Статья:ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
статья на тему
статья посвящена вопросам использования методики нейро-лингвистического программирования в рамках образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е. Ю. Ахунова
г. Пыть-Ях
Оптимизация учебного процесса
и повышение качества образования на основе
использования нейро-лингвистического программирования
Изменение социокультурных условий, нарастание объема информации в образовательном процессе ощутимо сказывается на качестве образования. Существующая школьная практика обучения во многом представляет собой механический перенос учителем жестких стратегий обучения в соответствии с предметной методикой без учета особенностей восприятия и познания информации. Известно, что эффективность обучения далеко не одинакова у разных людей. Любая методика преподавания - это набор ритуалов и стереотипов, которые успешно действуют в одних группах обучаемых и неуспешно - в других. Методика нейро-лингвистического программирования (далее НЛП) позволяет учителям выявить сенсорные предпочтения ученика, установить прочную связь, то есть взаимопонимание с учеником и добиться лучших результатов в обучении.
Под нейро - лингвистическим программированием понимается взаимосвязь между мозгом, языком и психологией, которая применена с успехом во многих областях: построение эффективных коммуникаций, решение задач, создание искусственного интеллекта, образование и др.
Нейро - лингвистическое программирование:
- это поведенческая модель, а также набор определенных навыков и техник. НЛП изучает структуру того, как люди думают и воспринимают мир;
- составляющая НЛП - «нейро»- относится к нервной системе. Согласно НЛП, мышление, память, воображение и все другие познавательные процессы - это результат работы программ, выполняемых нервной системой человека;
- другая составляющая НЛП - лингвистика. С точки зрения НЛП, язык в некотором роде является продуктом нервной системы, но он также стимулирует и формирует саму эту деятельность;
- включение составляющей «программирование» в НЛП основано на идее, что процессы человеческого обучения, запоминания и творчества являются результатом действия нейро-лингвистических программ, которые действуют эффективно или менее эффективно для достижения отдельных целей и результатов.
В рамках нейрофизиологических представлений предполагается, что у каждого человека есть свой основной канал восприятия и хранения информации, своя так называемая «репрезентативная система». Считается, что именно через ведущий канал поступает человеку основной поток информации. Репрезентация определяет, как организован наш опыт и как мы описываем мир. Это, согласно НЛП, происходит в образах (визуальная система), звуках (аудиальная система), ощущениях (кинестетическая система). В психологии понятию «репрезентативная система» соответствует понятие «модальности».
Охарактеризовать модальности можно следующим образом.
Для визуалов характерно:
- зрительное восприятие информации;
- обучение на основе наблюдений и демонстраций;
- невосприимчивость к звукам, отвлечение на зрительную информацию;
- организованность, опрятность, дисциплинированность и наблюдательность;
- спокойствие;
- ориентированность на внешний вид;
- запоминание картин, печатного текста, того, что видел;
- сосредоточенность.
- замешательство при чтении незнакомого материала;
- скорость и успешность в чтении;
- живая, образная речь, интуиция, фантазия.
Для аудиалов характерно:
- слуховое восприятие;
- восприимчивость устного объяснения учителя, желание слушать и высказываться;
- разговор с самим собой, шевеление губ и проговаривание слов при чтении;
- отвлекаемость на внешние раздражители;
- быстрое повторение услышанного;
- освоение языков;
- имитация, подражание, разговорчивость;
- дискуссии, обучение под музыку;
- словесная последовательность.
Для кинестетов характерно:
- действие, непосредственное;
- участие в деле, импульсивность;
- выбор решений, требующих активных действий;
- ответ на физическое вознаграждение.
- ориентация на близость, касание;
- обилие движений;
- раннее физическое развитие;
- обучение и запоминание в движении;
- обилие жестов;
- общее впечатление от прочитанной и увиденной информации, слабость в деталях;
- ролевые игры;
- выбор нестандартного задания, нового способа;
- активность.
Информацию о репрезентативных системах можно получать множеством различных способов. Например, глаза человека, совершающие движения, могут указать, какую репрезентативную систему он использует. Также можно отражать предикаты и синтаксис другого человека, положение тела, дыхание, интонацию и темп речи, выражение лица и т.д. Одним из способов выявления ведущего канала восприятия является анализ употребляемой лексики.
Методы НЛП я применяю на уроках английского языка уже несколько лет. Моя практика показала, что определение и учет ведущей модальности ребенка, а также отбор содержания учебного материала по категориям ведет к эффективности учебного процесса, повышению качества образования. В результате диагностики, проведенной на параллели 9 классов, я выяснила, что преобладает визуальный тип восприятия. На втором месте – кинестеты, что требует от учителя обеспечение эмоционального комфорта. Комбинированный тип, состоящий из визуалов - кинестетов и аудиалов – кинестетов, составляют третью часть. Аудиалы преобладают в меньшей степени, что определяет трудности многих школьников в усвоении иностранного языка и других гуманитарных предметов.
