Факультатив по химии 10 класс. Проектно-исследовательская деятельность по химии
рабочая программа по химии (10 класс)
Факультатив по химии 10 класс
«Проектно-исследовательская деятельность по химии»
/1 час в неделю, 35 часов в год/
Рассчитан на 35 часов и является не только логическим продолжением программного материала, но и имеет пропедевтический характер. В соответствии с новой концепцией химического образования, реализует принцип концентрического построения курса.
Направленность программы заключается в формировании у учащихся понятий о применении химических знаний в современной жизни.
Новизна программы состоит в нетрадиционном подходе к изложению материала, в оригинальном структурировании курса.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ элективных курсов состоит в том, что на практические занятия отводится большое количество часов. Причем используется не только демонстрационная функция эксперимента, но и стимулирующая, проблемная. Это весомое дополнение к программе базового уровня.
Актуальность программы состоит в важности включения материала, ориентирующего учащихся на выбор будущей специальности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что возникает возможность изучать предмет на более высоком уровне, привлекая к этому заинтересованных учащихся, с последующим развитием у них творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_himii_10_klass._proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_po_himii.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультатив по химии 10 класс
«Проектно-исследовательская деятельность по химии»
/1 час в неделю, 35 часов в год/
Рассчитан на 35 часов и является не только логическим продолжением программного материала, но и имеет пропедевтический характер. В соответствии с новой концепцией химического образования, реализует принцип концентрического построения курса.
Направленность программы заключается в формировании у учащихся понятий о применении химических знаний в современной жизни.
Новизна программы состоит в нетрадиционном подходе к изложению материала, в оригинальном структурировании курса.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ элективных курсов состоит в том, что на практические занятия отводится большое количество часов. Причем используется не только демонстрационная функция эксперимента, но и стимулирующая, проблемная. Это весомое дополнение к программе базового уровня.
Актуальность программы состоит в важности включения материала, ориентирующего учащихся на выбор будущей специальности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что возникает возможность изучать предмет на более высоком уровне, привлекая к этому заинтересованных учащихся, с последующим развитием у них творческих способностей.
Цель программы:
- показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности, развития различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины, сферы обслуживания, экологии;
- сформировать у учащихся умения и навыки в проведении химического эксперимента, развить их учебную мотивацию;
- наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки для ориентации учащихся в выборе будущей профессии;
- дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха.
Задачи программы:
- выработать правильные навыки проведения химического эксперимента.
- развить мастерство проведения химического эксперимента для разработки научно – исследовательских проектов.
Программа рассчитана на учащихся десятых классов профильной школы.
Продолжительность и этапы учебного процесса.
Объем программы – 34 часа, которые распределяются по следующим модулям:
- “Кухня – химическая лаборатория”;
- “Желудок – химический реактор”;
- “Пищевая промышленность”;
- “Косметология”;
- “Химия и производство”;
- “Химия и экология”;
- “Агрохимия”;
- “Химия в медицине и фармакологии”.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно ориентированного подхода;
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения учащимися учебного материала;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- эвристический;
- проблемный;
- исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы с учащимися.
Фронтальная работа предполагает охват учебного материала сразу по нескольким темам, что обеспечивает продуктивность образовательного процесса.
Групповая работа обеспечивает эффективную проверку усвояемости материала, позволяет выявить индивидуальные возможности учащихся.
Индивидуальная работа предполагает возможность интеллектуального общения с каждым учащимся; позволяет развивать их творческие способности.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовое занятие, сочетающее в себе объяснение, практические упражнения;
- консультации;
- практическая работа под руководством педагога;
- самостоятельная работа;
- учебная игра.
Режим занятий: 1 час в неделю в течение учебного года.
Прогнозируемые результаты и критерии их замера
В результате освоения данной программы учащиеся должны знать:
- основные требования проведения химического эксперимента;
- как работать над научно – исследовательскими проектами.
должны уметь:
- выполнять практические работы;
- включать химический эксперимент в научно – исследовательскую деятельность.
