Тетрадь для лабораторных работ по химии
учебно-методический материал по химии (10, 11 класс)

Черникова Татьяна Александровна

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по химии предназначена для использования в качестве лабораторного журнала при проведении занятий.

№1. ТЕМА. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного (подсолнечного) масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем

№2. ТЕМА. Приготовление раствора заданной концентрации

№3. ТЕМА. Исследование химических свойств кислот, оснований и солей

№4. ТЕМА. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора

№5. ТЕМА. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Неметаллы»

№6. ТЕМА. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины

№7. ТЕМА. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот

№8. ТЕМА. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал

№9. ТЕМА. Растворение белков в воде. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Качественные реакции на белок

№10. ТЕМА. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad_dlya_laboratornyh_rabot_po_himii.docx358 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ ВО

«ПАВЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

по дисциплине

 «ХИМИЯ»

Студента(ки) I курса                  группы                         

                                                                                                

Похожее изображение

        

г. Павловск

2017

РАССМОТРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

Математики, информатики, вычислительной техники и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол №        от  «         »                    2017г.

Председатель ________Т.В. Лукина

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР и развитию образовательных программ

__________________Э.В. Ноздрачева

«____» _____________20 _____

Разработчик:  

преподаватель общеобразовательного цикла ГБПОУ ВО «Павловский техникум» Черникова Т.А.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного (подсолнечного) масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки, штатив для пробирок, фарфоровая чашка, пестик фарфоровый, стакан, лазерная указка, мел, моторное масло (растительное масло), вода, белок куриного яйца, поваренная соль

Норма времени: 2 часа

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. Запишите наблюдения в таблицу.

Содержание лабораторной работы

Название опыта

Задание

Исходные вещества

Наблюдения и выводы

Опыт 1. Приготовле-ние суспензии карбоната кальция в воде

Измельчите фарфоровым пестиком мел в чашке. Насыпьте немного мела в пробирку и добавьте 2 мл воды. Встряхните.

Как называется система?                               .

Дисперсной фазой является                          .                   

Дисперсной средой является                        .

Чем обусловлено расслоение суспензии?

Опыт 2. Получение эмульсии моторного (растительно-го) масла

Налейте в пробирку 2 мл воды, добавьте 2 капли моторного масла. Встряхните смесь в течение 1 минуты

Как называется система?                               .

Дисперсной фазой является                          .                   

Дисперсной средой является                        .

Смешиваются ли жидкости?                        .

Какая из них находится в верхнем слое и почему?

Опыт 3. Изучение свойств коллоидного раствора

Поместите в стакан белок куриного яйца, добавьте немного воды, хорошо размешайте. Пропустите луч лазерной указки через коллоидный раствор, пронаблюдайте эффект Тиндаля

Как называется система?                               .

Видно ли лазерный луч?                                              . 

Почему?                                                                         .

Эффект Тиндаля вызывается ……………………………………………………………………………………………………………………

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Приготовление раствора заданной концентрации.

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки, штатив для пробирок, стакан, колба, измерительный цилиндр, шпатель, вода, весы учебные, разновесы, лист бумаги, поваренная соль, сульфат меди (II).

Норма времени: 1 час

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. Задание №1.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества в нем

  1. Рассчитайте массу поваренной соли и объем воды, необходимых для приготовления раствора массой 50 г с массовой долей соли в нем 2%

  1. Заполните таблицу полученными данными и приготовьте раствор

Навеска, г

Вода, V

Концентрация, %  

Этикетка

  1. Задание №2.

Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией

  1. Вычислите массу сульфата меди (II) и объем воды, необходимых для приготовления раствора массой 100 г с молярной концентрацией соли 0,1 моль/л.

  1. Заполните таблицу полученными данными и приготовьте раствор

Навеска, г

Вода, V

Концентрация, моль/л  

Этикетка

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Исследование химических свойств кислот, оснований и солей.

