Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Алюминий"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Урок разработан для участия в заочном районном конкурсе методических разработок,
посвященном 155 летию со дня рождения Николая Дмитриевича Зелинского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alyuminiy_-urok.doc | 766.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 9-м классе по теме «Алюминий»
Тема № 1 Металлы.
Урок № 11-12(17-18) (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Тема урока: Алюминий.
Цель урока: осознание учащимися практической значимости алюминия в жизни человека на основе изучения его физических и химических свойств посредством исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Рассмотреть строение атома алюминия.
- Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение его на основе знаний о его свойствах.
- Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Развивающие:
- Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
- Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и
реактивами.
- Формировать умения обрабатывать и анализировать экспериментальные данные,
делать выводы о свойствах вещества.
Воспитывающие:
- Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.
- Воспитать культуру общения через работу в парах “ученик - ученик”, “учитель - ученик”.
- Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.
Тип урока: урок-исследование.
По основной дидактической цели тип урока - изучение нового материала.
По объему осваиваемой методики научного исследования - урок-исследование.
Формы работы учащихся: самостоятельная работа с текстами, справочными таблицами, презентацией урока, проведение химического эксперимента, наблюдение, самоконтроль.
Формы организации работы в классе: индивидуальная, самостоятельная, парная, фронтальная, дифференцированная.
Метод проведения урока: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемые результаты:
- развитие научного мышления учащихся в процессе установления причинно-следственных связей;
- обобщение знаний учащихся о физических и химических свойствах алюминия как простого вещества;
- развитие и обобщение знаний учащихся о нахождении и роли алюминия в природе, о практическом использовании алюминия.
Междисциплинарные связи: химия – физика – география – биология - история.
Внутридисциплинарные связи: органическая химия – неорганическая химия.
Средства обучения: ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебный фильм «Всё об алюминии»; видеоролики по химическим свойствам алюминия, учебник Габриелян О.С. Химия. 9 класс.
Оборудование:
у учителя – набор для проведения демонстрационного опыта: йод кристаллический, алюминий (порошок), вода (как катализатор), фарфоровая чашка, стеклянный колокол.
На каждом столе у учащихся – карточки для проверки домашнего задания (Приложение 1), рабочие листы к уроку (Приложение 2), инструкция для проведения практической работы (Приложение 3), тест по теме «Алюминий»(Приложение 4), листы самооценки(Приложение 5), таблицы “Относительная твёрдость металлов”, “Плотность металлов”, “Температура плавления металлов”, “Относительная теплопроводность и электрическая проводимость металлов”(Приложение 6); коллекция “Алюминий”, алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, набор для проведения лабораторной работы: алюминий (гранулы); растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия; сухое топливо, пробиркодержатель, штатив с пробирками, спички.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятель ность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Настрой на урок? Обратите внимание на эпиграф к уроку: "Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" (Р. Декарт) Я предлагаю вам сегодня на уроке выступить в роли исследователей. Согласны? Итак, начинаем наш урок-исследование! | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивирование учащихся на изучение новой темы | Учитель. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом, хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду. Слайд 2 "Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого вещества. Мастер поведал, что получил это вещество из "глинистой земли". Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить". Как вы думаете, о каком веществе идёт речь? А чтобы это выяснить, я предлагаю вам выполнить задание на карточках по определению солей щелочноземельных металлов (проверка домашнего задания). Чтобы прийти к верному ответу, вам следует составить из буквенных ответов слово, определяющее название химического элемента, о котором мы сегодня и будем говорить (слово «алюминий»). Слайд 3 Учитель: Итак, как мы выяснили, тема нашего урока «Алюминий». Ребята, обратите внимание, у вас на партах находятся рабочие листы (Приложение 2). В течение всего урока вы будете с ними работать. А сейчас запишите тему урока и подпишите их. | Высказывают предположения Выполняют задания на карточках и определяют тему урока. Записывают в рабочие листы тему урока и подписывают их. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи. Формулирование гипотезы. | Слайд 4 Учитель: Какова же цель нашего урока? Ваши предположения. (Учитель вместе с учащимися формулирует цель урока.) Цель нашего урока - Исследовать возможности применения алюминия, основываясь на его важнейших свойствах; приобретение исследовательских знаний и умений. Учитель: А теперь давайте определимся с гипотезой, которую докажем или опровергнем в течении урока. (Учитель вместе с учащимися формулирует гипотезу.) Гипотеза: Алюминий является металлом, его применение возможно спрогнозировать. Учитель: Для того чтобы достигнуть поставленных целей, подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу, необходимо составить план изучения металла алюминия. Что нам нужно включить в план урока? Слайд 5 План изучения нового материала.
