Практическая работа "Приготовление раствора заданой концентрации"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Конспект и презентация практической работы "Приготовление раствора заданой концентрации"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок химии по теме
" Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе»
Класс: 8
Тип урока | с использованием практического модуля |
Цель | научить готовить раствор сахара и рассчитывать массовую долю растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. |
Средства обучения | Учебник: Габриеляг О.С Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений Оборудование и реактивы: весы, мерный цилиндр, колба на 100мл, стакан с водой, поваренная соль, стеклянная палочка, шпатель. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический. Формы: парная, индивидуальная, фронтальная |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
научатся давать определение понятию «раствор», знают формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умеют вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества. Получать возможность научиться приготовить раствор с определенной долей растворенного вещества | Познавательные: понимают термин «массовая доля соли в растворе», проводят измерения массы и объема; строят логические рассуждения и делают выводы. Коммуникативные: добывают недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); продуктивно взаимодействуют со своими партнерами. Регулятивные: умеют планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планируют пути достижения цели, владеют основами самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. | формирование познавательного интереса к предмету исследования; понимают потребность в химических знаниях как возможной области будущей практической деятельности. |
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели урока.
На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.
- Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)
- Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.; получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).
Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Формулируют тему(Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе)
- Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы). Приготовить раствор сахара, рассчитать массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
II. Актуализация знаний
Для того чтобы приготовить необходимый раствор, мы должны вспомнить расчетные формулы.
- Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)
- Что такое массовая доля раствора? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора).
- Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов?
(w= mв-ва : mр-ра * 100%; mр-ра = mв-ва + mводы, mводы= v*ρ).
III. Основная часть урока
- Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».
Правила техники безопасности.
При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.
Выполнение практической работы.
На столах у учащихся находятся инструктивные карточки с заданием.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
Инструкция выполнения работы.
Закрепление
Решите задачу
1 вариант | 2 вариант | ||
1.Приготовьте 60мл раствора поваренной соли с массовой долей 5%. 2.Как изменится массовая доля растворенной соли, если к данному раствору добавить еще 1 г соли? Ответ подтвердите расчетами. | 5б | 1.Приготовьте 50мл раствора поваренной соли с массовой долей 10% .(5б) 2.Как изменится массовая доля растворенной соли, если к данному раствору добавить еще 1 г соли? Ответ подтвердите расчетами. | 5б |
Перевод баллов в оценки: 9б-14б=3; 15б-19б=4 ; 20б-24б=5
V. Рефлексия анализ своей деятельности , фиксация положительных и неудачных моментов , выработка алгоритма преодоления неудач. В дальнейшем это будет основа поведения в повседневной жизни.
Рефлексия
П.р№1 | П.р№2 | П.р№3 | П.р№4 | П.р№5 | |
Постановка темы | |||||
Цель | |||||
Работа с определениями | |||||
Знание формул | |||||
Проведение расчетов | |||||
Применение знаний при решении творческих заданий | |||||
Формулировка вывода. |
Получилось «+» , не получилось «-» , испытывал затруднения «V»
VI. Итог урока
- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).
- Что нужно знать, чтобы приготовить раствор с заданной долей растворенного вещества? (Необходимо взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)
- Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)
VII. Домашнее задание
Домашнее задание
1.Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%?
2. составить самим задачу на расчет массовой доли растворенного вещества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребята, вспомним, что такое раствор?
Раствор - однородная система, состоящая из частиц растворителя , частиц растворённого вещества и продуктов их взаимодействия.
Вспомните, какое значение имеют растворы?
почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.; получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).
Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе
Какова цель нашего урока?
Цель: Приготовить раствор сахара, рассчитать массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества ? Что такое массовая доля раствора ? Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов ?
