РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Химия»
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему
Рабочая тетрадь по дисциплине «Химия» является методическим пособием для студентов и преподавателей по выполнению лабораторных и практических работ по данной дисциплине.
В процессе выполнения лабораторных и практических работ студенты закрепляют теоретические знания, приобретают практические умения и навыки в обращении с лабораторной посудой и реактивами, соблюдении техники безопасности при выполнении опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad.docx | 161.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
по дисциплине: «Химия»
специальности: 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»,
35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения»,
21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»,
09.02.05«Прикладная информатика» (по отраслям),
35.02.05 Агрономия
Специальность
Группа №
Ф.И.О Студента __________________________________________________________________
ст. Брюховецкая
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «Брюховецкий аграрный колледж»
Введение
При выполнении лабораторных и практических работ студент должен опираться на теоретические знания, полученные во время занятий и на учебный материал, изложенный в учебниках “Химия”, а также на электронные ресурсы.
Задания и упражнения расположены в последовательности соответствующей программе, поэтому их удобно решать по мере изучения учебного теоретического материала. Выполняемые задания способствуют прочному усвоению учебного материала, активизируют учебный процесс и самостоятельную работу студентов.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К УРОКУ И ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: Студенты должны выполнять задания согласно методическим указаниям в инструкционно- технологических картах, соблюдая технику безопасности, используя реактивы в таких количествах, как указано в руководстве.
Ответы на вопросы к упражнениям необходимо выполнять в рабочей тетради.
Лабораторная работа № 1
Тема: Строение вещества. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
Наименование работы: Диссоциация электролитов в водных растворах.
Цель занятия: При помощи прибора по электропроводности, испытать растворы на их электропроводность.
Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с прибором для определения электропроводности.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: прибор для определения электропроводности, сухие вещества, сахар, соль NаCl, NaOH, HCl, вода дистиллированная, спирт, стаканы, индикаторы: синий, красный лакмус.
Особые правила по технике безопасности:
1. Химические реакции выполняют с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и пробирках, как это указано в соответствующем разделе руководства.
2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
3. Строго запрещается: а) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению; б) уносить с собой, что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов.
4. Проводить опыт только в чистой посуде.
5. Быть предельно осторожными при работе с прибором по определению электропроводности, не забывать отключать из сети прибор для промывки электродов.
Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.59-67.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Какой процесс называется диссоциацией?
2. Какие растворы относятся к электролитам? Примеры.
3. Какие электролиты относятся к сильным, а какие к слабым?
4. Как увеличить степень диссоциации слабого электролита?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы, записать наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт 1. Диссоциация электролитов в водных растворах. | ||
Опыт 2. Зависимость диссоциации электролита от концентрации раствора.
|
Контрольные вопросы при защите:
- Написать соответствующие уравнения электролитической диссоциации.
- Составить формулы веществ диссоциирующих ионов:
- Написать уравнения диссоциации следующих веществ:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 2
Тема: Строение вещества. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
Наименование работы: Реакции ионного обмена с образованием осадка.
Цель занятия: При помощи опытов закрепить теоретические знания по данной теме.
Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: индикаторы – фенолфталеин, метилоранж, лакмус синий, штатив, набор пробирок, CuSO4, NaOH, Na2CO3, HCl, BaCl2, H2SO4.
Особые правила по технике безопасности:
1. Химические реакции выполняют с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и пробирках, как это указано в соответствующем разделе руководства.
2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
3. Строго запрещается: а) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению; б) уносить с собой, что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов.
Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.59-80.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Какой процесс называется диссоциацией?
2. Какие растворы относятся к электролитам? Примеры.
3. Какие электролиты относятся к сильным, а какие к слабым?
4. Как увеличить степень диссоциации слабого электролита?
5. В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы, записать наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт 1. Реакции ионного обмена между растворами электролитов, идущие с образованием осадка.
|
Контрольные вопросы при защите.
- Какие из указанных веществ подвергаются диссоциации в водных растворах?
2. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ:
3. Напишите формулы веществ, если в растворе обнаружены следующие ионы.
