План-коспекты для 8 класса
материал по химии (8 класс)
Контрольные работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Предмет химии. Вещества
Задачи:
- сформировать понятие о химии, как науке о веществах и их превращениях;
- обозначить понятие «вещество», «свойства веществ», «физическое тело», «физические свойства веществ»;
- способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы;
- показать значение химии в жизни человека
Мотивация и целеполагание:
Начинаем с вопроса «Что нам известно о химии». В процессе беседы выясняем, что же известно учащимся о химии. Другая часть беседы посвящена вопросу «Химия в нашей жизни».
Химия играет в жизни человека огромную роль. Мы не можем обойтись без того, что дает нам химия. Наша задача – выяснить, что является предметом изучения химии.
Изучение нового материала:
Вы знакомитесь с новым предметом – химией, которая играет огромную роль в жизни современного человека, как в его быту, так и в промышленности. Что же такое химия? Что является предметом изучения химии?
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Давайте посмотрим на рис. 3. Это – физические тела. Их объединяет одно свойство – все они сделаны из стекла. Стекло и является веществом. Поэтому можно сделать вывод, что вещество – это то, из чего состоят физические тела.
Вам уже известно, что некоторые вещества состоят из молекул. Такие как молекула углекислого газа, молекула воды, а такие вещества как алмаз или песок, состоят из атомов.
Представьте, атомы настолько малы, что на человеческом волосе их поместиться несколько миллиардов. Однако видов атомов всего 114. Определенный вид атомов называется химическим элементом.
Из таких вот отдельных изолированных атомов состоят такие вещества как ксенон, аргон, неон, криптон, гелий. Их еще называют благородными или инертными газами, потому что их атомы не соединяются друг с другом и почти не соединяются с атомами другими химических элементов.
Посмотрите, атомы водорода могут существовать поодиночке (рис. 4а), могут соединяться в молекулы по два атома (рис. 4б), а могут соединяться с другими атомами, как в молекуле воды они соединены с кислородом (рис. 4в).
Таким образом, если вещество состоит из атомов одного вида, то оно называется простым. А если вещество состоит из атомов разных химических элементов, то оно называется сложным или химическим соединением. Вы уже знакомы – это молекула воды – Н2О.
Все вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Запомните, что свойства – это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга.
Следует различать физические и химические свойства веществ. С химическими свойствами мы познакомимся позже. А сейчас необходимо запомнить, как описывать физические свойствам вещества: это
- Агрегатное состояние (вспомните, их три: газообразное, жидкое и твердое)
- Указать цвет
- Запах (есть или нет)
- Твердость (описывается по шкале Мооса)
- Плотность (больше или меньше единицы)
- Т кипения и плавления (эти данные указаны в таблицах в учебнике)
- Электропроводность и теплопроводность (в основном это свойство характерно для металлов)
- Растворимость в воде (т.е. растворяется вещество или не растворяется в воде)
- А также пластичность, ковкость (это свойство тоже характерно в основном для металлов)
Зная различные свойства веществ, человек может использовать их с пользой для себя. Рассмотрим пример использования алюминия.
Благодаря легкости и прочности его используют в самолето- и ракетостроении, легкость и хорошую электропроводность алюминия используют для изготовления электрических проводов, его теплопроводность и неядовитость – при изготовлении алюминиевой посуды, неядовитость и пластичность дает возможность применять алюминий для изготовления фольги, а такое его свойство, как способность гореть ослепительным пламенем позволят его использовать при производстве бенгальских огней.
Обобщение и систематизация знаний:
1. «Лови ошибку»
Прослушайте предложения и, если заметили ошибку, поднимите правую руку.
А. Вода – это вещество без цвета, запаха и со сладким вкусом.
Б. Сера – твердое, желтое вещество, притягивающееся магнитом.
В. Железо – это вещество темно-серого цвета, притягивающееся магнитом и не проводящее электрический ток.
2. «Дополни предложение»
Любой предмет, нас окружающий, это …, которое состоит из …, которое имеет …, которые бывают … и …. Химия – это наука о …, их … и …
Закрепление:
Тест-самоконтроль
- Любой предмет, нас окружающий – это:
а) физическое тело; б) вещество.
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
а) тела; б) вещества.
3. Вещество – это:
а) то, и чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенных ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
а) он разбил оконное стекло; б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.
6. Укажите физическое свойство воды:
а) вода легко испаряется; б) вода разлагается на водород и кислород при пропускании через нее электрического тока.
