РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторных работ по дисциплине « ХИМИЯ» 1 курс
учебно-методический материал по химии по теме
Изложен ход лабораторных работ по химии, дается вводный инструктаж, методические рекомендации для выполнения работ, справочная литература, вопросы к зачету, индивидуальные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторных работ по дисциплине « ХИМИЯ» | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБОУ СПО «ЖЕРДЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ САХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для лабораторных работ по дисциплине « ХИМИЯ»
Ф.И.О. студента
Группа Специальность
____________________________________________________________________
Вариант
Учебный год_____________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 3
Вводный инструктаж………………………………………………………….4
Лабораторные работы:
1. Получение и свойства дисперсных систем………………………… 5
2. Получение и свойства кислот, оснований, солей…..……………….7
3. Химические реакции и зависимость их скорости от различных
факторов……………………………………………………………….11
4. Получение и свойства непредельных углеводородов ……………..15
5. Химические свойства жиров и углеводов ……………………….... 17
6. Химические свойства белков………………………………………...20
Литература…………………………………………………………………….22
Введение
Химия – одна из важнейших естественных наук, теоретические исследования и практические результаты которой проникли во все сферы деятельности человека. Окружающий нас мир, да и мы сами построены в основном из химических веществ. Чтобы ответить на вопрос, что же такое химия, бесполезно искать подходящее определение, так как с течением времени содержание понятия «химия» изменяется.
Химия всегда нужна была человечеству преимущественно для того, чтобы получать из природных веществ по возможности все необходимые материалы – металлы и керамику, известь и цемент, стекло и бетон, красители и фармацевтические препараты, взрывчатые вещества и искусственные горючие материалы, каучук и пластмассы, химические волокна и материалы с заданными электрофизическими свойствами. Поэтому все химические знания объединяет одна-единственная непреходящая и главная задача химии – задача получения веществ с необходимыми свойствами.
Получение новых современных материалов невозможно без проведения экспериментов по изучению свойств органических и неорганических веществ.
Раздел органической химии изучает углеводороды и их производные. Можно сказать, что органическая химия изучает соединения только одного элемента – углерода. Первая причина этого заключения в том, что только один элемент – углерод – способен образовывать такое огромное многообразие соединений в природе. Вторая причина состоит в сложности и своеобразии органических соединений. Третья причина состоит в том, что очень многие из органических веществ играют исключительно важную роль в нашей жизни.
Вводный инструктаж
Данная рабочая тетрадь разработана для студентов первого курса специальностям: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства;
19.02.04 Технология сахаристых продуктов;
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (по отраслям)
Без выполнения лабораторных работ невозможно полное изучение свойств неорганических и органических соединений.
Для усвоения материала по дисциплине необходимо внимательное изучение студентами общетеоретических вопросов, к которым относятся проблемы строения вещества и электронные эффекты. Задача лабораторных работ – отработка умений выполнения химических реакций, составления уравнений данных химических реакций, умений делать выводы по результатам химических реакций.
Прежде чем приступить к выполнению работы студенты должны изучить теорию по темам. Всего в рабочей тетради шесть лабораторных работ: три по общей и неорганической химии и три – по органической.
Оценка складывается из ответа на контрольные вопросы, оценки за выполненную работу и оценки беседы с преподавателем в процессе работы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Тема: Строение вещества.
Наименование работы: ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ.
Цель работы: Формирование умений по получению дисперсных систем и изучению их свойств.
Приобретаемые навыки и умения: Студенты смогут получать дисперсные системы, определять тип, объяснять свойства.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: Штативы с пробирками, спиртовка, промывалка с дистиллированной водой, микроскоп, предметное стекло, химические стаканы, фарфоровая ступка с пестиком, кусочек мела, растворы Na2CO3 , CaCl2, масло растительное, раствор щелочи, метиленовый синий, мыло, коллоидный раствор гидроксида железа.
Правила безопасности: Склянки с реактивами должны иметь этикетки. Посуду использовать по назначению. Правильно нагревать пробирки над спиртовками
ЛИТЕРАТУРА: Ерохин Ю.М. ХИМИЯ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
Лукьянов А.Б. Физическая и коллоидная химия. – М.: Химия
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по допуску к лабораторной работе:
1. Определение дисперсных систем.
