Разработка урока "Общая характеристика неметаллов"
презентация к уроку по химии (9 класс)
Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном состоянии простые вещества, не обладающие физическими и химическими свойствам металлов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_harakteristika_nemetallov.rar | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Общая характеристика неметаллов»
Дата:
Класс: 9
Цель: развитие, систематизация и обобщение знаний учащихся об особенностях строения атомов – неметаллов и характере изменения свойств неметаллов в зависимости от положения этих элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева, особенностей их кристаллического строения и физических свойств образуемых ими простых веществ, о причинах аллотропии. Изучение состава воздуха.
Задачи:
- Развивать умение объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
- Характеризовать связи между составом, строением и свойствами неметаллов. Использовать дополнительную литературу, оформлять в виде презентации.
- Воспитывать ответственное отношение к самостоятельной оценке знаний.
Оборудование: модели кристаллических решеток алмаза, графита; коллекция неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод; ряд электроотрицательности, ПСХЭ, компьютер, мультимедиа.
Ход урока.
- Организационный момент.
- На доске ряд элементов, прикрепленных магнитами ( хлор, железо, кислород, фосфор, сера ).
- Ребята, уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность. Правильно. Это железо. А почему вы убрали? Верно, это металл, а остальные элементы – неметаллы.
Изучать мы начинаем неметаллы и их соединения.
В природе несомненно их велико значение.
Водород, азот и фосфор, кислород и углерод.
Круг в природе, в организмах. Так идет за годом год.
Баланс природе не нарушишь , они вреда не принесут
Во многом примененье они всегда себе найдут!
3. Итак, тема нашего урока «Общая характеристика неметаллов», запишите в тетрадь.
4. Обратите внимание на инструктивную карту.
Прочитайте, что мы сегодня должны узнать? Слайд 1.(Читает ученик вслух: должны узнать положение неметаллов в периодической таблице, особенности строения атомов неметаллов - простых веществ, физические свойства неметаллов, явление аллотропии у неметаллов, состав воздуха).
5. Найдите задание № 1 в инструктивной карте. Прочитайте. Работаем в группах по 4 человека. Каждая группа составляет схему электронного строения атома неметалла, указанного в задании. К доске 2 учащихся составляют схему строения одного из атомов ( ребята в рабочих тетрадях). Сколько электронов на внешнем уровне? Сколько не хватает до октета? Как атом может достичь этого? А отдать может? Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради на странице 72. ( в инструкции прочитать) ( 2 мин.) Можно обратиться к § 15, стр.88. Проверяем : читают 1 строку таблицы – группа 1; 2 строку - группа 2; 3 строку – группа 3.
6. Своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность - важная характеристика атомов – неметаллов. Что это такое? ( ученики дают определение). Слайд 2. Откройте второй форзац учебника, найдите ряд электроотрицательности. Какой самый электроотрицательный элемент? ( это фтор). Можно воспользоваться периодической таблицей. Обратите внимание, чем ближе элемент расположен к фтору в ПСХЭ, тем сильнее проявляются у него окислительные свойства.
7. Задание № 3 в карте. Выполняем в тетрадях. К доске 2 ученика от 1 и 3 группы ( что объединяет элементы?). Значит, как изменяется электроотрицательность в периодах с возрастанием заряда ядра? ( т.е. слева направо) – усиливается. А в главных подгруппах сверху вниз? ( ослабевает). Слайд 3.
Вывод: как изменяется ЭО в периодах и в главных подгруппах?. Оформите в виде схемы ( см. в инструкцию).
8. Свойства простых веществ – неметаллов объясняются строением атомов. Между атомами в них ковалентные связи. Вещества имеют атомные и молекулярные кристаллические решетки.
9. Физические свойства неметаллов. О них расскажет нам Усов Дима.
( презентация). На столе коллекция неметаллов, которые есть у нас в наличии. На перемене можно посмотреть.
Демонстрация неметаллов. Для неметаллов характерны 3 агрегатных состояния. Твердые вещества – сера , уголь активированный, кристаллический йод. Жидкое при обычных условиях простое вещество – бром ( ампулу показать). Газообразные – кислород, азот, хлор, водород.
Вопрос классу: чем отличаются неметаллы по агрегатному состоянию от металлов?
- Цветовая палитра неметаллов: белый – фосфор, черный – графит, фосфор, красный – фосфор, желтый – хлор, фиолетовый – йод, бесцветный – кислород, водород. ( Сравните, почти все металлы – серебристо – белого цвета).
- Температура плавления от 3800 градусов ( графит) до -210 ( азот). (Сравните, с металлами: от 3800 градусов ( вольфрам) до – 39 ( ртуть).
- Некоторые неметаллы электропроводны ( графит, кремний), имеют металлический блеск ( йод, графит). Но все они – хрупкие.
- Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной ( все газы, белый фосфор) и атомной ( алмаз, графит, кремний и т.д.)