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стеклянная палочка, пробка с газоотводной трубкой, раствор гидроксида натрия, азотная кислота, уксусная кислота, стружка магния, гранулы цинка, медная проволока, растворы индикаторов: фенолфталеина, лакмуса, раствор сульфата меди (II), раствор сульфата железа (III), хлорид натрия, нитрат серебра, индикаторная бумажка универсальная.

Норма времени: 1 час

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. По ходу выполнения работы записывайте наблюдения, уравнения реакций и выводы в таблицу.

Содержание лабораторной работы

А. Исследование свойств кислот

1. Испытание растворов кислот индикаторами.

В две пробирки налейте по 2 мл раствора азотной кислоты. В первую добавьте 1-2 капли индикатора лакмус. Наблюдайте изменение окраски индикатора. Во вторую пробирку опустите универсальную индикаторную бумагу. По шкале на упаковке индикаторной бумаги определите рН раствора.

2. Взаимодействие кислот с металлами.

  • В пробирку налейте немного азотной кислоты. Добавьте гранулу цинка.
  • В 2 пробирки налейте немного уксусной кислоты. В первую пробирку добавьте немного стружек магния, а во вторую –  гранулу цинка.

3. Взаимодействие кислот с основаниями.

Влейте в пробирку 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина. Добавьте по каплям азотную кислоту до исчезновения окраски.

4. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

К небольшому количеству черного порошка оксида меди (II) добавьте 1 мл уксусной кислоты и осторожно нагрейте.

5. Взаимодействие кислот с солями.

К карбонату кальция прилейте немного уксусной кислоты.

Б. Исследование свойств щелочей и оснований

1. Испытание растворов щелочей индикаторами.

В две пробирки налейте по 2 мл раствора гидроксида натрия. В первую добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеин. Наблюдайте изменение окраски индикатора. Во вторую пробирку опустите универсальную индикаторную бумагу. По шкале на упаковке индикаторной бумаги определите рН раствора.

2. Взаимодействие щелочей с солями.

К растворам сульфата меди(II) и сульфата железа(III) в отдельных пробирках добавьте немного раствора щелочи.

3. Разложение нерастворимых оснований.

Осторожно нагрейте полученный осадок гидроксида меди (II).

В. Исследование свойств солей

1. Взаимодействие солей с металлами.

Прилейте 1 мл раствора сульфата меди (II) к железному гвоздю. 

2. Взаимодействие солей друг с другом.

К раствору хлорида натрия добавьте несколько капель нитрата серебра.

Г. Оформите отчет о работе, заполнив таблицу   

Исходные реактивы

Уравнения реакций

Наблюдения

Выводы и объяснения

А. Исследование свойств кислот

1.

Испытание растворов кислот индикаторами

№1 НNO3 и лакмус

-------

рН=

№2 НNO3 и универсальная индикаторная бумага

-------

рН=

2.

Взаимодействие кислот с металлами

НNO3 и гранула цинка

СН3СООН и гранула цинка

СН3СООН и стружка магния

3.

Взаимодействие кислот с основаниями

NaOH, ф/ф и НNO3

4.

Взаимодействие кислот с оксидами металлов

СuO и СН3СООН

5.

Взаимодействие кислот с солями

СаСО3 и СН3СООН

Б. Исследование свойств щелочей и оснований

1.

Испытание растворов щелочей индикаторами

№1 NaOH

-------

рН=

№2 NaOH

-------

рН=

2.

Взаимодействие щелочей с солями

CuSO4 и NaOH

Fe2(SO4)3 и NaOH

3.

Разложение нерастворимых оснований

Cu(OH)2

В. Исследование свойств солей

1.

Взаимодействие солей с металлами

CuSO4 и железный гвоздь

2.

Взаимодействие солей друг с другом

NaCl и AgNO3

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора.

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок, азотная кислота, уксусная кислота, стружка железа, гранулы цинка, оксид меди (II), оксид марганца (IV), пероксид водорода, лучинка, вода.

Норма времени: 1 час

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. По ходу выполнения работы записывайте наблюдения, уравнения реакций и выводы в таблицу №1.

