Урок химии 9 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Цынгуева Анджелла Тадановна

Урок химии в 9 классе по теме: Фосфор. Здесь рассматриваются аллотропные видоизменения фосфора, физические и химические свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fosfor_9_kl.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и приемы обучения:  частично-поисковый, использование компьютерных технологий.

Изучение материала  проходит на базе имеющихся знаний о строении вещества, положения химического элемента в ПСХЭ, общих химических свойств неметаллов.

Материал урока насыщен, поэтому темп урока высокий. Ход урока сопровождается видеофрагментами отдельных вопросов темы по плану урока.

Проверка заданий  проходит  с комментариями обучающихся у доски.

Технологическая карта изучения темы

Ф.И.О. Цынгуева Анджелла Тадановна, учитель химии I кв. категории,  МБОУ «Илькинская СОШ», Заиграевский район

Класс: 9

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.

Тема

Фосфор, его физические и химические свойства

Цели

Образовательные:

  • актуализировать и обобщить знания обучающихся о фосфоре в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов и простых веществ, также рассмотреть его аллотропные модификации;
  • физические и химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций.

Развивающая:

  • развить навыки составления уравнений химических реакций;
  • логическое мышление и память учащихся;
  • совершенствовать умения доказывать, сравнивать.

Воспитательная:

  • установление межпредметных связей;
  • повышение интереса к предмету;
  • воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;
  •      способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  

  • мотивация учения,
  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

-  Регулятивные УУД: 

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно,
  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,
  • выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- Коммуникативные УУД:

  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Познавательные УУД: 

  • формулирование познавательной цели,
  • поиск и выделение информации,
  • анализ с целью выделения признаков,
  • установление причинно-следственных связей.

Планируемый результат

Предметные:

Знать физические и химические свойства фосфора, способы его получения, применение.

Уметь характеризовать фосфор по его положению в ПСХЭ, объяснять причину аллотропии фосфора, составлять электронную формулу, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

Личностные:

Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения

Метапредметные:

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации.

Основные понятия

Аллотропия.

Межпредметные связи

Литература, биология

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:  Подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм.

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

отвечают на вопросы

Проверяет готовность учащихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой

Отвечают на вопросы по раннее изученной теме «Азот, его строение и свойства»

Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом).

давать определения изученных понятий

Регулятивные:

 волевая саморегуляция

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества

Высказывают свои предположения о теме урока,  отгадывая загадку: «То я камень философский,
то огонь холодный я,
то цвет белый, красный, черный представляю я,
а в России появился, светоносцем объявился.», учащиеся аргументируют свои ответы смотрят фрагмент к/ф «Фосфор», формулируют цель урока

Предлагает определить тему урока по загадке,

озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися

Отвечают на вопрос, формулируют цель урока

делать выводы и умозаключения

 Познавательные УУД:

логические: анализ, синтез

 Коммуникативные УУД:

определение цели

 Регулятивные УУД:

прогнозирование

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества по его строению 

работают в группах, характеризуют фосфор по его положению в ПСХЭ, составляют электронную формулу, определяют возможные степени окисления

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах фосфора, используя фрагмент к/ф «Фосфор», зачитывает отрывок из романа А.Конан Дойля «Собака Баскервилей»,   формулирует задание, организует работу обучающихся в группах, организует обсуждение

  • Работа в группах:
  1. Теоретики:

составляют характеристику фосфора по положению в ПСХЭ, определяют электронную формулу фосфора, степени окисления, сравнивают  с азотом;

  1. Практики:

знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, используя учебник, ЭОР, определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных  растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию  в ионном виде.

  • Защита выданных заданий.

  • давать определения изученных понятий;
  • делать выводы и умозаключения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Познавательные УУД:

  •  поиск и выделение информации.
  • анализ с целью выделения признаков,
  • установление причинно-следственных связей

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель: осознание и осмысление учебного материала.

Отвечают на вопросы учителя

Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

Фронтальный опрос по пройденной теме.

Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом). Отвечает тот  обучающийся, которому учитель бросит мяч.

  1. Положение фосфора в периодической системе.
  2. Аллотропия фосфора;
  3. Какие валентности и степени окисления проявляет фосфор?
  4. Какие вещества составляют генетический ряд фосфора?

На практике применять полученные знания

Познавательные УУД:

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

умение работать индивидуально

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель: проверить умение на практике использовать полученные знания

.

Выполняют итоговый тест

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний

Индивидуальная работа

  • На практике применять полученные знания

Регулятивные УУД:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД: 

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: проверить умение учащихся  самостоятельно оценивать свою деятельность

Оценивают свою деятельность на уроке

Создает условия для оценки деятельности на уроке.

Оценивают свою работу на уроке по схеме:

  • Я узнал  сегодня….
  • Я понял сегодня…
  • Я удивился, что…
  • Мне понравилось…
  • Я задумался о…

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные УУД: 

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

VIII. Домашнее задание

Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник

Записывает на доске  и комментирует дифференцированное домашнее задание.

1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.
2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.
3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
4.Индивидуальные творческие задания.

 Подготовить сообщения:

1)  об истории спичек;

2) о биологической роли фосфора и его соединений

3) составить синквейн о фосфоре.

4) Почему головка спички воспламеняется при трении? Научно-популярная информация-подсказка. В состав намазки коробки спичек входит красный фосфор. А основным компонентом головки современной спички является бертолетова соль КCIO3. От трения головки спички о намазку мельчайшие частички фосфора воспламеняются на воздухе. При этом происходит реакция горения фосфора с образованием Р4О10, сопровождающаяся выделением теплоты, что приводит к разложению бертолетовой соли с образованием О2. Выделяющийся кислород способствует воспламенению головки спички. Задание. Составьте уравнения химических реакций, которые мы производим каждый раз, когда зажигаем спичку. (Ответ:

4Р + 5О2 = Р4О10 + Q,

КClО3 = КСI+3/2О2.)

Делают выбор уровня и вида Д/З.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок химии и алгебры в 8 классе «Большие и малые числа в химии»

В статье представлен бинарный урок химии и алгебры в 8 классе. Урок посвящен применению понятия стандартный вид числа и умению выполнять действия с числами в стандартном виде для расчетов в химии. Уча...

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Технологическая карта урока химии "Классы неорганических соединений. Соли"

Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Урок химии "Классы неорганических веществ"

       Урок-путешествие « Круиз на  остров «Кисольфия» - это последний урок в теме «Классы неорганических веществ».  На уроке прослеж...