Дистанционный урок по химии 9 класс
учебно-методический материал по химии (9 класс)
Дистанционный урок по химии для 9 класса по теме "Решение задач по теме "Металлы и сплавы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_9_klass_himiya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
- Практическая работа «Решение задач на смеси и сплавы металлов»
Задачи на смеси — очень частый вид задач в химии. Они требуют чёткого представления о том, какие из веществ вступают в предлагаемую в задаче реакцию, а какие нет. О смеси мы говорим тогда, когда у нас есть не одно, а несколько веществ (компонентов), «ссыпанных» в одну емкость. Вещества эти не должны взаимодействовать друг с другом.
- Необходимые теоретические сведения.
- Способы выражения состава смесей.
- Массовая доля компонента в смеси — отношение массы компонента к массе всей смеси. Обычно массовую долю выражают в %, но не обязательно.
ω [«омега»] = mкомпонента / mсмеси
- Мольное соотношение компонентов. Иногда в задачах для смеси указывается мольное соотношение её составляющих. Например:
nкомпонента А : nкомпонента В = 2 : 3
- Объёмная доля компонента в смеси (только для газов) — отношение объёма вещества А к общему объёму всей газовой смеси.
φ [«фи»] = Vкомпонента / Vсмеси
- Электрохимический ряд напряжений металлов.
Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au |
- Реакции металлов с кислотами.
- С минеральными кислотами, к которым относятся все растворимые кислоты (кроме азотной и концентрированной серной, взаимодействие которых с металлами происходит по-особому), реагируют только металлы, в электрохимическом ряду напряжений находящиеся до (левее) водорода.
- При этом металлы, имеющие несколько степеней окисления (железо, хром, марганец, кобальт), проявляют минимальную из возможных степень окисления — обычно это +2.
- Взаимодействие металлов с азотной кислотой приводит к образованию, вместо водорода, продуктов восстановления азота, а с серной концентрированной кислотой — к выделению продуктов восстановления серы. Так как реально образуется смесь продуктов восстановления, часто в задаче есть прямое указание на конкретное вещество.
- Продукты восстановления азотной кислоты.
Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот | ||||
NO2 | NO | N2O | N2 | NH4NO3 |
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота | Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота | Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота | Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления | Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота |
Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют: | ||||
Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации: |
- Продукты восстановления серной кислоты.
SO2 | S | H2S | H2 | |
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота | Щелочноземельные металлы + конц. кислота | Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота. | Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная) | |
Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют: | ||||
Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации: |
- Реакции металлов с водой и со щелочами.
- В воде при комнатной температуре растворяются только металлы, которым соответствуют растворимые основания (щелочи). Это щелочные металлы (Li, Na, K, Rb, Cs), а также металлы IIA группы: Са, Sr, Ba. При этом образуется щелочь и водород. При кипячении в воде также можно растворить магний.
- В щелочи могут раствориться только амфотерные металлы: алюминий, цинк и олово. При этом образуются гидроксокомплексы и выделяется водород.
- Примеры решения задач.
Рассмотрим три примера задач, в которых смеси металлов реагируют с соляной кислотой:
Пример 1. При действии на смесь меди и железа массой 20 г избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.
В первом примере медь не реагирует с соляной кислотой, то есть водород выделяется при реакции кислоты с железом. Таким образом, зная объём водорода, мы сразу сможем найти количество и массу железа. И, соответственно, массовые доли веществ в смеси.
- Решение примера 1.
- Находим количество водорода:
n = V / Vm = 5,6 / 22,4 = 0,25 моль. - По уравнению реакции:
0,25 |
| 0,25 |
Fe + | 2HCl = FeCl2 + | H2 |
1 моль |
| 1 моль |
Количество железа тоже 0,25 моль. Можно найти его массу:
mFe = 0,25 • 56 = 14 г.
- Теперь можно рассчитать массовые доли металлов в смеси:
ωFe = mFe/mвсей смеси = 14 / 20 = 0,7 = 70%
Ответ: 70% железа, 30% меди.
Пример 2. При действии на смесь алюминия и железа массой 11 г избытком соляной кислоты выделилось 8,96 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.
