Растворение. Растворимость веществ в воде.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Холостинина Н.С.
«Растворение. Растворимость веществ в воде.», 8 класс
Предмет | Химия | |||||
Класс | 8 класс | |||||
Тема | Растворение. Растворимость веществ в воде. | |||||
Тип урока | Изучение нового материала | |||||
Цель урока | расширение знаний учащихся о растворах и процессе растворимости, дать классификацию растворов по количеству растворенного вещества. | |||||
Задачи урока | Развивающие: - развивать интерес к химии - развивать способность к экспериментальному исследованию и творческие навыки - развивать мышление - развивать социальную активность учащихся через установку межпредметных связей - развивать кругозор учащихся Образовательные: - изучить процесс растворимости, как физико- химический процесс - рассмотреть классификацию веществ по растворимости - рассмотреть классификацию растворов по содержанию растворенного вещества - рассмотреть зависимость растворимости веществ от разных факторов - научиться работать с кривыми растворимости Воспитательные: - воспитывать общую культуру - воспитывать бережное отношение к окружающей среде - эстетическое воспитание | |||||
Оборудование | мультимедийный проектор, компьютер, экран, маршрутные карты, карточки с химическим диктантом, оценочные карточки, химические стаканы, медный купорос (или перманганат калия), вода, спирт, чайник; на партах: штатив для пробирок, пробирки, вода, нитрат аммония. | |||||
Методы обучения | проблемно- поисковый, наглядный, самостоятельная работа, лабораторная работа. | |||||
Форма организации познавательной деятельности: | индивидуальная, парная, фронтальная | |||||
№ п/п | Этап урока | Время, мин. | Деятельность учителя | Время, мин | Деятельность учащихся | |
1. | Организационный момент | 1 мин. | Приветствует учащихся Проверяет готовность учащихся к уроку Отмечает отсутствующих | Приветствуют учителя Проверяют наличие учебных принадлежностей | ||
2. | Мотивация | 4 мин. | Я хочу начать наш сегодняшний урок со стихотворения: Как-то утром мы проспал. В школу быстро собирался: Чай холодный наливал, Сахар всыпал, помешал, Но не сладким он остался. Я ещё досыпал ложку, Стал послаще он немножко. Чай допил я до остатка, А в остатке стало сладко. Сахар ждал меня на дне! Стал прикидывать в уме- Отчего судьбы немилость? ? Помогите решить этот вопрос герою стихотворения. ? Как вы думаете о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? ? Сформулируйте тему урока. (1 слайд). Запишите тему урока в маршрутной карте. ? Сформулируйте цель урока. Стихотворение заканчивается строками: "Виновата- растворимость", таким образом вы были правы. Молодцы! | Ответы детей: Сахар плохо растворяется в холодной воде. О растворимости веществ, о растворах. Растворение. Растворимость веществ в воде. Запись в маршрутной карте Изучить процесс растворения, какие факторы влияют на растворимость веществ в воде, какие растворы бывают. | ||
3. | Изучение нового материала | 30 мин. | Демонстрационный опыт №1: В химический стакан с водой добавить кристаллы перманганата калия или медного купороса. ? Что вы наблюдаете? ? Как называется этот процесс? То есть процесс растворения- это физический процесс. Лабораторный опыт: у вас на партах стоят штативы, в которых пробирки с кристаллическим нитратом аммония и водой. 1) потрогайте пробирки с водой и запомните их температуру. 2) прилейте воду к кристаллическому веществу, перемешайте. 3) ещё раз потрогайте пробирку. ? Что произошло? ? О чём свидетельствует изменение температуры? В 19 веке существовало две теории растворов. Давайте рассмотрим их. (слайд 2) Задание 1. Заполните таблицу в маршрутных картах (Учебник с. 211) (слайд 3) Проверка таблицы. Сегодня вы будете сами оценивать свою работу на уроке. Для этого у вас на партах лежат оценочные листы. Оцените свою работу с заданием 1. ? Мы с вами проделали два опыта. Один нам показал диффузию- физический процесс, а второй- изменение температуры- химический процесс. Так кто же из учёных прав? ? Сформулируйте определение процесса растворения? Определение записать в маршрутный лист. Прочитайте в учебнике определение «растворы», исходя из того, что процесс растворения- физико химический процесс. (Учебник с. 211) Запишите определение в маршрутный лист. Именно признаком образования гидратов и является изменение температуры раствора. В растворах гидраты имеют непостоянный состав, многие из них непрочные и при выделении в свободном виде разрушаются. Однако в ряде случаев образуются прочные соединения, которые легко можно выделить из раствора. Кристаллические вещества, содержащие молекулы воды, называются кристаллогидратами, а вода- кристаллизационной. (слайд 4) Кристаллогидратами являются и многие природные вещества: CaSO4*2H2O гипс Na2SO4*10H2Oглауберова соль (мирабилит) CuAl6(PO4)4(OH)8*5H2O бирюза 2Fe2O3*3H2Oбурый железняк (лимонит) 3MgO*2SiO2*2H2О змеевик Кристаллогидраты имеют постоянный состав. ? В течении урока мы с вами уже неоднократно упоминали слово «растворимость». Сформулируйте определение. ? Как можно классифицировать вещества по растворимости? (слайд 5) Задание 2 в маршрутных картах заполните схему (Учебник с. 215-216). (слайд 6) Оцените себя К практически нерастворимым веществам относятся и металлы. Но это условно. Так, известно, что в 1 м3 морской воды растворено 0,01 мг золота! Если его извлечь, то его масса составит 6 млн. тонн. Таким образом, фактором, влияющим на растворимость веществ в воде, является: 1. Природа растворённого вещества и природа растворителя Демонстрационный опыт №2: растворение медного купороса (перманганата калия) в воде и спирте. ? Что ещё может влиять на растворимость веществ в воде? Вспомните стихотворение. 