Тетрадь для лабораторных работ по химии
учебно-методический материал по химии (10, 11 класс)
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по химии предназначена для использования в качестве лабораторного журнала при проведении занятий.
№1. ТЕМА. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного (подсолнечного) масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем
№2. ТЕМА. Приготовление раствора заданной концентрации
№3. ТЕМА. Исследование химических свойств кислот, оснований и солей
№4. ТЕМА. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора
№5. ТЕМА. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Неметаллы»
№6. ТЕМА. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины
№7. ТЕМА. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот
№8. ТЕМА. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал
№9. ТЕМА. Растворение белков в воде. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Качественные реакции на белок
№10. ТЕМА. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_dlya_laboratornyh_rabot_po_himii.docx | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО
«ПАВЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
по дисциплине
«ХИМИЯ»
Студента(ки) I курса группы
г. Павловск
2017
РАССМОТРЕНО Предметной (цикловой) комиссией Математики, информатики, вычислительной техники и общих естественнонаучных дисциплин Протокол № от « » 2017г. Председатель ________Т.В. Лукина | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР и развитию образовательных программ __________________Э.В. Ноздрачева «____» _____________20 _____ |
Разработчик:
преподаватель общеобразовательного цикла ГБПОУ ВО «Павловский техникум» Черникова Т.А.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Дата Оценка
ТЕМА. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного (подсолнечного) масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки, штатив для пробирок, фарфоровая чашка, пестик фарфоровый, стакан, лазерная указка, мел, моторное масло (растительное масло), вода, белок куриного яйца, поваренная соль
Норма времени: 2 часа
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- Запишите наблюдения в таблицу.
Содержание лабораторной работы
Название опыта | Задание | Исходные вещества | Наблюдения и выводы |
Опыт 1. Приготовле-ние суспензии карбоната кальция в воде | Измельчите фарфоровым пестиком мел в чашке. Насыпьте немного мела в пробирку и добавьте 2 мл воды. Встряхните. | Как называется система? . Дисперсной фазой является . Дисперсной средой является . Чем обусловлено расслоение суспензии? | |
Опыт 2. Получение эмульсии моторного (растительно-го) масла | Налейте в пробирку 2 мл воды, добавьте 2 капли моторного масла. Встряхните смесь в течение 1 минуты | Как называется система? . Дисперсной фазой является . Дисперсной средой является . Смешиваются ли жидкости? . Какая из них находится в верхнем слое и почему? | |
Опыт 3. Изучение свойств коллоидного раствора | Поместите в стакан белок куриного яйца, добавьте немного воды, хорошо размешайте. Пропустите луч лазерной указки через коллоидный раствор, пронаблюдайте эффект Тиндаля | Как называется система? . Видно ли лазерный луч? . Почему? . Эффект Тиндаля вызывается …………………………………………………………………………………………………………………… |
- Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Дата Оценка
ТЕМА. Приготовление раствора заданной концентрации.
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки, штатив для пробирок, стакан, колба, измерительный цилиндр, шпатель, вода, весы учебные, разновесы, лист бумаги, поваренная соль, сульфат меди (II).
Норма времени: 1 час
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- Задание №1.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества в нем
- Рассчитайте массу поваренной соли и объем воды, необходимых для приготовления раствора массой 50 г с массовой долей соли в нем 2%
- Заполните таблицу полученными данными и приготовьте раствор
Навеска, г | Вода, V | Концентрация, % | Этикетка |
- Задание №2.
Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией
- Вычислите массу сульфата меди (II) и объем воды, необходимых для приготовления раствора массой 100 г с молярной концентрацией соли 0,1 моль/л.
- Заполните таблицу полученными данными и приготовьте раствор
Навеска, г | Вода, V | Концентрация, моль/л | Этикетка |
- Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
Дата Оценка
ТЕМА. Исследование химических свойств кислот, оснований и солей.
