Соединения алюминия
план-конспект урока по химии (9 класс)

Бестаева Альбина Алимбековна

Конспект урока "Соединения алюминия" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_-soedineniya_alyuminiya9kl._.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Соединения алюминия. (9 класс)

Цель урока:

Ознакомление учащихся с соединениями алюминия, их свойствами, практическим использованием в жизни человека;

Формирование научного мировоззрения;

 Развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи урока:

образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соединений. Готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса. Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

развивающая – развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечение системности учения. Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества

воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности. Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.Воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик".

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые результаты

Предметные:

физические и химические свойства соединений алюминия, способы получения, применения соединений алюминия.

Безопасность  и грамотность  при  работе с веществами

Личностные:

развивать навыки сотрудничества

Регулятивные УУД:

Планирование химического эксперимента, составление плана и последовательности его проведения, прогнозирование результатов  опытов. Сравнение результатов  с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество учителя с учениками. Организация работы в парах, умения договориться, учет  личных особенностей одноклассника его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученных результатов эксперимента

Техническое обеспечение урока: 2 кусочка алюминия, оксид алюминия, гидроксид алюминия, раствор соляной кислоты, раствор  хлорида алюминия . Пробирки, спиртовка, гидроксид натрия , соединения алюминия

Содержание урока.

Этапы урока

Дидактическая задача

Содержание

Деятельность учителя                      (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)

Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)

1

Организационный момент

выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Урок начинается с рефлексии эмоционального состояния и настроения. (на столах у учащихся карточки со смайликами, отражающими настроение)

Учитель : С каким настроением вы пришли на урок?

Приветствуют учителя

Ученики поднимают  соответствующие смайлики. В конце урока учитель смотрит как изменилось эмоциональное состояние учащихся

2

Мотивация учебной деятельности

выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности

1. Внимательно прослушайте стихотворение и скажите, о каких свойствах и областях применения алюминия говорится в нем:

В тринадцатой квартире

Живет известный в мире

Как проводник прекрасный,

Пластичен, серебрист.

Еще по части сплавов

Завоевал он славу.

И в этом деле он специалист.

Вот мчится словно ветер

В космической ракете,

По внешности он видный,

Хоть пленкою оксидной – покрыт,

Она ему как прочная броня.

Он мягкий, легкий, ковкий,

Сверкает в упаковке.

Обернуты конфеты блестящею фольгой.

Для плиток шоколада

Его немало надо.

А раньше был он очень дорогим.

2. Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить борщи, тушить квашенную капусту?

А так же нельзя мыть алюминиевую посуду раствором соли?

Настраиваются на урок

Физические свойства: электропроводность, пластичность, серебристый цвет, легкий, мягкий, ковкий, обладает металлическом блеском.

Применение:

Как проводник, применение сплавов, самолетостроение, фольга для пищевых продуктов

При обращении с алюминием в быту нужно помнить, что нагревать и хранить в алюминиевой посуде можно только нейтральные (по кислотности) жидкости (например, кипятить воду). Если, например, в алюминиевой посуде варить кислые щи, то алюминий переходит в пищу, и она приобретает неприятный «металлический» привкус. Поскольку в быту оксидную пленку очень легко повредить, то использование алюминиевой посуды все-таки нежелательно.

3

Актуализация знаний и умений

(Проверка знаний учащихся)

выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.

Индивидуальная работа у доски. Запись уравнений на доске с указанием электронного баланса и  признаков данных реакций  (4 уч-ка).

4Al+3O2=2Al2O3

2Al+ 2 NaOH+6H2O= 2Na[Al(OH)4]+3 H2

2Al + 6HCl =2AlCl3 + 3H2             

Сr2O3+ 2Al=2Cr+ Al2O3

Работа в парах. МИНИ ТЕСТ по теме Алюминий  (Приложение 1)

Вариант -1   Вариант-2

 Сверьте ответы с ключом на доске.

Учащиеся  работают у доски по карточкам

 

Другие учащиеся выполняют тесты по вариантам. (затем осуществляют взаимопроверку по ключу который записан на доске) и фиксируют результаты, оценивают тест

4

Постановка учебной задачи

постановка целей учебной деятельности

Создаёт условия для формулирования темы урока.

  На демонстрационном столе представлена коллекция природных соединений алюминия. На перемене можете подойти посмотреть.

 Внимательно послушайте сообщение уч-ся, которые  провели исследовательскую работу и  определите тему нашего урока.

Исходя из информации которую вы прослушали как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?

Запишем тему урока « Соединения алюминия»

 Исходя из темы определите цели нашего урока.

уч-ся представляет исследовательскую работу,   делает сообщение о соединениях алюминия ( демонстрирует  плакат и презентацию о соединениях алюминия)

Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми соединениями алюминия, с их химическими свойствами и применением отдельных соединений алюминия

Учащиеся записывают в тетради  тему урока

5

Освоение нового учебного материала

освоение новых знаний и умений

I Оксид алюминия (Al2O3 – глинозем) старинное название

1. Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства

Рассмотрим химические свойства оксида алюминия        

– Какими свойствами обладает оксид алюминия?