| Участвуют в определении цели урока и формулировании гипотезы. Участвуют в составлении плана изучения нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | Слайды 6-8 1.Открытие алюминия (сообщение учащегося об истории открытия алюминия)(Приложение 7 ). 2. Характеристика элемента алюминия по положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Слайд 9-10 Задание 1: охарактеризуйте положение алюминия в периодической системе по плану: Химический символ элемента – Порядковый номер – Атомная масса – Номер периода – Номер группы – Подгруппа (главная или побочная) – Слайд 11 Проверьте себя: Химический символ элемента – Al Порядковый номер – 13 Атомная масса – 27 Номер периода – 3 Номер группы – 3 Подгруппа (главная или побочная) – главная. Слайд 12 Задание 2: используя данные о положении алюминия ПСХЭ, охарактеризуйте строение атома алюминия по плану: Заряд ядра – Число электронов в атоме – Число электронных слоев в атоме – Как распределены электроны на электронных слоях (нарисовать схему строения атома) – Степень окисления – Слайд 13-15
Проверьте себя: Заряд ядра – +13 Число электронов в атоме – 13 Число электронных слоев в атоме – 3 Как распределены электроны на электронных слоях (нарисовать схему строения атома) – следующий слайд Степень окисления - +3 По результатам данного этапа исследования сделаем выводы: Слайд 16 Задание 3: Вставьте пропущенные слова:
Слайд 17
Проверьте себя:
3. Особенности строение алюминия как простого вещества. Слайд 18 Какой тип кристаллической решётки у алюминия? Какой вид химической связи имеет металл алюминий?– просмотр фрагмента учебного фильма «Всё об алюминии» - используется фрагмент по строению кристаллической решетки. 4.Физические свойства алюминия Слайды 19-23 Задание 4: Изучите образцы металла, справочные материалы (Приложение 6), слайды презентации, фрагмент учебного фильма «Всё об алюминии» и выпишите (во второй столбик) важнейшие физические свойства алюминия.
Слайд 24
Проверьте себя: дается эта же таблица с заполненными данными во втором столбике. Слайд 25 На основании полученных результатов исследования физических свойств сделайте вывод: гипотеза о принадлежности алюминия к классу металлов (подтвердилась или не подтвердилась) – ? Слайд 26 Проверьте себя: на основании полученных результатов исследования физических свойств делаем вывод: гипотеза о принадлежности алюминия к классу металлов подтвердилась. Физ. минутка. В работах профессора М. М. Кольцевой доказано, что тренировки тонких дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, мышления, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху - снизу. Потирание рук. Способствует приливу крови и эмоциональной усталости. Колечко. Поочередно и как можно быстрее учащиеся перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, и т д в прямом и обратном порядке. 5. Химические свойства алюминия Слайд 27 Учитель: Какими химическими свойствами должен обладать алюминий исходя из его положения в периодической системе Д.И. Менделеева и сравнивая строение атомов элементов III периода? Активный или неактивный? Учитель: в периоде с увеличением заряда ядра атома уменьшается радиус атома и способность элемента отдавать электроны тоже уменьшается, поэтому алюминий проявляет более слабые восстановительные (металлические) свойства, чем натрий и магний, он относится к переходным металлам и занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами, его соединения являются амфотерными. Учитель: Ребята, какую гипотезу можно выдвинусь, основываясь на положении алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов? Слайд 28 Электрохимический ряд напряжений металлов Li, K, Ca, Na, Mg, Al, Cr, Zn, Fe, Co, Pb, H2,Cu,Hg,Ag Гипотеза: алюминий находится в начале ряда напряжений сразу после щелочных и щелочноземельных металлов, поэтому он должен проявлять высокую химическую активность. Слайд 29 Учитель: Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о химической активности алюминия проведём исследование его химических свойств. Изучим степень его химической активности при взаимодействии с простыми и сложными веществами. Изучение химических свойств алюминия:
- с простыми веществами -кислородом, горение алюминия на воздухе, серой, бромом, йодом; - с водой, оксидом железа(III)(алюминотермия); - со сложными веществами - концентрированными серной и азотной кислотами, с разбавленными соляной и серной, со щелочами. (Просмотр видеофрагментов и демонстрация учителя взаимодействия алюминия с йодом). Слайд 30 Учитель: Ребята, а почему алюминий не реагирует с концентрированными серной и азотной кислотами? (Концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют алюминий, образуя на поверхности алюминия оксидную пленку, который препятствует дальнейшему протеканию реакций. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.) А что такое алюминотермия? Дайте определение, опираясь на материал параграфа 13 об алюминии(с.70). (Алюминотермия - это способ восстановления многих металлов из их оксидов с помощью алюминия, если в электрохимическом ряду напряжения металл расположен после алюминия.) Слайд 31 2.Изучение взаимодействия алюминия с соляной кислотой, с раствором гидроксида натрия при обычных условиях с помощью химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности (Приложение 3) Слайд 32 Задание 5: Оформление результата исследования (заполнение таблицы) по химическим свойствам:
Слайд 33 Проверьте себя: эта же таблица с правильно заполненными столбиками. Слайд 34 Задание 6: Сделайте выводы по результатам исследования химических свойств (зачеркни неправильное слово): Слайд 35 Проверьте себя: Выводы по результатам исследования химических свойств алюминия Анализ полученных в ходе исследования данных показывает, что: 6.Нахождение в природе. Способы получения. Слайд 36 Учитель: Рассмотрите диаграмму "Распространение элементов в природе". Определите, какое место занимает алюминий среди других элементов. Слайд 37-39 Учитель: Рассмотрите образцы природных соединений. Сравните их по твердости, прочности, цвету, используя текст учебника(с.72-74). Алюминий - самый распространенный металл в природе. Его содержание в земной коре составляет 8,8 %. Он занимает 3 место по распространенности среди других элементов (после кислорода и кремния). Получение алюминия. Слайды 40-43 Учитель: Алюминий очень прочно связан в природных соединениях с кислородом и другими элементами, и выделить его из этих соединений химическими методами очень трудно. Алюминий можно получить электролизом - разложением расплава его оксида Al2O3 с помощью электрического тока. Но температура плавления оксида алюминия около 2050оС. Технически доступным алюминий стал после того, как был найден способ понизить температуру плавления Al2O3 хотя бы до 1000оС. Этот способ открыли в 1886 году американец Ч.Холл и француз П.Эру, которые установили, что Al2O3 хорошо растворяется в расплавленном криолите, формула которого Na3AlF6. Мировое производство алюминия постоянно растет и занимает по объему второе место среди металлов. 7. Применение алюминия. Слайды 44-49
Учитель: Используя полученные в ходе исследования знания, слайды презентации, а так же рисунок 31 на странице 72 учебника химии, определите области применения алюминия (выпишите). Слайд 50-51 Проверьте себя: на этих слайдах показаны современные области применения алюминия. Учитель: Ребята, а как вы думаете: оказывает ли алюминий влияние на здоровье человека? (Сообщение учащегося «Биологическая роль алюминия» (Приложение 8) | Выполняют задание 1 на рабочих листах Проверяют выполнение задания 1 Выполняют задание 2 на рабочих листах Проверяют выполнение задания 2 Выполняют задание 3 Проверяют выполнение задания 3 Определяют тип кристаллической решётки алюминия и вид химической связи алюминия. Заполняют таблицу, используя справочные материалы. Проверка выполнения задания 4 Делают вывод Проверяют себя Физ.минутка Высказывают предположения о химических свойствах алюминия Вместе с учителем формулируют гипотезу Определяют степень химической активности алюминия по положению его в ряду активности металлов Отвечают на вопросы учителя. Выполняют практическую работу в парах Определяют реальную степень активности алюминия, используя результаты химического эксперимента Выполняют задание 5(заполняют таблицу) Проверяют правильность заполнения таблицы Выполняют задание 6 в парах Проверяют выполнение задания 6 Выполняют задания учителя Выполняют задание учителя Проверяют выполнение задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала | 3.Закрепление знаний. Рефлексия. Вопросы:
Слайд 52 Тест по теме "Алюминий" (Приложение 4). Слайд 53 Проверка теста. | Отвечают на вопросы. Выполняют тест на листах. Проверяют тест. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | 4.Выводы по уроку. Слайд 54 Учитель: Давайте вернёмся к началу урока и вспомним цели, которые мы ставили в начале урока и какую гипотезу выдвигали. Достигли ли мы поставленных целей? Подтвердили или опровергли мы сформулированную в начале урока гипотезу? Какие приемы исследовательской деятельности мы сегодня использовали? Подводятся итоги, характеризуется работа учащихся, а затем рефлексия - осмысление учащимися своей деятельности. Заполняется лист самооценки. Лист самооценки ученика (цы) Критерии самооценки (Поставьте знаки "+" -да, "- " - нет)
| Обсуждают выводы по уроку вместе с учителем Заполняют листы самооценки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | В рабочих листах записано домашнее задание, которое вы выполните дома и на следующий урок сдадите мне на проверку.
| Записывают домашнее задание |
Список использованной литературы
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 14-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2009. - 270, [2] c.: ил.