2. Классификация дисперсных систем.
3. Характеристика коллоидных систем.
Методические рекомендации
Работа выполняются малыми группами по 2 – 4 человека. Выполнять опыты необходимо в соответствии с инструкцией. Добавлять реактивы необходимо в той последовательности и в том количестве, как указано в инструкции. Необходимо выполнять все указания при выполнении опытов. Сразу после выполнения необходимо записать наблюдения и уравнение реакции.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Получение суспензий.
1.1. В первый химический стакан положить кусочек мела, во второй – тонко раздробленный в ступке мел. Добавить в стаканы по 50 мл воды. Смесь в стаканах перемешать. Наблюдения:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. В пробирку прилить 1 мл раствора Na2CO3 и 1 мл раствора CaCl2. Сравнить с предыдущими пробирками. Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнения реакции: ____________________________________________________________________________________
2. Получение эмульсий.
В пробирку налить примерно 10 мл воды. Добавить 5 мл масла, закрыть пробкой и интенсивно перемешать.
Наблюдения: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
В эту же пробирку добавить 1 мл раствора щелочи, закрыть пробкой и интенсивно перемешать. Наблюдения: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В полученную эмульсию добавить краситель метиленовый синий. Стеклянной палочкой нанести небольшое количество эмульсии на предметное стекло и рассмотреть под микроскопом. Наблюдения: ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Рисунок:
3. Получение пены.
В первую пробирку налить 5 мл воды, во вторую - 5 мл воды и положить небольшой кусочек мыла. Обе пробирки интенсивно встряхнуть.
Наблюдения:________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Коллоидные системы и их коагуляция.
Рассмотреть коллоидную систему гидроксида железа (III). Сделать вывод о прозрачности системы _____________________________________________________________________ Направить боковой луч света. Запишите наблюдения _____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Налить в пробирку 5 мл коллоидного раствора и прокипятить его.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Вопросы для защиты лабораторной работы
1. Характеристика суспензий, эмульсий, пен.
2. Свойства и разрушение коллоидных систем.
Дата Оценка Подпись
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Тема: Классификация неорганических соединений.
Наименование работы: ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА КИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ, СОЛЕЙ.
Цель работы: Формирование умений по получению кислот, оснований, солей в лабораторных условиях и проведению реакций, характеризующих их свойства.
Приобретаемые навыки и умения: Студенты смогут получать кислоты, основания, соли и проводить реакции, характеризующие их свойства.
Норма времени: 4 часа.
Оснащение рабочего места: Штативы с пробирками, спиртовка, промывалка с дистиллированной водой, химические стаканы, растворы Na2CO3 , CaCl2, CuSO4, NaOH, MgSO4 HCl, H2SO4,Na2SO4, BaCl2, FeCl3, AlCl3 или Al2(SO4)3, насыщенный раствор Ca(OH)2, Na металлический, CaO, CaCO3, CuО, Zn.
Правила безопасности: Склянки с реактивами должны иметь этикетки. Посуду использовать по назначению. Правильно нагревать пробирки над спиртовками. Очень осторожно работать со щелочными металлами, брать только фарфоровыми шпателями.
ЛИТЕРАТУРА: Ерохин Ю.М. ХИМИЯ - М.: Издательский центр «Академия», 2005.– 384 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по допуску к лабораторной работе:
1. Какие соединения называют оксидами, кислотами, основаниями, солями.
2. Способы получения оксидов, гидроксидов, кислот, солей.
3. Структурные формулы кислот, оснований солей.
4. Номенклатура оксидов, кислот, оснований, солей.
Методические рекомендации
Работа выполняются малыми группами по 2 – 4 человека. Выполнять опыты необходимо в соответствии с инструкцией. Добавлять реактивы необходимо в той последовательности и в том количестве, как указано в инструкции. Необходимо выполнять все указания при выполнении опытов. Сразу после выполнения необходимо записать наблюдения и уравнение реакции.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Получение и свойства гидроксидов.
Опыт 1. Получение оксидов разложением гидроксидов.
В пробирку налить 1-2 мл раствора сульфата меди и добавить такой же объём щелочи.