Формы контроля: участие в школьной неделе химии; участие в олимпиадах; защита проектов на научно-практической конференции и других конкурсах.
Формы подведения итогов реализации программы курса – интеллектуальный марафон.
Средства, необходимые для реализации программы: учебно-методическая литература, материально – техническое обеспечение химическим оборудованием и реактивами.
Содержание программы (на 34 часа, из расчета 1 час – в неделю)
Введение (1 час)
Химия вокруг нас. Химия – это наука, важная часть естествознания. Человек среди химических реакций. Практическая часть “Шесть правил техники безопасности”.
Тема № 1. Кухня – химическая лаборатория (5 часов)
Питьевая сода. Гидрокарбонат натрия у вас на кухне. Применение в домашних условиях. Поваренная соль. Хлорид натрия у вас на кухне. Применение в домашних условиях. Суточная потребность в соли. Водные растворы поваренной соли в медицине. Сахар. Из чего получают сахар. Потребление большого количества сахара – вредно. Заменители сахара. Уксус. Процентные концентрации уксусной кислоты. Продукты питания, включающие в себя белки. Понятие о белках как о высокомолекулярных соединениях.
Практические работы:
№1. “Использование питьевой соды для понижения кислотности”.
№ 2. “Тепловой эффект смешивания поваренной соли со льдом”.
№ 3. “Окисление сахарной пудры серной кислотой”.
№ 4. “Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств”.
№ 5. “Опыты с белками”.
Тема № 2. Желудок – химический реактор (4 часа)
Диетология. Понятие о диетологии. Диета. Калорийность продуктов питания. Профессия – диетолог. Окислительные процессы в организме. Процесс дыхания. Витаминизация. Понятие о витаминах. Классификация витаминов. Авитаминоз. Опасность передозировки витаминами.
Практические работы:
№ 6. “Разработка меню диетического питания на 1 день”.
Тема № 3. Пищевая промышленность (3 часа)
Политех виноделия. Профессия – винодел. Технология процесса брожения. Кондитерское искусство. Профессия кондитер. Молочное производство. Процессы, лежащие в основе производства кисло-молочных продуктов. Перечень ВУЗов г.Краснодара, выпускающих специалистов по данным профессиям.
Практические работы:
№ 7. “Процесс брожения”.
№ 8. “Приготовление карамели”.
№ 9. “Опыты с молоком”.
Тема № 4. Косметология (3 часа)
Профессия косметолог. Понятие – косметология. Разновидности косметологии. Химические средства гигиены. Классификация химических средств гигиены. Косметические средства. Применение косметических средств.
Практические работы:
№ 10. “Испытание защиты яичной скорлупы, покрытой слоем зубной пасты, от кислой среды”.
№ 11. “Перекись водорода – отбеливатель”. Тест.
Тема № 5. Химия и производство (8 часов)
Нефтепереработка. Методы разделения смесей. Перечень ВУЗов г. Краснодара, выпускающих специалистов по данным профессиям. Металлургия. Разновидности металлургии. Текстильное производство. Виды тканей, их классификация. Сфера обслуживания. Востребованные специальности.
Опыт № 1. Стирка с применением различных моющих средств.
Опыт № 2. Удаление пятен различного характера загрязнения.
Практические работы:
№ 12. “Разделение жидкости с помощью делительной воронки”.
№ 13. “Исследование взаимодействия различных металлов с различными кислотами”.
№ 14. “Умение распознавать вид ткани”.
№ 15. “Стирка. Химчистка”.
Тема № 6. Химия и экология (4 часа)
Озоновый “щит” планеты. Озоносфера. Экология. Водоочистка. Существующие способы очистки воды. Живой “фильтр” окружающей среды. Природоохранные мероприятия.
Практические работы:
№ 16. “Исследование загрязненной воды”.
№ 17. “Насаждение деревьев на пришкольном участке”.