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии. Учебное пособие. М., ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке химии. Ярославль: Академия развития, 2000.
- Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. М., Дрофа, 2004.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М., Дрофа, 2004.
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 г.
- Аранская О.С., Бурак Н.В. Исследовательская и проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. – М.: Вентана-Граф, 2007 г.
- Врублевский А.И. Тесты по химии. – Минск: Юнипресс, 2010 г.
- Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса. 8-9 класс. – М.: Вако,
2006 г. - Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы. – М.: Вентана-Граф, 2003 г.
Список ЭОР
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9
- http://www.school-collection.edu.ru
- http://fcior.edu.ru/card/11621/testy-po-teme-alyuminiy.html
- http://metodisty.ru/m/files/view/test_-aljuminii
- http://www.rosinka.vrn.ru/pp/
- http://www.museum.gorodovoy.spb.ru/museums/2437378.shtml
- http://strannik-travel.com/tours/1429/музей
- http://www.minerals.nw.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://syktyvkarcity.ru/komirepublic/emva.php
- http://protown.ru/russia/obl/articles/3395.html
- http://www.infogeo.ru/metalls/
Приложение 1
Карточка для проверки домашнего задания
по теме «Соединения щелочноземельных металлов»
Формулы солей Признаки соли | MgCO3 | BaSO4 | CaCO3 | CaSO4 | MgSO4 | Ca3(PO4)2 |
1. Мел, мрамор, известняк – природные соединения этой соли | К | У | И | Ш | Р | А |
2. В природе встречается в виде кристаллогидрата | Ц | П | В | М | Е | О |
3. Применяется в металлургии для перевода пустой породы в шлак | Н | Ё | С | Ф | Б | Д |
4. Применяют в рентгенодиагностике | Ч | Ю | И | П | Ж | Э |
5. Входит в состав костей и зубов | Н | О | Г | З | И | А |
6. Используется в медицине в качестве слабительного средства | Т | М | Ю | Ё | Й | Х |
7. Входит в состав и гипса, и алебастра | С | М | И | Л | Г | Щ |
8. Служит сырьём для получения гашёной и негашёной извести | В | Ы | И | У | К | П. |
(Ответ: И, М, Н, Ю, А, Й, Л, И - АЛЮМИНИЙ)
Приложение 2
Рабочий лист
Ученика (цы) ___ класса ___________________________________________
(фамилия, имя)
Тема урока: _____________________________
Задание 1: охарактеризуйте положение алюминия в периодической системе по плану:
Химический символ элемента –
Порядковый номер –
Атомная масса –
Номер периода –
Номер группы –
Подгруппа (главная или побочная) –
Задание 2: используя данные о положении алюминия ПСХЭ, охарактеризуйте строение атома алюминия по плану:
Заряд ядра –
Число электронов в атоме –
Число электронных слоев в атоме –
Как распределены электроны на электронных слоях (нарисовать схему строения атома) –
Степень окисления –
Задание 3: Вставить пропущенные слова в тексте:
- Порядковый номер алюминия - _______.
- Алюминий - элемент __________группы, __________ подгруппы
- Заряд ядра атома алюминия равен ______
- В ядре атома алюминия __________протонов.
- В ядре атома алюминия _________нейтронов.
- В атоме алюминия ________ электронов.
- Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.
- Электронная оболочка имеет строение __________.
- На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.
- Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.
- Простое вещество алюминий является ____________.
- Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.