Во втором примере в реакцию вступают оба металла. Здесь уже водород из кислоты выделяется в обеих реакциях. Поэтому прямым расчётом здесь нельзя воспользоваться. В таких случаях удобно решать с помощью очень простой системы уравнений, приняв за х — число моль одного из металлов, а за у — количество вещества второго.
- Решение примера 2.
- Находим количество водорода:
n = V / Vm = 8,96 / 22,4 = 0,4 моль. - Пусть количество алюминия — х моль, а железа у моль. Тогда можно выразить через х и у количество выделившегося водорода:
x |
| 1,5x (мольное соотношение Al:Н2 = 2:3) | |||
2Al | + 6HCl = 2AlCl3 + | 3H2 | |||
y |
| y | |||
Fe | + 2HCl = FeCl2 + | H2 |
- Нам известно общее количество водорода: 0,4 моль. Значит,
1,5х + у = 0,4 (это первое уравнение в системе). - Для смеси металлов нужно выразить массы через количества веществ.
m = M • n
Значит, масса алюминия
mAl = 27x,
масса железа
mFe = 56у,
а масса всей смеси
27х + 56у = 11 (это второе уравнение в системе). - Итак, мы имеем систему из двух уравнений:
{ | 1,5x + y = 0,4 |
27x + 56y = 11 |
Решать такие системы гораздо удобнее методом вычитания, домножив первое уравнение на 18:
27х + 18у = 7,2
и вычитая первое уравнение из второго:
(56 − 18)у = 11 − 7,2
у = 3,8 / 38 = 0,1 моль (Fe)
х = 0,2 моль (Al)
- Дальше находим массы металлов и их массовые доли в смеси:
mFe = n • M = 0,1 • 56 = 5,6 г
mAl = 0,2 • 27 = 5,4 г
ωFe = mFe / mсмеси = 5,6 / 11 = 0,50909 (50,91%),
соответственно,
ωAl = 100% − 50,91% = 49,09%
Ответ: 50,91% железа, 49,09% алюминия.
Пример 3. 16 г смеси цинка, алюминия и меди обработали избытком раствора соляной кислоты. При этом выделилось 5,6 л газа (н.у.) и не растворилось 5 г вещества. Определить массовые доли металлов в смеси.
В третьем примере два металла реагируют, а третий металл (медь) не вступает в реакцию. Поэтому остаток 5 г — это масса меди. Количества остальных двух металлов — цинка и алюминия (учтите, что их общая масса 16 − 5 = 11 г) можно найти с помощью системы уравнений, как в примере №2.
Ответ к Примеру 3: 56,25% цинка, 12,5% алюминия, 31,25% меди.
Задачи для самостоятельного решения.
1. Смесь меди и алюминия массой 20 г обработали 96 %-ным раствором азотной кислоты, при этом выделилось 8,96 л газа (н. у.). Определить массовую долю алюминия в смеси.
2. Смесь меди и цинка массой 10 г обработали концентрированным раствором щелочи. При этом выделилось 2,24 л газа (н.y.). Вычислите массовую долю цинка в исходной смеси.
3. Смесь магния и оксида магния массой 6,4 г обработали достаточным количеством разбавленной серной кислоты. При этом выделилось 2,24 л газа (н.у.). Найти массовую долю магния в смеси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс
Данная разработка урока с применением ЭОР в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева "Органическая химия. 10 класс" выполнена в виде технологической карты. О...
Дистанционный урок по химии 9 класс "Оксиды углерода (II) и (IV)"
Цель: изучить с физическими и химическими свойствами оксидов углерода. Задачи:Образовательные: содействовать в ходе урока усвоению основных физических свойств оксидов углерода, химических свойств...
Дистанционный урок по химии для 10 класса
3.04. Дистанционный урок 10 класс химия....
Дистанционный урок по химии 8 класс 07.04.2020
Дистанционнный урок для учащихся 8 класса по химии по теме "Реакции ионного обмена. Повторение"....
Дистанционный урок по химии для 8 класса 10.04.2020
Дистанционный урок по теме "Основания" для 8 класса 10.04.2020...
Дистанционный урок по химии 8 класс 16.04.2020
Дистанционный урок по химии для 8 класса по химии на тему "Генетическая связь между классами неорганических соединений....
Дистанционный урок по химии 9 класс 20.04.20
Дистанционный урок по химии для 9 класса по теме "Полимеры" 20.04.20...