– Какие соединения называются амфотерными?

Оксид алюминия как амфотерное соединение проявляет две группы свойств: основные взаимодействуя с кислотами и кислотные взаимодействуя с основаниями        

– Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия

Сплавление Al2O3 протекает очень трудно

Работаем по опорной таблице (под руководством учителя)

II     Al (OH)3   гидроксид алюминия - белый, аморфный или кристаллический. Практически не растворяется в воде. Разлагается при нагревании.

1.Получение гидроксида алюминия  Предложите способ получения       гидроксида алюминия в лаборатории (после обсуждения предложенных версий, выбираем приемлемый)

Вспомним технику безопасности. Правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами

Реакция качественная на ионы алюминия Al3+

Исследуем характер полученного гидроксида алюминия

Работаем по опорной таблице (под руководством учителя), систематизируем знания об условиях проведения реакций между амфотерным гидроксидом и щелочью:

В расплаве = средняя соль +вода

В растворе = комплексная соль

Какая соль образуется если реакция идет в расплаве?

Каким образом ведет себя гидроксид алюминия в реакциях с кислотами и основаниями?

IОксид алюминия(Al2O3 глинозем)

Физические свойства:

Белое вещество, нерастворимое в воде, с очень высокой температурой плавления

Al2O3 + H2O ≠

Оксид алюминия обладает амфотерными свойствами

Соединения, проявляющие двойственную природу, т.е. взаимодействуют и с кислотами и с основаниями

Вывод:

         Основные              Кислотные

           свойства                свойства

соль                   Al2O3                    соль

                        амфотерный

                             оксид

1 группа свойств

Al2O3  +6HСl== 2AlСl3  +3H2O

2  группа свойств

Al2O3  +2NaOH(тв)=2NaAlO2 + H2O

Al2O3 + 6 NaOH + 3H2O= 2Na3[Al(OH)6]

Двое уч-ся выходят к доске (в белых халатах) и проводят опыт  

Правила ТБ

Уч-ся  Если пролита кислота-проточная вода,раствор питьевой соды; если щелочь –вода,2% раствор уксусной кислоты

Опыт Получение  гидроксида алюминия   (Al (OH)3 ) и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей», другой уч-ся пишет уравнения  реакции

В пробирку налейте 1 мл раствора соли хлорида алюминия. Добавьте несколько капель раствора щелочи гидроксида натрия  до образования студенистого осадка гидроксида алюминия. Запишем уравнение реакции.

AlCl3+3NaOН(недост)=Al (OH)3+  3NaСl  

Al (OH)3-белый студнеобразный осадок нерастворимый в воде

Вывод:

         Основные              Кислотные

           свойства                свойства

соль             Al2(OН)3                    соль

                   амфотерный

                    гидроксид

1 группа свойств

Al(OH)3  +3HСl= AlСl3  +3H2O

2  группа свойств

Al(OH)3 +NaOH (тв)=

Al(OH)3 +NaOH (избыток)=

составляют уравнения реакций взаимодействие гидроксида алюминия с основаниями (щёлочью) в растворе и расплаве.

Если реакция идет в расплаве то образуется средняя соль               Al(OH)3 + NaOH= NaAlO2 + 2H2O                                                                       метаалюминат                                  натрия                                           Al(OH)3 + 3NaOH =Na3[(OH)6]   гексагидроксо-                              алюминат натрия

                                                     Учащиеся анализируют уравнения соответствующих реакций и делают вывод.                                          Вывод: В реакциях с кислотами гидроксид алюминия ведет себя как основание, а в реакциях с основаниями как кислота.

6

Закрепление учебного материала

закрепление новых  знаний и умений  при решении типовых задач  и выполнения заданий

Дифференцированная работа

1.Решение задач (для сильных учащихся)

2. Выполнение теста «Алюминий и его соединения»  (Приложение 2)

Решают задачи

Выполняют тесты Вариант 1

                                Вариант 2

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

получение информации о домашнем задании

Изучить п. 13 стр.    на «5» N1-5

                                   на «4» N 1-4

                                   на «3» N 1-3

Подготовиться к практической работе 1. (стр 125) Инструкция к ПР.

Записывают д/з.

8

Рефлексия

анализ учащимися результатов своей учебной деятельности

Подводит итоги. Организует рефлексию:

Оцени себя на уроке (Карточки с фразами, подчеркнуть нужное)

Урок.          

  1. Интересно
  2. Скучно
  3. Безразлично

Я на уроке.

  1. Работал
  2. Отдыхал
  3. Помогал другим

Итог

  1. Понял материал
  2. Узнал больше, чем знал
  3. Не понял

 Выставление оценок

Организует самооценку собственной учебной деятельности.  

Учитель: С каким настроением вы уходите с урока?

Отвечают на вопросы

Учащиеся поднимают карточки со смайликами

Литература:

Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян.

Зуева, М. В. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл / М. В. Зуева, Н. Н. Гара. – М. : Дрофа, 1999. – 128 с. : ил.

