Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии
статья по химии
Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приёмов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний, которые, в свою очередь , становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих в объёме, доступном для учащихся, основные законы жизни и развития органического мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии
Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приёмы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом.
Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приёмов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний, которые, в свою очередь , становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих в объёме, доступном для учащихся, основные законы жизни и развития органического мира.
В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остаётся дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно-ориентированном характере образования.
Работая в классах с различными способностями учащихся, я давно пришла к выводу, что необходимо дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Обращаясь к идеям В.В. Фирсова, И. Э. Унт, А. С. Гранина, В.Д. Шадрикова, А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко, М. И. Ситниковой, убеждаюсь, что одним из возможных средство творческой самореализации обучающихся являются индивидуально-дифференцированные образовательные технологии. Использование уровневой дифференциации даёт мне возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, а также позволяет учащимся реально оценивать свои способности и видеть свои достижения. При этом повышается интерес к предмету, снимается психологическое напряжение учащихся на уроках, повышается качество знаний и мотивация к процессу обучения.
Дифференциация содержания образования позволяет мне разработать индивидуальные образовательные траектории высокого, среднего и низкого уровней творческой самореализации учащихся.
Реализация индивидуальных образовательных траекторий предполагает использование нетрадиционных методов обучения, приёмов стимулирования и контроля. Наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий широко использую нетрадиционные - лекции, семинары, уроки-практикумы по решению расчётных и экспериментальных задач и упражнений, уроки - КВН, деловые игры, уроки открытых мыслей, уроки творчества, аукционы знаний с использованием ИКТ.
Наряду с обычным контролем использую самоконтроль, взаимоконтроль с использованием компьютерных технологий.
В единстве с приёмами и методами применяю следующие средства обучения:
– раздаточный материал: тексты разноуровневых, самостоятельных и контрольных работ, тестовые задания, варианты заданий ЕГЭ, карточки для индивидуальной и дифференцированной работы;
- электронные учебники по химии;
- Сборники олимпиадных заданий по химии, задач для поступающих в ВУЗы.
Приведу некоторые примеры.
Мной разработанные карточки – путеводители, учащиеся составляют отчёт (коллективный рассказ) по каждой части карточки. Одновременно вместе со всем классом ведём обсуждение предложенных отчётов. Обсуждение химических свойств веществ я всегда стараюсь дополнить демонстрационными и лабораторными опытами, с объяснением и анализом каждого опыта. Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том, что её преподавание может включать красивые эксперименты.
Опыт I. Химическая радуга.
Описание.
В семь больших пробирок, помещённых в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:
1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);
2 – раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет);
3 – нитрат свинца и иодид калия (жёлтый цвет);
4 – сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зелёный цвет);
5 – сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);
6 – сульфат меди (II) и раствор аммика (синий цвет);
7 – хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).
1. FeCl3 + 3 KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCL
2. 2K2CrO4 + H2SO4 = K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O
3. Pb(NO3)2 + 2KJ = PbJ2 + 2KNO3
4. NiSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NA2SO4
5. CuSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2 + Na2SO4
6. CuSO4 + 4NH3 = [Cu(NH3)4]SO4
7. CoCl2 + 2KCNS = Co(CNS)2 + 2KCl
Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить, как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.
Такие опыты мы проводим на неделе естествознания, к подготовке их могут привлекаться ученики, не имеющие выраженного интереса к химии. Любой эксперимент всегда вызывает интерес.
Мною составлены практические работы разного уровня сложности: индивидуальная работа, работа в парах, работа капельным методом. Также разработаны нестандартные уроки на темы: «Выращивание кристаллов», «Таблица Д.И. Менделеева», «Форма сосудов» и игры по технике безопасности.
Если это урок систематизации знаний, то широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определённой теме. Предлагаются задания 3х уровней, 3х вариантов. Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Они составляются таким образом, чтобы можно было их выполнить, используя образец. Такие задания включают базовый уровень, и поэтому при выполнении таких заданий учащиеся получают оценку «3».
Задания второго уровня, как правило, носят личностно-ориентированный характер, т.е. перед учащимися ставится вопрос «Почему?». Для выполнения учащиеся опираются на знания, которые получили на уроке, и также пользуются дополнительными источниками. При выполнении заданий 2го уровня учащиеся получают оценку «4».
Задания 3-го уровня носят исследовательский характер. Здесь стоит заметить, что исследовательская работа в группах не устраивает большинство хорошо успевающих и заинтересованных учащихся. Они предпочитают самостоятельную работу по решению той или иной проблемы, сложной задачи. Это приходится учитывать учителю и переходить на индивидуальную работу с учащимися. Третий этап урока, как правило, даёт логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения знаний.
Считаю необходимым уделять большое внимание надпредметным связям химии с биологией, экологией, медициной и региональному компоненту. Мы на уроках анализируем состояние воды в природных водоёмах СПб, Лен. Обл. и исследовательскую работу «Влияние природы воды на прорастание семян». Изучаем экологическую обстановку в микрорайоне школы и в Красногвардейском районе в целом. Ученики, выполняющие такого рода работы, получают стойкий интерес к предметам естественнонаучного цикла.
Также на уроках химии использую информационные технологии при проведении лабораторного практикума и контроле знаний учащихся. Компьютерное тестирование в последнее время особенно актуально в связи с новым видом экзамена в формате ЕГЭ. При этом решается ещё ряд важных задач:
- Ориентация на понимание, а не на запоминание
- Индивидуальный подход (тесты разного уровня)
- Сокращение времени проверки знаний, дети быстро получают результат
- Повышается объективность оценки
Если это – урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тесты. На данном уроке действует свобода выбора, т.е. ученик сам выбирает задания любого уровня по своим способностям, знаниям и умениям, интересам. Главное, развивается понимание, что к контролю надо готовиться самостоятельно и серьёзно; надо, прежде всего, надеяться на свои силы, знания, относиться к работе ответственно.
Т.о. можно сделать следующие выводы о том, что повышению качества и результативности учебного процесса будет способствовать более широкое использование дифференцированного обучения:
1. Использование разноуровневых заданий при даче домашнего задания, включение проверочных заданий различных по форме и содержанию информации в виде таблиц, графиков и диаграмм, учёт знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;
2. Использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, с преобладанием заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
3. Усиление внимания на выявление ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке коррекционных методик;
4. Расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;
5. Изменение акцентов в учебной деятельности учащихся: более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках русского языка
Методическая разработка уроков русского языка с применением дифференцированного подхода...
Дифференцированный подход при обучении школьников на уроках истории.
В данной статье делается попытка разрешения проблемы дифференцированного подхода в обучении школьников на уроках истории....
Мастер - класс по химии «Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии»
Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничест...
Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...
Реализация дифференцированного подхода в обучении школьников физической культуре.
Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания – учет индивид...
Дифференцированный подход в обучении школьников на уроках русского языка и литературы
Дифферинцированный подход в обучении...
Выступление на МО "Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках русского языка"
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...