Открытый урок на тему: Галогены, 11 класс
план-конспект урока по химии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 11 классе
на тему:
«Галогены»
Выполнил
учитель химии
Архипова Т.Н.
г.Курск
Апрель 2018г.
Тема урока: «Галогены»
Цели и задачи урока.
Обучающие: обобщить, систематизировать и скорректировать знания, умения и навыки обучающихся о строении, свойствах и применении неметаллов.
Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений сравнительного анализа, логического мышления, действий в нестандартной ситуации.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию личностных качеств, ответственности за свою работу, уверенности в своих знаниях.
Ожидаемые результаты.
Личностные: ответственное отношение к учебной деятельности, целеустремленность, умение управлять своими эмоциями.
Метапредметные: использование основных интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей).
Предметные:
знать: основные характеристики (строение атомов, ЭО, вид химической связи, тип кристаллической решетки) и химические свойства неметаллов;
уметь: обобщать, сравнивать, находить общее и различное в свойства неметаллов, записывать уравнения химических реакций, характеризующих свойства неметаллов.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, самостоятельная.
Учебно-методический комплекс:
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 11класс.
Проектор, экран; компьютер;
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Электронные презентации, видеофильм «Лабораторные опыты».
Основные понятия:
Степень окисления, ЭО, радиус, возгонка, вид химической связи, тип кристаллической решетки, типы химических реакций, ОВР.
Межпредметные связи: с биологией, географией
Формы деятельности: работа с учебником, демонстрация презентаций: «Галогены в природе», «Открытие галогенов», «Биологическое значение галогенов».
Ход урока
Орг. момент, цель: создать мотивацию к учебной деятельности, выведение темы, целей урока (положение атомов неметаллов в п.с., строение внешнего электронного уровня, атомный радиус, ЭО, характеристика окислительных и восстановительных свойств, неметаллические свойства наиболее ярко…, химическая активность наименьшая…, наибольшая …).
Предлагаю найти общее:
фтор содержится в костях животных и человека, в зеленом чае, морепродуктах, морской рыбе, в крупах, луке, картофеле;
хлор регулирует затраты воды в организме, способствует выведению шлаков, помогает пищеварению, улучшает функцию печени,
бром содержится в горных породах главным образом в виде ионов, которые вымываются грунтовыми водами, в виде нерастворимых веществ содержится в некоторых растениях: горохе, фасоли, морских водорослях;
иод - постоянная составная часть организма человека: в гормонах щитовидной железы, участвует в регуляции сердечно-сосудистой системы, желудочно- кишечного тракта, регуляции психики.
I. Организационный момент: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
II. Актуализация знаний: Мы изучим непременно элементы галогены (А по – русски –солероды), все от фтора и до йода. Даже новенький астат быть в семействе этом рад.
Блиц – опрос:
1. Тип химической связи в молекуле Сl2(ковалентная неполярная)
2. Степени окисления элементов в хлороводороде.(+1,-1)
3. Тип реакции получения хлороводорода из простых веществ (реакция соединения)
4. Условия проведения реакции получения хлороводорода из простых веществ (нагревание в начале реакции)
5. Тип кристаллической решётки у хлора в твёрдом состоянии
(молекулярная)
6. Наиболее распространённое соединение хлора (поваренная соль NaCl)
7. Определите в каком случае о хлоре говорится как о химическом элементе, а в каком как о простом веществе:
а) хлор входит в состав соляной кислоты (о химическом элементе)
б) хлор применялся как оружие массового поражения в годы первой мировой войны (о простом веществе)
8. Определите какой газ тяжелее: хлор или хлороводород.
9. Определите о каком веществе идёт речь: бесцветный газ с резким запахом, во влажном воздухе дымит. (хлороводород)
10. Какой газ лучше растворяется в воде: хлор или хлороводород (хлороводород)
11. Укажите тип связи в молекуле хлороводорода (ковалентная полярная)
12. В реакции с металлами, например: 2Na + Cl2 =2NaCl
хлор является (окислителем)
13. О каком веществе идёт речь: бесцветный раствор, с резким запахом, во влажном воздухе дымит (соляная кислота)
14. Укажите степени окисления хлора в реакции:
15. Cl2 + H2O = HCl + HClO (0, -1, +1)
Взаимопроверка
III. Основная часть.
Характеристика галогенов.
Задание: Охарактеризовать галогены по плану:
1. Химический знак и порядковый номер.
2. Положение в Периодической системе
3. Строение атома.
4. Возможные степени окисления а)положительные
б) отрицательные
5. Формула водородного соединения.
6. Формула высшего оксида.
7. Формулы солей с наиболее активными металлами: Na; K; Ca
Проблемные вопросы:
1. Почему неметаллические свойства в ряду F→Cl → Br→I
ослабевают, металлические усиливаются?