Почему ученик не обладает в достаточной мере всеми тремя модальностями? Посмотрим на образовательный конвейер.
Образовательный конвейер
Культура образования
Начальные классы (кинестетическое обучение)
Средняя школа
(аудиальное обучение)
Старшие классы
(визуальное обучение)
Школа имеет свою уникальную культуру, в рамках которой образовательные уровни дифференцированы. Как только детям исполняется 6 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру, преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Большая часть времени в начальной школе тратится на кинестетическое обучение учеников.
Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со «школьного конвейера» и отправляют в «коридор» (доучивание, переучивание, спецклассы).
Конвейер
- Фокус на классе как на целом
- Многосенсорное обучение
- Ориентация на новое содержание
- Успех основан на технике подачи
Коридор
- Фокус на отдельном учащемся
- Ориентация на новый процесс
- Первоначальное обучение каждого в его модальности
- Успех основан на соответствии модальности восприятия и подачи информации
По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера меняется и определяется как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков. Хотя же с четвертого класса способность «видеть слова глазами мозга» - основной ключ к академическому успеху (здесь использовано выражение из «Гамлета»- на вопрос, как Гамлет может видеть невидимого другим призрака, он отвечает: «Я вижу его глазами своего разума»). Сложность для таких детей состоит в том, что они не могут перевести услышанную информацию (вход) во внутреннюю визуальную форму (память/ хранение), то есть осуществить визуализацию.
Любая информация, идущая через нашу нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую модальность памяти, понимания. Когда информация совпадает с нашей ведущей модальностью (репрезентативной системой), мы прекрасно и хорошо запоминаем материал. Как только этого не происходит, мы временно «отключаемся» от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у человека появляется серия пробелов в информации. В образовательном процессе это выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.
Когда акцент делается на содержании, педагог должен использовать многосенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог выбирать привычный для него процесс. Однако, чаще всего учитель обучает в одной модальности. Решая эту проблему, я разработала ряд упражнений и рекомендаций при обучении лексике, работе с текстом и тестировании.
Обучение лексике
Упражнения для аудиалов:
- прослушайте слова (выражение) и выберите лишнее;
- воспринимают информацию, когда это приятно слуху (например, неправильные глаголы: cut-cut-cut, shut-shut-shut);
- синонимы- антонимы (в младших классах: small-little, ugly- beautiful, в старших классах: to lose weight- to gain weight);
- прослушайте слова, выражения, предложения и соедините с русским эквивалентом;
- «снежный ком»;
- зачет по словам в устной форме (для слабых детей - последовательность выстраивается как в учебнике);
- стихи (на начальном этапе - как одна из самых успешных форм обучению лексике);
- проиграйте слова и фразы в диалогах;
- продолжите начатые фразы.
Упражнения для визуалов, кинестетов:
- задания на скорость: кто быстрее напишет слово, найдет русский (английский) эквивалент и т.д.;
- соедините слово со значением;
- найдите синонимы, антонимы к словам;
- описательные тексты;
- вычеркните лишнее слово;
- ассоциации, опишите героя, предмет, действие;
- соедините слово, предложение с картинкой, рисунком (особенно кинестеты);
- заполните таблицу;
- вставьте пропущенные слова;
- составьте предложения из слов, данных в беспорядке, но с правильными грамматическими конструкциями;
- составить кроссворды или выделить новые слова из предложенных букв.
В диалогах визуалы обращают внимание на суть, на сюжет, а кинестеты- на участие, им просто нравиться играть.
Работа с текстом
Работа с текстом - сложный процесс. Учащиеся, чья визуальная система развита лучше, эффективнее выполняют задания, связанные с чтением. Однако нельзя забывать, что аудиалы – это люди, отдающие предпочтение слуховому восприятию. Поэтому, используя на уроке аудиозаписи при работе с текстом, мы можем добиться лучших результатов.
Упражнения для визуалов, кинестетов:
- просмотрите текст и скажите о чем он;
- выберите название текста;
- найдите в тексте эквиваленты, соответствующие русским предложениям;
- правда или неправда;
- вставьте пропущенные слова в текст;
- закончите предложение в соответствии с текстом;
- просмотрите текст и ответьте на вопросы.