Задание 4: Заполните таблицу:
Физические свойства | Проявление свойства |
Цвет (какой?), блеск (отражение поверхностью света: есть или отсутствует) | |
Пластичный или хрупкий | |
Температура плавления (тугоплавкий или легкоплавкий) | |
Плотность (легкий или тяжёлый) | |
Теплопроводность (хороший проводник, плохой проводник, не является проводником) | |
Электропроводность (хороший проводник, плохой проводник, не является проводником) | |
Относительная твердость (твердый или мягкий) |
Задание 5: Заполните таблицу по химическим свойствам алюминия:
№ п/п | Взаимодействует ли алюминий с : | Уравнения реакций (или «нет реакции») | Условия протекания реакции (зачеркни неправильное утверждение) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | кислородом (О2) | Только при нагревании При обычных условиях Другие условия: | |
2 | cерой (S) | Только при нагревании При обычных условиях Другие условия: | |
3 | водой (H2O) | Только при нагревании При обычных условиях Другие условия: | |
4 | раствором соляной кислоты (HCl) | Только при нагревании При обычных условиях Другие условия: | |
5 | раствором серной кислоты (H2SO4) | Только при нагревании При обычных условиях Другие условия: | |
6 | щелочью (NaOH) | Только при нагревании При обычных условиях Другие условия: | |
7 | оксидом железа (Fe2O3) | Только при нагревании При обычных условиях Другие условия: | |
8 | концентрированной серной кислотой (H2SO4) | Только при нагревании При обычных условиях Другие условия: | |
9 | концентрированной азотной кислотой HNO3 | Только при нагревании При обычных условиях Другие условия: |
Задание 6: Сделайте выводы по результатам исследования химических свойств (зачеркни неправильное слово):
1.В ряду активности алюминий стоит сразу после щелочных и щелочноземельных металлов, что говорит о его высокой химической пассивности (активности).
2.На практике алюминий довольно пассивный (активный) металл.
3.Активность (Пассивность) алюминия связана с наличием оксидной плёнки, образующейся на поверхности металла.
4.Алюминий проявляет (не проявляет) переходные свойства.
5. Изучение химических свойств подтверждает, что алюминий обладает ( не обладает) свойствами, характерными для металлов.
Применение алюминия-_____________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Домашнее задание:
- 1 группа: параграф 13, упр.1,3,4.
- 2 группа: параграф 13, упр. 1,3,5,8.
- 3 группа: параграф 13, упр.6,7,8.
Приложение3
Лабораторная работа
«Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами»
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.
Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.
Необходимо предупредить учащихся о том, что реакция алюминия с соляной кислотой – самоускоряющаяся: по мере растворения оксидной плёнки скорость реакции возрастает; реакция сопровождается повышением температуры, что также приводит к её ускорению; в растворе накапливается хлорид алюминия, играющий каталитическую роль. Поэтому после обнаружения водорода, без промедления алюминиевую проволочку переносят в пробирку с раствором щёлочи!
Опыт 1. В пробирку положите кусок алюминиевой проволоки и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.
Опыт 2. В пробирку положите кусок алюминиевой проволоки и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.
Выводы:_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
Приложение 4
Тест по теме «Алюминий»
- Самым распространенным в земной коре металлом является
а) Са | в) Na |
б) Аl | г) Fe |
- Самым активным металлом среди перечисленных является
а) Na | в) Аl |
б) К | г) Мg |
- Амфoтерные соединения образует
а) Са | в) Аl |
б) Na | г) Li |
- Сплав на основе алюминия называется
а) бронза | в) мельхиор |
б) латунь | г) дюралюминий |
- В самородном состоянии встречается в природе
а) Аl | в) Na |
б) Сu | г) Мg |
- Не подвержен коррозии
а) Аl | в) Na |
б) Fe | г) Li |
7. Алюминий входит в состав следующего природного соединения
а) сильвинит | в) гипс |
б) кальцит | г) корунд |
- При растворении алюминия в воде получается раствор
а) алюминия | в) гидроксида алюминия |
б) оксида алюминия | г) гидрида алюминия |
- В ряду Na – Мg – Аl – Si
а) увеличивается число энергетических уровней в атомах
б) усиливаются металлические свойства элементов
в) уменьшается высшая степень окисления элементов
г) ослабевают металлические свойства элементов
- Какую химическую реакцию положил в основу рассказа «Бенгальские огни» его автор Н. Носов?