Вещества на вкус: А) можно пробовать, Б) нельзя пробовать, В) надо спросить у учителя. 2. Твердые вещества берут: А) рукой, Б) ложечкой, В) как придется, Г) не знаю. 3. Посуду при работе надо использовать: А) чистую, Б) грязную, В) с трещинами 4. К работе в лаборатории можно приступать: А) когда захочешь, Б) с разрешения учителя, В) когда будешь готов. 5. Объем воды измеряют: А) на весах, Б) в мерном цилиндре, В) в мерном стакане. 6. Полученный раствор необходимо: А) отдать учителю. Б) вылить в канализацию
Вещества на вкус: А) можно пробовать, Б) нельзя пробовать, В) надо спросить у учителя. 2. Твердые вещества берут: А) рукой, Б) ложечкой, В) как придется, Г) не знаю. 3. Посуду при работе надо использовать: А) чистую, Б) грязную, В) с трещинами 4. К работе в лаборатории можно приступать: А) когда захочешь, Б) с разрешения учителя, В) когда будешь готов. 5. Объем воды измеряют: А) на весах, Б) в мерном цилиндре, В) в мерном стакане. 6. Полученный раствор необходимо: А) отдать учителю. Б) вылить в канализацию Ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – А, 4 – Б, 5 - Б, 6 – А
Нельзя пробовать вещества на вкус. Нельзя брать вещества руками. 3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать (выливать) обратно в банку (склянку). 4) Нюхать вещества с осторожностью. 5) Работать аккуратно и внимательно, соблюдая порядок и дисциплину. 6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом. Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием !
Взвешивание на весах всегда проводят с использованием тары (кусочка бумаги). Химические вещества никогда нельзя помещать на чашку весов Разновес – помещают на правую чашку весов а сахар присыпаем на левую Когда масса сахара начнет приближаться к массе гирь, наблюдают за качанием стрелки, до её совпадения с нулевым уровнем Когда равновесие достигнуто, записывают массу и убирают разновесы в футляр
Посуда: мерный цилиндр, коническая колба, стеклянная палочка, ложка. Приборы: весы, разновес. Вещества: сахарный песок (кусковой сахар), вода.
Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды Влейте воду в коническую колбу
Чайную ложку сахарного песка взвесьте на весах Переместите сахар в колбу с водой Перемешайте до полного растворения
Рассчитайте массовую долю сахара в растворе. Например: Дано: Решение: V (Н 2 О)=50мл 1) m (Н 2 О) = V (Н 2 О) · ρ (Н 2 О) = ρ (Н 2 О)=1г/мл 50мл · 1г/мл = 50г m (сах.)=3,5г 2) m (р-р) = m (Н 2 О) + m (сах.)= ω (сах.)=? 50г + 3,5г = 53,5г 3) ω (сах.) = m (сах.): m (р-р) = 3,5г:53,5г = 0,065 (6,5%)
Приготовили растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
П.р№1 % П.р№2 П.р№3 П.р№4 П.р№5 + - v + - v + - v + - v + - V Постановка темы 95 5 0 95 5 0 Цель 95 5 0 95 5 0 Работа с определениями 95 5 0 95 5 0 Знание формул 80 15 5 80 15 5 Проведение расчетов 80 15 5 80 10 10 Применение знаний при решении творческих заданий 80 10 10 90 5 5 Формулировка вывода. 95 5 - 95 5 - Получилось «+» , не получилось «-» , испытывал затруднения «V»
Для приготовления раствора с заданной долей растворенного вещества необходимо… Мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества… На уроке у меня получилось… Эта практическая работа отличалась от других …
1.Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%? 2. составить самим задачу на расчет массовой доли растворенного вещества. §24-25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...
Приготовление растворов различной концентрации.
Тип урока: _ изучения и первичного закрепления новых знаний и уменийЦели урока: Личностные: формировать умение общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, слушать товарищей.Метапредме...
ПМ 02 БИЛЕТЫ Приготовление проб и растворов различной концентрации
Билеты ПМ 02 для экзамена в группе 3-его курса "Лаборанты экологи"...
Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01
Рабочая программа и тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...
Презентация "Приготовление раствора заданной концентрации"
Презентация содержит основные этапы выполнения практической работы по приготовлению раствора заданной концентрации...
Решение практических задач по теме Концентрация
материал для подготовки к егэ, ГИА...