Рабочая программа по химии 8-9 классы
рабочая программа по химии (8, 9 класс)
Данная программа по химии составлена на основе предметной линии под редакцией Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. (ФГОС ООО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_fgos_8-9.docx | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Колыбельская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Методическое объединение МКОУ «Колыбельская СОШ» _______/Лютикова Г.В._/ ФИО Протокол №___ от «_19_» __08___2019 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Колыбельская СОШ» __________/Козинцева Л.В./ ФИО «_ 20_» __08___2019 г | «Утверждаю» И.о. директора МКОУ «Колыбельская СОШ» __________/Козинцева Л.В./ ФИО Приказ №_104/1-0_____ от « 20_» __08__2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для ___8-9 _ класса
(ФГОС)
Учитель: Лютикова Галина Владимировна
Квалификационная категория: 1К
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по химии составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Закона « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897.
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1664:«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Учебного плана МКОУ «Колыбельская СОШ» на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом № 88 -0 от 07.08.2019г.
5.Примерной (авторской) программы основного общего образования по химии. Авторы: Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Химия. – М.: просвешение,2013.- 48с.
6. Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования
7.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
8.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Колыбельская СОШ»
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
1.2 Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Основные цели изучения химии направлены:
- на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.
1.3 Задачи обучения.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
1.4 Общая характеристика учебного предмета.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций.
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
1.5 Общая характеристика учебного процесса:
Основные технологии обучения:
Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом
Тесты, самостоятельные работа, контрольные работы, устный опрос, защита проекта.
Преобладающими формами текущего контроля УУД являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, зачётный урок – в форме тестирования – в конце года.
Содержание программы носит развивающий характер. Для организации процесса обучения используются основные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, исследовательские методы, проектные методы, игровые технологии, кейс метод.
Логические связи предмета «Химия» с остальными предметами учебного плана:
В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Планирование включает реализацию межпредметных связей химии с курсами: физики, биологии, географии, экологии в соответствующих темах уроков в 8 – 9 классе.
экология | физика | биология | география |
Хемофобия, хемофилия Решение глобальных региональных, локальных проблем; безотходные технологии; охрана атмосферы, гидросферы, почвы, химические загрязнения | Строение атома (ядро, электроны) Важнейшие открытия в физике, Электронный, атомно-силовой микроскопы; ядерный реактор; Силы в природе | Химическая организация клетки (органические вещества, минералы, клетчатка); обмен веществ; катализ человек и окружающая среда; фотосинтез | Месторождения полезных ископаемых мира, региона, страны; Условия среды; почвы Атмосфера, гидросфера; Минеральное и органическое сырье; Химическая промышленность (металлургия, нефтепереработка, переработка газа, угля, гидрометаллургия, производство минеральных удобрений, машиностроение) |
1.6 Обоснование выбора УМК, на основе которого ведется преподавание предмета «Химия»
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» основной задачей МКОУ «Колыбельская СОШ» является: осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. В целях реализации данной задачи ОУ выбрана для составления рабочей программы авторская программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Н.Н. Гара – М.: Просвещение, 2013. Данная программа имеет гриф «Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта», составлена на основании примерных программ. Для реализации содержания программы имеется учебно–методический комплекс для учащихся и учителя. Преподавание осуществляется в специализированном кабинете химии.
1.7 Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Колыбельская СОШ» на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Всего 136 часов за курс основной школы. По авторской программе отводится в 8-9 классах по 70 часов в год, всего 140 часов. Поэтому в авторскую программу внесены следующие изменения. Из 5 часов резервного времени в 8 классе 2 часа используется на:
- 1час – на проведение обобщающего урока по теме «Первоначальные химические понятия»
- 1 час - на проведение обобщающего урока по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
- 1 час – на проведение итогового тестирования за курс химии 8 класса
- В 9 классе из 3 часов резервного времени используется 1 час на проведение итогового тестирования за курс химии 8 класса
в разделе «Краткий обзор органических веществ»
Обоснование: при изучении названных тем недостаточно времени для проведения обобщающих уроков и уроков по решению расчётных и качественных задач, а уроки эти необходимы, так как направлены на реализацию важнейших требований к знаниям учащихся – применение полученных УУД для выполнения тренировочных упражнений и подготовке к контрольной работе. Обобщающее тестирование позволяет выявить степень овладения учащимися знаниями по основным вопросам курса органической химии; готовность к сдаче ЕГЭ по химии.
Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Все практические работы, демонстрации, лабораторные опыты взяты из программы курса химии для 8-9 классов автора Н.Н. Гара
Сводные таблицы сравнения авторских и рабочих программ
8 класс
Название раздела, темы | Количество часов | |
авторская программа | рабочая программа | |
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) | 51 | 52 |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома | 7 | 7 |
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь | 7 | 9 |
Резервное время | 5 | - |
Итого | 70 | 68 |
9 класс
Название раздела, темы | Количество часов | |
авторская программа | рабочая программа | |
Раздел 1. Многообразие химических реакций | 15 | 15 |
Раздел 2. Многообразие веществ | 43 | 43 |
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ | 9 | 10 |
Резервное время | 3 | - |
Итого | 70 | 68 |
1.8 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Химия»
Для сознательного освоения предмета «Химия» в школьный курс включены обязательные компоненты содержания современного химического образования:
1) химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные — язык науки, аксиологические, исторические и др.);
2) различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии);
3) ценностные отношения (к химии, жизни, природе, образованию и т. д.);
4) опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика;
5) ключевые и учебно-химические компетенции.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию химической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
1.9 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
- приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
- овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
1.10 Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.
Выпускник научится:
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций.
Выпускник научится:
объяснять суть химических процессов;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
составлять формулы веществ по их названиям;
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
Планируемые результаты реализации программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» средствами предмета химии:
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
2. Содержание учебного предмета «Химия»
8 класс
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (51ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
- Очистка загрязнённой поваренной соли.
- Получение и свойства кислорода
- Получение водорода и изучение его свойств.
- Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
- Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (7ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь (8ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
9 класс
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15ч)
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химическтх реакций. Первоначальное представление о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.
Демонстрации:
Примеры экзо- и эндотермических реакций.
Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.
Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.
Горение угля в концентрированной азотной кислоте.
Горение серы в расплавленной селитре.
Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.
Движение ионов в электрическом поле.
Практические работы:
Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»
Лабораторные опыты:
Реакции обмена между растворами электролитов
Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.
Раздел 2. Многообразие веществ (43ч)
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Солянная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.
Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.
Демонстрации:
Физические свойства галогенов.
Получение хлороводорода и растворение его в воде.
Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.
Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов
Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов
Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Практические работы:
Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Лабораторные опыты:
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.
Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.
Взаимодействие солей аммония со щелочами.
Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Качественная реакция на углекислый газ.
Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+
Расчетные задачи:
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (10ч)
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Демонстрации:
Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.
Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.
Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Тематическое планирование
химия 8 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы | в том числе контрольных, практических работ |
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) | 52 | К-3 П-6 | |
1 | Предмет химии. Вещества и их свойства | ||
2 | Методы познания в химии | ||
3 | Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. | ||
4 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей | ||
5 | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли | ||
6 | Физические и химические явления. Химические реакции |
| |
7 | Атомы и молекулы, ионы |
| |
8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. | ||
9 | Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы | ||
10 | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса | ||
11 | Закон постоянства состава веществ | ||
12 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества | ||
13 | Массовая доля химического элемента в соединении. | ||
14 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. | ||
15 | Составление химических формул бинарных соединений по валентности | ||
16 | Атомно-молекулярное учение | ||
17 | Закон сохранения массы веществ | ||
18 | Химические уравнения. | ||
19 | Типы химических реакций | ||
20 | Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия» | ||
21 | Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия». | ||
22 | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства | ||
23 | Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе. | ||
24 | Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода | ||
25 | Озон. Аллотропия кислорода | ||
26 | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. | ||
27 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом | ||
28 | Химические свойства водорода. Применение. | ||
29 | Практическая работа №4. «Получение водорода и исследование его свойств» | ||
30 | Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды | ||
31 | Физические и химические свойства воды. Применение воды | ||
32 | Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде | ||
33 | Массовая доля растворенного вещества. | ||
34 | Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | ||
35 | Повторение и обобщение по темам «Кислород»,«Водород», «Вода. Растворы». | ||
36 | Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы» | ||
37 | Моль — единица количества вещества. Молярная масса. | ||
38 | Вычисления по химическим уравнениям | ||
39 | Закон Авогадро. Молярный объем газов | ||
40 | Относительная плотность газов | ||
41 | Объемные отношения газов при химических реакциях | ||
42 | Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение | ||
43 | Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение | ||
44 | Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Применение оснований. | ||
45 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | ||
46 | Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот | ||
47 | Химические свойства кислот | ||
48 | Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей | ||
49 | Свойства солей | ||
50 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | ||
51 | Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | ||
52 | Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений». | ||
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома | 7 | - | |
53 | Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. | ||
54 | Периодический закон Д. И. Менделеева | ||
55 | Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды | ||
56 | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра | ||
57 | Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона | ||
58 | Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева | ||
59 | Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. | ||
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь | 9 | К- 2 | |
60 | Электроотрицательность химических элементов | ||
61 | Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи | ||
62 | Ионная связь | ||
63 | Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов | ||
64 | Окислительно-восстановительные реакции | ||
65 | Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь» | ||
66 | Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь» | ||
67 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс химии 8 класса | ||
68 | Итоговое тестирование за курс 8 класса |
Тематическое планирование
химия 9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы | в том числе контрольных, практических работ |
Раздел 1. Многообразие химических реакций | 15 | К-1 П-2 | |
1 | Окислительно-восстановительные реакции | ||
2 | Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления | ||
3 | Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции | ||
4 | Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе | ||
5 | Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость | ||
6 | Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии | ||
7 | Сущность процесса электролитической диссоциации | ||
8 | Диссоциация кислот, оснований и солей | ||
9 | Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации | ||
10 | Реакции ионного обмена и условия их протекания | ||
11 | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. | ||
12 | Практическая работа №2. Решение экспе-риментальных задач по теме «Свойства кис- лот, оснований и солей как электролитов» | ||
13 | Гидролиз солей | ||
14 | Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | ||
15 | Контрольная работа №1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | ||
Раздел 2. Многообразие веществ | 43 | К-2 П-5 | |
Неметаллы | |||
16 | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов. | ||
17 | Хлор. Свойства и применение хлора | ||
18 | Хлороводород: получение и свойства | ||
19 | Соляная кислота и её соли | ||
20 | Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств | ||
21 | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы | ||
22 | Свойства и применение серы | ||
23 | Сероводород. Сульфиды | ||
24 | Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли | ||
25 | Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли | ||
26 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | ||
27 | Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | ||
28 | Решение расчётных задач | ||
29 | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение | ||
30 | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение | ||
31 | Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств | ||
32 | Соли аммония | ||
33 | Азотная кислота. Строение. Свойства разбавленной азотной кислоты | ||
34 | Свойства концентрированной азотной кислоты | ||
35 | Соли азотной кислоты. Азотные удобрения | ||
36 | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора | ||
37 | Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения | ||
38 | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода | ||
39 | Химические свойства углерода. Адсорбция | ||