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стеклянная палочка, пробка с газоотводной трубкой, раствор гидроксида натрия, азотная кислота, уксусная кислота, стружка магния, гранулы цинка, медная проволока, растворы индикаторов: фенолфталеина, лакмуса, раствор сульфата меди (II), раствор сульфата железа (III), хлорид натрия, нитрат серебра, индикаторная бумажка универсальная.
Норма времени: 1 час
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- По ходу выполнения работы записывайте наблюдения, уравнения реакций и выводы в таблицу.
Содержание лабораторной работы
А. Исследование свойств кислот
1. Испытание растворов кислот индикаторами.
В две пробирки налейте по 2 мл раствора азотной кислоты. В первую добавьте 1-2 капли индикатора лакмус. Наблюдайте изменение окраски индикатора. Во вторую пробирку опустите универсальную индикаторную бумагу. По шкале на упаковке индикаторной бумаги определите рН раствора.
2. Взаимодействие кислот с металлами.
- В пробирку налейте немного азотной кислоты. Добавьте гранулу цинка.
- В 2 пробирки налейте немного уксусной кислоты. В первую пробирку добавьте немного стружек магния, а во вторую – гранулу цинка.
3. Взаимодействие кислот с основаниями.
Влейте в пробирку 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина. Добавьте по каплям азотную кислоту до исчезновения окраски.
4. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
К небольшому количеству черного порошка оксида меди (II) добавьте 1 мл уксусной кислоты и осторожно нагрейте.
5. Взаимодействие кислот с солями.
К карбонату кальция прилейте немного уксусной кислоты.
Б. Исследование свойств щелочей и оснований
1. Испытание растворов щелочей индикаторами.
В две пробирки налейте по 2 мл раствора гидроксида натрия. В первую добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеин. Наблюдайте изменение окраски индикатора. Во вторую пробирку опустите универсальную индикаторную бумагу. По шкале на упаковке индикаторной бумаги определите рН раствора.
2. Взаимодействие щелочей с солями.
К растворам сульфата меди(II) и сульфата железа(III) в отдельных пробирках добавьте немного раствора щелочи.
3. Разложение нерастворимых оснований.
Осторожно нагрейте полученный осадок гидроксида меди (II).
В. Исследование свойств солей
1. Взаимодействие солей с металлами.
Прилейте 1 мл раствора сульфата меди (II) к железному гвоздю.
2. Взаимодействие солей друг с другом.
К раствору хлорида натрия добавьте несколько капель нитрата серебра.
Г. Оформите отчет о работе, заполнив таблицу
№ | Исходные реактивы | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы и объяснения |
А. Исследование свойств кислот | ||||
1. | Испытание растворов кислот индикаторами | |||
№1 НNO3 и лакмус | ------- | рН= | ||
№2 НNO3 и универсальная индикаторная бумага | ------- | рН= | ||
2. | Взаимодействие кислот с металлами | |||
НNO3 и гранула цинка | ||||
СН3СООН и гранула цинка | ||||
СН3СООН и стружка магния | ||||
3. | Взаимодействие кислот с основаниями | |||
NaOH, ф/ф и НNO3 | ||||
4. | Взаимодействие кислот с оксидами металлов | |||
СuO и СН3СООН | ||||
5. | Взаимодействие кислот с солями | |||
СаСО3 и СН3СООН | ||||
Б. Исследование свойств щелочей и оснований | ||||
1. | Испытание растворов щелочей индикаторами | |||
№1 NaOH | ------- | рН= | ||
№2 NaOH | ------- | рН= | ||
2. | Взаимодействие щелочей с солями | |||
CuSO4 и NaOH | ||||
Fe2(SO4)3 и NaOH | ||||
3. | Разложение нерастворимых оснований | |||
Cu(OH)2 | ||||
В. Исследование свойств солей | ||||
1. | Взаимодействие солей с металлами | |||
CuSO4 и железный гвоздь | ||||
2. | Взаимодействие солей друг с другом | |||
NaCl и AgNO3 |
- Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
Дата Оценка
ТЕМА. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора.