7. Укажите вещество, которому соответствуют следующие свойства: серебристо-серое, электропроводное, притягивается магнитом.
а) железо; б) алюминий.
Решите кроссворд:
1 – любой предмет, нас окружающий;
2 – то, из чего состоят физические тела;
3 – признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
4 – свойства, которые мы можем описать сами у веществ;
5 – свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств;
6 – наука о веществах и их превращениях.
Ответы: 1 – физическое тело; 2 – вещество; 3 – свойства; 4 – физические; 5 – химические; 6 – химия.
Рефлексия и подведение итогов:
- Как вы считаете, узнали ли вы сегодня что-то новое и полезное для себя?
Какова роль химии в нашей жизни?
Домашнее задание:
I уровень: § 2, упр. 6,8,9;
II уровень: тоже + изготовить газету-стенд «Химия в нашей жизни», сравнить серу и медь по всем физическим характеристикам.
Предварительный просмотр:
Тема: Роль химии в нашей жизни
Задачи:
- сформировать понятие о роли химии в нашей жизни;
- очертить круг проблем, связанных с различными химическими производствами и предложить методы их решения;
- показать необходимость применения экологических знаний для решения проблем химической технологии
Мотивация и целеполагание:
«Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук,
другая – умножение жизненных благ»
М.В. Ломоносов
Намечаются цели урока, план занятия и отправные точки.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое химия?
- Чем занимается экология?
- Что связывает эти предметы?
Изучение нового материала, закрепление и контроль:
Предварительная подготовка.
На доске плакат «Основные отрасли промышленности», «Физическая карта мира».
Урок проводится в виде семинара. Сначала работа в группах по ранее подготовленным заданиям, затем коллективная работа. Класс был разделен на 4 группы, у каждой было свое задание, им необходимо было подготовить сообщение. 1 группа: «Основные отрасли промышленности»; 2 группа: «Производство товаров народного потребления»; 3 группа: «Развитие химической промышленности в мире», 4 группа: «Экологические проблемы». После выступления каждой из групп, начинается коллективная работа в виде беседы на различные вопросы. Учитель задает вопросы и учащиеся друг другу задают вопросы. Затем выводы делают сами учащиеся:
- определен круг проблем, которые ставит перед промышленным производством;
- предложены методы решения этих проблем;
- роль химии для современного человека;
- показана невозможность решения технологических проблем без применения разных научных знаний (химии, физики, экономики, экологии, математики).
Рефлексия и подведение итогов:
- Как вы думаете, часто ли приходится человеку сталкиваться с проблемами, которые мы затронули на уроке?
- Можете ли вы использовать полученные знания в дальнейшем?
- На уроке было: а) скучно; б) интересно; в) fifty-fifty.
Домашнее задание: § 3.
Предварительный просмотр:
Тема: Знаки химических элементов
Задачи:
- воспроизвести знания учащихся о строении вещества, познакомить со знаками химических элементов;
- развить умения обобщать, делать выводы;
- углубить межпредметные связи.
Мотивация и целеполагание:
Вспомнить понятия «вещества», «атом», «химический элемент».
Изучение нового материала:
Д.И. Менделеев разработал классификацию химических элементов в виде периодической системы.
Чтобы пользоваться Периодической системой, необходимо знать химический алфавит, т.е. знаки химических элементов.
Химический знак (символ) – условное обозначение химического элемента.
Например, фосфор находится в клетке №15, в которой помимо названия указывается и химический знак, или символ Р (см. рис. 20).
В качестве символов были приняты начальные буквы латинских названий.
Так, водород (латинское название Hydrogenium ) – обозначается буквой Н, читают «аш»; кислород (от лат. Oxygenium) – буквой О, читают «о»; углерод (от лат. Carboneum) – буквой С, читается «цэ».
На буку С начинаются латинские названия еще нескольких химических элементов, поэтому к начальной букве латинского названия добавляют еще одна из последующих букв. Так, химический знак кальция записывается символом Са (читают «кальций»), меди – Cu (читают «купрум).
В названиях некоторых элементов отражены важны свойства. Например, водород – рождающий воду, фосфор – несущий свет. Другие элементы названы в честь небесных тел или планет. Это такие, как теллур – в честь Земли (Теллурис от греч. Земля) или как селен – в честь Луны (Селена от греч. Луна) (см. рис. 21).