Наблюдения:________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Нагреть содержимое пробирки. Наблюдения:___________________________________________
____________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Опыт 2. Получение растворимых гидроксидов взаимодействием металла с водой.
В фарфоровую чашку или стакан налить до половины объема дистиллированной воды. Извлечь пинцетом из банки кусочек металлического натрия, очистить его фильтровальной бумагой от керосина и поместить в чашку с водой. Наблюдения:_______________________________________
____________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
К полученному раствору добавить несколько капель фенолфталеина. Как изменяется окраска фенолфталеина? _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Опыт 3. Взаимодействие оксида металла с водой.
В пробирку внести немного (на кончике шпателя) оксида кальция, добавить воды, перемешать. К полученному раствору добавить несколько капель фенолфталеина или лакмуса.
Наблюдения:________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Опыт 4. Получение гидроксидов при взаимодействии соли со щелочью.
В две пробирки налить по 1-2 мл растворов солей: в первую – сульфат меди (II), во вторую – сульфат магния. Добавить в каждую пробирку по 1-2 мл раствора щелочи.
Наблюдения:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Написать уравнения реакций:
Опыт 5. Взаимодействие гидроксидов с кислотными оксидами.
В пробирку налить 2-3 мл раствора гидроксида кальция и пропускать углекислый газ. Для чего поместить во вторую пробирку кусочек мела и добавить раствор соляной кислоты. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Наблюдения:__________________________________
___________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Опыт 6. Свойства амфотерных гидроксидов.
В пробирку налить 1-2мл. раствора сульфата алюминия и добавлять по каплям раствор щёлочи до образования осадка.
Наблюдения:________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Полученный осадок поместить в две пробирки. В одну пробирку влить немного раствора гидроксида натрия, а в другую – соляной кислоты. Наблюдения:____________________________
Уравнения реакций:
Химические свойства кислот
Опыт 7. Взаимодействие кислот с металлами.
В пробирку поместить кусочек цинка и прилить 1-2 мл разбавленной серной кислоты. Наблюдения:________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Опыт 8. Взаимодействие кислот с основными оксидами.
В пробирку внести немного оксида меди (II), добавить 1-2 мл раствора серной кислоты и нагреть до полного растворения. В какой цвет окрашивается раствор?
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Химические свойства солей.
Опыт 9. Взаимодействие соли с металлом.
В пробирку налить 2-3 мл раствора сульфата меди, внести кусочек цинка и нагреть раствор до кипения. Наблюдения:________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________ Уравнение реакции:
Опыт 10. Взаимодействие растворов солей.
В пробирку налить 1-2 мл раствора хлорида бария и прилить такой же объем раствора сульфата натрия. Наблюдения:__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенно-ионном виде:
Опыт 11. Взаимодействие соли с кислотой.
В пробирку налить 1-2 мл разбавленной соляной кислоты и добавить кусочек мела. Пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой. Трубку погрузить в пробирку, заполненную известковой водой. Наблюдения: _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
В пробирку с образовавшимся осадком продолжаем пропускать углекислый газ.
Наблюдения: ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Опыт 12. Взаимодействие соли с гидроксидом.
В пробирку налить 1-2 мл раствора хлорида железа (III), добавить раствор гидроксида натрия. Наблюдения:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Вопросы для защиты лабораторной работы
1. Уравнения реакций характеризующих свойства оксидов.
2. Уравнения реакций характеризующих свойства оснований.
3. Уравнения реакций характеризующих свойства кислот.
4. Уравнения реакций характеризующих свойства солей.
Дата Оценка Подпись
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Тема: Химические реакции.
Наименование работы: ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ЗАВИСИМОСТЬ ИХ СКОРОСТИ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ.
Цель работы: Формирование умений по анализу зависимости скорости реакций от концентрации реагирующих веществ, от температуры, от наличия катализаторов.
Приобретаемые навыки и умения: Студенты смогут определять зависимость скорости реакции от различных факторов.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: Штативы с пробирками, спиртовка, промывалка с дистиллированной водой, химические стаканы, электрическая плита, цилиндры на 5 мл, термометр лабораторный, секундомер; растворы H2SO4 - 0,5%, Na2S2O3 - 0,5%, KMnO4 – 0,05 н, H2C2O4 – 0,1 н, MnSO4 – 0,5%; FeCl3 – 0,0025 М; KCNS – 0,0025 М; Насыщенные растворы FeCl3, KCNS; кристаллический KCl.