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок, азотная кислота, уксусная кислота, стружка железа, гранулы цинка, оксид меди (II), оксид марганца (IV), пероксид водорода, лучинка, вода.
Норма времени: 1 час
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- По ходу выполнения работы записывайте наблюдения, уравнения реакций и выводы в таблицу №1.
Содержание лабораторной работы
1. Зависимость скорости взаимодействия азотной кислоты с металлами от их природы.
В две пробирки налейте по 2 мл раствора азотной кислоты. В первую добавьте немного стружек железа, а во вторую – гранулу цинка.
2. Зависимость скорости взаимодействия цинка с азотной кислотой от ее концентрации.
В 2 пробирки положите по грануле цинка. В первую пробирку прилейте раствор азотной кислоты, а в другую немного воды и столько же раствора азотной кислоты.
3. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с уксусной кислотой от температуры.
К небольшому количеству черного порошка оксида меди (II) добавьте 1 мл уксусной кислоты. Отметьте наблюдения. Осторожно нагрейте пробирку со смесью.
4. Зависимость скорости разложения пероксида водорода от катализатора.
Поместите в пробирку немного пероксида водорода, добавьте воды. Отметьте наблюдения. Присыпьте немного порошка оксида марганца (IV).
5. Оформите отчет о работе, заполнив таблицу
№ опыта | Исходные реактивы | Уравнение реакций | Наблюдения | Выводы (какая реакция протекает с большей скоростью и почему?) |
1. | НNO3, стружки железа | |||
НNO3, цинк | ||||
2. | НNO3, цинк | |||
НNO3, цинк, вода | ||||
3. | СuO и СН3СООН | |||
4. | Н2О2, вода, MnO2 |
- Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
Дата Оценка
ТЕМА. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Неметаллы».
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, лучинка, алюминий в гранулах, гидроксид натрия, пероксид водорода (гидропирит в таблетках), оксид марганца (IV), медная проволока, штатив с держателем для пробирок, гидроксид кальция кристаллический, хлорид аммония кристаллический, карбонат кальция, азотная кислота, уксусная кислота, фенолфталеин, известковая вода, вода.
Норма времени: 2 часа.
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- По ходу выполнения работы записывайте наблюдения, уравнения реакций и способы распознавания газов и ионов в таблицу.
Содержание лабораторной работы
Название и содержание опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Распознавание |
Получение кислорода разложением пероксида водорода. Поместите в пробирку немного пероксида водорода. Присыпьте немного порошка оксида марганца (IV). Закройте пробкой с газоотводной трубкой. Соберите кислород методом вытеснения воздуха, проведите пробу тлеющей лучиной. | |||
Получение водорода взаимодействием гидроксида натрия и алюминия. В колбу насыпьте немного гранул гидроксида натрия, прилейте немного воды до растворения гранул. Бросьте в колбу немного гранул алюминия. Закройте колбу пробкой с газоотводной трубкой и дождитесь начала реакции. Соберите выделяющийся водород в пробирку, пронаблюдайте горение водорода и взрыв «гремучей» смеси. | |||
Получение аммиака при взаимодействии гидроксида кальция и хлорида аммония. Поместите в пробирку смесь гидроксида кальция и хлорида аммония, закройте пробкой с газоотводной трубкой и нагрейте. Соберите выделяющийся аммиак методом вытеснения воздуха, растворите его в воде и добавьте к раствору 2 капли фенолфталеина. | |||
Получение углекислого газа и исследование его свойств. Поместите в пробирку немного карбоната кальция, добавьте раствор азотной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Образующийся газ пропустите через известковую воду. | |||
Осуществите экспериментальным путем цепочку превращений металла и его соединений: Сu→CuO→Cu(NO3)2 | |||
1) 2) | |||
Получите из соли меди ее гидроксид, а затем – оксид. | |||
1) 2) | |||
В трех пробирках даны кристаллические вещества: а) сульфат аммония, б) карбонат кальция, в) хлорид железа (III). Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно определить в какой пробирке находится каждое из этих веществ (используйте приложение к лабораторной работе). | |||
А) (NH4)2SO4+ | NH4+ SO42- CO32- Fe3+ Cl- | ||
Б) CaCO3+ | |||
В) FeCl3+ |
- Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6
Дата Оценка
ТЕМА. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки, коллекция каучуков, образцы изделий из резины
Норма времени: 2 часа.
