Сценарий урока "Углерод и его соединения" (9 класс)
план-конспект урока по химии (9 класс)

Степовая Людмила Ивановна

Урок химии в 9 классе по теме "Углерод и его соединения" позволяет повторить и закрепить знания обучающихся об углероде и его соединениях в стандартных и нестандартных ситуациях; позволяет использовать изученный материал для познания нового

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_uglerod_i_ego_soedineniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Углерод и его соединения»

Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по заданной теме урока.

Задачи: 

  1. Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
  2. Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
  3. Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Образовательные:

  1. Повторить и закрепить знания об углероде и его соединениях в стандартных и нестандартных ситуациях, признаки, характеризующие протекание химических реакций, умение применять закон сохранения массы веществ.
  2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

Оборудование: штатив с пробирками, прибор для получения и собирания газов, химическая ложечка, стеклянная колба с пробкой.

Реактивы: CaCO3, HCl, Ca(OH)2, NO2, KCl, K2CO3, K3PO4, AgNO3, раствор синего лакмуса, активированный уголь.

Ход урока:

   1. Углерод- это особый химический элемент ПСХЭ Д.И. Менделеева. Ни у одного из химических элементов ПСХЭ не развита способность к усложнению строения так, у атомов углерода. Этим объясняется великое множество веществ, образуемых углеродом, как неорганических (мел, СО2, СО), так и органических (белки).

Углерод известен человеку с древнейших времен. Уголь и сажа (состоящие из углерода) сопутствовали людям со времен овладения огнем. Алмаз с тех пор, как у высших приматов появилось чувство прекрасного, бриллиант – после того, как они овладели сложными ремеслами. Углерод так многолик. Сорок лет назад стало известно, что углерод образует две модификации: алмаз и графит.

Что же общего между ними?

Рассказ учащегося об алмазе и графите в сравнении по строению, свойствам и применению (с использованием рисунка).

А каковы же свойства углерода?

Рассказ учащегося о свойствах углерода с написанием окислительно-восстановительных реакций (с методом электронного баланса).

Сходное с графитом строение имеет древесный уголь.

Каким особым свойством он обладает?

Рассказ учащегося об адсорбции.

Учащийся проводит демонстрационный опыт: адсорбция газа (NO2) и раствора синего лакмуса активированным углем.

Учащийся записывает уравнение реакции получения NO2

Cu + 4HNO3  (к) 🡪 Cu(NO3)2 2NO2 + 2H2O

2. Перейдем к соединениям углерода.

                      Вопросы

- Какие два оксида образует углерод?

- Какими свойствами обладает CO, CO2?

- Чем объяснить ядовитость угарного газа?

- Каков характер (кислотный, основной, амфотерный) свойств углекислого газа?

3. Лабораторный опыт

 «Получение оксида углерода (IV) и его обнаружение»:

1. Инструктаж по ТБ.

2. Записать уравнения соответствующих реакций.

3. Выполнение опыта.

4. Сообщение о парниковом эффекте.

5.Повторим свойства углекислого газа.

Допишите уравнения возможных реакций:

А) CO2 + NaOH 🡪

Б) CO2 + HCl 🡪

В) CO2 + NaOH 🡪

Г) CO2 + Na2O 🡪

Д) CO2 + H2O 🡪

Получилась угольная кислота. Давайте вспомним, что мы знаем о ней.  

                     Вопросы

- Какая это кислота: одноосновная, двухосновная?

- Каких два ряда солей образует эта кислота?

- Какие это соли? Приведите примеры.

Обращаем внимание на выставленные образы карбонатов.

6. Мир карбонатов очень многообразен.

Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение:

На Земле живут три брата

Из семейства карбонатов.

Старший брат – красавец Мрамор,

Славен именем Каррары,

Превосходный зодчий. Он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И способен, и умел

Младший братец Мел,

Как рисует, посмотри,

Этот CaCO3!

Что же объединяет эти осадочные породы?

(В них содержится около 90 % CaCO3)

7. Решим расчетную и экспериментальную задачи.

Расчетная задача.

Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600г известняка, содержащего 10% примесей?

Экспериментальная задача.

В 3 пронумерованных пробирках находятся растворы солей: хлорида калия, карбоната калия, ортофосфата калия. Как опытным путем их можно распознать?

1. Беседа по ТБ.

2. Написание соответствующих уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.

3. Распознавание солей.

8. Контрольное тестирование.

       

9. Домашнее задание.

Повторить § 28, 29; обратить внимание на написание МЭБ для ОВР.

Тест по теме: “Углерод и его соединения”

Вариант I

1 Реактивом на соли угольной кислоты являются:

a) HCl      б) CaCl2   в) лакмус

2 Оксид углерода (IV) получается при взаимодействии:

а) CaCO3 u H2O   б) Na2 СO3 u HCl   в) HCl u NaOH

3 При кипячении воды содержащей Ca(HCO3)2, выпадает в осадок:

а) CaCO3        б) CaO    в) Ca(OH)2

                         4 Какие реакции осуществимы:           

                                                                   t                

а) CaCO3                б) CaCO3 + NaOH                в)CO2 + HCl

5 Ионное уравнение

                                CO2 + 2OH-                      CO32-  + H2O

 соответствует взаимодействию веществ, формулы которых:

а) CaCO3 u H2O   б) CO2  и NaOH     в) Na2СO3 и H2SO4

Тест по теме: “Углерод и его соединения”

Вариант II

1 Реактивом на на углекислый газ являются:

а) H2O     б) Ca(OH)2       в) NaOH

2 Растворы карбонатов превращаются в гидрокарбонаты при:

а) Нагревании     б) Пропускании СО2

в) Действии раствора HCl

3 Вещество с которым взаимодействует CO2:

а) NaOH        б) HCl         в) O2

4 При кипячении воды содержащей Mg(HCO3)2, выпадает в осадок:

а) Mg CO3       б) MgO     в) Mg(OH)2

5 Ионное уравнение  

                           2H+ + CO32-                  CO2     + H2O

соответствует взаимодействию веществ, формулы которых:

а) HCl и Na2СO3       б) CaO u H2O    в) CO2 и NaOH

ЛИТЕРАТУРА

  1. О.С. Габриелян Учебник Химия 9 класс М.: Дрофа 2014. - 319с.
  2. О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. Химия Контрольные и проверочные работы М.: Дрофа 2010.- 169с.
  3. И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии М.: Новая волна «Оникс» 2002. - 220с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного вечера в 9 классе

Сценарий выпускного вечера для учащихся 9 классов...

Сценарий праздника "Прощание с 1 классом" (для класса со сложной структурой дефекта).

Разработка мероприятия для учащихся 1 класса со сложной структурой дефекта....

Сценарий Последнего звонка для 11 класса "Класс Веселых и Находчивых"

Представлена подробная разработка праздника Последнего звонка для одиннадцатиклассников. В сценарии сочетаются выступления выпускников, первоклассников, учителей, родителей. Предусматриваются юмористи...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5, 6, 7 классе Сценарий КВН для учащихся средних классов "Подумай и ответь"

КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся формируется чувство коллективизма, развиваются умения  быстро о...

Сценарий праздника Последний звонок 11 класса «Праздник непослушания или неожиданные приключения 11х классов»

Необычный сценарий, с использованием новых технологий. Добавит изюминку последнему школьному празднику, хотя и требует серьёзной предварительной подготовки....

Сценарий родительского собрания в 9 классе "Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ"

Тема: « Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»Цель: Познакомить родителей с организацией подготовки и проведения ОГЭ.Задачи:1. Познакомить с Положением о порядке проведения ОГЭ...