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 3
Тема: Строение вещества. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
Наименование работы: Реакции ионного обмена с образованием газа и слабого электролита.
Цель занятия: При помощи опытов закрепить теоретические занятия по данной теме.
Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: индикаторы – фенолфталеин, метилоранж, лакмус синий, штатив, набор пробирок, CuSO4, NaOH, Na2CO3, HCl, BaCl2, H2SO4.
Особые правила по технике безопасности:
1. Химические реакции выполняют с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и пробирках, как это указано в соответствующем разделе руководства.
2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
3. Строго запрещается: а) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению; б) уносить с собой, что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов.
Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.59-67.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Какой процесс называется диссоциацией?
2. Какие растворы относятся к электролитам? Примеры.
3. Какие электролиты относятся к сильным, а какие к слабым?
4. Как увеличить степень диссоциации слабого электролита?
5. В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы, записать наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт 1. Реакции ионного обмена между растворами электролитов, идущие с образованием газа и слабого электролита.
|
Контрольные вопросы при защите:
- Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме между следующими веществами:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 4
Тема: Классификация неорганических соединений и их свойства.
Наименование работы: Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
Цель занятия: Лабораторным путем изучить среду растворов.
Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с химическими реактивами.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: штатив с набором пробирок, дистиллированная вода, раствор H2SO4, раствор NaOH, растворы солей: CuSO4, NaCl, Na2CO3, индикаторы: синий и красный лакмус, метилоранж и фенолфталеин.
Особые правила по технике безопасности:
1. Проводить опыты в чистой посуде.
2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
3. Строго запрещается: а) переходить на другое рабочее место без разрешения; б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи; в) оставлять пробирки и другую какую-либо посуду грязной.
Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.68-92.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Что такое индикаторы? Для чего их используют?
2. Какие индикаторы вы знаете?
3. В каких случаях соль имеет кислую, щелочную среду? Привести примеры.
4. При помощи каких индикаторов можно определить среду раствора?
Задание для отчета.
1. Заполнить таблицу, указав полученный цвет индикатора в дистиллированной воде, щелочи, кислоте.
2. Напишите уравнение реакций электролитической диссоциации кислоты и щелочи. Указать какие ионы влияют на изменение окраски индикатора.
ХОД РАБОТЫ
Опыт №1. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей.
Индикаторы | Окраска индикатора | ||
в воде | в щелочи | в кислоте | |
лакмус синий | |||
лакмус красный | |||
фенолфталеин | |||
метилоранж |
Контрольные вопросы при защите:
1. Напишите диссоциацию кислот, оснований и солей.
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 5
Тема: Классификация неорганических соединений и их свойства.
Наименование работы: Гидролиз солей.
Цель занятия: Лабораторным путем изучить случаи гидролиза солей.
Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с химическими реактивами.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: штатив с набором пробирок, дистиллированная вода, раствор H2SO4, раствор NaOH, растворы солей: CuSO4, NaCl, Na2CO3, индикаторы: синий и красный лакмус, метилоранж и фенолфталеин.
Особые правила по технике безопасности:
1. Проводить опыты в чистой посуде.
2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
3. Строго запрещается: а) переходить на другое рабочее место без разрешения;
б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи;
в) оставлять пробирки и другую посуду грязной.
Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.82-86.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Что такое индикаторы? Для чего их используют?
2. Какой процесс называют гидролизом?
3. В каких случаях соль имеет кислую, щелочную среду? Привести примеры.
4. При помощи каких индикаторов можно определить среду раствора?
Задание для отчета
- Записать ход выполнения опыта и наблюдения.
- Написать уравнения реакций гидролиза солей в молекулярной и ионной формах.
ХОД РАБОТЫ
Опыт №1. Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.
Формула соли | Среда раствора | Какими основаниями и кислотами (сильными, слабыми) образована соль | ||
нейтральная | кислая | щелочная | ||
Контрольные вопросы при защите:
- Какой процесс называется гидролизом?
- Написать уравнения реакций гидролиза следующих солей: в полной молекулярной и ионной формах:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 6
Тема: Химические реакции.
Наименование работы: Электролиз растворов и расплавов.