Содержание лабораторной работы

1.  Зависимость скорости взаимодействия азотной кислоты с металлами от их природы.

В две пробирки налейте по 2 мл раствора азотной кислоты. В первую добавьте немного стружек железа, а во вторую – гранулу цинка.

2. Зависимость скорости взаимодействия цинка с азотной кислотой от ее концентрации.

В 2 пробирки положите по грануле цинка. В первую пробирку прилейте раствор азотной кислоты, а в другую немного воды и столько же раствора азотной кислоты.

3. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с уксусной кислотой от температуры.

К небольшому количеству черного порошка оксида меди (II) добавьте 1 мл уксусной кислоты. Отметьте наблюдения. Осторожно нагрейте пробирку со смесью.

4. Зависимость скорости разложения пероксида водорода от катализатора.

Поместите в пробирку немного пероксида водорода, добавьте воды. Отметьте наблюдения. Присыпьте немного порошка оксида марганца (IV).

5. Оформите отчет о работе, заполнив таблицу

№ опыта

Исходные реактивы

Уравнение реакций

Наблюдения

Выводы (какая реакция протекает с большей скоростью и почему?)

1.

НNO3, стружки железа

НNO3, цинк

2.

НNO3, цинк

НNO3, цинк, вода

3.

СuO и СН3СООН

4.

Н2О2, вода, MnO2

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Неметаллы».

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, лучинка, алюминий в гранулах, гидроксид натрия, пероксид водорода (гидропирит в таблетках), оксид марганца (IV), медная проволока, штатив с держателем для пробирок, гидроксид кальция кристаллический, хлорид аммония кристаллический, карбонат кальция, азотная кислота, уксусная кислота, фенолфталеин, известковая вода, вода.

Норма времени: 2 часа.

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. По ходу выполнения работы записывайте наблюдения, уравнения реакций и способы распознавания газов и ионов в таблицу.

Содержание лабораторной работы

Название и содержание опыта

Уравнения реакций

Наблюдения

Распознавание

Получение кислорода разложением пероксида водорода. Поместите в пробирку немного пероксида водорода. Присыпьте немного порошка оксида марганца (IV). Закройте пробкой с газоотводной трубкой. Соберите кислород методом вытеснения воздуха, проведите пробу тлеющей лучиной.

Получение водорода взаимодействием гидроксида натрия и алюминия. В колбу насыпьте немного гранул гидроксида натрия, прилейте немного воды до растворения гранул. Бросьте в колбу немного гранул алюминия. Закройте колбу пробкой с газоотводной трубкой и дождитесь начала реакции. Соберите выделяющийся водород в пробирку, пронаблюдайте горение водорода и взрыв «гремучей» смеси.

Получение аммиака при взаимодействии гидроксида кальция и хлорида аммония. Поместите в пробирку смесь гидроксида кальция и хлорида аммония, закройте пробкой с газоотводной трубкой и нагрейте. Соберите выделяющийся аммиак методом вытеснения воздуха, растворите его в воде и добавьте к раствору 2 капли фенолфталеина.

Получение углекислого газа и исследование его свойств.

Поместите в пробирку немного карбоната кальция, добавьте раствор азотной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Образующийся газ пропустите через известковую воду.

Осуществите экспериментальным путем цепочку превращений металла и его соединений: Сu→CuO→Cu(NO3)2

1)

2)

Получите из соли меди ее гидроксид, а затем – оксид.

1)

2)

В трех пробирках даны кристаллические вещества: а) сульфат аммония, б) карбонат кальция, в) хлорид железа (III). Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно определить в какой пробирке находится каждое из этих веществ (используйте приложение к лабораторной работе).        

А) (NH4)2SO4+

NH4+

SO42-

CO32-

Fe3+

Cl-

Б) CaCO3+

В) FeCl3+

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки, коллекция каучуков, образцы изделий из резины 

Норма времени: 2 часа.

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. По ходу выполнения работы заполняйте таблицы 1, 2 и 3.