Некоторые названия заимствованы из мифологии. Тантал – так звали сына Зевса или прометий – в честь героя древнего мифа (см. рис. 22). Некоторые элементы названы в честь государств или частей света. Полоний – в честь Польши, галлий – в честь Франции, т.к. Галлия – старое название Франции. Некоторые названия содержат имена великих ученых: менделевий – по фамилии Менделеева, эйнштейний – Эйнштейна (см. рис. 24).
Давайте изучим некоторые названия химических элементов и запишем их в виде таблицы (см. с. 35). Остальные названия химических элементов, а также символы, вы найдете в учебнике.
Обобщение и систематизация знаний:
- Напишите шесть химических знаков элементов, содержащих одну и ту же букву.
- Написать названия химических элементов, оканчивающихся на букву «н».
- Записать из слогов названия элементов: «се», «тий», «дий», «ра», «лен», «ли».
Закрепление и контроль знаний:
- Назвать элементы: O, H, C, Si, S, Fe, Cu, Na, K, Mg.
- Написать символы: азот, марганец, ртуть, свинец, цинк, серебро
- §5, упр.2
- Составьте пары соответствия: к каждому химическому знаку подберите соответствующее ему название.
- Si а) хлор
- Mn б) медь
- Ba в) азот
- N г) кремний
- Pb д) сера
- Cl е) марганец
- Cu ж) свинец
- S з) барий
Ответы: 1 – г; 2 – е; 3 – з; 4 – в; 5 – ж; 6 – а; 7 – б; 8 – д.
- Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: C, S, Mn, Fe, Pb, Si.
е | |||||||
е | |||||||
е | |||||||
е | |||||||
е | |||||||
е |
Ответ:
с | е | р | а | ||||
ж | е | л | е | з | о | ||
к | р | е | м | н | и | й | |
у | г | л | е | р | о | д | |
с | в | и | н | е | ц | ||
м | а | р | г | а | н | е | ц |
Рефлексия и подведение итогов:
- Как вы чувствовали себя на уроке? (изобразить на доске в виде смайликов)
Домашнее задание:
I уровень: §5, упр. 1,3;
II уровень: тоже + упр. 4.
Предварительный просмотр:
Тема: Химическая формула.
Относительная атомная и молекулярная масса
Задачи:
- сформировать знания о химической формуле как отражении качественного и количественного состава вещества; сформировать понятия «относительная атомная» и «относительная молекулярная масса;
- продолжить формировать знания о символах химических элементов, научить вычислять и определять относительную атомную и молекулярную массы, определять массовую долю элемента;
- начать формировать умения формулировать определения и разъяснять смысл изученного материала
Мотивация и целеполагание:
Учащимся необходимо сравнить запись реакции разложения воды с помощью слов и формул, приводя доводы в пользу записи уравнений реакций с помощью формул.
Изучение нового материала:
Демонстрируем модели молекул и составляем их химические формулы.
Химическая формула – это условная запись, выражающая количественный и качественный состав вещества.
Качественный состав показывается с помощью символов химических элементов, а количественный – с помощью индексов.
Индекс – число атомов данного химического элемента в формуле вещества (см. рис. 26).
Чтобы отразить число молекул используют коэффициенты. Например: 3СО2, что означает 3 молекулы углекислого газа или 5Н, это означает пять атомов водорода. Коэффициенты всегда ставятся перед химической формулой, а индексы внизу, справа от символа элемента, причем индекс 1 не ставится.
Вы знаете, что массы атомов очень малы. И для простоты расчетов ввели относительную величину. За эталон сравнения взяли 1/12 часть массы атома углерода. Разделив массы атомов химических элементов на 1/12 часть массы атома углерода, получили значения относительных атомных масс, относительная атомная масса обозначается буквой Ar, где r означает «относительный» в переводе с английского. И раз эта величина относительная, то она не имеет единиц измерения. Значения относительных атомных масс приведены в периодической системе и при расчетах округляются до целого значения. Например, относительная атомная масса фосфора 31, т.к. после 30 идет цифра 9.
Давайте рассмотрим, как определяется относительная молекулярная масса. Она обозначается буквой Mr, (М, потому что молекулярная, r означает, что она относительная и также не имеет единиц измерения. Относительная молекулярная масса равна сумме относительных атомных масс химических элементов, образующих данную молекулу. Например, вам необходимо рассчитать относительную молекулярную массу воды. В ее состав входят 2 атома водорода и 1 атом кислорода, относительная молекулярная масса воды вычисляется как сумма относительных атомных масс водорода и кислорода с учетом индексов.