Тема № 7. Агрохимия (2 часа)
Состав почвы. Классификация почв Краснодарского края. Плодородие почв. Профессия – агроном. Удобрение. Классификация удобрений. Применение удобрений. Вред от внесения лишних удобрений.
Практические работы:
№ 18. “Исследование почвенных растворов различных проб”.
№ 19. “Заполнение таблицы применения удобрений”.
Тема № 8. Химия в медицине и фармакологии (4 часа)
Химия в основе медицины. Первые шаги химии в области медицины. Химия в борьбе с инфекцией. Профессия – медик. Лекарственные препараты в химической лаборатории. Антибиотики. Итоговое занятие.
Практические работы:
№ 20. “Обнаружение глицерина и глюкозы”.
Учебный план
№ | Наименование темы – предмета | Всего часов |
| Введение | 1 ч |
1 | Кухня – химическая лаборатория | 5 ч |
2 | Желудок – химический реактор | 4 ч |
3 | Пищевая промышленность | 3 ч |
4 | Косметология | 3 ч |
5 | Химия и производство | 8 ч |
6 | Химия и экология | 4 ч |
7 | Агрохимия | 2 ч |
8 | Химия в медицине и фармакологии | 4 ч |
| Итого | 34 ч |
Используемая литература
- Браун А. Д. , Фадеева М.Д. “Молекулярные основы жизни”. М. “Просвещение” 1976 г.
- Бухарин В.Ю. “Химия живой природы”. М. “Знание” 1966 г.
- Добровольский В.В. “Химия земли”. М. “Просвещение” 1980 г.
- Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М. “Высшая школа” 1992 г.
- Николаев Л.А. “Химия жизни”. М. “Просвещение” 1977 г.
- Митрофанов Н.М. “В мире науки и техники”. М. “Профсоюз” 1993 г.
- Ольгин О.“Опыты без взрывов”. М. “Химия” 1995 г.
Учебно-тематический план
№ п/п | № | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Дата |
Введение (1 час)
1 | Введение | Химия вокруг нас. Человек среди химических реакций. | «Шесть правил техники безопасности» |
Тема № 1. Кухня – химическая лаборатория (5 часов)
2 | 1.1 | Питьевая сода | Гидрокарбонат натрия у вас на кухне. Применение в домашних условиях. | Практическая работа №1. «Использование питьевой соды для понижения кислотности» | |
3 | 1.2 | Поваренная соль | Хлорид натрия у вас на кухне. Применение в домашних условиях. | Практическая работа № 2. «Тепловой эффект смешивания поваренной соли со льдом» | |
4 | 1.3 | Сахар | Из чего получают сахар. Потребление большого количества сахара – вредно. Заменители сахара. | Практическая работа № 3. «Окисление сахарной пудры серной кислотой» | |
5 | 1.4 | Уксус | Процентные концентрации уксусной кислоты. | Практическая работа № 4. «Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств» Опыт № 1. Получение уксусной кислоты. Опыт № 2. Взаимодействие с металлами. Опыт № 3. Взаимодействие со щелочами. | |
6 | 1.5 | Продукты питания, включающие в себя белки | Понятие о белках как о высокомолекуляр-ных соединениях. | Практическая работа № 5. «Опыты с белками» Опыт № 1. Цветные реакции на белки. Опыт № 2. Денатурация белка. |
Тема № 2. Желудок – химический реактор (4 часа)
7-8 | 2.1-2.2 | Диетология | Понятие о диетологии. Калорийность продуктов питания. Профессия – диетолог. | Практическая работа № 6. «Разработка меню диетического питания на 1 день» | |
9 | 2.3 | Окислительные процессы в организме | Процесс дыхания. | ||
10 | 2.4 | Витаминизация | Понятие о витаминах. Классификация витаминов. Авитаминоз. Опасность передозировки витаминами. |
Тема № 3. Пищевая промышленность (3 часа)
11 | 3.1 | Политех виноделия | Профессия – винодел. Технология процесса брожения. | Практическая работа № 7. «Процесс брожения» | |
12 | 3.2 | Кондитерское искусство | Профессия кондитер. | Практическая работа № 8. «Приготовление карамели» | |