Правила безопасности: Склянки с реактивами должны иметь этикетки. Посуду использовать по назначению. Правильно нагревать пробирки над спиртовками.
ЛИТЕРАТУРА: Ерохин Ю.М. ХИМИЯ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по допуску к лабораторной работе:
1. Определение скорости реакции
2. Закон действия масс.
3. Какие факторы влияют на скорость химической реакции.
Методические рекомендации
Работа выполняются малыми группами по 2 – 4 человека. Выполнять опыты необходимо в соответствии с инструкцией. Добавлять реактивы необходимо в той последовательности и в том количестве, как указано в инструкции. Необходимо выполнять все указания при выполнении опытов. Сразу после выполнения необходимо записать наблюдения и уравнение реакции.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Опыт 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ
В три пробирки отмерить по 3 мл 0,5%- ного раствора серной кислоты. В следующие три пробирки налить: в первую 3 мл 0,5% - ного раствора тиосульфата натрия, во вторую 2 мл раствора тиосульфата натрия и 1 мл воды, в третью 1 мл раствора тиосульфата натрия и 2 мл воды. В каждую пробирку влить по 3 мл раствора серной кислоты, быстро перемешать и отметить время появления мути. Относительную скорость реакции определить как величину, обратно пропорциональную найденному времени в секундах:
U =
Уравнение реакции:
Полученные данные заносим в таблицу:
Номер опыта |
Объем, мл
| Относительная концентрация С= | Время появления мути , с | Относительная скорость реакции U = | |
Na2S2O3 а | H2O в | ||||
Результаты опыта представить графически в координатах относительная концентрация – скорость.
С
U
Вывод: _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Опыт 2. Зависимость скорости реакции от температуры
В три пробирки отмерить по 1 мл тиосульфата натрия, в три другие пробирки – по 1 мл раствора серной кислоты. Пробирку с тиосульфатом и пробирку с кислотой термостатировать в стакане с водой в течение 5 – 7 мин при комнатной температуре, затем слить содержимое пробирок и заметить время появления мути. Следующую пару пробирок термостатировать при температуре на 100С выше, чем первую, слить содержимое и отметить время появления мути. Аналогичный опыт проделать с третьей парой пробирок, повысив температуру еще на 100С. Определяем скорость по формуле:
U =
Полученные данные оформить в виде таблицы:
Номер опыта | Температура, °C | Время появления мути , с | Относительная скорость реакции U = |
Результаты опыта представить графически в координатах температура – относительная скорость.
t°C
U
Вывод _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Опыт 3. Влияние на скорость химической реакции катализатора.
В две пробирки отмерить по 1 мл 0,05 н раствора KMnO4.В две другие пробирки поместить по 1 мл 2 н раствора Н2SO4, по 1 мл 0,1 н раствора Н2С2О4, в одну из них добавить 0,2 мл раствора MnSO4 и одновременно добавить в обе пробирки раствор перманганата. Определить время обесцвечивания от момента добавления раствора KMnO4. В какой пробирке обесцвечивание происходит быстрее? Почему? _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 4. Смещение химического равновесия при изменении концентраций реагирующих веществ
В пробирку влить приблизительно 1 мл 0,0025 М раствора хлорида железа (III) и добавить такой же объем 0,0025 М раствора роданида калия. Как меняется окраска раствора?_______________________________________________________________________
Составить уравнение происходящей обратимой реакции:
_______________________________________________________________________________
Полученный раствор разлить поровну в четыре пробирки. Одну пробирку оставить в качестве контрольной. Во вторую пробирку добавить несколько капель насыщенного раствора хлорида железа (III), в третью – несколько капель насыщенного раствора роданида калия, в четвертую – несколько кристалликов хлорида калия. Сравнить окраску растворов в пробирках.
Как изменяется интенсивность окраски раствора при добавлении хлорида железа (III), роданида калия, хлорида калия? В каком направлении смещается равновесие исследуемой системы при этом? _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для защиты лабораторной работы
1. Какие реакции называют обратимыми?
2. Определение константы равновесия.
3. Смещение равновесия.