Mr(H2O) = Ar(H) ∙ 2 + Ar(O) ∙ 1 = 1 ∙ 2 + 16 ∙ 1 = 18
Зная химическую формулу вещества можно рассчитать и массовые доли элементов в веществе с помощью следующей формулы:
ω(э) =
ω(э) – массовая доля элемента Э в веществе;
n – число атомов элемента Э в веществе;
Ar(Э) – относительная атомная масса элемента Э;
Mr(в-ва) – относительная молекулярная масса вещества.
Рассчитаем массовые доли водорода и кислорода в молекуле воды:
относительную молекулярную массу мы находили ранее, она равна 18.
Массовая доля водорода равна
ω(Н) = = 0,1111, или 11,11%
ω(О) = = 0,8889, или 88,89%
Сумма долей должна быть равна 1, а процентов 100, у нас эти показатели совпадают, значит, решение верно.
Обобщение и систематизация знаний:
- Написать химические формулы: а) 1 атом магния, 1 атом серы, 4 атома кислорода; б) 2 атома азота, 5 атомов кислорода; в) 1 атом серебра, 1 атом хлора; г) 1 атом углерода, 2 атома кислорода; д) 1 атом натрия, 1 атом азота, 3 атома кислорода.
- Определить относительные атомные массы элементов: N, Fe, Si, Mn, Hg, Pb, Zn, Li, Ag. Расположить их в порядке увеличения относительных атомных масс.
Закрепление и контроль знаний:
- Упражнения 1,4,5.
- Определить относительную молекулярную массу веществ: N2, Ca(NO3)2, Ca3(PO4)2.
- Определить массовые доли элементов в последних двух веществах.
- Какое из веществ легче: кислород (О2), гелий (Не) или углекислый газ (СО2)? Расположите их относительные молекулярные массы в порядке увеличения.
Ответ:
Мr(О2) = 32
Мr(He) = 4
Mr(CO2) = 44
Следовательно, самый легкий газ гелий.
Гелий – кислород – углекислый газ
- Как показывает качественный состав, вещество состоит из элементов водорода и кислорода, его атомный состав 2:2, а относительная молекулярная масса равна 34. Определите формулу вещества.
Ответ:
2:2 , следовательно, формула Н2О2, Mr(Н2О2) = 2 + 32 = 34
- Руда содержит пиролюзит MnO2 и манганозит MnO. Определите, в каком из веществ массовая доля Mn больше.
Ответ:
Мr1(MnO) = 55 + 16 = 71
Мr2(MnO2) = 55 + 32 = 87
ω1 (Mn) = = 0,7746, или 77,46%
ω2 (Mn) = = 0,6322, или 63,22%
В первом случае массовая доля марганца больше.
Рефлексия и подведение итогов:
- Как вам кажется, вы поняли, зачем нужно знать, что такое относительная атомная и молекулярная масса, для чего в химии используются химические формулы? Можно ли вычислить массовые доли элементов, не зная этих величин?
Домашнее задание:
I уровень: §6, упр. 2, 3, 6;
II уровень: тоже + упр. 7, 8.
Предварительный просмотр:
Тема: Основные сведения о строении атома.
Состав атомных ядер
Задачи:
- сформировать представление о строении атома, составе атомных ядер на основе привлечения экспериментальных данных;
- познакомить учащихся с определением числа протонов и нейтронов в ядре атома;
- продолжить развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Мотивация и целеполагание:
«Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области».
А.М. Горький
Вспоминаем, что такое атом. Подводим учащихся к тому, что атом имеет более сложное строение, чем мы думаем.
Изучение нового материала:
Наиболее точную и полную модель строения атома предложил Эрнест Резерфорд, хотя понятие «атом» было известно еще в античном мире. Свою модель строения атома ученый назвал планетарной, потому что атом как крошечная Солнечная система, в центре которого ядро, а вокруг ядра вращаются электроны (см. рис. 30).
Оказывается, что само крошечное ядро состоит из элементарных частиц – протонов и нейтронов. Рассмотрим таблицу, в которой указан символ этой частицы, ее масса и заряд.
Из таблицы видно, что протон имеет заряд +1, масса протона равна 1, как и у водорода, поэтому он имеет символ р (пэ). Нейтроны тоже имеют массу равную 1, не имеют заряда, он равен 0 и обозначаются буквой n (эн). Электроны обозначаются буквой е, заряд их равен -1, т.к. масса их ничтожна мала, то ей можно пренебречь.
