Рабочая программа по химии 10 кл
рабочая программа по химии (10 класс)

Здравствуйте!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_10.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Рабочая программа разработана на основе авторской программы Г.Е. Рудзитиса, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программы  курса химии для 10 классов общеобразовательных учреждений     к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитеса, Ф.Г. Фельдмана для -10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень).    Н.Н.Гара.-М.: «Просвещение», 2011.

 

   Программа курса является инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего  образования основного курса химии 10 класс и реализуется на основе следующих документов:

  • Примерная программа среднего (полного) общего  образования по химии
  • Программа курса химии для 10 классов общеобразовательных учреждений     к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитеса, Ф.Г. Фельдмана для -10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень).    Н.Н.Гара.-М.: «Просвещение», 2010.
  • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего (полного) общего образования, утв. приказами Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г.;

       

  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год» от 31.03.2014, №253
  • Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ. реализующих программы общего образования РФ № 1312 от 09.03.2004 г. (изм. приказ Минобрнауки РФ от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 №74);
  • Положением  МБОУ «Хадынская СОШ» «О рабочей программе»
  • Учебным планом МБОУ  «Хадынская СОШ» на 2019/2020 учебный год

Изучение химии в 10 классе направленно на достижение следующих целей:

  • освоение знаний основных положений теории строения органических соединений А.М.Бутлерова; истории развития современных представлений о ВМС; выдающихся открытиях химии; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, связанных с развитием химической промышленности; находить и анализировать информацию о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем.

Задачи курса:

Сформировать у школьников общеучебные умения и навыки, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерения, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладения адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Формы обучения:

  1. Фронтальная.
  2. Индивидуальная.
  3. Групповая.

Основная форма образовательного процесса – классно- урочная система.

Методы обучения:

  1. Словесный (беседа, лекции, ре фераты).
  2. Наглядный (практические и лабораторные работы).
  3. Практический (решение задач).

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • Традиционная классно- урочная технология;
  • Игровые технологии;
  • Элементы проблемного обучения;
  • Технологии уровневой дифференциации;
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе  основного

образования на базовом уровне. Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов

в год. Региональный компонент отводит еще 35 часов для изучения данного предмета, суммарно

выходит 68 учебных часов в учебный год на изучение учебного предмета «Химия» в  основной школе

Рабочая учебная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного

III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая  программа рассчитана на 68 учебных часов. Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

 IV. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТИЖЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 10КЛАССА.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать (понимать) важнейшие химические понятия:

· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
·
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
·
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
·
важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; · основные области применения химических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде промышленности, при охране окружающей среды человека и здоровья человека.  

уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; владеть языком предмета; · определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; · характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; · объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи; · выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества; · проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; · освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности; · объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; · определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; · экологически грамотного поведения в окружающей среде; · оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; · безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; · критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

                                                        V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

1

Тема 1 . Теория химического строения органических соединений.

Электронная природа химических связей.

4

Углеводороды и их природные источники (26 часа)

2

Тема 2. Предельные углеводороды

7

3

Тема 3. Непредельные углеводороды

9

4

Тема 4. Ароматические углеводороды

4

5

Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка

6

Кислородосодержащие органические вещества ( 20 часов)

6

Тема 6. Спирты и фенолы

6

7

Тема 7. Альдегиды

3

8

Тема 8. Карбоновые кислоты

6

9

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.

5

Углеводы (5 часов)

10

Тема 10. Углеводы

5

Азотсодержащие органические соединения (7 часов)

11

Тема 11. Амины. Аминокислоты

3

12

Тема 12. Белки

4

Синтетические полимеры ( 8 часов)

13

Тема 13. Синтетические полимеры

8

Итого

70 часов

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА полностью соответствует примерной программе по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 10 класс»

Перечень практических и лабораторных работ

Название практических работ

1.

Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях.

2.

Получение этилена  и  опыты с ним

3.

Получение и свойства карбоновых кислот

4.

 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

5.

Распознавание пластмасс и волокон

Итого:   5 практических работ

Название лабораторных работ

1

Качественный анализ органических учреждений

2

Растворение глицерина в воде и  реакция его с гидроксидом меди (ΙΙ).

3

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) и оксидом серебра

4

Качественные реакции на белки

Итого: 4 лабораторных работы

Перечень контрольных работ

Тема контрольной работы

1

«Углеводороды»

2

«Спирты и фенолы. Альдегиды и карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры»

3

«Азотосодержащие органические соединения. Синтетические полимеры»

4

Итоговая контрольная работа за курс основной школы

VII. Норма оценок знаний и умений учащихся

        Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)
  • Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию)
  • Полнота ( соответствие объему программы и информации учебника).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязанный.

Отметка «2»:

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

Работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка экспериментальных умений (практических и лабораторных работ)

Оценка ставится на основании наблюдения учащимися и письменного отчёта за работу.