Содержание лабораторной работы

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки

  1. Рассмотрите образцы нефти и нефтепродуктов из коллекции.
  2. Ознакомьтесь с материалами учебника по данной теме.
  3. Заполните таблицы 1 и 2.

Таблица 1. Физические свойства нефти.

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Маслянистость

Плотность

Растворимость

Горючесть

Таблица 2. Продукты переработки нефти.

Продукты, получаемые из нефти

Состав Сn

Цвет

Агрегатное состояние

Температура кипения

Области применения

Нефтяной газ

Бензин

Лигроин

Керосин

Соляр

Мазут

  1. Выпишите из учебника определения понятий

Крекинг – это                                                                                                                                                                                                 

Пиролиз – это                                                                                                                                                                                                 

Полимеризация – это                                                                                                                                                                                         

Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины

  1. Ознакомьтесь с образцами коллекции.
  2. Тонкую полоску резины и каучука растяните и измерьте длину. Обратите внимание, полностью ли возвращаются эти полоски в прежнее положение. Сделайте вывод, у какого материала выше эластичность.
  3. В кипящую воду поместите на 5 минут полоску резины и каучука. Вытяните полоски тигельными щипцами и растяните их. Какой материал является более термопластичным.
  4. Кусочки резины и каучука опустите в пробирки с маслом и бензином. Где происходит растворение?
  5. Результаты оформите в таблице 3.

Таблица 3. Свойства каучука и резины

Свойства

Каучук

Резина

  1. Эластичность

  1. Термопластичность

  1. Отношение к маслу

  1. Отношение к бензину

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, гидроксид натрия (р-р 10%), стакан, вода, сульфат меди (II) (2% р-р), глицерин, гранулы цинка,  фенолфталеин (р-р), уксусная кислота (р-р).

Норма времени: 2 часа.

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. По ходу выполнения работы заполняйте таблицы и ответьте на вопросы.

Содержание лабораторной работы

  1. Свойства глицерина

Уравнения реакций

Внешний эффект

Выводы

Содержание опыта

К 1 мл воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и встряхните смесь. Добавьте еще глицерина. Перемешайте содержимое пробирки

------------------

Растворимость

Гигроскопичность

К 2 мл гидроксида натрия прилейте по каплям р-р сульфата меди (II). К полученному осадку прилейте по каплям глицерин (из предыдущего опыта). Встряхните смесь.

Какое вещество выпало в осадок?

  1. Свойства уксусной кислоты

Уравнения реакций

Внешний эффект

Выводы

Содержание опыта

К одной грануле цинка в пробирке прилейте 1 мл раствора уксусной кислоты

К 2 мл гидроксида натрия прилейте по каплям р-р фенолфталеина до розового окрашивания. К полученному раствору прилейте по каплям раствор уксусной кислоты.

Как называется данная реакция?

  1. Ответьте на вопросы:

- К какому классу соединений относится глицерин?                                                                                                                                

- Запишите уравнение реакции этиленгликоля с гидроксидом меди (II)

- Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами неорганических кислот?                                                                                                                                                                

- Почему реакцию нейтрализации уксусной кислоты следует проводить в присутствии индикатора?                                                                                                                                                                

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал.

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок, подсолнечное масло, бромная вода, р-р глюкозы, р-р сахарозы, гидроксид натрия (р-р 10%), сульфат меди (II) (2% р-р), крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода.

Норма времени: 2 часа.

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. По ходу выполнения работы заполняйте таблицу.

Содержание лабораторной работы

Уравнения реакций

Внешний эффект

Выводы

Содержание опыта

Доказательство непредельного характера жиров

К 1 мл подсолнечного масла в пробирке прилейте немного бромной воды, встряхните смесь

Картинки по запросу жир с бромом уравнение

Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II)

К 0,5 мл глюкозы прилейте 2 мл гидроксида натрия. Добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Наблюдайте окраску раствора. Нагрейте полученный раствор

Какое вещество выпало в осадок?

Какая функциональная группа обнаружена?

