Открытый урок на тему: Галогены, 11 класс
план-конспект урока по химии (11 класс)

Открытый урок на тему: Галогены, 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galogeny.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 11 классе

на тему:

 «Галогены»

                                                                                             Выполнил

учитель химии

Архипова Т.Н.

г.Курск

Апрель 2018г.


Тема урока: «Галогены»

Цели и задачи урока.

Обучающие: обобщить, систематизировать и скорректировать знания, умения и навыки обучающихся о строении, свойствах и применении неметаллов.

Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений сравнительного анализа, логического мышления, действий в нестандартной ситуации.

Воспитательные: способствовать формированию и развитию личностных качеств, ответственности за свою работу, уверенности в своих знаниях.

Ожидаемые результаты.

Личностные: ответственное отношение к учебной деятельности, целеустремленность, умение управлять своими эмоциями.

Метапредметные: использование основных интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей).

Предметные: 

знать: основные характеристики (строение атомов, ЭО, вид химической связи, тип кристаллической решетки) и химические свойства неметаллов;

уметь: обобщать, сравнивать, находить общее и различное в свойства неметаллов, записывать уравнения химических реакций, характеризующих свойства неметаллов.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, самостоятельная.

Учебно-методический комплекс:

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 11класс.

Проектор, экран; компьютер;

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Электронные презентации, видеофильм «Лабораторные опыты».

Основные понятия:

Степень окисления, ЭО, радиус, возгонка, вид химической связи, тип кристаллической решетки, типы химических реакций, ОВР.

Межпредметные связи: с биологией, географией

Формы деятельности: работа с учебником, демонстрация презентаций: «Галогены в природе», «Открытие галогенов», «Биологическое значение галогенов».

Ход урока

Орг. момент, цель: создать мотивацию к учебной деятельности, выведение темы, целей урока (положение атомов неметаллов в п.с., строение внешнего электронного уровня, атомный радиус, ЭО, характеристика окислительных и восстановительных свойств, неметаллические свойства наиболее ярко…, химическая активность наименьшая…, наибольшая …).

Предлагаю найти общее:

фтор содержится в костях животных и человека, в зеленом чае, морепродуктах, морской рыбе, в крупах, луке, картофеле; 

хлор регулирует затраты воды в организме, способствует выведению шлаков, помогает пищеварению, улучшает функцию печени,

бром содержится в горных породах главным образом в виде ионов, которые вымываются грунтовыми водами, в виде нерастворимых веществ содержится в некоторых растениях: горохе, фасоли, морских водорослях; 

иод - постоянная составная часть организма человека: в гормонах щитовидной железы, участвует в регуляции сердечно-сосудистой системы, желудочно- кишечного тракта, регуляции психики.


I. Организационный момент: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

II. Актуализация знаний: Мы изучим непременно элементы галогены (А по – русски –солероды), все от фтора и до йода. Даже новенький астат быть в семействе этом рад.

Блиц – опрос:


1. Тип химической связи в молекуле Сl2(ковалентная неполярная) 
2. Степени окисления элементов в хлороводороде.(+1,-1) 
3. Тип реакции получения хлороводорода из простых веществ (реакция соединения) 
4. Условия проведения реакции получения хлороводорода из простых веществ (нагревание в начале реакции) 
5. Тип кристаллической решётки у хлора в твёрдом состоянии 
(молекулярная) 
6. Наиболее распространённое соединение хлора (поваренная соль NaCl) 
7. Определите в каком случае о хлоре говорится как о химическом элементе, а в каком как о простом веществе: 
а) хлор входит в состав соляной кислоты (о химическом элементе) 
б) хлор применялся как оружие массового поражения в годы первой мировой войны (о простом веществе) 
8. Определите какой газ тяжелее: хлор или хлороводород. 
9. Определите о каком веществе идёт речь: бесцветный газ с резким запахом, во влажном воздухе дымит. (хлороводород) 
10. Какой газ лучше растворяется в воде: хлор или хлороводород (хлороводород) 
11. Укажите тип связи в молекуле хлороводорода (ковалентная полярная) 
12. В реакции с металлами, например: 2Na + Cl2 =2NaCl 
хлор является (окислителем) 
13. О каком веществе идёт речь: бесцветный раствор, с резким запахом, во влажном воздухе дымит (соляная кислота) 
14. Укажите степени окисления хлора в реакции: 
15. Cl2 + H2O = HCl + HClO (0, -1, +1) 
Взаимопроверка 

III. Основная часть.

Характеристика галогенов. 
Задание: Охарактеризовать галогены по плану: 
1. Химический знак и порядковый номер. 
2. Положение в Периодической системе 
3. Строение атома. 
4. Возможные степени окисления а)положительные 
б) отрицательные 
5. Формула водородного соединения. 
6. Формула высшего оксида. 
7. Формулы солей с наиболее активными металлами: Na; K; Ca 


Проблемные вопросы: 
1. Почему неметаллические свойства в ряду F→Cl → Br→I 
ослабевают, металлические усиливаются? 
2. Степени окисления галогенов. Почему F не проявляет «+» степеней окисления? Почему у галогенов возможны «+» степени окисления больше + 1? 
3. Какие особенности строения атомов галогенов обуславливают их общие свойства? 
4. Определите тип связи 
А) в молекулах галогенов – простых веществ 
Б) в галогеноводородах 
В) в солях 

Распространение галогенов в природе. 


