Разработка урока "Общая характеристика неметаллов"
презентация к уроку по химии (9 класс)

Никифорова Марина Юрьевна

Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном состоянии простые вещества, не обладающие физическими и химическими свойствам металлов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_harakteristika_nemetallov.rar2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Общая характеристика неметаллов»

Дата:

Класс: 9      

Цель: развитие, систематизация и обобщение знаний учащихся об особенностях строения атомов – неметаллов и характере изменения свойств неметаллов в зависимости от положения этих элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева, особенностей их кристаллического строения и физических свойств образуемых ими простых веществ, о причинах аллотропии. Изучение состава  воздуха.

     Задачи:

  1. Развивать умение объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  2. Характеризовать связи между составом, строением и свойствами неметаллов. Использовать дополнительную литературу, оформлять в виде презентации.
  3. Воспитывать ответственное отношение к самостоятельной оценке знаний.

Оборудование:  модели кристаллических решеток алмаза, графита; коллекция неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод; ряд  электроотрицательности,  ПСХЭ, компьютер, мультимедиа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. На доске ряд элементов, прикрепленных магнитами  ( хлор, железо, кислород, фосфор, сера ).

- Ребята, уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность. Правильно. Это железо. А почему вы убрали? Верно, это металл, а остальные элементы – неметаллы.

 Изучать мы начинаем неметаллы и их соединения.

В природе несомненно их велико значение.

Водород, азот и фосфор, кислород и углерод.

Круг в природе, в организмах. Так идет за годом год.

Баланс природе не нарушишь , они вреда не принесут

Во многом примененье они всегда себе найдут!

       3.   Итак, тема нашего урока «Общая характеристика неметаллов», запишите в тетрадь.

       4. Обратите внимание на инструктивную карту.

            Прочитайте, что мы сегодня должны узнать? Слайд 1.(Читает ученик вслух: должны узнать положение неметаллов в периодической таблице, особенности строения атомов неметаллов -  простых веществ, физические свойства неметаллов, явление аллотропии у неметаллов, состав воздуха).

     5. Найдите задание № 1 в инструктивной карте. Прочитайте. Работаем в группах по 4 человека. Каждая группа составляет схему электронного строения атома неметалла, указанного в задании. К доске  2 учащихся составляют  схему строения одного из атомов  ( ребята в рабочих тетрадях).  Сколько электронов на внешнем уровне? Сколько не хватает до октета? Как атом может достичь этого? А отдать может? Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради на странице 72. ( в инструкции прочитать) ( 2 мин.) Можно обратиться к  § 15, стр.88.  Проверяем : читают 1 строку таблицы – группа  1; 2 строку - группа 2; 3 строку – группа  3.

   6. Своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность - важная  характеристика атомов – неметаллов. Что это такое? ( ученики дают определение).  Слайд 2. Откройте второй форзац учебника, найдите ряд электроотрицательности.  Какой самый электроотрицательный  элемент? ( это фтор). Можно воспользоваться периодической таблицей. Обратите внимание, чем ближе элемент расположен к фтору в ПСХЭ, тем сильнее проявляются у него окислительные свойства.  

   7. Задание № 3 в карте. Выполняем в тетрадях.  К доске 2 ученика от 1 и 3 группы ( что объединяет элементы?).  Значит, как изменяется электроотрицательность в периодах с возрастанием заряда ядра? ( т.е. слева направо) – усиливается. А в главных подгруппах сверху вниз? ( ослабевает).  Слайд 3.

Вывод: как изменяется ЭО в периодах и в главных подгруппах?. Оформите в виде схемы ( см. в инструкцию).

   8. Свойства простых веществ – неметаллов объясняются строением атомов. Между атомами  в них ковалентные связи. Вещества имеют атомные и молекулярные кристаллические решетки.

   9. Физические свойства неметаллов.  О них расскажет нам Усов Дима.

( презентация). На столе коллекция неметаллов, которые есть  у нас в наличии. На перемене можно посмотреть.

Демонстрация неметаллов.  Для неметаллов характерны 3  агрегатных состояния. Твердые вещества – сера , уголь активированный, кристаллический йод. Жидкое при обычных условиях простое вещество – бром ( ампулу показать). Газообразные – кислород, азот, хлор, водород.

Вопрос классу: чем отличаются неметаллы по агрегатному состоянию от металлов?

  1. Цветовая палитра неметаллов:  белый – фосфор, черный – графит, фосфор, красный – фосфор, желтый – хлор, фиолетовый – йод, бесцветный – кислород, водород.  ( Сравните, почти все металлы – серебристо – белого цвета).
  2. Температура плавления от 3800 градусов ( графит) до -210 ( азот). (Сравните, с металлами: от 3800 градусов ( вольфрам) до – 39 ( ртуть).
  3. Некоторые неметаллы электропроводны ( графит, кремний), имеют металлический блеск ( йод, графит). Но все они – хрупкие.
  4. Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной ( все газы, белый фосфор) и атомной ( алмаз, графит, кремний и т.д.)
  1.  Аллотропия. Для неметаллов в большей степени, чем для металлов, характерно явление аллотропии.