Взаимодействие раствора сахарозы с гидроксидом меди (II)

К 0,5 мл сахарозы прилейте 2 мл гидроксида натрия. Добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Наблюдайте окраску раствора. Нагрейте полученный раствор

Какая функциональная группа обнаружена?

Взаимодействие крахмала с йодом

К 1 мл крахмального клейстера в пробирке добавьте 2 капли спиртового раствора йода. Наблюдайте окрашивание. Нагрейте смесь. Наблюдайте исчезновение окраски.

6Н10О6)n + nI2 = [(С6Н10О6)n] * nI2

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Растворение белков в воде. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Качественные реакции на белок.

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан, вода, белок куриного яйца, спирт этиловый, азотная кислота, раствор ацетата свинца, сульфата меди (II).

Норма времени: 2 часа.

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. По ходу выполнения работы заполняйте таблицу и ответьте на вопросы.

Содержание лабораторной работы

  1. Осуществите опыты

Исходные реактивы

Внешний эффект

Выводы

Содержание опыта

Растворение белков в воде

Куриный белок + вода

Растворимость

Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом

Куриный белок +спирт

Денатурация раствора куриного белка при нагревании

Куриный белок

+

нагревание

Обратим ли этот процесс?

Денатурация раствора куриного белка растворами солей тяжелых металлов

Куриный белок

+

        Ацетат свинца

Куриный белок

+

         Сульфат меди

Цветные реакции белка

Куриный белок

+

Гидроксид меди

Наличие каких групп атомов доказывает данная качественная реакция?

Куриный белок

+

Азотная кислота

Наличие каких групп атомов доказывает данная качественная реакция?

  1. Ответьте на вопросы:

- Объясните, почему для белков нельзя записать сокращенную графическую формулу, как, например, для полиэтилена?                                                                                                                        

- Охарактеризуйте строение белковых молекул                                                                                                                                        

- Объясните, почему при неаккуратном обращении с азотной кислотой на руках появляются желтые пятна?                                                                                                                                                

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

Дата                                                                                     Оценка                

ТЕМА. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.

ЦЕЛЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, тигельные щипцы, лабораторный штатив, лакмусовая бумажка красная и синяя, раствор гидроксида натрия, азотная кислота концентрированная, ацетон, вода.

Норма времени: 2 часа.

Ход занятия

  1. Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
  2. Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
  3. Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
  4. По ходу выполнения работы заполняйте таблицы.

Содержание лабораторной работы

  1. Экспериментальным путем распознайте вещества в пробирках (уксусная кислота, глицерин, белок, этиловый спирт, формалин), используя данные из приложения №4.

№ пробирки

Реактив

Внешний эффект

Вещество

Формула

1

2

3

4

5

  1. По коллекции «Пластмассы» ознакомьтесь с образцами пластмасс и их применением.
  • Исследуйте действие растворителей (ацетона/бензола) на выданные образцы пластмасс.
  • Определите характер горения выданных образцов.
  • Используя приведенные в приложении №3 данные, определите образцы пластмасс.
  1. По коллекции «Волокна» ознакомьтесь с образцами природных и искусственных волокон.
  • Исследуйте действие растворителя (ацетона) на выданные образцы волокон.
  • Исследуйте действие щелочи (10% р-р) на выданные образцы волокон.
  • Определите характер горения выданных образцов.
  • Используя приведенные в приложении №2 данные, определите образцы волокон.
  1. Оформите отчет о работе, оформив таблицу.

Номер образца

Внешние признаки

Характер горения

(скорость, запах, остаток)

Действие растворителя

Пластмассы

/Волокно

Формула

Ацетон

Бензол

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1. Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Приложение №2 таблица «Распознавание волокон».