а) взаимодействие алюминия с хлором
б) взаимодействие алюминия с водой
в) взаимодействие алюминия с кислородом
г) взаимодействие алюминия с серой
Приложение 5
Лист самооценки ученика (цы)
Критерии самооценки (Поставьте знаки "+" -да, "- " - нет)
1. Я выступал по обсуждаемым вопросам |
|
2. Активно дополнял |
|
3. Мои ответы были аргументированы |
|
4.Мне было интересно |
|
5.Был невнимателен |
|
6.Отвлекался |
|
7.Завладел инициативой и вниманием класса |
|
8.Самооценка |
|
9.Оценка учителя |
|
Приложение 6
Приложение 7
Сообщение учащегося об истории открытия алюминия
Алюминий в виде соединений был известен в глубокой древности. По свидетельству античных историков квасцы (по лат. “люмен”), т.е. сульфат алюминия-калия КAl(SO4)2 добывали во многих местах и применяли в качестве протравы при крашении тканей, а потом и в медицинских целях как кровеостанавливающее средство. В начале нашей эры римский полководец Архелай во время войны римлян с персами велел обмазать боевые башни квасцами. Дерево башен стало огнестойким, поэтому все попытки персов сжечь их оказались бесплодными.
Что может быть обыкновеннее глины? Красная глина речного обрыва, коричневая глинистая грязь проселочной дороги, белая и синеватая глина, которая неожиданно оказывается на лопате, когда копают глубокую яму или колодец. В составе любой глины содержится оксид алюминия Al2O3. Поэтому глину относят к классу минералов-алюмосиликатов (каолин, полевой шпат, нефелин) – вулканического происхождения. Минерал осадочного происхождения – боксит, похож на глину, но лишен свойственной ей пластичности. Залежи бокситов находятся на западном и южном склонах Урала и тянутся до степей Северного Кавказа. Крупнейшие месторождения нефелина NaAlSiO4 обнаружены в Красноярском крае
В середине XIX в Западной Европе начинаются попытки получения алюминия. В 1825 году Х.К. Эрстед (Дания) впервые получил алюминий в чистом виде, используя для этого калий в виде амальгамы. Однако тогда точно не удалось выяснить какой продукт был получен. Зато два года спустя в этом преуспел Велер (Германия), взявший для восстановления чистый калий. 20 лет упорного труда позволили ученому приготовить алюминий в виде гранул со спичечную головку. Новый металл оказался очень красивым и похож на серебро, но значительно более легким. Именно эти свойства алюминия определили его высокую стоимость: в конце XIX –начале XX в. алюминий ценился выше золота. На протяжении долгого времени он оставался музейной редкостью.
Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского ученого Д.И. Менделеева и подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, а другая – из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. (слайд 6)
Полученное “серебро из глины” заинтересовало не только ученых, но и промышленников и даже императора Франции. Впервые алюминий был использован для изготовления нескольких декоративных кирас (лат) для личной охраны (кирасир) Наполеона III и игрушек для его наследника.
Приложение 8
Сообщение учащегося «Биологическая роль алюминия»
Содержание алюминия в организме человека массой 70 кг составляет 61 мг. Он находится во всех органах и тканях. Но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. Алюминий принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей и участвует в процессе регенерации костной ткани. Он активизирует действие пищеварительных ферментов и участвует в обмене фосфора.
Алюминий поступает в организм за счет продуктов питания, в нашем рационе в сутки может содержаться до 100 мг алюминия. Из всего алюминия, поступающего в организм, с продуктами питания в ЖКТ всасывается от 2-4%, но он может поступать и через легкие. С возрастом в легких и головном мозге его становится больше, а выводится он несколькими путями с потом, выдыхаемым воздухом, мочой, калом.
Алюминий практически содержится во всех продуктах питания. Но в основном источниками содержания алюминия являются продукты растительного происхождения, в них алюминия в 50-100 раз больше чем в продуктах животного происхождения. Больше всего алюминия содержится в овсянке, горохе, пшенице, рисе, картофеле, авокадо. А в хлебе его много, потому что при выпечке используется алюминиевая посуда
Алюминий влияет на здоровье человека. При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается вдвое, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли и постепенно в организм поступает немалое количество алюминия.
Внимание! Опасность!
Избыток алюминия приводит к нарушению минерального обмена. В больших концентрациях алюминий отрицательно действует на нервную систему и может вызвать судороги, снижение или потерю памяти, способствует развитию старческого атеросклероза, у детей замедляется развитие, поражается желудок, кишечник. В этом случае помогут крапива, хвощ полевой, препараты, содержащие янтарную кислоту.
При производстве алюминия негативное влияние на окружающую среду оказывают выделяющиеся вредные газы и отходы, так как алюминий относится к токсичным элементам. Безопасность природной среды может быть обеспечена, если будут разработаны новые технологии производства алюминия, очищаться сточные воды, строго контролироваться выбросы соединений алюминия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".
Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания об однородных и неодноро...
Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"
Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...
Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".
На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....
Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"
Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"...
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...