Соединения алюминия
план-конспект урока по химии (9 класс)
Конспект урока "Соединения алюминия" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_-soedineniya_alyuminiya9kl._.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Соединения алюминия. (9 класс)
Цель урока:
Ознакомление учащихся с соединениями алюминия, их свойствами, практическим использованием в жизни человека;
Формирование научного мировоззрения;
Развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи урока:
образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соединений. Готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса. Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
развивающая – развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечение системности учения. Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества
воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности. Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.Воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик".
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые результаты
Предметные:
физические и химические свойства соединений алюминия, способы получения, применения соединений алюминия.
Безопасность и грамотность при работе с веществами
Личностные:
развивать навыки сотрудничества
Регулятивные УУД:
Планирование химического эксперимента, составление плана и последовательности его проведения, прогнозирование результатов опытов. Сравнение результатов с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные УУД:
Учебное сотрудничество учителя с учениками. Организация работы в парах, умения договориться, учет личных особенностей одноклассника его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученных результатов эксперимента
Техническое обеспечение урока: 2 кусочка алюминия, оксид алюминия, гидроксид алюминия, раствор соляной кислоты, раствор хлорида алюминия . Пробирки, спиртовка, гидроксид натрия , соединения алюминия
Содержание урока.
№ | Этапы урока | Дидактическая задача | Содержание | |
Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) | Деятельность учащихся (с указанием форм работы) | |||
1 | Организационный момент | выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Урок начинается с рефлексии эмоционального состояния и настроения. (на столах у учащихся карточки со смайликами, отражающими настроение) Учитель : С каким настроением вы пришли на урок? | Приветствуют учителя Ученики поднимают соответствующие смайлики. В конце урока учитель смотрит как изменилось эмоциональное состояние учащихся |
2 | Мотивация учебной деятельности | выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности | 1. Внимательно прослушайте стихотворение и скажите, о каких свойствах и областях применения алюминия говорится в нем: В тринадцатой квартире Живет известный в мире Как проводник прекрасный, Пластичен, серебрист. Еще по части сплавов Завоевал он славу. И в этом деле он специалист. Вот мчится словно ветер В космической ракете, По внешности он видный, Хоть пленкою оксидной – покрыт, Она ему как прочная броня. Он мягкий, легкий, ковкий, Сверкает в упаковке. Обернуты конфеты блестящею фольгой. Для плиток шоколада Его немало надо. А раньше был он очень дорогим. 2. Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить борщи, тушить квашенную капусту? А так же нельзя мыть алюминиевую посуду раствором соли? | Настраиваются на урок Физические свойства: электропроводность, пластичность, серебристый цвет, легкий, мягкий, ковкий, обладает металлическом блеском. Применение: Как проводник, применение сплавов, самолетостроение, фольга для пищевых продуктов При обращении с алюминием в быту нужно помнить, что нагревать и хранить в алюминиевой посуде можно только нейтральные (по кислотности) жидкости (например, кипятить воду). Если, например, в алюминиевой посуде варить кислые щи, то алюминий переходит в пищу, и она приобретает неприятный «металлический» привкус. Поскольку в быту оксидную пленку очень легко повредить, то использование алюминиевой посуды все-таки нежелательно. |
3 | Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) | выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. | Индивидуальная работа у доски. Запись уравнений на доске с указанием электронного баланса и признаков данных реакций (4 уч-ка). 4Al+3O2=2Al2O3 2Al+ 2 NaOH+6H2O= 2Na[Al(OH)4]+3 H2 2Al + 6HCl =2AlCl3 + 3H2 Сr2O3+ 2Al=2Cr+ Al2O3 Работа в парах. МИНИ ТЕСТ по теме Алюминий (Приложение 1) Вариант -1 Вариант-2 Сверьте ответы с ключом на доске. | Учащиеся работают у доски по карточкам
Другие учащиеся выполняют тесты по вариантам. (затем осуществляют взаимопроверку по ключу который записан на доске) и фиксируют результаты, оценивают тест |
