

растворенного вещества.

5.

Тема 5.

12

№5. Признаки химических реакций.

К.р. №3

10

Изменения, происходящие с

веществами.

6.

Тема 6.

24

№6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Итоговая

21

Растворение. Растворы. Свойства

№7. Решение экспериментальных задач.

К.р. №4

растворов электролитов.

Итого:

70

6

4

60

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

8 КЛАСС

Тема 1. Введение в химию (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты.

Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчётные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение с ним.

Практическая работа № 2

Наблюдение за горящей свечой

Тема 2.        Атомы химических элементов (7 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1 -20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие        атомов        химических        элементов -неметаллов        между        собой        -        образование        двухатомных        молекул        простых        веществ.

Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие        атомов        химических        элементов -неметаллов        между        собой        -        образование        бинарных        соединений        неметаллов.

Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической

связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 3.        Простые вещества (5ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество

вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 4.        Соединения химических элементов (16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия , карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свой ств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Расчётные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей, дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа № 3.Анализ почвы и воды.

Практическая работа № 4.Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

Тема 5.        Изменения, происходящие с веществами (12ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений хи мических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное веще ство дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюмин ия и карбида кальция).

Расчётные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества , объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксид а меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа № 5.Признаки химических реакций.

Тема 6.        Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (24 ч)

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протека ния реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионн ые уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств

оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаи модействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от

концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 6 . Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач.

Календарно – тематическое планирование по химии по программе  О.С.Габриеляна

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

Название темы урока

Кол-во

Дата проведения

Примечание

п/п

часов

По плану

Факт

Тема 1. Введение

(6ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии.  Предмет

химии. Вещества.

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

3

Практическая работа №1. «Приёмы

обращения с лабораторным оборудованием» Инструктаж ТБ

4

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Знаки химических элементов.

5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная

масса.

6

Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей свечой»

Инструктаж ТБ

Тема 2. Атомы химических элементов.

(7ч)

7

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. Изотопы.

Строение электронных оболочек атомов. Металлические и

8

неметаллические свойства. Изменение свойств химических

элементов по периодам и группам

9

Ионы. Ионная химическая связь.

10

Ковалентная связь.

11

Металлическая химическая связь.

12

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических

элементов»

13

Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов»

Тема 3. Простые вещества.

(5ч)

14

Простые вещества-металлы.

15

Простые вещества -неметаллы. Аллотропия.

16

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

17

Молярный объём газов.

18

Решение задач по темам: «Молярный объем газов, количество

1 ч

вещества».

Кол-во

Название темы урока

часов

Примечание

         «а»

«б»

п/п

Тема 4. Соединение химических  элементов.

(16ч)

19

Степень окисления.

20

Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

21

Основания.

22

Кислоты.

23

Соли.

24

Составление формул солей.

25

Обобщение и систематизация знаний по теме «Важнейшие

классы бинарных соединений»

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические

26

решетки.

27

Чистые вещества и смеси.

28

Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды»

Инструктаж ТБ

29

Массовая доля компонентов в смеси.

30

Решение задач на нахождение массовой доли компонентов

смеси.

31

Решение задач на нахождение массовой доли компонентов

раствора.

32

Практическая работа №4. «Приготовление раствора сахара с

заданной массовой долей растворенного вещества»

Инструктаж ТБ

33

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения

химических элементов».

Контрольная работа №2. по теме: «Соединения химических

34

элементов».

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами.

(12ч)

35

Физические явления в химии.

36

Химические явления. Химические реакции.

37

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения.

38

Расчёты по химическим уравнениям.

39

Решение расчетных задач по уравнению реакции.

40

Решение расчетных задач на вычисление массы продукта

реакции.

41

Типы химических реакций.

42

Типы химических реакций на примере свойств воды.

43

Скорость химических реакций. Катализаторы.

44

Практическая работа №5.

« Признаки химических реакций» Инструктаж ТБ

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения,

45

происходящие с веществами».

Контрольная работа №3. по теме «Изменения, происходящие

с веществами».

46

Название темы урока

Кол-во

а

б

часов

Примечание

п/п

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

(22ч)

Окислительно – восстановительные реакции

47

Растворение как физико – химический процесс. Типы

растворов. Повторный инструктаж по Т.Б.

48

Электролитическая диссоциация (ЭД)

49

Основные положения Теории ЭД. (ТЭД)

50

Ионные уравнения реакций

51

Условия протекания химических реакций между растворами

электролитов до конца

52

Кислоты, их классификация.

53

Свойства кислот.

54

Основания, их классификация.

55

Свойства оснований.

56

Оксиды, их классификация и свойства.

57

Соли, их свойства.

58

Генетическая связь между классами неорганических

соединений.

59

Практическая работа №6. «Свойства кислот оснований,

оксидов и солей». Инструктаж ТБ

60

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение и

растворы».

61

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

62

Составление электронного баланса в ОВР.

64

Свойства простых и сложных веществ в свете ТЭД и ОВР

66

Практическая работа №7. Решение экспериментальных

задач по теме: «ОВР» Инструктаж ТБ

67

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение.

Растворы. Свойства растворов электролитов, ионные уравнения,

ОВР».

68

Итоговая контрольная работа №4 за курс химии 8 класса

69

Анализ итоговой контрольной работы.

70

Портретная галерея великих химиков

Документы:

  1. Приказ Минобрнауки от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
  2. Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего( полного) общего образования»

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

  1. Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2012 г. № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  1. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

Рекомендуемая литература.

  1. Литература, используемая учителем:

  • основная литература
  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа;

  1. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

  • дополнительная литература
  1. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В.  Смирнова. – М.: Блик плюс

  1. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа;

  1. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа;
  2. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа

  1. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

  1. Литература, рекомендуемая для учащихся.
  • основная литература

Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

  • дополнительная литература

1. Журнал «Химия в школе»;

2. Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.

3. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

4. Энциклопедический словарь юного химика

  1. Медиаресурсы.
  • CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

  • CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

  • Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2 -х дисках)
  • Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год  ...

Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС

Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...

Рабочая программа по химии: предметная линия учебников О.С. Габриеляна (9 класс 2 ч. В неделю)

Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...