Цель занятия: Лабораторным путем изучить процесс электролиза растворов и расплавов. Научиться записывать схемы электролиза и уравнения анодных и катодных процессов.
Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с прибором (электролизером) для определения электролиза растворов и расплавов.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: электролизер, сухие вещества, сахар, соль NаCL, NaOH, HCl, вода дистиллированная, стаканы, индикаторы: синий, красный лакмус.
Особые правила по технике безопасности:
1. Химические реакции выполняют с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и пробирках, как это указано в соответствующем разделе руководства.
2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
3. Строго запрещается: а) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению; б) уносить с собой, что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов.
4. Проводить опыт только в чистой посуде.
5. Быть предельно осторожными при работе с прибором по определению электролиза, не забывать отключать из сети прибор для промывки электродов.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 98-101.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Как классифицируют химические реакции?
2. Какие реакции называются окислительно – восстановительными?
3. Какое вещество называется катализатором?
4. Как делят химические реакции по тепловому эффекту?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Электролиз расплавов электролитов. | ||
Опыт №2. Электролиз растворов электролитов. | ||
Контрольные вопросы при защите:
- Какой процесс называется электролизом? Какую роль играют катод и анод в этом процессе?
- Чем отличается электролиз раствора от электролиза расплава?
- Что такое гальванопластика? Приведите примеры ее использования.
- Что такое гальваностегия? Приведите примеры ее использования.
- Что такое рафинирование? Приведите примеры его использования.
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Вывод:
Лабораторная работа № 7
Тема: Металлы и неметаллы.
Наименование работы: Взаимодействие солей с металлами.
Цель занятия: Изучить ряд активности металлов.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки работы с химическими веществами.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Fe, Al, спиртовка, пробиркодержатель, набор пробирок, растворы: CuSO4, ZnCl2, NaOH, HCl, H2SO4.
Особые правила по технике безопасности:
1. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
2. Проводить опыты только в чистой посуде.
3. Выполнять опыты только после указания преподавателя о начале работы.
4. Осторожно поджигать газы, держа отверстие пробирки в сторону от товарища.
Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.110-120.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Как по активности расположены металлы в ряду?
2. Какое значение играет водород в ряду активности?
3. Что такое амфотерность?
4. Какие известны вам, амфотерные металлы, их оксиды и гидроксиды?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Взаимодействие солей с металлами. | |
Опыт №2. Свойства алюминия: отношение к кислотам и щелочам. | |
ХОД РАБОТЫ
Контрольные вопросы при защите:
- Чем вызывается коррозия металлов, как можно ее предотвратить?
- Что называется электрохимическим рядом напряжений металлов?
- Какой процесс называют алюминотермией?
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 8
Тема: Металлы и неметаллы.
Наименование работы: Амфотерные свойства металлов.
Цель занятия: Изучить амфотерные свойства металлов.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки работы с химическими веществами.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: спиртовка, пробиркодержатель, набор пробирок, растворы: CuSO4, ZnCl2, NaOH, HCl, H2SO4.
Особые правила по технике безопасности:
1. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
2. Проводить опыты только в чистой посуде.
3. Выполнять опыты только после указания преподавателя о начале работы.
4. Осторожно поджигать газы, держа отверстие пробирки в сторону от товарища.
Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.110-120.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Как по активности расположены металлы в электрохимическом ряду напряжений?
- Какое значение играет водород в ряду активности?
- Что такое амфотерность?
- Какие известны вам, амфотерные металлы, их оксиды и гидроксиды?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
ХОД РАБОТЫ
Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Получение гидроксида цинка и испытание его амфотерных свойств. |
Контрольные вопросы при защите:
- Что такое амфотерность?
- Закончите уравнения, если реакция возможна:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 9
Тема: Углеводороды и их природные источники.
Наименование работы: Изготовление моделей молекул углеводородов.
Цель занятия: Научиться моделировать молекулы углеводородов (на примере предельных углеводородов).
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки в изготовлении моделей молекул углеводородов.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Пластилин различного цвета, деревянные или металлические стержни,
Особые правила по технике безопасности:
Строго запрещается:
а) переходить на другое рабочее место без разрешения;
б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи;
в) оставлять рабочее место грязным;
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 151-156.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие вещества относятся к органическим веществам?