40 | Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм | ||
41 | Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе | ||
42 | Практическая работа №6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | ||
43 | Кремний и его соединения. Стекло. Цемент | ||
44 | Обобщение по теме «Неметаллы» | ||
45 | Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы» | ||
Металлы | |||
46 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов | ||
47 | Нахождение металлов в природе и общие способы их получения | ||
48 | Химические свойства металлов. Ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов | ||
49 | Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства | ||
50 | Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металов | ||
52 | Щелочно-земельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения | ||
52 | Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия | ||
53 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | ||
54 | Железо. Нахождение в природе. Свойства железа | ||
55 | Соединения железа | ||
56 | Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | ||
57 | Обобщающий урок по теме: «Металлы» | ||
58 | Контрольная работа № 3 по теме: «Металлы» | ||
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ | 10 | К-1 | |
59 | Органическая химия | ||
60 | Предельные (насыщенные) углеводороды | ||
61 | Непредельные (ненасыщенные) углеводороды | ||
62 | Производные углеводородов. Спирты | ||
63 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры | ||
64 | Углеводы | ||
65 | Аминокислоты. Белки | ||
66 | Полимеры. | ||
67 | Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения» | ||
68 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса |
Календарно - тематическое планирование
химия 8 класс
По программе - 68 часов
По календарю – 60 часов
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы | Дата проведения урока | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) | 52 | |||
1 | Предмет химии. Вещества и их свойства | 6.09 | ||
2 | Методы познания в химии | 9.09 | ||
3 | Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. | 13.09 | ||
4 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей | 16.09 | ||
5 | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли | 20.09 | ||
6 | Физические и химические явления. Химические реакции | 23.09 | ||
7 | Атомы и молекулы, ионы | 27.09 | ||
8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. | 30.09 | ||
9 | Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы | 4.10 | ||
10 | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса | 7.10 | ||
11 | Закон постоянства состава веществ | 11.10 | ||
12 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества | 14.10 | ||
13 | Массовая доля химического элемента в соединении. | 18.10 | ||
14 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. | 21.10 | ||
15 | Составление химических формул бинарных соединений по валентности | 25.10 | ||
16 | Атомно-молекулярное учение | 8.11 Объединение тем. См. лист корректировки 1 | ||
17 | Закон сохранения массы веществ | |||
18 | Химические уравнения. | 11.11 | ||
19 | Типы химических реакций | 15.11 | ||
20 | Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия» | 18.11 | ||
21 | Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия». | 22.11 | ||
22 | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства | 25.11 | ||
23 | Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе. | 29.11 | ||
24 | Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода | 2.12 | ||
25 | Озон. Аллотропия кислорода | 6.12 | ||
26 | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. | 9.12 | ||
27 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом | 13.12 | ||
28 | Химические свойства водорода. Применение. | 16.12 | ||
29 | Практическая работа №4. «Получение водорода и исследование его свойств» | 20.12 | ||
30 | Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды | 23.12 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
31 | Физические и химические свойства воды. Применение воды | |||
32 | Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде | 27.12 | ||
33 | Массовая доля растворенного вещества. | 13.01 | ||
34 | Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | 17.01 | ||
35 | Повторение и обобщение по темам «Кислород»,«Водород», «Вода. Растворы». | 20.01 | ||
36 | Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы» | 24.01 | ||
37 | Моль — единица количества вещества. Молярная масса. | 27.01 | ||
38 | Вычисления по химическим уравнениям | 31.01 | ||
39 | Закон Авогадро. Молярный объем газов | 3.02 | ||
40 | Относительная плотность газов | 7.02 | ||
41 | Объемные отношения газов при химических реакциях | 10.02 | ||
42 | Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение | 14.02 | ||
43 | Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение | 17.02 | ||
44 | Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Применение оснований. | 21.02 | ||
45 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 28.02 | ||
46 | Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот | 2.03 | ||
47 | Химические свойства кислот | 6.03 | ||
48 | Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей | 13.03 | ||
49 | Свойства солей | 16.03 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
50 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | |||
51 | Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | 20.03 | ||
52 | Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений». | 3.04 | ||
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома | 7 | |||
53 | Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. | 6.04 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
54 | Периодический закон Д. И. Менделеева | |||
55 | Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды | 10.04 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
56 | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра | |||
57 | Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона | 13.04 | ||
58 | Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева | 17.04 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
59 | Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. | |||
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь | 9 | |||
60 | Электроотрицательность химических элементов | 20.04 | ||
61 | Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи | 24.04 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
62 | Ионная связь | |||
63 | Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов | 27.04 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
64 | Окислительно-восстановительные реакции | |||
65 | Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь» | 8.05 | ||
66 | Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь» | 15.05 | ||
67 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс химии 8 класса | 18.05 | ||
68 | Итоговое тестирование за курс 8 класса | 22.05 |
Итого: по рабочей программе – 68ч, по годовому учебному календарному графику – 60 ч.