13 | 3.3 | Молочное производство | Процессы, лежащие в основе производства кисломолочных продуктов. | Практическая работа № 9. «Опыты с молоком» Опыт № 1. Свертывание молочно- го белка – получение творога. Опыт № 2. Определение рН раст- вора сыворотки – обнаружение молочной кислоты. |
Тема № 4. Косметология (3 часа)
14 | 4.1 | Профессия косметолог | Понятие – косметология. Разновидности косметологии. | ||
15 | 4.2 | Химические средства гигиены | Классификация химических средств гигиены. | Практическая работа № 10. «Испытание защиты яичной скорлупы, покрытой слоем зубной пасты, от кислой среды» | |
16 | 4.3 | Косметические средства | Применение косметических средств. | Практическая работа № 11. «Перекись водорода – отбеливатель». Тест. |
Тема № 5. Химия и производство (8 часов)
17 | 5.1 | Нефтепереработка | Методы разделения смесей. | Практическая работа № 12. «Разделение жидкости с помощью делительной воронки» | |
18-19 | 5.2-5.3 | Металлургия | Разновидности металлургии. | Практическая работа № 13. «Исследование взаимодействия различных металлов с различными кислотами» | |
20 | 5.4 | Текстильное производство | Виды тканей, их классификация. | Практическая работа № 14. «Умение распознавать вид ткани» Опыт № 1. Визуальное определе- ние. Опыт № 2. Определение с помощью реакции горения. | |
21-24 | 5.5-5.6-5.7-5.8 | Сфера обслуживания | Востребованные специальности. | Практическая работа № 15. «Стирка. Химчистка» Опыт № 1. Стирка с применении- ем различных моющих средств. Опыт № 2. Удаление пятен различного характера загрязнения. |
Тема № 6. Химия и экология (4 часа)
25 | 6.1 | Озоновый «щит» планеты | Озоносфера. Экология. | ||
26 | 6.2 | Водоочистка | Существующие способы очистки воды. | Практическая работа № 16. «Исследование загрязненной воды» | |
27-28 | 6.3-6.4 | Живой «фильтр» окружающей среды | Природоохранные мероприятия. | Практическая работа № 17. «Насаждение деревьев на пришкольном участке» |
Тема №7. Агрохимия (2 часа)
29 | 7.1 | Состав почвы | Классификация почв Краснодарского края. Плодородие почв. Профессия – агроном. | Практическая работа № 18. «Исследование почвенных растворов различных проб» | |
30 | 7.2 | Удобрение | Классификация удобрений. Применение удобрений. Вред от внесения лишних удобрений. | Практическая работа № 19. «Заполнение таблицы примене- ния удобрений» |
Тема № 8. Химия в медицине и фармакологии (4 часа)
31 | 8.1 | Химия в основе медицины | Первые шаги химии в области медицины. Химия в борьбе с инфекцией. Профессия – медик. | ||
32-33 | 8.2-8.3 | Лекарственные препараты в химической лаборатории | Антибиотики. | Практическая работа № 20. «Обнаружение глицерина и глюкозы» | |
34 | 8.4 | Итоговое занятие | Сдача проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе (проектно-исследовательская деятельность учащихся). Тема:"Жаргоны и жаргонизмы".
На уроке русского языка учащиеся исследовали такое явление нашей жизни, как жаргонизмы, подготовили проекты: истоки жаргонизмов, слова-сорняки, воровской жаргон, школьный сленг....
Мастер- класс « Проектно - исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства»
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие спосо...
Программа по литературе для 10 класса. Проектно-исследовательская деятельность учащихся
Программа по литературе для 10 класса, включающая проектно-исследовательскую деятельность учащихся как обязательный компонент ФГОС...
Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"
Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...
Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка интегрированного типа".
В этом мастер-классе показана работа со звуками на интегрированном уроке английского и татарского языков....
- Мне нравится (2)