Упражнения для аудиалов:
- прослушайте текст и скажите о чем он;
- прослушайте текст и выберите из него предложения, соответствующие русским;
- прослушайте (просмотрите) текст и заполните таблицу;
- прослушайте предложения и вставьте пропущенное слово по смыслу;
- прослушайте текст и ответьте на вопросы;
- прослушайте фрагмент текста и найдите его место в графическом тексте;
- упражнения для кинестетов;
- ассоциации;
- из предложенных абзацев постройте текст в логической последовательности;
- найдите предложение в тексте и выпишите его;
- уберите лишнее слово из предложения, несоответствующее тексту;
- найдите предложения в тексте по ключевым словам;
- предложенный ряд картинок разложите в последовательности, соответствующей содержанию текста (прогнозирующей содержание текста).
Тестирование
Рекомендации для аудиалов
Если тест построен на основе лекции и дискуссий - аудиалы справятся легко. Также, если тест построен в той же последовательности, что и информация в учебнике, то и такая работа не создаст проблем для аудиального мозга, так как характеристика аудиальной памяти- последовательность и целые звенья. Но, если вы поменяете последовательность, такой ученик потерпит неудачу.
Рекомендации для визуалов
Успешно справляются с тестированием, если информация только из учебника. Тест делают быстро, так как характеристика визуальной памяти - скорость и извлечение информации в любом направлении. Но может возникнуть проблема, если в тесте есть вопросы, которые обсуждались только в дискуссиях.
Рекомендации для кинестетов
Самые низкие отметки. Ответ «да» или «нет» - это для них проявление исчезнувшей информации. Гораздо лучше, если он сможет описать свой ответ. Будет прекрасно, если мы сможем опрашивать своих учеников в предпочитаемой ими модальности. Способность определить подходящий стиль научения - основа успеха.
Для эффективности учебного процесса и повышения качества образования учителю необходимо:
- определить ведущую репрезентативную систему учащегося с помощью экспресс-теста;
- предложить разные - для каждого типа учащегося свои - задания. Сортировать содержание материала в визуальные и аудиальные категории (отсортировать тот материал, который будет понят и запомнится визуально и тот, что аудиально);
- контролировать усвоение учебного материала с учетом ведущей модальности учащегося;
- воздействовать на все каналы восприятия и переработки информации (нельзя работать только с одной модальностью, нужно развивать отстающие, т.е. чередовать задания).
Чем более мы осознаем наши стили обучения, тем глубже мы понимаем качество и уровень своей эффективности в работе с учениками. Успешность обучения зависит от развития визуальной системы как ключевой (содержание образования в среднем и старшем звене - абстрактное, символическое, графическое).
Приёмы по обучению лексике
Give the definitions to the words/match words and their definitions
Paraphrase using new words
Describe a picture
Fill in the gaps using new words
Cоставь предложения с новыми словами
Соедини разрозненные части предложения
Заполни кроссворд, чайнворд, лайнворд
Закончи предложение, используя картинку
Посмотри на картинку и назови предметы
Переведи на иностранный язык
Прослушай и закрась предметы правильно
Настольные игры: лото, домино, карты, танграм, разрезная открытка
Составь ассоциограмму или mind-map
Составь слово из букв и слогов
Найди обобщающие слова в цепочке слов
Определи слово, не подходящее к данной группе
Назови слово по его дефиниции
Подбери синонимы/ антонимы к данному слову
Расположи слова по определенному принципу/ признаку
Добавь/подбери к существительному 3-4 определения (к глаголам - 3-4 наречия)
Подбери/ придумай заголовок к картинке
Дай свою дефиницию слова
Ответь на вопросы
Расспроси одноклассника о том, как он провел выходные
Подобрать синонимы/ антонимы к данному слову
расположить слова по определенному принципу или признаку (например: - по степени нарастания чувств (о ненависти до обожествления);
по степени надежности (комфорта)
по скорости передвижения (существительные или глаголы) и т.д.
26. Odd one out
27. Образовать как можно больше однокоренных слов
28. Say in one word
29. Составить/ подобрать словосочетания к предложенным словам
30. Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения/ пословицы/ поговорки и т.д.
31. Прокомментировать пословицу
32. Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, страны и т.д.
33. Составить рассказ с данными словами.
34. Прочтите текст и подчеркните предметы времени, места с учетом этого догадайтесь о значении подчеркнутых слов.
35. Подчеркните интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном.
36. "Снежный ком"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования
В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...
«Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"
Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга внутришкольного контроля; 2) получение систематической информации о качестве усвое...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-99857-1364215492.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами перспективного и текущего планирования у...
ПЛАН мероприятий по повышению качества образования выпускников МБОУ «Алешковичская СОШ» на 2012-2013 учебный год
ПЛАН мероприятий по повышению качества образования выпускников МБОУ «Алешковичская СОШ» на 2012-2013 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/04/picture-990484-1620124227.jpg)
Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».
Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/04/picture-298601-1607105693.jpg)
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/04/picture-1455511-1675495463.jpg)
Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.
Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...