Отметка «5»:

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

Эксперимент осуществлён по плану с учётом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно – трудовые умения ( поддерживалась чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы)

Отметка «4»:

Работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы, но при этом эксперимент проведён не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

Работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать расчётные задачи

Отметка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчсчётах.

Отметка «2»:

Имеются значительные ошибки в рассуждении и решении.

VIII. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Для учителя:

  1. Адаптивная рабочая учебная программа учителя, 2011г.
  2. Рудзитис Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2011.
  3. ЕрёминВ.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс - М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005.
  4. Кузьменко Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы/ Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В, Попков В.А. - М., Ι Федеративная книготорговая компания, 2002.
  5. Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы/ Савин Г.А - Волгоград: Учитель, 2004.

Для учащихся:

  1. Рудзитис. Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2009

IX. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата проведения

Примечания

По плану

Факт.

Тема 1. Теория химического строения органических соединений.

Электронная природа химических связей. (4 часа)

1

2

Органическая химия – химия соединений углерода. Значение органической химии

Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова

3

4

Изомеря

Значение теории химического строения. Электронная природа химических связей в органических соединениях

Тема 2. Предельные углеводороды (7 часов)

5/1

Электронное и пространственное строение алканов, гомологический ряд алканов.

6/2

Номенклатура и изомерия алканов. Составление формул и изомеров алканов

7/3

Физические и химические свойства алканов

8/4

Получение и применение алканов

9/5

Решение задач на определение молекулярной формулы по массовым долям элементов (по продуктам реакции горения)

10/6

Циклоалканы

11/7

Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях.

 

Тема 3. Непредельные углеводороды ( 9 часов)

12/1

Электронное и пространственное строение алкенов, гомологический ряд алкенов. Номенклатура и изомерия алкенов.

13/2

Физические и химические свойства алкенов. Понятие о высокомолекулярных веществах на примере полиэтилена и полипропилена. Получение и применение алкенов.

14/3

Получение этилена  и  опыты с ним

15/4

Решение расчетных задач на вывод молекулярной формулы органических соединений.

16/5

Номенклатура алканов, алкенов, циклоалканов, изомерия. Решение задач

17, 18/6,7

Понятие о диеновых углеводородов. Природный  каучук.

19/8

Электронное и пространственное строение алкинов, гомологический ряд алкинов. Номенклатура и изомерия алкинов

20/9

Физические и химические свойства алкинов  Получение и применение алкинов.

Тема 4. Ароматические углеводороды (4 часа)

21/1

Бензол – представитель ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола.

22/2

Гомологи бензола. Получение и применение ароматических углеводородов

23/3

Многообразие углеводородов. Взаимосвязь  гомологических рядов.

24/4

Контроль знаний учащихся по темам 1,2,3,4. Зачет

Тема 5. Природные источники получения углеводородов и их переработка (6 часов)

25/1

Природный и попутный

нефтяной газы.

26/2

Нефть и её переработка

27/3

Крекинг нефти

28/4

Коксохимическое производство.

29/5

Повторение и  обобщение знаний по теме «Углеводороды»

30/6

Контрольная работа

№ 1 по теме «Углеводороды».

Тема 6. Спирты и фенолы (6 часов)

31/1

Предельные одноатомные спирты: строение, номенклатура, изомерия

гомологический ряд, физические свойства. Водородная связь

 

32/2

Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

33/3

Применение и получение спиртов. Губительное действие спиртов на организм.

34/4

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

35/5

Фенолы. Охрана окружающей среды от фенола.

36/6

Обобщение и закрепление знаний. Генетическая связь между спиртами и углеводородами.

Тема 7. Альдегиды (3 часа)

37/1

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.

38/2

Свойства альдегидов.

39/3

Формальдегид
и ацетальдегид: получение и применение.

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 часов)

40/1

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура

41/2

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Химические свойства

42/3

Получение карбоновых кислот и применение.

43/4

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

44/5

Получение и свойства карбоновых кислот.

 

45/6

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

46, 47/1,2

Сложные эфиры: свойства, получение, применение.

48, 49/3,4

Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. Моющие средства.  

Решение задач. Обобщение

50/5

Контрольная работа

№ 2 по темам № 6,7,8,9.

51/1

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия.
Фруктоза — изомер глюкозы.

52/2

 Свойства глюкозы. Применение

53/3

Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.

54/4

Крахмал, его строение, химические свойства, применение

 

55/5

 

Целлюлоза, ее строение и химические свойства

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно

Тема 11. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

56/1

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение

57/2

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

58/3

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки (4 часа)

59/1

Белки — природные полимеры. Состав и строение.

60/2

Физические
и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

61/3

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях.

Нуклеиновые кислоты.

62/4

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные

с применением лекарственных препаратов.

Тема 13. Синтетические полимеры (8 часов)

63/1

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые
в реакциях полимеризации.

64/2

Строение молекул. Стереонерегулярное
и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность.

 

65/3

Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.

66/4

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

67/5

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Распознавание пластмасс и волокон.

68/6

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...