- Аллотропия. Для неметаллов в большей степени, чем для металлов, характерно явление аллотропии.
Вспомните, что это? Например, атомы углерода образуют такие простые вещества как алмаз , имеющий атомную кристаллическую решетку( показать модель ), графит ( показать модель). Сравните расположение атомов в этих кристаллических решетках. В тетрадях записать схему: углерод → алмаз
↓ графит
Атом кислорода образует простые вещества: кислород и озон. ( на доске 2 схемы: углерода и кислорода). Об озоне нам расскажет Олег Шкробко.
( Приложение. Презентация об озоне).
Какие причины аллотропии вы можете назвать?
Можно обратиться к тексту § 15, стр. 90 ( второй и третий абзац). ( разные типы кристаллических решеток: белый фосфор – молекулярная, красный – атомная; разная структура кристаллических решеток – тетраэдрическая – атомная решетка у алмаза, слоистая – у графита; разный состав молекул аллотропных модификаций – кислород и озон).
- Состав воздуха. Еще в конце 18 века Антуан Лавуазье установил, что воздух – это не простое вещество, а смесь газообразных веществ – неметаллов. Прочитайте на странице 91 ( посл. Абзац), 92 , какие составные части воздуха различают и какие вещества к ним относятся. Заполните схему 12 в раб. тетради на странице 75. ( читают, сверяем).
В тетрадь записываем М(возд.)= 29 г/моль; ρ(возд.)= 1,29 г/л; ф(О2 )=21%.
- Развитие промышленности и транспорта приводит к загрязнению воздуха. Об основных источниках загрязнения воздуха расскажет.
- Закрепление. Тест. (Проверка теста учащимися - сверить с ключом на экране).
- Подведение итогов. Оценки учащимся.
- Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тет. Таблица 4.
Инструктивная карта к уроку
«Общая характеристика неметаллов»
Что должны узнать на уроке?:
- Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
- Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
- Физические свойства неметаллов.
- Аллотропия неметаллов, причины.
- Состав воздуха.
Группа № 1
Задание № 1. Написать схему электронного строения атомов неметаллов C, N
Задание № 2. Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72. (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)
Задание № 3. Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности F, Br, CL .
Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?.
Схема.
Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома
↓ ↓
в периодах: в группах:
Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:
1.
2.
Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха» ( рабочая тетрадь, стр.75).
Прочитать § 15, стр.91, 92
Задание № 6. Выполнить тест.
Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради таблица № 4.
Приложения.
Инструктивная карта к уроку.
«Общая характеристика неметаллов»
Что должны узнать на уроке?:
- Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
- Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
- Физические свойства неметаллов.
- Аллотропия неметаллов, причины.
- Состав воздуха.
Группа 3
Задание № 1. Написать схему электронного строения атомов неметаллов: S , F
Задание № 2. Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72. (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)
Задание № 3. Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности F, N, O,
Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?.
Схема.
Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома
↓ ↓
в периодах: в группах:
Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:
1.
2.
Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха» ( рабочая тетрадь, стр.75).
Прочитать § 15, стр.91, 92
Задание № 6. Выполнить тест.
Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради таблица № 4.
Инструктивная карта к уроку.
«Общая характеристика неметаллов»
Что должны узнать на уроке?:
- Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
- Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
- Физические свойства неметаллов.
- Аллотропия неметаллов, причины.
- Состав воздуха.
Группа № 2
Задание № 1. Написать схему электронного строения атомов неметаллов C, N
Задание № 2. Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72. (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)
Задание № 3. Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности F, Br, CL .
Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?
Схема.
Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома
↓ ↓
в периодах: в группах:
Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:
1.
2.
Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха» ( рабочая тетрадь, стр.75).
Прочитать § 15, стр.91, 92
Задание № 6. Выполнить тест.
Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради таблица № 4.
Инструктивная карта к уроку
«Общая характеристика неметаллов»
Что должны узнать на уроке?:
- Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
- Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
- Физические свойства неметаллов.
- Аллотропия неметаллов, причины.
- Состав воздуха.
Группа 4
Задание № 1. Написать схему электронного строения атомов неметаллов: S , F
Задание № 2. Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72. (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)
Задание № 3. Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности F, N, O,
Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?.
Схема.
Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома
↓ ↓
в периодах: в группах:
Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:
1.
2.
Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха» ( рабочая тетрадь, стр.75).
Прочитать § 15, стр.91, 92
Задание № 6. Выполнить тест.
Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради таблица № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов"
Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов" может быть использована как сопровождение вводного урока химии по неметаллам в 9 классе. В презентации отражены основные физические св...
"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..
Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....
Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс
Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...
Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Разработка урока.
Данная разработка прекрасно раскрывает тему "Неметаллы. Общая характеристика". Рассматривается характеристика неметаллов и химические свойства некоторых неметаллов....
Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"
Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свой...
Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"
В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок работы с понятием «неметаллы» и поиска ...
План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна
Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...