4 | Постановка учебной задачи | постановка целей учебной деятельности | Создаёт условия для формулирования темы урока. На демонстрационном столе представлена коллекция природных соединений алюминия. На перемене можете подойти посмотреть. Внимательно послушайте сообщение уч-ся, которые провели исследовательскую работу и определите тему нашего урока. Исходя из информации которую вы прослушали как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Запишем тему урока « Соединения алюминия» Исходя из темы определите цели нашего урока. | уч-ся представляет исследовательскую работу, делает сообщение о соединениях алюминия ( демонстрирует плакат и презентацию о соединениях алюминия) Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми соединениями алюминия, с их химическими свойствами и применением отдельных соединений алюминия Учащиеся записывают в тетради тему урока |
5 | Освоение нового учебного материала | освоение новых знаний и умений | I Оксид алюминия (Al2O3 – глинозем) старинное название 1. Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства Рассмотрим химические свойства оксида алюминия – Какими свойствами обладает оксид алюминия? – Какие соединения называются амфотерными? Оксид алюминия как амфотерное соединение проявляет две группы свойств: основные взаимодействуя с кислотами и кислотные взаимодействуя с основаниями – Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия Сплавление Al2O3 протекает очень трудно Работаем по опорной таблице (под руководством учителя) II Al (OH)3 гидроксид алюминия - белый, аморфный или кристаллический. Практически не растворяется в воде. Разлагается при нагревании. 1.Получение гидроксида алюминия Предложите способ получения гидроксида алюминия в лаборатории (после обсуждения предложенных версий, выбираем приемлемый) Вспомним технику безопасности. Правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами Реакция качественная на ионы алюминия Al3+ Исследуем характер полученного гидроксида алюминия Работаем по опорной таблице (под руководством учителя), систематизируем знания об условиях проведения реакций между амфотерным гидроксидом и щелочью: В расплаве = средняя соль +вода В растворе = комплексная соль Какая соль образуется если реакция идет в расплаве? Каким образом ведет себя гидроксид алюминия в реакциях с кислотами и основаниями? | IОксид алюминия(Al2O3 глинозем) Физические свойства: Белое вещество, нерастворимое в воде, с очень высокой температурой плавления Al2O3 + H2O ≠ Оксид алюминия обладает амфотерными свойствами Соединения, проявляющие двойственную природу, т.е. взаимодействуют и с кислотами и с основаниями Вывод: Основные Кислотные свойства свойства соль Al2O3 соль амфотерный оксид 1 группа свойств Al2O3 +6HСl== 2AlСl3 +3H2O 2 группа свойств Al2O3 +2NaOH(тв)=2NaAlO2 + H2O Al2O3 + 6 NaOH + 3H2O= 2Na3[Al(OH)6] Двое уч-ся выходят к доске (в белых халатах) и проводят опыт Правила ТБ Уч-ся Если пролита кислота-проточная вода,раствор питьевой соды; если щелочь –вода,2% раствор уксусной кислоты Опыт Получение гидроксида алюминия (Al (OH)3 ) и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей», другой уч-ся пишет уравнения реакции В пробирку налейте 1 мл раствора соли хлорида алюминия. Добавьте несколько капель раствора щелочи гидроксида натрия до образования студенистого осадка гидроксида алюминия. Запишем уравнение реакции. AlCl3+3NaOН(недост)=Al (OH)3+ 3NaСl Al (OH)3-белый студнеобразный осадок нерастворимый в воде Вывод: Основные Кислотные свойства свойства соль Al2(OН)3 соль амфотерный гидроксид 1 группа свойств Al(OH)3 +3HСl= AlСl3 +3H2O 2 группа свойств Al(OH)3 +NaOH (тв)= Al(OH)3 +NaOH (избыток)= составляют уравнения реакций взаимодействие гидроксида алюминия с основаниями (щёлочью) в растворе и расплаве. Если реакция идет в расплаве то образуется средняя соль Al(OH)3 + NaOH= NaAlO2 + 2H2O метаалюминат натрия Al(OH)3 + 3NaOH =Na3[(OH)6] гексагидроксо- алюминат натрия Учащиеся анализируют уравнения соответствующих реакций и делают вывод. Вывод: В реакциях с кислотами гидроксид алюминия ведет себя как основание, а в реакциях с основаниями как кислота. |
6 | Закрепление учебного материала | закрепление новых знаний и умений при решении типовых задач и выполнения заданий | Дифференцированная работа 1.Решение задач (для сильных учащихся) 2. Выполнение теста «Алюминий и его соединения» (Приложение 2) | Решают задачи Выполняют тесты Вариант 1 Вариант 2 |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | получение информации о домашнем задании | Изучить п. 13 стр. на «5» N1-5 на «4» N 1-4 на «3» N 1-3 Подготовиться к практической работе 1. (стр 125) Инструкция к ПР. | Записывают д/з. |
8 | Рефлексия | анализ учащимися результатов своей учебной деятельности | Подводит итоги. Организует рефлексию: Оцени себя на уроке (Карточки с фразами, подчеркнуть нужное) Урок.
Я на уроке.
Итог
Выставление оценок Организует самооценку собственной учебной деятельности. Учитель: С каким настроением вы уходите с урока? | Отвечают на вопросы Учащиеся поднимают карточки со смайликами |
Литература:
Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян.
Зуева, М. В. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл / М. В. Зуева, Н. Н. Гара. – М. : Дрофа, 1999. – 128 с. : ил.