- При помощи, какой реакции можно определить органическое вещество?
- Какие углеводороды относятся к предельным?
- Назовите типичные признаки характерные для органических соединений.
- Какие вещества называются изомерами?
- Назовите основные элементы органической химии.
- Назовите второстепенные элементы органической химии.
- Назовите основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Задание для отчета.
- По методическим указаниям изготовьте модель молекулы углеводорода.
- Напишите молекулярную, электронную и структурную формулу углеводорода.
ХОД РАБОТЫ
Опыт №1. Изготовление моделей молекул углеводородов.
Контрольные вопросы при защите:
- Написать молекулярную, электронную и структурную формулу углеводорода.
- Зарисовать данный углеводород.
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 10
Тема: Углеводороды и их природные источники.
Наименование работы: Получение и свойства метана.
Цель занятия: Лабораторным путем изучить получение и свойства метана.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований в химии.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, штатив с зажимом, спиртовка, газоотводная трубка, бромная вода, р-р KMnO4, натронная известь, Ca(OH)2, уксуснокислый натрий.
Особые правила по технике безопасности:
1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.
2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.
3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.
4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.
5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 151-156.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Охарактеризуйте физические свойства метана.
- Назовите основные химические свойства метана.
- Назовите промышленный способ получения метана.
- Как получают метан лабораторным путем?
Задание для отчета.
1. Записать краткую запись работы, записать наблюдения.
2. Написать соответствующие уравнения реакций.
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений наблюдений |
Опыт 1. Получение метана. | ||
| Опыт 2. Свойства метана. |
ХОД РАБОТЫ
Контрольные вопросы при защите работы:
- Каково электронное строение молекулы метана. Зарисовать масштабную модель молекулы метана.
- Написать уравнения реакций хлорирования метана. Каков механизм этой реакции?
Дата:___________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 11
Тема: Углеводороды и их природные источники.
Наименование работы: Обнаружение углерода и водорода в органических веществах.
Цель занятия: Обнаружить углерод и водород в органическом веществе.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований (обнаружение углерода и водорода в органических веществах).
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, сахар, спиртовка, газоотводная трубка, бромная вода, песок, C2H5OH+конц. H2SO4, р-р KMnO, CuO, Ca(OH)2.
Особые правила по технике безопасности:
1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.
2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.
3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.
4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.
5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 134-150.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие вещества относятся к органическим веществам?
- Назовите типичные признаки характерные для органических веществ?
- Назовите основные положения теории химического строения органических веществ?
- Значение теории строения органических веществ А.М. Бутлерова?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы, записать наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Обнаружение углерода и водорода в органических веществах. |
Контрольные вопросы при защите:
1. Напишите структурные формулы следующих углеводородов:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 12
Тема: Углеводороды и их природные источники.
Наименование работы: Получение и свойства этилена.
Цель занятия: Лабораторным методом получить этилен и изучить его свойства.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований в получении этилена и опыты с ним.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, сахар, спиртовка, газоотводная трубка, бромная вода, песок, C2H5OH+конц. H2SO4, р-р KMnO;
Особые правила по технике безопасности:
1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.
2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.
3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.
4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.
5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 134-162.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Какие углеводороды называются непредельными?
2. К каким углеводородам относится этилен?
3. Как получают этилен в промышленности?
4. Какие вещества берутся для определения непредельности?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
Ход работы
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Получение этилена. Опыт №2. Свойства этилена. |
Контрольные вопросы при защите:
- Какую роль играет концентрированная серная кислота при получении этилена из этилового спирта лабораторным методом?
- Что называется реакцией полимеризации? Написать уравнения реакций, происходящих при получении полиэтилена.
- Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 13
Тема: Углеводороды и их природные источники.
Наименование работы: Получение и свойства ацетилена.
Цель занятия: Изучить получение и свойства ацетилена.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки работы с химическими веществами.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, вода, газоотводная трубка, бромная вода, р-р KMnO4, карбид кальция.
Особые правила по технике безопасности:
1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.
