«Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс
опыты и эксперименты по химии (8 класс)
ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.
Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе растворения и растворах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс
ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.
Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе растворения и растворах.
УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы на уроке откроем понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширим знания о растворах и процессе растворения.
Переходим к эксперименту. (На партах инструктивные карты и лотки для проведения опытов).
Опыт №1. Поместить в стакан с водой кристалл перманганата калия. Что мы наблюдаем? К какому типу процесса относится процесс растворения? (Ответ: растворение – результат диффузии, т.е. проникновение в промежутки между молекулами воды растворенного вещества, следовательно, это физический процесс).
Опыт №2. Налить 5 мл воды в пробирку. Затем добавить 15 капель концентрированной серной кислоты (H2SO4 конц.). Что мы наблюдаем? (Ответ: пробирка нагрелась, значит, протекает экзотермическая реакция, то есть, растворение - это химический процесс).
Опыт №3. Добавляем 5 мл воды в пробирку с нитратом натрия. Что мы наблюдаем? (Ответ: пробирка стала холоднее, то есть, протекает эндотермическая реакция, значит, растворение химический процесс).
Что же получается, один опыт доказывает, что растворимость–это физический процесс, другой – химический процесс. Кто из них прав?
Первый опыт показывает, что растворение – это физический процесс, а два других опыта доказывают, что растворение – химический процесс.
Вывод: в соответствии с современными взглядами, растворение - это физико-химический процесс, а растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
УЧИТЕЛЬ. А все ли вещества имеют одинаковую растворимость. А чтобы это доказать мы поработаем в группах и проведем эксперимент. После проведения эксперимента вы ребята должны ответить на вопросы, которые написаны на карточках, и сделать вывод. От чего же зависит процесс растворения?
Перейдем к эксперименту.
1 опыт. Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения. Порядок выполнения: 1. В пробирки с веществами налейте 5 мл воды, закройте пробкой и для лучшего растворения вещества хорошо встряхните.
№1 Хлорид кальция
№2 гидроксид кальция
№3 карбонат кальция
2. Какое из предложенных веществ растворяется в воде хорошо? Какое не растворяется? 3. Сделайте вывод о классификации веществ в зависимости от способности веществ растворяться в воде. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
2 опыт. Задание: наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ. Порядок выполнения: 1. В пробирки с медным купоросом прилейте в 5 мл спирта (№1) и 5 мл воды (№2), закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества. 2. Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос? 3. Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и способности веществ растворяться в разных растворителях. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
3 опыт
Задание: наблюдение влияния температуры на растворимость веществ. Порядок выполнения:
1. В пробирки №1 и №2 с сульфатом никеля налейте воды (1/3 объема).
2. Пробирку с №1 нагрейте, соблюдая технику безопасности.
3. В какой из предложенных пробирок №1 или №2 процесс растворения протекает быстрее?
4. Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе.
Выступление учеников, подведение итога.
Растворимость веществ зависит:
- От природы вещества
- Природы растворителя
- Температуры
4 опыт. Делает учитель. Задание: доказательство отсутствия нерастворимых веществ в природе. Порядок выполнения:
1. Небольшой кусок стекла разотрите в ступке (это для вас сделал лаборант) и поместите немного порошка стекла в пробирку. 2. Прилейте к стеклу воды, закройте пробкой и хорошо взболтайте. Если вы хотите получить результат растворения быстро, то увеличьте скорость растворения стекла подогрев пробирку с раствором (соблюдайте технику безопасности при нагревании). 3. К полученному раствору прилейте несколько капель индикатора
(фенолфталеин). О чем свидетельствует изменение окраски индикатора?
Учитель консультирует.
Предлагает заслушать результаты проведенного исследования и сделать выводы.
Записывает выводы на доске.
Предлагает ученикам сделать по уроку вывод, исходя из поставленных целей.
Оценивает качество отчета, усилия учащихся. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по химии на тему "Растворы. Растворимость веществ в воде" 8 класс
понятие раствора, понятие растворимости, причины различной растворимости веществ....
Разработка урока в 8 классе по теме "Растворы. Растворимость веществ в воде"
Урок разработан для класса с углубленным изучением химии, материал по уроку вкючает саму разработку, презентацию и дополнительные материалы по теме....
Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"
Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....
«Растворение. Растворимость веществ в воде.»
Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами....
Урок химии в 8 классе. Растворение. Растворимость веществ в воде.
Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.Задачи урока:Развивающие:интерес к химии,экспериментальное исследование и творческие навыки,мышление,социальную активность учащихся...
Урок в 8 классе на тему: Растворение. Растворимость веществ в воде.
Цель: Сформировать у учащихся представления о растворах как однородных смесях, закрепить и расширить знания о получении растворов, раскрыть, освоить понятие«растворимость», научить учащихся пользовать...
Растворение. Растворимость веществ в воде.
Технологическая карта урока...