Волокно

Формула

Сжига-ние

Реакции на продукты разложения

+ HNO3

+ NaOH

+ Ацетон

Хлопок

6Н10О5)n

Горит быстро с запахом жжёной бумаги. Остаётся чёрный пепел

     

Окрашивает

Лакмусовую

бумажку в красный цвет

Растворяется, образуя бесцветный раст-вор

Набухает, но не раство-ряется

Не раство-ряется

Шерсть

-

Горит медленно с запахом жжёных волос, образуя шарик чёрного цвета, который растирается в порошок

Окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет

Набу-хает и окрашивается в жёлтый цвет

Раство-ряется

Не раство-ряется

Вискоз-ное

(C6H10O5)n

Горит быстро с запахом жжёной бумаги. Остаются следы золы

Окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет

Раство-ряется, образуя бесцвет-ный раствор

Сильно набухает и раство-ряется

Не раство-ряется

Ацетат-ное

[ (C6H7O2)-

(OCOCH3)3]n 

Горит быстро, образуя шарик тёмно-бурого цвета. Вне пламени не горит

Окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет

Раство-ряется, образуя бесцвет-ный раствор

Образует-ся желтова-тый раствор

Раство-ряется

Лавсан

    O         O

[-C-C6H5C-O-

-CH2-CH2-O-]n

Горит коптящим пламенем и образует твёрдый блестящий шарик тёмного цвета

На стенках пробирки образуется жёлтое кольцо

Не раство-ряется

Не раство-ряется

Не раство-ряется

Капрон

  H               O

                     

(-N-(CH2)5 C-)n

Плавится, образуя твёрдый блестящий шарик тёмного цвета. Чувствуется неприятный запах

Окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет

Раство-ряется,

образуя бесцвет-ный раствор

Не раство-ряется

Не раство-ряется

Приложение №3 таблица «Распознавание пластмасс».

Пластмасса

Формула

Внешние признаки

Отношение к нагрева-нию, горению

Реакции на продукты разложения

+ Ацетон

+ Бензол

Полиэтилен

(-CH2-CH2-)n

Сходен с парафи-ном. Относительно мягкий и эластич-ный материал. Тонкие плёнки прозрач-ные. Цвет различ-ный

При нагревании размягчается - можно вытянуть нити.  Горит синим пламенем, плавится и образует капли

Не обесцвечи-вает растворы KMnO4 и Br2

Не раство-ряется

Не раство-ряется

Поливинил-хлорид

(-CH2-CH-)n

                 |

                 Cl

Относительно мягкий материал. При понижен-ной темпера-туре становит-ся твёрдым и хрупким. Цвет различ-ный

При нагревании размягча-ется. Горит небольшим пламенем, образуя чёрный хрупкий шарик. Вне пламени гаснет. При горении чувствует-ся резкий запах

Выделяю-щийся хлороводо-род окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет, с раствором AgNO3 образует осадок белого цвета

Не раство-ряется

Не раство-ряется

Полистирол

(-CH2-CH-)n 

            |

            C6H5

Твёрдый, хрупкий, почти прозрач-ный или непроз-рачный материал. Может быть разного цвета

При нагревании размягча-ется,

Легко вытягива-ется в нити

Обесцвечи-вает растворы KMO4 и Br2

Набу-хает

Раство-ряется

Фенолформальдегидные (феноплас-ты)  

         

        С - ОН

       / \ \

   - С  С-СН2-

     | |    |

  НС   СН

       \ / /

       СН            n

                    

Твёрдые, хрупкие материа-лы тёмного цвета с блестя-щей повер-хностью  

При сильном нагревании разлагают-ся. Горят, расспрос-траняя резкий запах фенола,вне пламени постепенно гаснут

-

Не раство-ряются

Не раство-ряются

Приложение №4 таблица  «Качественные реакции органических соединений»

Соединение, функциональная группа

Реагент

Что наблюдается, 
уравнение реакции

Алкены
>C=C<

Водный раствор KMnO4

Наблюдают исчезновение фиолетовой окраски KMnO4 и образование хлопьевидного осадка диоксида марганца бурого цвета

бромная вода

Исчезает желто-коричневая окраска раствора брома

Алкины
-С≡С-

Раствор Br2   (бромная вода)