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- По ходу выполнения работы заполняйте таблицы 1, 2 и 3.
Содержание лабораторной работы
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки
- Рассмотрите образцы нефти и нефтепродуктов из коллекции.
- Ознакомьтесь с материалами учебника по данной теме.
- Заполните таблицы 1 и 2.
Таблица 1. Физические свойства нефти.
Агрегатное состояние | |
Цвет | |
Запах | |
Маслянистость | |
Плотность | |
Растворимость | |
Горючесть |
Таблица 2. Продукты переработки нефти.
Продукты, получаемые из нефти | Состав Сn | Цвет | Агрегатное состояние | Температура кипения | Области применения |
Нефтяной газ | |||||
Бензин | |||||
Лигроин | |||||
Керосин | |||||
Соляр | |||||
Мазут |
- Выпишите из учебника определения понятий
Крекинг – это
Пиролиз – это
Полимеризация – это
Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины
- Ознакомьтесь с образцами коллекции.
- Тонкую полоску резины и каучука растяните и измерьте длину. Обратите внимание, полностью ли возвращаются эти полоски в прежнее положение. Сделайте вывод, у какого материала выше эластичность.
- В кипящую воду поместите на 5 минут полоску резины и каучука. Вытяните полоски тигельными щипцами и растяните их. Какой материал является более термопластичным.
- Кусочки резины и каучука опустите в пробирки с маслом и бензином. Где происходит растворение?
- Результаты оформите в таблице 3.
Таблица 3. Свойства каучука и резины
Свойства | Каучук | Резина |
| ||
| ||
| ||
|
- Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7
Дата Оценка
ТЕМА. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, гидроксид натрия (р-р 10%), стакан, вода, сульфат меди (II) (2% р-р), глицерин, гранулы цинка, фенолфталеин (р-р), уксусная кислота (р-р).
Норма времени: 2 часа.
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- По ходу выполнения работы заполняйте таблицы и ответьте на вопросы.
Содержание лабораторной работы
- Свойства глицерина
Уравнения реакций | Внешний эффект | Выводы | |
Содержание опыта | К 1 мл воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и встряхните смесь. Добавьте еще глицерина. Перемешайте содержимое пробирки | ||
------------------ | Растворимость Гигроскопичность | ||
К 2 мл гидроксида натрия прилейте по каплям р-р сульфата меди (II). К полученному осадку прилейте по каплям глицерин (из предыдущего опыта). Встряхните смесь. | |||
Какое вещество выпало в осадок? |
- Свойства уксусной кислоты
Уравнения реакций | Внешний эффект | Выводы | |
Содержание опыта | К одной грануле цинка в пробирке прилейте 1 мл раствора уксусной кислоты | ||
К 2 мл гидроксида натрия прилейте по каплям р-р фенолфталеина до розового окрашивания. К полученному раствору прилейте по каплям раствор уксусной кислоты. | |||
Как называется данная реакция? |
- Ответьте на вопросы:
- К какому классу соединений относится глицерин?
- Запишите уравнение реакции этиленгликоля с гидроксидом меди (II)
- Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами неорганических кислот?
- Почему реакцию нейтрализации уксусной кислоты следует проводить в присутствии индикатора?
- Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
Дата Оценка
ТЕМА. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал.
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок, подсолнечное масло, бромная вода, р-р глюкозы, р-р сахарозы, гидроксид натрия (р-р 10%), сульфат меди (II) (2% р-р), крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода.
Норма времени: 2 часа.
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- По ходу выполнения работы заполняйте таблицу.