Презентация об открытии галогенов и нахождении их в природе

а) (слайд1) Фтор – разрушающий. 100 лет потребовалось учёным разных стран чтобы выделить фтор. Получен А.Муассаном в 1886 году, содержание в земной коре составляет 0,0625% по массе. Важнейшие минералы: флюорит и фторапатит.

б) (слайд2,3) хлор в переводе на русский обозначает «жёлто-зелёный». История хлора ведёт начало с 1774 года. Впервые его получил шведский химик К. Шееле, а учёный Дэви впервые разложил электролизом поваренную соль и получил хлор. Содержание в земной коре – 0, 017% по массе, В мировом океане намного больше- 1,93%. Важнейшие минералы – галит NaCl, сильвин. 

в)(слайд 4,5) бром в переводе на русский означает «зловонный» и это вещество оправдывает своё название. Впервые его выделил французский химик Антуан Жерар Балар при исследовании морской воды и морских водорослей в 1826 году. Содержание в земной коре очень мало: 0,00016%.

г) (слайд 5,6) Иод в переводе на русский – «темно-синий, фиолетовый». Иод был открыт в 1811 году французским химиком-технологом Бернаром Куртуа. Он изучал золу морских водорослей, из которой тогда получали соду.содержание в земной коре –всего 0, 00004% по массе, а в морской воде – 0,06 мг/мл.

Физические свойства галогенов.

Работа с учебником. Таблица №7 «Физические свойства галогенов» 
Выводы: С увеличением атомной массы элементов увеличивается температура кипения и температура плавления, резко темнеет цвет веществ, агрегатное состояние изменяется от газообразного к жидкому и твёрдому. (Демонстрация образцов брома и иода). Жидкий бром легко переходит в газообразное состояние. Кристаллическая решётка иода тоже очень непрочная – молекулярная, при нагревании переходит из твёрдого агрегатного состояния сразу в газообразное, этот процесс называется возгонкой. 
Демонстрация опыта по возгонке иода. 

Химические свойства галогенов.

Химические свойства галогенов сходны. Они реагируют с большинством элементов Периодической системы, подобно хлору, необходимо остановиться лишь на 2-х моментах:

1) В ряду F2→Cl2 → Br2→I2 каждый последующий галоген вытесняет предыдущий из растворов его солей . Фтор – самый активный галоген. Его не вытесняют другие галогены.

2K+1 Cl-1 + F20 = 2 K+1 F-1 + Cl20

Задание: записать 2-3 аналогичных уравнения, записать электронный баланс. 


2) Некоторые из веществ имеют особенные химические реакции, которые очень наглядно показывают присутствие этих веществ. Такие реакции называются качественными. Так качественной реакцией на соли хлора и соляную кислоту является реакция с нитратом серебра: 
NaCl + AgNO3= NaNO3 + AgCl↓- белый творожистый осадок. 

В процессе всего урока: мотивации и целеполагания урока, при просмотре презентаций, которые охватывают основное содержание по галогенам, было поставлено много вопросов. Обучающиеся повторяли знания уже изученных в 8-9 классах и узнали много новых сведений о химических свойствах галогенов. Учащиеся могут давать характеристику элементам, определить состав атома, сравнить физические свойства, химическую активность галогенов.


Закрепление изученного материала подведение итогов урока, рефлексия

Подведение итогов урока, рефлексия

Сегодня я узнал…., было интересно ….., было трудно…., я выполнял задания…., я научился…., у меня получилось…., я смог…., меня удивило…., урок дал мне для жизни…., мне захотелось….

Домашнее задание: §«Галогены».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Галогены" 9 класс

Урок изучения нового материала по теме "Галогены"...

Урок по теме: Галогены

Урок в 9 классе по теме : Галогены. Учебник автора О.С.Габриелян...

План - конспект открытого урока На тему: «Семья» Класс: 6А

План конспект урока 6 класс по учеднику Enjoy English 5 - 6 класс М.З. Биболетова....

Технологическая карта урока по теме "Галогены" 9 класс

Разработка технологической карты урока по теме "Галогены" 9 класс...

Открытый урок по теме "Основные классы неорганических веществ"

Обобщающий урок по теме "Основные классы неорганических веществ". Урок проводится в форме игры. Класс делится на несколько команд, каждая команда выполняет предложенные задания. В конце урок...

Конспект урока по теме “Галогены”

На основе анализа положения галогенов в периодической системе элементов изучить химические свойства простых веществ....

Урок по теме "Галогены"

Урок по теме "Галогены"...