Причина корректировки: несоответствие часов, отведённых на изучение предмета по рабочей программе, годовому учебному календарному графику.
Лист корректировки рабочей программы учителя Лютиковой Г.В.
В связи с тем, что количество часов, отведённых на изучение предмета по программе, не соответствует годовому календарному учебному графику, в данном календарно-тематическом плане была произведена следующая корректировка с целью приведение к единым показателям выполнения содержательной и временной частей учебной программы:
1) в разделе «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)» содержание уроков №16 и №17 («Атомно – молекулярное учение» и «Закон сохранения массы веществ») будет изучено за один урок (8.11);
2) в разделе «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)» содержание уроков №30 и №31 («Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды» и «Физические и химические свойства воды. Применение воды» будет изучено за один урок (23.12);
3) в разделе «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)» содержание уроков№49 и №50 («Свойства солей» и Генетическая связь между основными классами неорганических соединений » будет изучено за один урок (16.03);
4) в разделе «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома» содержание уроков № 53 и №54 («Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов» и «Периодический закон Д. И. Менделеева» будет изучено за один урок (6.04);
5) в разделе «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома» содержание уроков № 55 и №56 («Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды» и «Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра» будет изучено за один урок (10.04);
6) в разделе «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома» содержание уроков № 58 и №59 («Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева» и «Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома») будет изучено за один урок (17.04);
7) в разделе «Строение вещества. Химическая связь » содержание уроков №61 и №62 (Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи «» и «Ионная связь» будет изучено за один урок (24.04);
8) в разделе «Строение вещества. Химическая связь» содержание уроков№63 и №64 («Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов» и «Окислительно-восстановительные реакции ») будет изучено за один урок (27.04).
Календарно - тематическое планирование
химия 9 класс
По программе - 68 часов
По календарю – 60 часов
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы | Дата проведения урока | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Многообразие химических реакций | 15 | |||
1 | Окислительно-восстановительные реакции | 6.09 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
2 | Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления | |||
3 | Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции | 9.09 | ||
4 | Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе | 13.09 | ||
5 | Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость | 16.09 | ||
6 | Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии | 20.09 | ||
7 | Сущность процесса электролитической диссоциации | 23.09 | ||
8 | Диссоциация кислот, оснований и солей | 27.09 | ||
9 | Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации | 30.09 | ||
10 | Реакции ионного обмена и условия их протекания | 4.10 | ||
11 | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. | 7.10 | ||
12 | Практическая работа №2. Решение экспе-риментальных задач по теме «Свойства кис- лот, оснований и солей как электролитов» | 11.10 | ||
13 | Гидролиз солей | 14.10 | ||
14 | Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | 18.10 | ||
15 | Контрольная работа №1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | 21.10 | ||
Раздел 2. Многообразие веществ | 43 | |||
Неметаллы | ||||
16 | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов. | 25.10 | ||
17 | Хлор. Свойства и применение хлора | 8.11 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
18 | Хлороводород: получение и свойства | |||
19 | Соляная кислота и её соли | 11.11 | ||
20 | Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств | 15.11 | ||
21 | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы | 18.11 | ||
22 | Свойства и применение серы | 22.11 | ||
23 | Сероводород. Сульфиды | 25.11 | ||
24 | Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли | 29.11 | ||
25 | Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли | 2.12 | ||
26 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | 6.12 | ||