Содержание лабораторной работы
Уравнения реакций | Внешний эффект | Выводы | |
Содержание опыта | Доказательство непредельного характера жиров К 1 мл подсолнечного масла в пробирке прилейте немного бромной воды, встряхните смесь | ||
Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II) К 0,5 мл глюкозы прилейте 2 мл гидроксида натрия. Добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Наблюдайте окраску раствора. Нагрейте полученный раствор | |||
Какое вещество выпало в осадок? Какая функциональная группа обнаружена? | |||
Взаимодействие раствора сахарозы с гидроксидом меди (II) К 0,5 мл сахарозы прилейте 2 мл гидроксида натрия. Добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Наблюдайте окраску раствора. Нагрейте полученный раствор | |||
Какая функциональная группа обнаружена? | |||
Взаимодействие крахмала с йодом К 1 мл крахмального клейстера в пробирке добавьте 2 капли спиртового раствора йода. Наблюдайте окрашивание. Нагрейте смесь. Наблюдайте исчезновение окраски. | |||
(С6Н10О6)n + nI2 = [(С6Н10О6)n] * nI2 |
- Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9
Дата Оценка
ТЕМА. Растворение белков в воде. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Качественные реакции на белок.
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан, вода, белок куриного яйца, спирт этиловый, азотная кислота, раствор ацетата свинца, сульфата меди (II).
Норма времени: 2 часа.
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- По ходу выполнения работы заполняйте таблицу и ответьте на вопросы.
Содержание лабораторной работы
- Осуществите опыты
Исходные реактивы | Внешний эффект | Выводы | |
Содержание опыта | Растворение белков в воде | ||
Куриный белок + вода | Растворимость | ||
Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом | |||
Куриный белок +спирт | |||
Денатурация раствора куриного белка при нагревании | |||
Куриный белок + нагревание | Обратим ли этот процесс? | ||
Денатурация раствора куриного белка растворами солей тяжелых металлов | |||
Куриный белок + Ацетат свинца | |||
Куриный белок + Сульфат меди | |||
Цветные реакции белка | |||
Куриный белок + Гидроксид меди | Наличие каких групп атомов доказывает данная качественная реакция? | ||
Куриный белок + Азотная кислота | Наличие каких групп атомов доказывает данная качественная реакция? |
- Ответьте на вопросы:
- Объясните, почему для белков нельзя записать сокращенную графическую формулу, как, например, для полиэтилена?
- Охарактеризуйте строение белковых молекул
- Объясните, почему при неаккуратном обращении с азотной кислотой на руках появляются желтые пятна?
- Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10
Дата Оценка
ТЕМА. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, тигельные щипцы, лабораторный штатив, лакмусовая бумажка красная и синяя, раствор гидроксида натрия, азотная кислота концентрированная, ацетон, вода.
Норма времени: 2 часа.
Ход занятия
- Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
- Ознакомьтесь с содержанием лабораторной работы.
- Выполняйте работу с учетом указаний преподавателя.
- По ходу выполнения работы заполняйте таблицы.
Содержание лабораторной работы
- Экспериментальным путем распознайте вещества в пробирках (уксусная кислота, глицерин, белок, этиловый спирт, формалин), используя данные из приложения №4.
№ пробирки | Реактив | Внешний эффект | Вещество | Формула |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
- По коллекции «Пластмассы» ознакомьтесь с образцами пластмасс и их применением.
- Исследуйте действие растворителей (ацетона/бензола) на выданные образцы пластмасс.
- Определите характер горения выданных образцов.
- Используя приведенные в приложении №3 данные, определите образцы пластмасс.
- По коллекции «Волокна» ознакомьтесь с образцами природных и искусственных волокон.
- Исследуйте действие растворителя (ацетона) на выданные образцы волокон.
- Исследуйте действие щелочи (10% р-р) на выданные образцы волокон.
- Определите характер горения выданных образцов.
- Используя приведенные в приложении №2 данные, определите образцы волокон.
- Оформите отчет о работе, оформив таблицу.
Номер образца | Внешние признаки | Характер горения (скорость, запах, остаток) | Действие растворителя | Пластмассы /Волокно | Формула | |
Ацетон | Бензол | |||||
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. |
- Вывод:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Приложение №2 таблица «Распознавание волокон».