Сумма чисел протонов и нейтронов называется массовым числом и обозначается буквой А, которая численно равна относительной атомной массе, округленной до целого значения. Для того чтобы определить число протонов и электронов, достаточно знать порядковый номер элемента (см. рис. 31). Давайте вспомним как. Например, у атома фосфора порядковый номер 15, значит у него 15 протонов в ядре, 15 электронов в атоме. А для нахождения числа нейтронов можно использовать формулу N = A - Z, т.к A = Z + N, где N – число нейтронов, а Z – число протонов.
Несмотря на то, что атом очень малы, швейцарские ученые Биннинг и Рорер с помощью сканирующего микроскопа смогли увидеть реальные молекулы и атомы, в последствие им дали Нобелевскую премию за это достижение. Представьте, сканирующие микроскопы могут увеличивать объект в 100 млн. раз, т.е. позволяет увидеть частицы размером всего 10-9 м. Такие частицы называются наночастицами (см. рис. 32 – 34).
Обобщение и систематизация знаний:
- §7, упр. 1, 5, 6, 7.
- Что показывает порядковый номер химического элемента?
- Как вычислить число нейтронов в ядре?
Закрепление и первичный контроль:
- Отметьте правильные утверждения:
а) порядковый номер элемента равен числу протонов в ядре атома;
б) порядковый номер элемента равен числу электронов в атоме;
в) порядковый номер совпадает с величиной заряда ядра атома;
г) порядковый номер равен числу нейтронов в ядре атома.
2. Образуйте из нижеприведенных величин 6 численно соответствующих пар;
а) заряд ядра;
б) число нейтронов в ядре;
в) число протонов в ядре;
г) число электронов в атоме;
д) порядковый номер.
3. Укажите состав ядер 32S, 52Cr, 127I.
Ответ:
Находим порядковые номера этих элементов, порядковый номер равен
заряду ядра атома и равен числу протонов в ядре. Поэтому: S, Cr, I.
- Заполните таблицу:
Химический элемент | Порядковый номер | Массовое число | Заряд ядра | Число электронов | Число протонов | Число нейтронов |
B | ||||||
P | ||||||
Ca | ||||||
Fe | ||||||
Se |
Ответ:
Порядковый номер элемента равен численно заряду ядра, числу
протонов и числу электронов. Массовое число численно рано
относительной атомной массе. Число нейтронов: от массового числа
отнимаем число протонов.
Химический элемент | Порядковый номер | Массовое число | Заряд ядра | Число электронов | Число протонов | Число нейтронов |
B | 5 | 11 | +5 | 5 | 5 | 6 |
P | 15 | 31 | +15 | 15 | 15 | 16 |
Ca | 20 | 40 | +20 | 20 | 20 | 20 |
Fe | 26 | 56 | +26 | 26 | 26 | 30 |
Se | 34 | 79 | +34 | 34 | 34 | 45 |
Рефлексия и подведение итогов:
- Что нового вы узнали сегодня о строении атомов?
- Что оказалось наиболее сложным для понимания?
Домашнее задание:
I уровень: §7, упр. 2, 4;
II уровень: тоже + упр.3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...
Презентация и план-коспект к уроку "П. А. Федотов" 7 класс
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ЖАНРАВ РУССКОМ ИСКУССТВЕ.РОДОНАЧАЛЬНИКИ ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ В РОССИИ:П. ФЕДОТОВ (7 класс)Цели:Познакомить учащихся с творчеством русских художников: П. Фед...
план-коспект урока по физике "Законы распространения света" 8 класс
подробный план урока по физике в 8 классе по теме "Законы распространения света"...
План-коспект урока по французскому языку в 6 классе по теме "Достопримечательности Парижа. Эйфелева башня"
Данный урок проводится при прохождении Unite 12 “Bonjour, Paris!” учебника «Синяя птица -6» авторов Н.А. Селивановой и А.Ю. Шашуриной. Невозможно говорить о Париже, не видя его. Использованные в уроке...
План-коспект урока на тему "Дни недели. Порядковые числительные" в 5-м классе.
Урок английского языка разработан по учебнику Кауфман для 5 класса....
План-коспект урока по физической культуре для 3 класса на тему: Прыжки под скакалку. Перестрелки.
На уроке используются нетрадиционные формы проведения: проходной метод проведения ОРУ с мячами под музыкальное сопровождение, используется подвижная игра: Перестрелки.Решаются следующие задачи:Закрепл...