2. Температура. Демонстрационный опыт №3. Растворение медного купороса в горячей и холодной воде. Но с повышением температуры, растворимость не всегда увеличивается. Для газов она наоборот уменьшается. Пример этому вы можете увидеть, если оставите бутылку с газированной водой в тёплом месте. Количественно растворимость веществ в воде характеризуется коэффициентом растворимости- это максимальная масса вещества в граммах, растворённых в 100 г растворителя при данной температуре. Графически эта зависимость изображается с помощью кривых растворимости (Учебник с. 213 рис. 126) (слайд 7) Задание 3(а): определите растворимость: сульфата магния при 400С (50г), нитрата бария при температуре 800С (30г), хлорида бария при температуре 900С (60г). ? Что произойдёт, если такие растворы охладить? (слайд 8) проверка задания 3(а). Оцените себя. Задание 3(б). (слайд 9) Например, раствор хлорида бария охладить с 900 до 400? ? Раствор сульфата магния охладить с 400 до 00? (слайд 10) проверка задания 3(б). Оцените себя Я уже сказала, что на графике показано сколько максимально грамм соли может раствориться в 100г воды. Такие растворы называются насыщенными. ? Как назовём растворы, если будет растворено меньше растворённого вещества, больше? (слайд 11) Задание 4 в маршрутных картах Оцените себя ? Сформулируйте определения данным понятиям (Учебник с. 213-214). Задание 5 в маршрутных листах: определите тип раствора хлорида калия при температуре 300, если в 100г воды растворено 45г/ 40г/ 30г соли. Оцените себя (12 слайд) проверка задания ? Сделайте вывод по уроку. | 1 мин. 2 мин. 5 мин. 2 мин. 5 мин. 1 мин. 1 мин. 2 мин. 2 мин. 1 мин. 1 мин. | Учащиеся наблюдают, делают вывод Ответы учащихся: Растворение кристаллов, окрашивание воды Диффузия- проникновение растворённого вещества в промежутках между молекулами воды. Выполнение лабораторного опыта, анализ Она стала более холодной. Это признаки химической реакции Работа с учебником и маршрутной картой Учащиеся оценивают свою работу Правы и те и другие, только частично. Растворение- это физико- химический процесс. Работа с маршрутной картой Работа с учебником Растворы- это однородная (гомогенная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия- гидратов. Работа с маршрутной картой Ответы учащихся: Способность вещества растворяться в том или ином растворителе. Растворимые, нерастворимые, малорастворимые. Работа с учебником и маршрутной картой, проверка задания Оценивание своей работы Наблюдение, вывод Наблюдение, вывод Работа с учебником и маршрутной картой Оценивание выполнения задания Работа с маршрутной картой и учебником Излишек соли (60-50=10г) выпадет на дно. Излишек соли (50-20=30г) выпадет на дно. Проверка задания Оценивание выполнения работы Ответы учащихся Работа с маршрутными картами и учебником Работа с маршрутными картами, учебником Пересыщенный, насыщенный, ненасыщенный растворы. Оценивание выполнения задания 1). Процесс растворения является физико- химическим процессом. 2). На растворимость веществ в воде влияют природа растворённого вещества, природа растворителя, температура. 3). Растворы бывают насыщенными, ненасыщенными и пересыщенными. | |
5. | Закрепление, первичная проверка знаний | 5 мин. | Выполните задание 6. | Работа с маршрутными картами, проверка задания, оценивание выполнения задания. Самооценка учащихся работы на уроке. | ||
6. | Информация о домашнем задании | 1 мин. | Учитель объявляет домашнее задание, объясняет его. | Учащиеся слушают 1) Вклеить маршрутные листы в тетради. 2) Записи. 3) Параграф 35 4) Вопрос 3,4 стр. 216-217 5) Дополнительное: сообщение «Вода на планете Земля» | ||
7. | Рефлексия | 1 мин. | (слайд 13) У вас на столах лежат цветные карточки: красная обозначает, что вам необходима дополнительная консультация, жёлтая- понял, но нужно ещё почитать, зелёная- всё понятно. Прошу поднять карточку соответствующего цвета. Так будет и вам и мне понятно как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Возможно, кому-то из вас необходимо будет дома поработать над материалом, а кому-то и над собой. (слайд 14) Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания! | Учащиеся поднимают карточки. Задают вопросы по теме урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по химии на тему "Растворы. Растворимость веществ в воде" 8 класс
понятие раствора, понятие растворимости, причины различной растворимости веществ....
Разработка урока в 8 классе по теме "Растворы. Растворимость веществ в воде"
Урок разработан для класса с углубленным изучением химии, материал по уроку вкючает саму разработку, презентацию и дополнительные материалы по теме....
Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"
Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....
«Растворение. Растворимость веществ в воде.»
Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами....
Урок химии в 8 классе. Растворение. Растворимость веществ в воде.
Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.Задачи урока:Развивающие:интерес к химии,экспериментальное исследование и творческие навыки,мышление,социальную активность учащихся...
Урок в 8 классе на тему: Растворение. Растворимость веществ в воде.
Цель: Сформировать у учащихся представления о растворах как однородных смесях, закрепить и расширить знания о получении растворов, раскрыть, освоить понятие«растворимость», научить учащихся пользовать...
«Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс
ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе раств...