2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.
3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.
4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.
5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 167-176.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие углеводороды относятся к непредельным?
- Чем отличается процесс получения ацетилена в лаборатории от промышленного?
- Какую реакцию называют реакцией полимеризации? Что получают при этой реакции?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
ХОД РАБОТЫ
Опыт №1. Получение и свойства ацетилена. |
Контрольные вопросы при защите:
- Чем различаются между собой механизмы реакций замещения у предельных углеродов и присоединения у непредельных углеводородов. Привести примеры.
- Какую реакцию называют реакцией полимеризации? Привести пример реакции полимеризации пропилена.
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Вывод:
Лабораторная работа № 14
Тема: Углеводороды и их природные источники.
Наименование работы: Свойства бензола.
Цель занятия: Изучить свойства бензола.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки работы с химическими веществами.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, вода, бензол, бромная вода, р-р KMnO4, спиртовка, растительное масло.
Особые правила по технике безопасности:
1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.
2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.
3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.
4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 171-176.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- К каким углеводородам относится бензол?
- Какие химические реакции характерны для бензола?
- Охарактеризуйте физические свойства бензола.
- Какими свойствами обладает бензол, согласно своего строения молекулы?
- Из чего впервые был выделен бензол?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Свойства бензола. |
Контрольные вопросы при защите:
- Составьте уравнения следующих превращений:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 15
Тема: Углеводороды и их природные источники.
Наименование работы: Ознакомление со свойствами полимеров.
Цель занятия: Опытным путем изучить свойства полимеров.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, спиртовка, газоотводная трубка, тигельные щипцы, полиэтилен, полистирол, бромная вода, вода, стакан.
Особые правила по технике безопасности:
1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.
2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.
3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.
4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.
5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 158-162.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие вам известны органические вещества, относящиеся к полимерам?
- Как называется процесс получения каучука? В процессе превращения каучука в более простые газообразные и жидкие продукты?
- Почему не рекомендуется склянки с бензолом или другими нефтепродуктами закрывать резиновыми пробками?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Ознакомление со свойствами полиэтилена. | ||
Опыт №2. Ознакомление со свойствами полистирола. |
Контрольные вопросы при защите:
- Какую реакцию называют реакцией полимеризации? Напишите уравнение реакции получения полипропилена. Укажите мономер, полимер и элементарное звено.
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
- Как в вашей будущей профессиональной деятельности используют полиэтилен и полипропилен? Используйте для ответа дополнительные источники информации.
Лабораторная работа № 16
Тема: Углеводороды и их природные источники.
Наименование работы: Ознакомление со свойствами каучука.
Цель занятия: Опытным путем изучить свойства каучука.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, спиртовка, газоотводная трубка, тигельные щипцы, каучук, бромная вода, вода, стакан.
Особые правила по технике безопасности:
1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.
2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.
3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.
4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.
5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 163-166.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие вам известны соединения, относящиеся к диенам?
- Как называется процесс получения каучука?
- Охарактеризуйте физические свойства бутадиена-1.3?
- Каковы физические и химические свойства натурального каучука?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Ознакомление со свойствами каучука. | ||
Контрольные вопросы при защите:
- Какие соединения относятся к диеновым углеводородам?
- Как получают каучук: бутадиеновый, изопреновый? Напишите уравнения соответствующих реакций.
- Какой процесс называют вулканизацией каучука?
- Кай тип резины наиболее морозоустойчив?
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
ывод:
Лабораторная работа № 17
Тема: Кислородосодержащие органические соединения.
Наименование работы: Свойства спиртов.
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства глицерина.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: глицерин, вода, штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спирт, медная проволока, CuSO4, NaOH, HCl.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 185-189.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие органические вещества относятся к спиртам?
- Какие спирты называются: первичными, вторичными, третичными, 2-х и 3-х атомными?
- Какие органические вещества относятся к одноатомным предельным спиртам, назовите их?
- Какие органические вещества относятся к многоатомным спиртам, назовите их?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Растворение глицерина в воде и его взаимодействие с гидроксидом меди. Опыт №2. Окисление спирта в альдегид. | ||
Контрольные вопросы при защите:
1. Почему спирты, имея в своем составе гидроксильные группы, не являются электролитами?