Назарова, Т. С. Карты-инструкции для практических занятий по химии. 8-11 классы

 Дерябина Н.Е. «Общая химия»Часть 2. Москва ,2001г

Мини тест  по теме «Алюминий».                         Приложение 1

Вариант 1.

Выберите правильный ответ.

1.Степень окисления алюминия в его оксиде

а) +2   б) +1    в) +3    г) -3    д) -2

2.Номер группы, в которой расположен алюминий

а) VII  б) III  в) II    г) I

3.Порядковый номер алюминия

а) 13     б) 11     в) 19      г) 17

4.Относительная атомная масса алюминия

а) 27     б) 23     в) 36     г) 35,5

5.Число валентных электронов в атоме алюминия

а) 1     б) 4        в) 3      г) 2

6.Название минерала с формулой Al2O3 

а) боксит     б) лимонит     в) корунд   

г) полевой шпат

7.Способ промышленного получения алюминия

а) алюмотермия  б) электролиз  

в) пиролиз   г) гидролиз

 8.Сопоставьте:   Исходные в-ва          Продукты реакции

                                      1)  Al2O3 + 6HCI -      А) 2Al2O3

                                      2) 3CI2 + 2Al -           Б) 2AlCl3

                                      3) 2Al + 6HCI   -       В) 2AlCl3 + 3H2O

                                      4) 4Al + 3O2 -            Г) 2AlCI3 + 3H2

Мини тест по теме «Алюминий».                                    Приложение 1

Вариант 2.

Выберите правильный ответ.

1.Степень окисления алюминия в его хлориде

а) +2   б) +1    в) +3    г) -3    д) -2

2.Номер периода, в котором расположен алюминий

а) 1  б) 2  в) 3    г) 4

3.Заряд ядра атома алюминия

а) +13     б) +11     в) 13      г) 11

4.Относительная атомная масса оксида алюминия

а) 27     б) 102     в) 136     г) 35,5

5.Число электронов в атоме алюминия

а) 1     б) 4        в) 3      г) 13

6.Название минерала с формулой

Al2O3 , nH2O

а) боксит     б) лимонит     в) корунд    г) полевой шпат

7.Способ промышленного получения алюминия

а) алюмотермия  б) электролиз   в) пиролиз   г) гидролиз

8.Сопоставьте:

Исходные в-ва                  Продукты реакции

1) Al2O3 + 6HCI -              А) 2Na3AlO3 + 3H2

2) 3S + 2Al -                       Б) Al2S3

3) 2Al + 3H2SO4   -             В) AlCl3 + 3H2O

4) 2Al + 6NaOH -                Г) Al2(SO4)3 + 3H2

Тест                                 Приложение  2

«Алюминий и его соединения».

1 вариант

1.  Алюминий устойчив к коррозии, потому что:

а) твердый     б) блестящий       в) пластичный      г) покрыт оксидной пленкой.

                

2.  Какая пара оксидов проявляет амфотерные свойства:

 

а)MgO и Al2O3        в) Al2O3 и Fe2O3

б)FeO и FeO            г) MgO и FeO

3. Природное соединение корунд, окрашенное в синий цвет, - это:

а) бирюза      б) берилл           в) яшма          г) сапфир

4. Катион алюминия можно определить с помощью раствора:

а) кислоты           б) соли          в) щелочи            г) индикатора

5. Оксидную пленку с изделия из алюминия можно удалить:

а) кислородом воздуха       б) ртутью    в) раствором щелочи        г) водой

Тест.                                           Приложение 2

«Алюминий и его соединения».

2 вариант

1. Какой из металлов лучший проводник электричества:

а) алюминий          б) ртуть                  в) марганец                  г) свинец

                

2. Возможность изготовления из алюминия тонких листов фольги обусловлена тем, что этот металл:

а) легкий    б) обладает высокой пластичностью     в) прочный          г) хрупкий

3. Оксид алюминия:

а) белое тугоплавкое вещество б) газообразное вещество в) порошок красного цвета г) бесцветные гранулы

4. Катион алюминия можно определить с помощью раствора:

а) кислоты    б) соли             в) щелочи              г) индикатора

5. Какой минерал нельзя отнести к соединениям алюминия:

а) рубин           б) корунд              в) сапфир                   г) малахит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЕДИНЕНИЯ АЛЮМИНИЯ

Урок в теме “Металлы”, по учебнику О.С. Габриеляна “Химия, 9 класс”...

план-конспект урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"

Подробный план-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия". В разработке  указаны основные этапы урока, учебное содержание, задания и упражнения, демонстрационные и лаборатор...

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс

Урок изучения нового материала с использованием презентации....

Презентация к уроку химии по теме: "Соединения алюминия"

Презентация составлена учителями для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....

Соединения алюминия

Конспект урока на тему "Соединения алюминия".Задачи урока:Повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соеди...

Конспект урока с ИКТ "Соединения алюминия"

Урок химии 9 класс по программе О.С.Габриелян...