2. Степени окисления галогенов. Почему F не проявляет «+» степеней окисления? Почему у галогенов возможны «+» степени окисления больше + 1?
3. Какие особенности строения атомов галогенов обуславливают их общие свойства?
4. Определите тип связи
А) в молекулах галогенов – простых веществ
Б) в галогеноводородах
В) в солях
Распространение галогенов в природе.
Презентация об открытии галогенов и нахождении их в природе
а) (слайд1) Фтор – разрушающий. 100 лет потребовалось учёным разных стран чтобы выделить фтор. Получен А.Муассаном в 1886 году, содержание в земной коре составляет 0,0625% по массе. Важнейшие минералы: флюорит и фторапатит.
б) (слайд2,3) хлор в переводе на русский обозначает «жёлто-зелёный». История хлора ведёт начало с 1774 года. Впервые его получил шведский химик К. Шееле, а учёный Дэви впервые разложил электролизом поваренную соль и получил хлор. Содержание в земной коре – 0, 017% по массе, В мировом океане намного больше- 1,93%. Важнейшие минералы – галит NaCl, сильвин.
в)(слайд 4,5) бром в переводе на русский означает «зловонный» и это вещество оправдывает своё название. Впервые его выделил французский химик Антуан Жерар Балар при исследовании морской воды и морских водорослей в 1826 году. Содержание в земной коре очень мало: 0,00016%.
г) (слайд 5,6) Иод в переводе на русский – «темно-синий, фиолетовый». Иод был открыт в 1811 году французским химиком-технологом Бернаром Куртуа. Он изучал золу морских водорослей, из которой тогда получали соду.содержание в земной коре –всего 0, 00004% по массе, а в морской воде – 0,06 мг/мл.
Физические свойства галогенов.
Работа с учебником. Таблица №7 «Физические свойства галогенов»
Выводы: С увеличением атомной массы элементов увеличивается температура кипения и температура плавления, резко темнеет цвет веществ, агрегатное состояние изменяется от газообразного к жидкому и твёрдому. (Демонстрация образцов брома и иода). Жидкий бром легко переходит в газообразное состояние. Кристаллическая решётка иода тоже очень непрочная – молекулярная, при нагревании переходит из твёрдого агрегатного состояния сразу в газообразное, этот процесс называется возгонкой.
Демонстрация опыта по возгонке иода.
Химические свойства галогенов.
Химические свойства галогенов сходны. Они реагируют с большинством элементов Периодической системы, подобно хлору, необходимо остановиться лишь на 2-х моментах:
1) В ряду F2→Cl2 → Br2→I2 каждый последующий галоген вытесняет предыдущий из растворов его солей . Фтор – самый активный галоген. Его не вытесняют другие галогены.
2K+1 Cl-1 + F20 = 2 K+1 F-1 + Cl20
Задание: записать 2-3 аналогичных уравнения, записать электронный баланс.
2) Некоторые из веществ имеют особенные химические реакции, которые очень наглядно показывают присутствие этих веществ. Такие реакции называются качественными. Так качественной реакцией на соли хлора и соляную кислоту является реакция с нитратом серебра:
NaCl + AgNO3= NaNO3 + AgCl↓- белый творожистый осадок.
В процессе всего урока: мотивации и целеполагания урока, при просмотре презентаций, которые охватывают основное содержание по галогенам, было поставлено много вопросов. Обучающиеся повторяли знания уже изученных в 8-9 классах и узнали много новых сведений о химических свойствах галогенов. Учащиеся могут давать характеристику элементам, определить состав атома, сравнить физические свойства, химическую активность галогенов.
Закрепление изученного материала подведение итогов урока, рефлексия
Подведение итогов урока, рефлексия
Сегодня я узнал…., было интересно ….., было трудно…., я выполнял задания…., я научился…., у меня получилось…., я смог…., меня удивило…., урок дал мне для жизни…., мне захотелось….
Домашнее задание: §«Галогены».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме "Галогены" 9 класс
Урок изучения нового материала по теме "Галогены"...
Урок по теме: Галогены
Урок в 9 классе по теме : Галогены. Учебник автора О.С.Габриелян...
План - конспект открытого урока На тему: «Семья» Класс: 6А
План конспект урока 6 класс по учеднику Enjoy English 5 - 6 класс М.З. Биболетова....
Технологическая карта урока по теме "Галогены" 9 класс
Разработка технологической карты урока по теме "Галогены" 9 класс...
Открытый урок по теме "Основные классы неорганических веществ"
Обобщающий урок по теме "Основные классы неорганических веществ". Урок проводится в форме игры. Класс делится на несколько команд, каждая команда выполняет предложенные задания. В конце урок...
Конспект урока по теме “Галогены”
На основе анализа положения галогенов в периодической системе элементов изучить химические свойства простых веществ....
Урок по теме "Галогены"
Урок по теме "Галогены"...