Волокно | Формула | Сжига-ние | Реакции на продукты разложения | + HNO3 | + NaOH | + Ацетон |
Хлопок | (С6Н10О5)n | Горит быстро с запахом жжёной бумаги. Остаётся чёрный пепел |
Окрашивает Лакмусовую бумажку в красный цвет | Растворяется, образуя бесцветный раст-вор | Набухает, но не раство-ряется | Не раство-ряется |
Шерсть | - | Горит медленно с запахом жжёных волос, образуя шарик чёрного цвета, который растирается в порошок | Окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет | Набу-хает и окрашивается в жёлтый цвет | Раство-ряется | Не раство-ряется |
Вискоз-ное | (C6H10O5)n | Горит быстро с запахом жжёной бумаги. Остаются следы золы | Окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет | Раство-ряется, образуя бесцвет-ный раствор | Сильно набухает и раство-ряется | Не раство-ряется |
Ацетат-ное | [ (C6H7O2)- (OCOCH3)3]n | Горит быстро, образуя шарик тёмно-бурого цвета. Вне пламени не горит | Окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет | Раство-ряется, образуя бесцвет-ный раствор | Образует-ся желтова-тый раствор | Раство-ряется |
Лавсан | O O [-C-C6H5C-O- -CH2-CH2-O-]n | Горит коптящим пламенем и образует твёрдый блестящий шарик тёмного цвета | На стенках пробирки образуется жёлтое кольцо | Не раство-ряется | Не раство-ряется | Не раство-ряется |
Капрон | H O
(-N-(CH2)5 C-)n | Плавится, образуя твёрдый блестящий шарик тёмного цвета. Чувствуется неприятный запах | Окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет | Раство-ряется, образуя бесцвет-ный раствор | Не раство-ряется | Не раство-ряется |
Приложение №3 таблица «Распознавание пластмасс».
Пластмасса | Формула | Внешние признаки | Отношение к нагрева-нию, горению | Реакции на продукты разложения | + Ацетон | + Бензол |
Полиэтилен | (-CH2-CH2-)n | Сходен с парафи-ном. Относительно мягкий и эластич-ный материал. Тонкие плёнки прозрач-ные. Цвет различ-ный | При нагревании размягчается - можно вытянуть нити. Горит синим пламенем, плавится и образует капли | Не обесцвечи-вает растворы KMnO4 и Br2 | Не раство-ряется | Не раство-ряется |
Поливинил-хлорид | (-CH2-CH-)n | Cl | Относительно мягкий материал. При понижен-ной темпера-туре становит-ся твёрдым и хрупким. Цвет различ-ный | При нагревании размягча-ется. Горит небольшим пламенем, образуя чёрный хрупкий шарик. Вне пламени гаснет. При горении чувствует-ся резкий запах | Выделяю-щийся хлороводо-род окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет, с раствором AgNO3 образует осадок белого цвета | Не раство-ряется | Не раство-ряется |
Полистирол | (-CH2-CH-)n | C6H5 | Твёрдый, хрупкий, почти прозрач-ный или непроз-рачный материал. Может быть разного цвета | При нагревании размягча-ется, Легко вытягива-ется в нити | Обесцвечи-вает растворы KMO4 и Br2 | Набу-хает | Раство-ряется |
Фенолформальдегидные (феноплас-ты) |
С - ОН / \ \ - С С-СН2- | | | НС СН \ / / СН n
| Твёрдые, хрупкие материа-лы тёмного цвета с блестя-щей повер-хностью | При сильном нагревании разлагают-ся. Горят, расспрос-траняя резкий запах фенола,вне пламени постепенно гаснут | - | Не раство-ряются | Не раство-ряются |
Приложение №4 таблица «Качественные реакции органических соединений»
Соединение, функциональная группа | Реагент | Что наблюдается, |
Алкены | Водный раствор KMnO4 | Наблюдают исчезновение фиолетовой окраски KMnO4 и образование хлопьевидного осадка диоксида марганца бурого цвета |
бромная вода | Исчезает желто-коричневая окраска раствора брома | |
Алкины | Раствор Br2 (бромная вода) | Исчезает желто-коричневая окраска раствора брома |
Фенол | Бромная вода | Исчезновение желто-коричневой окраски бромной воды с одновременным выпадением белого осадка трибромфенола: |
Разбавленный водный раствор соли железа (III), FeCl3 | Светло-желтая окраска разбавленного раствора соли трехвалентного железа сменяется на фиолетовую | |
Анилин | Бромная вода | Исчезновение желто-коричневой окраски бромной воды с одновременным выпадением белого осадка триброманилина |