2. Напишите формулы следующих спиртов:
а) первичного
б) вторичного
в) третичного
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 18
Тема: Кислородосодержащие органические соединения.
Наименование работы: Свойства фенола.
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства фенола.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, фенол, CuSO4, NaOH, серная кислота, соляная кислота.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 190-192.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие органические вещества относятся к фенолам?
- Почему при работе с фенолом необходимо обращаться очень осторожно?
- Какими химическими свойствами обладает фенол?
- Из чего выделяют фенол?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Свойства фенола. | ||
Контрольные вопросы при защите:
- Решить задачу:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 19
Тема: Кислородосодержащие органические соединения.
Наименование работы: Получение и свойства альдегида и кислоты.
Цель занятия: Лабораторным путем изучить свойства альдегида, уксусной кислоты.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Формалин, спиртовка, стакан, вода, пробиркодержатель, синий лакмус, газоотводная трубка, концентрированная H2SO4, CH3COONa, CH3COOH, Mg, NaCl.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 192-200.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие соединения называются альдегидами?
- Назовите характерную реакцию для альдегидов?
- Какие соединения относятся к карбоновым кислотам?
- Что такое кислотный остаток и радикал в карбоновых кислотах?
- Дайте определение одноосновных предельных карбоновых кислот?
Задание для отчета.
- Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Окисление альдегида (реакция «серебряного зеркала») Опыт №2. Получение и свойства уксусной кислоты. | ||
Контрольные вопросы при защите:
1. В чем сходство и отличие процесса поликонденсации от процесса полимеризации?
2. Написать уравнение реакции взаимодействия:
а) уксусного альдегида с оксидом серебра;
б) пропионового альдегида с оксидом серебра;
в) масляного альдегида с оксидом серебра
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 20
Тема: Кислородосодержащие органические соединения.
Наименование работы: Получение и свойства эфира.
Цель занятия: Лабораторным путем изучить получение и свойства эфира.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Спиртовка, стакан, вода, пробиркодержатель, газоотводная трубка, концентрированная H2SO4,,CH3COOH, C5H11OH.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 200-206.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие соединения называются сложными эфирами?
- Из чего состоят названия сложных эфиров?
- Какую реакцию называют реакцией этерификации? Какие необходимы условия для прохождения данной реакции?
- Где применяются сложные эфиры?
- Какие вещества называются жирами?
- Чем отличаются твердые жиры от жидких жиров? Назовите, что входит в их состав.
Задание для отчета.
1. Записать краткую запись работы и наблюдения.
2. Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Получение уксусно - изоамилового эфира. | ||
Контрольные вопросы при защите:
1. Написать уравнения реакций получения следующих веществ:
а)
б)
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 21
Тема: Кислородосодержащие органические вещества.
Наименование работы: Свойства мыла.
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства мыла.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, фенолфталеин, раствор мыла, NaOH, CuSO4, CaCl2, H2SO4.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 200-206.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Что называют моющими средствами?
2. Какие вам известны моющие средства?
3. Что входит в состав мыла?
4. Дайте определение, какой процесс называется омылением?
Задание для отчета.
- Записать краткую запись работы и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Свойства мыла. | ||
Контрольные вопросы при защите:
1. Чем объясняется, что при стирке белья в жесткой воде расход мыла значительно возрастает?
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 22
Тема: Кислородосодержащие органические вещества.
Наименование работы: Свойства глюкозы.
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства глюкозы.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, глюкоза, NaOH, CuSO4, Ag2O, CaCl2, H2SO4.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 207-211.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие соединения относятся к углеводам?
- Назовите, как классифицируются углеводы по строению?
- Какие углеводы относятся к моносахаридам?
- Какие углеводы относятся к дисахаридам?
- Какие углеводы относятся к сложным углеводам?
- При помощи, какой реакции можно определить, что глюкоза имеет альдегидную группу?
Задание для отчета.
1. Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
2. Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди и оксидом серебра. | ||
Контрольные вопросы при защите:
1. Решите задачу:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 23
Тема: Кислородосодержащие органические вещества.
Наименование работы: Свойства крахмала. Качественная реакция на крахмал.
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства крахмала.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, крахмал, йод, NaOH, CuSO4, , CaCl2, H2SO4, вода, кусочек хлеба.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 210-212.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие соединения относятся к углеводам?
- Назовите, как классифицируются углеводы по строению?
- Какие углеводы относятся к моносахаридам?
- Какие углеводы относятся к дисахаридам?
- Какие соединения относятся к полисахаридам?
- Какой природный процесс называют фотосинтезом?
Задание для отчета.
- Кратко описать ход выполнения опыта и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
Ход работы
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1 Приготовление крахмального клейстера. Йодная проба. | ||
Контрольные вопросы при защите:
- Как объяснить, что сок зеленого яблока дает реакцию с йодом, а сок спелого яблока восстанавливает аммиачный раствор оксида серебра?
- Какое общее химическое свойство присуще сахарозе, крахмалу и целлюлозе? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Составьте уравнения реакций получения этилового спирта из крахмала: (C6H10O5)n →C6H12O6→C2H5OH
Дата___________
Работу выполнил:
Работу проверил
Лабораторная работа № 24
Тема: Азотосодержащие органические соединения.
Наименование работы: Свойства белков. Цветные реакции на белки.
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства белков.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Спиртовка, пробиркодержатель, штатив с пробирками, тигельные щипцы, стеклянная палочка, белок, аммиак, растворы: HNO3, NaOH, CuSO4.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр.221-224.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие соединения относятся к азотсодержащим?
- Какое строение имеют аминокислоты? Какую важную роль они играют в природе?
- Какие цветные реакции характерны для определения белков?
- Что такое первичная, вторичная, третичная структура белка?
Задание для отчета.
- Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №.1. Свойства белков: свертывание, цветные реакции. | ||
Контрольные вопросы при защите:
1. Каково биологическое значение белков?
2. Какие вещества называют:
а) нитросоединениями;
б) аминами;
в) аминокислотами.
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 25
Тема: Азотосодержащие органические соединения.
Наименование работы: Получение нитей из капроновой смолы.
Цель занятия: Изучить лабораторным путем получение нитей из капроновой смолы.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Спиртовка, пробиркодержатель, штатив с пробирками, тигельные щипцы, стеклянная палочка, капрон.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 225-232.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Какие соединения относятся к азотосодержащим?
- Какое строение имеют аминокислоты? Какую важную роль они играют в природе?
- Какие соединения называют полимерами?
- Какие реакции лежат в основе получения полимеров?
- Приведите примеры полимеров.
Задание для отчета.
- Кратко записать ход выполнения опыта и наблюдения.
- Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №.1. Получение нитей из капроновой смолы. | ||
Контрольные вопросы при защите:
1. При помощи каких превращений можно получить анилин, исходя из кокса, известняка, азотной и серной кислот, воды и водорода? Напишите уравнения реакций.
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 26
Тема: Азотосодержащие органические соединения.
Наименование работы: Распознавание натуральных волокон.
Цель занятия: Лабораторным путем научиться распознавать натуральные волокна.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Спиртовка, тигельные щипцы, виды волокон.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно пользоваться спиртовкой. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке: пролитый спирт может воспламеняться.
2. Тушить спиртовку только с помощью колпачка.
3. Во время работы запрещается:
а) переходить на другое рабочее место без разрешения преподавателя;
б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи (книги, карандаши, линейки и др.);
в) брать приборы и вещества с других рабочих мест;
г) зажигать спиртовки без надобности.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 225-232.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Как делятся волокна по происхождению? Какие вам известны волокна?
- На какой вид волокна указывает то явление, что при попадании искры ткань плавится?
- Каким способом можно распознать волокно?
Задание для отчета.
1. Кратко описать ход выполнения опыта и наблюдения.
2. Заполнить таблицу.
ХОД РАБОТЫ
Опыт№1. Распознавание натуральных волокон.
