«Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс
опыты и эксперименты по химии (8 класс)

Тополь Вера Николаевна

ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.

Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе растворения и растворах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс

ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.

Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе растворения и растворах.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы на уроке откроем понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширим знания о растворах и процессе растворения.

Переходим к эксперименту. (На партах инструктивные карты и лотки для проведения опытов).

Опыт №1. Поместить в стакан с водой кристалл перманганата калия. Что мы наблюдаем? К какому типу процесса относится процесс растворения? (Ответ: растворение – результат диффузии, т.е. проникновение в промежутки между молекулами воды растворенного вещества, следовательно, это физический процесс).

Опыт №2. Налить 5 мл воды в пробирку. Затем добавить 15 капель концентрированной серной кислоты (H2SO4 конц.). Что мы наблюдаем? (Ответ: пробирка нагрелась, значит, протекает экзотермическая реакция, то есть, растворение - это химический процесс).

Опыт №3. Добавляем 5 мл воды в пробирку с нитратом натрия. Что мы наблюдаем? (Ответ: пробирка стала холоднее, то есть, протекает эндотермическая реакция, значит, растворение химический процесс).

Что же получается, один опыт доказывает, что растворимость–это физический процесс, другой – химический процесс. Кто из них прав?

Первый опыт показывает, что растворение – это физический процесс, а два других опыта доказывают, что растворение – химический процесс.

Вывод: в соответствии с современными взглядами, растворение - это физико-химический процесс, а растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

УЧИТЕЛЬ. А все ли вещества имеют одинаковую растворимость. А чтобы это доказать мы поработаем в группах и проведем эксперимент. После проведения эксперимента вы ребята должны ответить на вопросы, которые написаны на карточках, и сделать вывод. От чего же зависит процесс растворения?

Перейдем к эксперименту.

1 опыт. Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения. Порядок выполнения: 1. В пробирки с веществами налейте 5 мл воды, закройте пробкой и для лучшего растворения вещества хорошо встряхните.

№1 Хлорид кальция

№2 гидроксид кальция

№3 карбонат кальция

2. Какое из предложенных веществ растворяется в воде хорошо? Какое не растворяется? 3. Сделайте вывод о классификации веществ в зависимости от способности веществ растворяться в воде. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.

2 опыт. Задание: наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ. Порядок выполнения: 1. В пробирки с медным купоросом прилейте в 5 мл спирта (№1) и 5 мл воды (№2), закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества. 2. Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос? 3. Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и способности веществ растворяться в разных растворителях. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.

3 опыт

Задание: наблюдение влияния температуры на растворимость веществ. Порядок выполнения:

1. В пробирки №1 и №2 с сульфатом никеля налейте воды (1/3 объема).

2. Пробирку с №1 нагрейте, соблюдая технику безопасности.

3. В какой из предложенных пробирок №1 или №2 процесс растворения протекает быстрее?

4. Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.

Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе.

Выступление учеников, подведение итога.

Растворимость веществ зависит:

  1. От природы вещества
  2. Природы растворителя
  3. Температуры

4 опыт. Делает учитель. Задание: доказательство отсутствия нерастворимых веществ в природе. Порядок выполнения:

1. Небольшой кусок стекла разотрите в ступке (это для вас сделал лаборант) и поместите немного порошка стекла в пробирку. 2. Прилейте к стеклу воды, закройте пробкой и хорошо взболтайте. Если вы хотите получить результат растворения быстро, то увеличьте скорость растворения стекла подогрев пробирку с раствором (соблюдайте технику безопасности при нагревании). 3. К полученному раствору прилейте несколько капель индикатора

(фенолфталеин). О чем свидетельствует изменение окраски индикатора?

Учитель консультирует.

Предлагает заслушать результаты проведенного исследования и сделать выводы.

Записывает выводы на доске.

Предлагает ученикам сделать по уроку вывод, исходя из поставленных целей.

Оценивает качество отчета, усилия учащихся. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по химии на тему "Растворы. Растворимость веществ в воде" 8 класс

понятие раствора, понятие растворимости, причины различной растворимости веществ....

Разработка урока в 8 классе по теме "Растворы. Растворимость веществ в воде"

Урок разработан для класса с углубленным изучением химии, материал по уроку вкючает саму разработку, презентацию и дополнительные материалы по теме....

Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"

Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при  объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....

«Растворение. Растворимость веществ в воде.»

Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами....

Урок химии в 8 классе. Растворение. Растворимость веществ в воде.

Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.Задачи урока:Развивающие:интерес к химии,экспериментальное исследование и творческие навыки,мышление,социальную активность учащихся...

Урок в 8 классе на тему: Растворение. Растворимость веществ в воде.

Цель: Сформировать у учащихся представления о растворах как однородных смесях, закрепить и расширить знания о получении растворов, раскрыть, освоить понятие«растворимость», научить учащихся пользовать...

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Технологическая карта урока...