4. Можно ли добавлением катализатора сместить равновесие?
Дата Оценка Подпись
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Тема: Алкены. Алкины.
Наименование работы: ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА НЕПРЕДЕЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ.
Цель работы: Формирование умений по проведению реакций получения этена и этина в лабораторных условиях и реакций характеризующих их свойства
Приобретаемые навыки и умения: Студенты смогут выполнять реакции получения этена и этина, реакции окисления алкенов и алкинов и качественные реакции на алкины.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: Штативы с пробирками, спиртовка, промывалка с дистиллированной водой, прибор для получения газа, газоотводные трубки, песок. Реактивы: H2 SO4(ρ=1,84 г/мл), KMnO4( 0,1 н раствор), NH4 ОН (конц.), СаС2(кусочки), раствор AgNO3, этанол (96%).
Правила безопасности: Склянки с реактивами должны иметь этикетки. Посуду использовать по назначению. Правильно нагревать пробирки над спиртовками. С концентрированными растворами кислот и аммиака необходимо работать в вытяжном шкафу. Ацетилен получают в вытяжном шкафу.
ЛИТЕРАТУРА: Ерохин Ю.М. ХИМИЯ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по допуску к лабораторной работе:
1. Строение алкенов и алкинов.
2. Способы получения алкенов
3. Способы получения алкинов.
Методические рекомендации
Работа выполняются малыми группами по 2 – 4 человека. Выполнять опыты необходимо в соответствии с инструкцией. Добавлять реактивы необходимо в той последовательности и в том количестве, как указано в инструкции. Необходимо выполнять все указания при выполнении опытов. Сразу после выполнения необходимо записать наблюдения и уравнение реакции.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Получение и свойства этена (этилена).
1. 1 Получение этена (этилена).
В сухую пробирку помещают несколько крупинок песка, 0,5 мл этанола и 2 мл концентрированной серной кислоты. Закрывают пробирку пробкой с газоотводной трубкой и осторожно нагревают смесь на пламени спиртовки. Газ, выделяющийся на конце трубки, поджигают – он горит светящимся пламенем.
Наблюдения:________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
Уравнения реакций:___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2 Окисление этена.
Не прекращая нагревания пробирки со смесью спирта и серной кислоты, конец газоотводной трубки погружают в пробирку, в которую наливают воду и 1 каплю KMnO4 (цвет розовый). Пропускают газ через раствор.
Рисунок:
Наблюдения:________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Уравнения реакций:
2. Получение и свойства этина (ацетилена).
2.1 Получение этина (ацетилена).
В пробирку помещают кусочек карбида кальция CaC2. Добавляют 0,5 мл. воды и закрывают пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
Наблюдения:________________________________________________________________________
Уравнения реакций:
Ацетилен поджигают у конца газоотводной трубки. Он горит светящимся, коптящим пламенем.
Уравнения реакций:
2.2.Окисление ацетилена.
Выделяющийся в опыте 2.1. ацетилен пропускают через розовый раствор KMnO4. Сначала образуется щавелевая кислота, а затем при дальнейшем окислении углекислый газ и вода.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнения реакций:
2.3. Образование ацетиленида серебра.
В пробирку вносят 2 капли раствора AgNO3 , добавляют 1 каплю раствора NH3 , образуется осадок.
Уравнение реакции:
Добавляем ещё 2-3 капли раствора NH3, осадок растворяется.
Уравнение реакции:
Через полученный раствор пропустите ацетилен, который получают так, как описано в опыте 2.1.
Наблюдения:________________________________________________________________________
Уравнения реакций:
Вопросы для защиты лабораторной работы
1. Дайте определение алкенов.
2. Дайте определение алкинов.
3. Реакции присоединения алкинов.
4. Реакции окисления и замещения.
Дата Оценка Подпись
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Тема: Липиды. Углеводы.
Наименование работы: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ И УГЛЕВОДОВ.
Цель работы: Формирование умений по определению растворимости, по проведению окисления и омыление жиров. Формирование умений по выполнению реакции, характеризующих свойства моно-, ди-, и полисахаридов.