Исчезает желто-коричневая окраска раствора брома

Фенол

Бромная вода

Исчезновение желто-коричневой окраски бромной воды с одновременным выпадением белого осадка трибромфенола:

Разбавленный водный раствор соли железа (III),   FeCl3

Светло-желтая окраска разбавленного раствора соли трехвалентного железа сменяется на фиолетовую

Анилин

Бромная вода

Исчезновение желто-коричневой окраски бромной воды с одновременным выпадением белого осадка триброманилина

Одноатомные спирты

Na

Раствор NaOH

пламя

Выделение пузырьков водорода

Не реагирует

Горят светлым, голубоватым пламенем

Многоатомные спирты

Свежеосажденный Cu(OH)2 (II)

Растворение голубого осадка Cu(OH)2 с образование ярко-синего раствора комплексного соединения меди.

Альдегиды,

—CHO

Аммиачный раствор оксида серебра

[Ag(NH3)2]OH

Так называемая реакция серебряного зеркала. В результате восстановления Ag+1 в металлическое серебро Ag0 на стенках сосуда образуется зеркало.

Свежеосажденный

Cu(OH)2

Образование оранжево-красного осадка Cu2O при нагревании

Карбоновые кислоты,

-COOH

Лакмус

Окрашивание лакмуса в красный цвет

Карбонаты, например, K2CO3

Выделение углекислого газа в результате разложения образующейся нестойкой угольной кислоты H2CO3

Глюкоза,

-CHO

-C(OH)-C(OH)-

Свежеосажденный

Cu(OH)2

Если раствор глюкозы прибавить к свежеосажденному гидроксиду меди без нагревания наблюдается растворение осада гидроксида меди и образование синего раствора. В этом случае глюкоза реагирует как многоатомный спирт — с образованием растворимых комплексов меди.
Если же полученный синий раствор нагреть, выпадает оранжево-красный осадок одновалентного оксида меди Cu2O. При этом глюкоза реагирует как альдегид — альдегидная группа молекулы глюкозы окисляется до карбоксильной — образуется глюкуроновая кислота.

Крахмал

Йод, I2

Появление синей окраски

Белок

концентрированная азотная кислота

НNО3(конц.)

Ксантопротеиновая реакция

Появление ярко-желтого окрашивания по причине  нитрования бензольных колец молекул белка

Свежеосажденный

Cu(OH)2

Появляется сине-фиолетовое окрашивание раствора в следствие образование комплексов меди (II) с белком

СОДЕРЖАНИЕ

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

№1. ТЕМА. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного (подсолнечного) масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем……………………...

№2. ТЕМА. Приготовление раствора заданной концентрации………..

№3. ТЕМА. Исследование химических свойств кислот, оснований и солей………………………………………………………………………..

№4. ТЕМА. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора…

№5. ТЕМА. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Неметаллы»…………...

№6. ТЕМА. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины…………………………………………………………

№7. ТЕМА. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот………………………………………...

№8. ТЕМА. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал………………………………………..

№9. ТЕМА. Растворение белков в воде. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Качественные реакции на белок…………………………...

№10. ТЕМА. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….

3

4

6

9

11

13

15

16

18

19

20

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов

Тетрадь для лабораторных работ (на печатной основе) содержит фронтальные и домашние лабораторные работы по курсу 7 класса. К каждой работе прилагаются подготовительные и контрольные вопросы, подробный...

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.         ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"     "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"

В рабочую тетрадь вошли 18 работ,  предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....

Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Естествознание

Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Естествознание». Пособие предназначено для студентов первого курс...

Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Электротехника

Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Электротехника».Пособие предназначено для студентов второго ...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторных работ по дисциплине « ХИМИЯ» 1 курс

Изложен ход лабораторных работ по химии, дается вводный инструктаж, методические рекомендации для выполнения работ, справочная литература, вопросы к зачету, индивидуальные задания....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Химия»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Химия» является методическим пособием для студентов и преподавателей по выполнению лабораторных и практических работ по данной дисциплине.В процессе выполнен...