Сценарий урока "Углерод и его соединения" (9 класс)
план-конспект урока по химии (9 класс)
Урок химии в 9 классе по теме "Углерод и его соединения" позволяет повторить и закрепить знания обучающихся об углероде и его соединениях в стандартных и нестандартных ситуациях; позволяет использовать изученный материал для познания нового
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_uglerod_i_ego_soedineniya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Углерод и его соединения»
Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по заданной теме урока.
Задачи:
- Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
- Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
- Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Образовательные:
- Повторить и закрепить знания об углероде и его соединениях в стандартных и нестандартных ситуациях, признаки, характеризующие протекание химических реакций, умение применять закон сохранения массы веществ.
- Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
Оборудование: штатив с пробирками, прибор для получения и собирания газов, химическая ложечка, стеклянная колба с пробкой.
Реактивы: CaCO3, HCl, Ca(OH)2, NO2, KCl, K2CO3, K3PO4, AgNO3, раствор синего лакмуса, активированный уголь.
Ход урока:
1. Углерод- это особый химический элемент ПСХЭ Д.И. Менделеева. Ни у одного из химических элементов ПСХЭ не развита способность к усложнению строения так, у атомов углерода. Этим объясняется великое множество веществ, образуемых углеродом, как неорганических (мел, СО2, СО), так и органических (белки).
Углерод известен человеку с древнейших времен. Уголь и сажа (состоящие из углерода) сопутствовали людям со времен овладения огнем. Алмаз с тех пор, как у высших приматов появилось чувство прекрасного, бриллиант – после того, как они овладели сложными ремеслами. Углерод так многолик. Сорок лет назад стало известно, что углерод образует две модификации: алмаз и графит.
Что же общего между ними?
Рассказ учащегося об алмазе и графите в сравнении по строению, свойствам и применению (с использованием рисунка).
А каковы же свойства углерода?
Рассказ учащегося о свойствах углерода с написанием окислительно-восстановительных реакций (с методом электронного баланса).
Сходное с графитом строение имеет древесный уголь.
Каким особым свойством он обладает?
Рассказ учащегося об адсорбции.
Учащийся проводит демонстрационный опыт: адсорбция газа (NO2) и раствора синего лакмуса активированным углем.
Учащийся записывает уравнение реакции получения NO2
Cu + 4HNO3 (к) 🡪 Cu(NO3)2 2NO2 + 2H2O
2. Перейдем к соединениям углерода.
Вопросы
- Какие два оксида образует углерод?
- Какими свойствами обладает CO, CO2?
- Чем объяснить ядовитость угарного газа?
- Каков характер (кислотный, основной, амфотерный) свойств углекислого газа?
3. Лабораторный опыт
«Получение оксида углерода (IV) и его обнаружение»:
1. Инструктаж по ТБ.
2. Записать уравнения соответствующих реакций.
3. Выполнение опыта.
4. Сообщение о парниковом эффекте.
5.Повторим свойства углекислого газа.
Допишите уравнения возможных реакций:
А) CO2 + NaOH 🡪
Б) CO2 + HCl 🡪
В) CO2 + NaOH 🡪
Г) CO2 + Na2O 🡪
Д) CO2 + H2O 🡪
Получилась угольная кислота. Давайте вспомним, что мы знаем о ней.
Вопросы
- Какая это кислота: одноосновная, двухосновная?
- Каких два ряда солей образует эта кислота?
- Какие это соли? Приведите примеры.
Обращаем внимание на выставленные образы карбонатов.
6. Мир карбонатов очень многообразен.
Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение:
На Земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат – красавец Мрамор,
Славен именем Каррары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен Известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший братец Мел,
Как рисует, посмотри,
Этот CaCO3!
Что же объединяет эти осадочные породы?
(В них содержится около 90 % CaCO3)
7. Решим расчетную и экспериментальную задачи.
Расчетная задача.
Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600г известняка, содержащего 10% примесей?
Экспериментальная задача.
В 3 пронумерованных пробирках находятся растворы солей: хлорида калия, карбоната калия, ортофосфата калия. Как опытным путем их можно распознать?
1. Беседа по ТБ.
2. Написание соответствующих уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.
3. Распознавание солей.
8. Контрольное тестирование.
9. Домашнее задание.
Повторить § 28, 29; обратить внимание на написание МЭБ для ОВР.
Тест по теме: “Углерод и его соединения”
Вариант I
1 Реактивом на соли угольной кислоты являются:
a) HCl б) CaCl2 в) лакмус
2 Оксид углерода (IV) получается при взаимодействии:
а) CaCO3 u H2O б) Na2 СO3 u HCl в) HCl u NaOH
3 При кипячении воды содержащей Ca(HCO3)2, выпадает в осадок:
а) CaCO3 б) CaO в) Ca(OH)2
4 Какие реакции осуществимы:
t
а) CaCO3 б) CaCO3 + NaOH в)CO2 + HCl
5 Ионное уравнение
CO2 + 2OH- CO32- + H2O
соответствует взаимодействию веществ, формулы которых:
а) CaCO3 u H2O б) CO2 и NaOH в) Na2СO3 и H2SO4
Тест по теме: “Углерод и его соединения”
Вариант II
1 Реактивом на на углекислый газ являются:
а) H2O б) Ca(OH)2 в) NaOH
2 Растворы карбонатов превращаются в гидрокарбонаты при:
а) Нагревании б) Пропускании СО2
в) Действии раствора HCl
3 Вещество с которым взаимодействует CO2:
а) NaOH б) HCl в) O2
4 При кипячении воды содержащей Mg(HCO3)2, выпадает в осадок:
а) Mg CO3 б) MgO в) Mg(OH)2
5 Ионное уравнение
2H+ + CO32- CO2 + H2O
соответствует взаимодействию веществ, формулы которых:
а) HCl и Na2СO3 б) CaO u H2O в) CO2 и NaOH
ЛИТЕРАТУРА
- О.С. Габриелян Учебник Химия 9 класс М.: Дрофа 2014. - 319с.
- О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. Химия Контрольные и проверочные работы М.: Дрофа 2010.- 169с.
- И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии М.: Новая волна «Оникс» 2002. - 220с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного вечера в 9 классе
Сценарий выпускного вечера для учащихся 9 классов...
Сценарий праздника "Прощание с 1 классом" (для класса со сложной структурой дефекта).
Разработка мероприятия для учащихся 1 класса со сложной структурой дефекта....
Сценарий Последнего звонка для 11 класса "Класс Веселых и Находчивых"
Представлена подробная разработка праздника Последнего звонка для одиннадцатиклассников. В сценарии сочетаются выступления выпускников, первоклассников, учителей, родителей. Предусматриваются юмористи...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5, 6, 7 классе Сценарий КВН для учащихся средних классов "Подумай и ответь"
КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся формируется чувство коллективизма, развиваются умения быстро о...
Сценарий праздника Последний звонок 11 класса «Праздник непослушания или неожиданные приключения 11х классов»
Необычный сценарий, с использованием новых технологий. Добавит изюминку последнему школьному празднику, хотя и требует серьёзной предварительной подготовки....
Сценарий родительского собрания в 9 классе "Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ"
Тема: « Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»Цель: Познакомить родителей с организацией подготовки и проведения ОГЭ.Задачи:1. Познакомить с Положением о порядке проведения ОГЭ...