Приобретаемые навыки и умения: После выполнения работы студенты смогут проводить окисление растительных масел, омыление жиров. После выполнения работы студенты смогут окислять глюкозу, мальтозу реактивом Фелинга, проводить кислотный гидролиз сахарозы и крахмала, проводить качественную реакцию глюкозы.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: штатив с пробирками, спиртовка, водяная баня, фарфоровая чашка, масло подсолнечное, говяжий жир, спирт этиловый, 2Н раствор Na2CO3, O, I H раствор NaOH, 15% спиртовой раствор NaOH, 1% раствор глюкозы, лактозы, сахарозы, раствор CuSO4, NaOH, реактив Феллинга, 2H раствор HCl, крахмальный клейстер, раствор I2, 2H раствор H2SO4.
Правила безопасности: Общие - при работе в лаборатории.
Литература: 1. Ерохин Ю.М. ХИМИЯ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по допуску к лабораторной работе:
1.Состав и строение простых липидов.
2.Состав жидких и твердых жиров.
3. Номенклатура жиров.
4. Строение глюкозы.
5. Строение сахарозы
4. Строение крахмала.
Методические рекомендации
Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо повторить темы «Липиды», «Углеводы». Работа выполняется малыми группами по 2 – 4 человека. Все опыты выполняются в соответствии с инструкцией. Необходимо выполнять все указания при выполнении опытов. Сразу после выполнения необходимо записать наблюдения и уравнения реакций.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
ОПЫТ 1. Растворимость подсолнечного масла в этиловом спирте.
В пробирку помещают 2 капли подсолнечного масла, добавляют 4 капли этилового спирта и встряхивают содержимое пробирки.
Наблюдения:________________________________________________________________________
Добавляют еще 4 капли этилового спирта и снова встряхивают смесь.
Наблюдения:________________________________________________________________________
Нагревают смесь до кипения и встряхивают. Наблюдения:________________________________________________________________________
Дают ей отстоятся до образования капли масла, затем сливают мутную жидкость(спиртового раствора масла) в другую пробирку, чтобы капля масла осталась в первой пробирке. Нагревают мутную жидкость во второй пробирке.
Наблюдения:________________________________________________________________________
Следовательно, при повышении температуры растворимость подсолнечного масла в спирте несколько увеличивается.
Прибавляют во вторую пробирку 1 каплю воды.
Наблюдение:________________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОПЫТ 2. Окисление растительных масел.
В пробирку помещают 3-4 капли растительного масла, 2 капли раствора Na2CO3 и 2 капли раствора KMпO4. Встряхивают содержимое пробирки.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОПЫТ 3. Доказательство наличия гидроксильных групп в глюкозе.
В пробирку помещают 2-3 капли раствора глюкозы и 10 капель раствора NaOH, добавляют 2 капли CuSO4. Встряхивают содержимое пробирки.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Пробирку с содержимым нагревают. Наблюдения:_______________________________________
____________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
Вывод:______________________________________________________________________________
ОПЫТ 4. Доказательство наличия групп –OH в сахарозе.
В пробирку помещают 3-4 капли раствора, 8-10 капель щелочи и 5-6 капель воды, добавляют 2-3 капли раствора сульфата меди CuSO4.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержимое пробирки оставляют для следующего опыта.
ОПЫТ 5. Отсутствие восстанавливающей способности у сахарозы.
Раствор сахарата меди из опыта 3 осторожно нагревают до кипения, держа пробирку так, чтобы нагрелась только верхняя часть раствора.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОПЫТ 6. Реакция крахмала с йодом.
В пробирку помещают 3-4 капли крахмального клейстера и 1 каплю раствора йода.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Полученную жидкость нагревают до кипения.
Наблюдения:________________________________________________________________________
Жидкость охлаждают.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для защиты лабораторной работы
1. Доказательство наличия групп –ОН для моно- и дисахаридов.
2. Гидролиз сахарозы. Значение реакции в производстве сахара.
4. Свойства сахарозы.
5. Реакция крахмала с йодом.
6.Реакция омыления жиров. Значение реакции
7.Реакция окисления. Роль реакции.
Дата Оценка Подпись
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Тема: Белки.
Наименование работы: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БЕЛКОВ
Цель работы: Совершенствование умений в обращении с лабораторным оборудованием; формирование умений по выполнению реакций, характеризующих свойства белков.