Волокно | Поверхность волокна | Смятие в месте перегиба | Характер горения и вид обугленного волокна | Запах при горении |
Контрольные вопросы при защите:
1. Как делятся волокна по происхождению? Охарактеризовать каждый вид волокна.
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 27
Тема: Азотосодержащие органические соединения.
Наименование работы: Распознавание химических волокон.
Цель занятия: Лабораторным путем научиться распознавать волокна.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Спиртовка, тигельные щипцы, волокна.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно пользоваться спиртовкой. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке: пролитый спирт может воспламеняться.
2. Тушить спиртовку только с помощью колпачка.
3. Во время работы запрещается:
а) переходить на другое рабочее место без разрешения преподавателя;
б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи (книги, карандаши, линейки и др.);
в) брать приборы и вещества с других рабочих мест;
г) зажигать спиртовки без надобности.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 225-232.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Как делятся волокна по происхождению? Какие Вам известны волокна?
- На какой вид волокна указывает то явление, что при попадании искры ткань плавится?
- Каким способом можно распознать волокно?
Задание для отчета.
1. Кратко описать ход выполнения опыта и наблюдения.
2. Заполнить таблицу.
ХОД РАБОТЫ
Опыт№1. Распознавание химических волокон.
Волокно | Поверхность волокна | Смятие в месте перегиба | Характер горения и вид обугленного волокна | Запах при горении |
Контрольные вопросы при защите:
- Какие волокна называются полиамидными? Написать уравнение реакции получения капролактама. Где применяется волокно капрон?
- Какое исходное вещество берется для получения искусственных волокон? Какие известны искусственные волокна и как их получают?
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Лабораторная работа № 28
Тема: Азотосодержащие органические соединения.
Наименование работы: Качественные реакции на определение органических соединений.
Цель занятия: Распознавание органических веществ с помощью качественных реакций.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: Спиртовка, уксусная кислота, этиловый спирт, муравьиная кислота, глицерин, бензол, фенол, метаналь, концентрированная серная кислота, глюкоза, сахароза, набор пробирок, дистилированная вода.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно пользоваться спиртовкой. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке: пролитый спирт может воспламеняться.
2. Тушить спиртовку только с помощью колпачка.
3. Во время работы запрещается:
а) переходить на другое рабочее место без разрешения преподавателя;
б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи;
в) брать приборы и вещества с других рабочих мест;
г) зажигать спиртовки без надобности.
Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр. 158-162, стр.167-170, стр.171-176, стр.185-206, стр.207-212.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
- Назовите химические реакции характерные для непредельных углеводородов?
- Назовите химические реакции характерные для бензола?
- Назовите химические реакции характерные для фенола?
- Назовите химические реакции характерные для глюкозы?
Задание для отчета:
1. Кратко описать ход выполнения опыта и наблюдения.
2. Заполнить таблицу.
Ход работы
№ п/п | Краткая запись работы, что брали, что делали | Краткая запись наблюдений |
Опыт №1. Распознавание органических соединений с помощью качественных реакций. | ||
Контрольные вопросы при защите:
- Решите задачу:
Вывод:
Дата____________
Работу выполнил:
Работу проверил:
Для заметок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"
В рабочую тетрадь вошли 18 работ, предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....
Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Естествознание
Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Естествознание». Пособие предназначено для студентов первого курс...
Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Электротехника
Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Электротехника».Пособие предназначено для студентов второго ...
Методические указания к лабораторным работам (учебная дисциплина химия)
Методические указания к лабораторным работам (учебная дисциплина химия)...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Руководство по проведению лабораторных работ по дисциплине «Химия»
В данной рабочей тетраде изложен ход лабораторных работ по физической и коллоидной химии, дается вводный инструктаж, методические рекомендации для выполнения работ, справочная литература, вопрос...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторных работ по дисциплине « ХИМИЯ» 1 курс
Изложен ход лабораторных работ по химии, дается вводный инструктаж, методические рекомендации для выполнения работ, справочная литература, вопросы к зачету, индивидуальные задания....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»
В данных методических указаниях описаны методики выполнения лабораторных работ по общей и органической химии, дано краткое теоретическое введение к каждой теме, которое при самостоятельной подготовке ...