  Вспомните, что это? Например,  атомы углерода образуют такие простые вещества как алмаз , имеющий атомную кристаллическую решетку( показать модель ), графит ( показать модель). Сравните расположение атомов в этих кристаллических решетках. В тетрадях записать схему: углерод → алмаз

                                                                                                                                                                     ↓ графит

Атом кислорода образует простые вещества: кислород и озон. ( на доске 2 схемы: углерода и кислорода).  Об озоне нам расскажет Олег Шкробко.

( Приложение. Презентация об озоне).

Какие причины аллотропии вы можете назвать?

 Можно обратиться к тексту § 15, стр. 90 ( второй и третий абзац). ( разные типы кристаллических решеток: белый фосфор – молекулярная, красный – атомная; разная структура кристаллических решеток – тетраэдрическая – атомная решетка  у  алмаза, слоистая – у графита; разный состав молекул  аллотропных модификаций – кислород и озон).

  1. Состав воздуха.  Еще в конце 18 века Антуан Лавуазье установил, что воздух – это не простое вещество, а смесь газообразных веществ – неметаллов. Прочитайте на странице 91 ( посл. Абзац), 92 , какие составные части воздуха различают и какие вещества к ним относятся. Заполните схему 12 в раб. тетради на странице 75. ( читают, сверяем).

В тетрадь записываем  М(возд.)= 29 г/моль; ρ(возд.)= 1,29 г/л; ф(О2 )=21%.

  1.  Развитие промышленности и транспорта приводит к загрязнению воздуха. Об основных источниках загрязнения воздуха расскажет.
  2.  Закрепление. Тест. (Проверка теста учащимися  - сверить с ключом на экране).
  3. Подведение итогов. Оценки учащимся.
  4. Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тет. Таблица 4.

Инструктивная карта к уроку

 «Общая характеристика неметаллов»

Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Состав воздуха.

Группа № 1

Задание № 1.   Написать схему электронного строения атомов  неметаллов   C,   N  

 

Задание № 2.   Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72.  (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)

 

Задание № 3.   Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности  F,   Br,  CL .

        Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?.

Схема.

Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома

                                                                   ↓                                          ↓                    

                                                           в периодах:                              в группах:

     

         Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:

                              1.

                              2.

       Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха»  ( рабочая тетрадь, стр.75).

       Прочитать   § 15,  стр.91, 92

          Задание № 6.  Выполнить тест.

 

    Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради  таблица  № 4.

Приложения.

Инструктивная карта к уроку.

 «Общая характеристика неметаллов»

Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Состав воздуха.

Группа 3

Задание № 1.  Написать схему электронного строения атомов неметаллов:    S ,  F

Задание № 2. Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72.  (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)

Задание № 3. Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности F,  N,   O,    

               Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?.

Схема.

Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома

                                                                        ↓                                          ↓                    

                                                           в периодах:                              в группах:

     

       Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:

                              1.

                              2.

          Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха»  ( рабочая тетрадь, стр.75).

                                Прочитать   § 15,  стр.91, 92

     

       Задание № 6.  Выполнить тест.

       

     Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради  таблица № 4.

Инструктивная карта к уроку.

 «Общая характеристика неметаллов»

Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Состав воздуха.

Группа № 2

Задание № 1.   Написать схему электронного строения атомов  неметаллов   C,   N  

Задание № 2.   Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72.  (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)

 Задание № 3.   Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности  F,   Br,  CL .

        Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?

Схема.

Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома

                                                                   ↓                                          ↓                    

                                                           в периодах:                              в группах:

     

         Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:

                              1.

                              2.

       Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха»  ( рабочая тетрадь, стр.75).

                                  Прочитать   § 15,  стр.91, 92

     

       Задание № 6.  Выполнить тест.

              Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради  таблица  № 4.

Инструктивная карта к уроку

 «Общая характеристика неметаллов»

Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Состав воздуха.

Группа 4

Задание № 1.  Написать схему электронного строения атомов неметаллов:    S ,  F

Задание № 2. Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72.  (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)

Задание № 3. Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности  F,  N,   O,    

               Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?.

Схема.

Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома

                                                                        ↓                                          ↓                    

                                                           в периодах:                              в группах:

     

       Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:

                              1.

                              2.

         Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха»  ( рабочая тетрадь, стр.75).

                                  Прочитать   § 15,  стр.91, 92

     

       Задание № 6.  Выполнить тест.

          Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради  таблица № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов"

Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов" может быть использована как сопровождение вводного  урока химии  по неметаллам в 9 классе. В презентации отражены основные физические св...

"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..

Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....

Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс

Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...

Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Разработка урока.

Данная разработка прекрасно раскрывает тему "Неметаллы. Общая характеристика". Рассматривается характеристика неметаллов и химические свойства некоторых неметаллов....

Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"

Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свой...

Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок  работы с понятием «неметаллы» и поиска ...

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна

Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...