Приобретаемые навыки и умения: После выполнения работы студенты смогут проводить цветные реакции белков, высаливание белков.
Норма времени: 90 мин (2 часа)
Оснащение рабочего места: белок куриного яйца, белая шерсть, HNO3 (конц), растворы CuSO4, NaOH, (CH3COО)Pb, Aq(NO3)2
Правила безопасности: Общие - при работе в лаборатории. Необходимо правильно нагревать
пробирки над спиртовками. Содержимое пробирок с солями свинца и ртути сливать в специальные склянки.
Литература: Ерохин Ю.М. ХИМИЯ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по допуску к лабораторной работе:
1.Строение белковой молекулы.
2.Структура белка.
3.Физические и химические свойства белков.
4.Изоэлектрическая точка белков.
Методические рекомендации
Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо повторить тему «Белки». Работа выполняется малыми группами по 2 – 4 человека. Все опыты выполняются в соответствии с инструкцией. Необходимо выполнять все указания при выполнении опытов. Сразу после выполнения необходимо записать наблюдения и уравнения реакций.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
ЦВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ БЕЛКОВ
1. Биуретовая реакция.
В пробирку помещают 2 капли исследуемого раствора белка, 1 каплю раствора щелочи и 1 каплю раствора сернокислой меди.
Наблюдения:________________________________________________________________________
Биуретовая реакция связана с наличием в белках пептидных группировок
–СО – NН-, которые и обусловливают появление окраски при взаимодействии с солями меди.
2. Ксантопротеиновая реакция.
В пробирку вводят 3 капли водного раствора белка и 1 каплю азотной кислоты.
Наблюдения:_________________________________________________________________________
Реакционную смесь нагреть.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смесь охлаждают и добавляют 1-2 капли гидроксида натрия.
Наблюдения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Ксантопротеиновая реакция обусловлена наличием в белках ароматических аминокислот.
Желтое окрашивание появляется как результат нитрования ароматических ядер. Появление оранжевой окраски определяется образованием более интенсивно окрашенных анионов.
3.Реакция на серу.
В пробирку вводят комочек белой шерстяной пряжи, 2 капли раствора едкого натра, 1 каплю раствора уксуснокислого свинца и нагревают содержимое пробирки в пламени горелки. Появляется коричнево-черный осадок сульфида свинца.
Эта реакция на содержание серы в белках. Её дают белки, содержащие цистин, цистеин и метионин.
Наблюдения:_________________________________________________________________________
4. Температурная денатурация белков
В пробирку наливают 4 капли раствора белка и нагревают в пламени горелки до кипения.
Наблюдения:_________________________________________________________________________
Содержимое пробирки слегка охлаждают, добавляют 1 каплю раствора сульфата аммония и нагревают до начала кипения.
Наблюдения:_________________________________________________________________________
Свертывание белков при нагревании характерно для большинства из них. Добавление нейтральных солей (сульфат аммония, хлорид натрий) облегчает и ускоряет свертывание белков при нагревании. Свертывание белков – процесс необратимого осаждения, так как белковые молекулы при этом меняют свою структуру.
Вопросы для защиты лабораторной работы
1. Цветные реакции белков.
2. Температурная денатурация белков.
3. Осаждение белков из растворов.
Дата Оценка Подпись
ЛИТЕРАТУРА
1. Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.
2. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян,
И.Г. Остроумов. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"
В рабочую тетрадь вошли 18 работ, предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....
Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Естествознание
Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Естествознание». Пособие предназначено для студентов первого курс...
Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Электротехника
Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Электротехника».Пособие предназначено для студентов второго ...
Методические указания к лабораторным работам (учебная дисциплина химия)
Методические указания к лабораторным работам (учебная дисциплина химия)...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Руководство по проведению лабораторных работ по дисциплине «Химия»
В данной рабочей тетраде изложен ход лабораторных работ по физической и коллоидной химии, дается вводный инструктаж, методические рекомендации для выполнения работ, справочная литература, вопрос...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Химия»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Химия» является методическим пособием для студентов и преподавателей по выполнению лабораторных и практических работ по данной дисциплине.В процессе выполнен...
«Разработка рабочей тетради по лабораторным работам» (1 курс, физика)
laquo;Разработка рабочей тетради по лабораторным работам»...