Назарова, Т. С. Карты-инструкции для практических занятий по химии. 8-11 классы
Дерябина Н.Е. «Общая химия»Часть 2. Москва ,2001г
Мини тест по теме «Алюминий». Приложение 1
Вариант 1.
Выберите правильный ответ.
1.Степень окисления алюминия в его оксиде
а) +2 б) +1 в) +3 г) -3 д) -2
2.Номер группы, в которой расположен алюминий
а) VII б) III в) II г) I
3.Порядковый номер алюминия
а) 13 б) 11 в) 19 г) 17
4.Относительная атомная масса алюминия
а) 27 б) 23 в) 36 г) 35,5
5.Число валентных электронов в атоме алюминия
а) 1 б) 4 в) 3 г) 2
6.Название минерала с формулой Al2O3
а) боксит б) лимонит в) корунд
г) полевой шпат
7.Способ промышленного получения алюминия
а) алюмотермия б) электролиз
в) пиролиз г) гидролиз
8.Сопоставьте: Исходные в-ва Продукты реакции
1) Al2O3 + 6HCI - А) 2Al2O3
2) 3CI2 + 2Al - Б) 2AlCl3
3) 2Al + 6HCI - В) 2AlCl3 + 3H2O
4) 4Al + 3O2 - Г) 2AlCI3 + 3H2
Мини тест по теме «Алюминий». Приложение 1
Вариант 2.
Выберите правильный ответ.
1.Степень окисления алюминия в его хлориде
а) +2 б) +1 в) +3 г) -3 д) -2
2.Номер периода, в котором расположен алюминий
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
3.Заряд ядра атома алюминия
а) +13 б) +11 в) 13 г) 11
4.Относительная атомная масса оксида алюминия
а) 27 б) 102 в) 136 г) 35,5
5.Число электронов в атоме алюминия
а) 1 б) 4 в) 3 г) 13
6.Название минерала с формулой
Al2O3 , nH2O
а) боксит б) лимонит в) корунд г) полевой шпат
7.Способ промышленного получения алюминия
а) алюмотермия б) электролиз в) пиролиз г) гидролиз
8.Сопоставьте:
Исходные в-ва Продукты реакции
1) Al2O3 + 6HCI - А) 2Na3AlO3 + 3H2
2) 3S + 2Al - Б) Al2S3
3) 2Al + 3H2SO4 - В) AlCl3 + 3H2O
4) 2Al + 6NaOH - Г) Al2(SO4)3 + 3H2
Тест Приложение 2
«Алюминий и его соединения».
1 вариант
1. Алюминий устойчив к коррозии, потому что:
а) твердый б) блестящий в) пластичный г) покрыт оксидной пленкой.
2. Какая пара оксидов проявляет амфотерные свойства:
а)MgO и Al2O3 в) Al2O3 и Fe2O3
б)FeO и FeO г) MgO и FeO
3. Природное соединение корунд, окрашенное в синий цвет, - это:
а) бирюза б) берилл в) яшма г) сапфир
4. Катион алюминия можно определить с помощью раствора:
а) кислоты б) соли в) щелочи г) индикатора
5. Оксидную пленку с изделия из алюминия можно удалить:
а) кислородом воздуха б) ртутью в) раствором щелочи г) водой
Тест. Приложение 2
«Алюминий и его соединения».
2 вариант
1. Какой из металлов лучший проводник электричества:
а) алюминий б) ртуть в) марганец г) свинец
2. Возможность изготовления из алюминия тонких листов фольги обусловлена тем, что этот металл:
а) легкий б) обладает высокой пластичностью в) прочный г) хрупкий
3. Оксид алюминия:
а) белое тугоплавкое вещество б) газообразное вещество в) порошок красного цвета г) бесцветные гранулы
4. Катион алюминия можно определить с помощью раствора:
а) кислоты б) соли в) щелочи г) индикатора
5. Какой минерал нельзя отнести к соединениям алюминия:
а) рубин б) корунд в) сапфир г) малахит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЕДИНЕНИЯ АЛЮМИНИЯ
Урок в теме “Металлы”, по учебнику О.С. Габриеляна “Химия, 9 класс”...
план-конспект урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"
Подробный план-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия". В разработке указаны основные этапы урока, учебное содержание, задания и упражнения, демонстрационные и лаборатор...
Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....
конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс
Урок изучения нового материала с использованием презентации....
Презентация к уроку химии по теме: "Соединения алюминия"
Презентация составлена учителями для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Соединения алюминия
Конспект урока на тему "Соединения алюминия".Задачи урока:Повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соеди...
Конспект урока с ИКТ "Соединения алюминия"
Урок химии 9 класс по программе О.С.Габриелян...