Одноатомные спирты | Na Раствор NaOH пламя | Выделение пузырьков водорода Не реагирует Горят светлым, голубоватым пламенем |
Многоатомные спирты | Свежеосажденный Cu(OH)2 (II) | Растворение голубого осадка Cu(OH)2 с образование ярко-синего раствора комплексного соединения меди. |
Альдегиды, —CHO | Аммиачный раствор оксида серебра [Ag(NH3)2]OH | Так называемая реакция серебряного зеркала. В результате восстановления Ag+1 в металлическое серебро Ag0 на стенках сосуда образуется зеркало. |
Свежеосажденный Cu(OH)2 | Образование оранжево-красного осадка Cu2O при нагревании | |
Карбоновые кислоты, -COOH | Лакмус | Окрашивание лакмуса в красный цвет |
Карбонаты, например, K2CO3 | Выделение углекислого газа в результате разложения образующейся нестойкой угольной кислоты H2CO3 | |
Глюкоза, -CHO -C(OH)-C(OH)- | Свежеосажденный Cu(OH)2 | Если раствор глюкозы прибавить к свежеосажденному гидроксиду меди без нагревания наблюдается растворение осада гидроксида меди и образование синего раствора. В этом случае глюкоза реагирует как многоатомный спирт — с образованием растворимых комплексов меди. |
Крахмал | Йод, I2 | Появление синей окраски |
Белок | концентрированная азотная кислота НNО3(конц.) | Ксантопротеиновая реакция Появление ярко-желтого окрашивания по причине нитрования бензольных колец молекул белка |
Свежеосажденный Cu(OH)2 | Появляется сине-фиолетовое окрашивание раствора в следствие образование комплексов меди (II) с белком |
СОДЕРЖАНИЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
№1. ТЕМА. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного (подсолнечного) масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем……………………... №2. ТЕМА. Приготовление раствора заданной концентрации……….. №3. ТЕМА. Исследование химических свойств кислот, оснований и солей……………………………………………………………………….. №4. ТЕМА. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора… №5. ТЕМА. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Неметаллы»…………... №6. ТЕМА. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины………………………………………………………… №7. ТЕМА. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот………………………………………... №8. ТЕМА. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал……………………………………….. №9. ТЕМА. Растворение белков в воде. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Качественные реакции на белок…………………………... №10. ТЕМА. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон……… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. | 3 4 6 9 11 13 15 16 18 19 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь для лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов
Тетрадь для лабораторных работ (на печатной основе) содержит фронтальные и домашние лабораторные работы по курсу 7 класса. К каждой работе прилагаются подготовительные и контрольные вопросы, подробный...
Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"
В рабочую тетрадь вошли 18 работ, предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....
Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Естествознание
Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Естествознание». Пособие предназначено для студентов первого курс...
Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Электротехника
Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Электротехника».Пособие предназначено для студентов второго ...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторных работ по дисциплине « ХИМИЯ» 1 курс
Изложен ход лабораторных работ по химии, дается вводный инструктаж, методические рекомендации для выполнения работ, справочная литература, вопросы к зачету, индивидуальные задания....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Химия»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Химия» является методическим пособием для студентов и преподавателей по выполнению лабораторных и практических работ по данной дисциплине.В процессе выполнен...