27 | Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 9.12 | ||
28 | Решение расчётных задач | 13.12 | ||
29 | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение | 16.12 | ||
30 | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение | 20.12 | ||
31 | Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств | 23.12 | ||
32 | Соли аммония | 27.12 | ||
33 | Азотная кислота. Строение. Свойства разбавленной азотной кислоты | 13.01 | ||
34 | Свойства концентрированной азотной кислоты | 17.01 | ||
35 | Соли азотной кислоты. Азотные удобрения | 20.01 | ||
36 | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора | 24.01 | ||
37 | Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения | 27.01 | ||
38 | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода | 31.01 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
39 | Химические свойства углерода. Адсорбция | |||
40 | Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм | 3.02 | ||
41 | Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе | 7.02 | ||
42 | Практическая работа №6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | 10.02 | ||
43 | Кремний и его соединения. Стекло. Цемент | 14.02 | ||
44 | Обобщение по теме «Неметаллы» | 17.02 | ||
45 | Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы» | 21.02 | ||
Металлы | ||||
46 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов | 28.02 | ||
47 | Нахождение металлов в природе и общие способы их получения | 2.03 | ||
48 | Химические свойства металлов. Ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов | 6.03 | ||
49 | Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства | 13.03 | ||
50 | Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металов | 16.03 | ||
52 | Щелочно-земельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения | 20.03 | ||
52 | Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия | 3.04 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
53 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | |||
54 | Железо. Нахождение в природе. Свойства железа | 6.04 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
55 | Соединения железа | |||
56 | Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | 10.04 | ||
57 | Обобщающий урок по теме: «Металлы» | 13.04 | ||
58 | Контрольная работа № 3 по теме: «Металлы» | 17.04 | ||
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ | 10 | |||
59 | Органическая химия | 20.04 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
60 | Предельные (насыщенные) углеводороды | |||
61 | Непредельные (ненасыщенные) углеводороды | 24.04 | ||
62 | Производные углеводородов. Спирты | 27.04 | ||
63 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры | 8.05 | ||
64 | Углеводы | 15.05 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
65 | Аминокислоты. Белки | |||
66 | Полимеры. | 18.05 Объединение тем. См. лист корректировки | ||
67 | Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения» | |||
68 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | 22.05 |
Итого: по рабочей программе – 68ч, по годовому учебному календарному графику – 60ч.
Причина корректировки: несоответствие часов, отведённых на изучение предмета по рабочей программе, годовому учебному календарному графику
Лист корректировки рабочей программы учителя Лютиковой Г.В.
В связи с тем, что количество часов, отведённых на изучение предмета по программе, не соответствует годовому календарному учебному графику, в данном календарно-тематическом плане была произведена следующая корректировка с целью приведение к единым показателям выполнения содержательной и временной частей учебной программы:
1) в разделе «Многообразие химических реакций» » содержание уроков №1 и №2 («Окислительно – восстановительные реакции» и «Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления») будет изучено за один урок (6.09);
2) в разделе «Многообразие веществ» содержание уроков №17и №18 («Хлор. Свойства и применение хлора» и «Хлороводород: получение и свойства ») будет изучено за один урок (8.11);
3) в разделе «Многообразие веществ» содержание уроков №38 и №39 («Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода» и «Химические свойства углерода. Адсорбция») будет изучено за один урок (31.01);
4) в разделе «Металлы» содержание уроков №52 и №53 («Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия» и «Амфотерность оксида и гидроксида алюминия») будет изучено за один урок (3.04);
5) в разделе «Металлы» содержание уроков №54и №55 («Железо. Нахождение в природе. Свойства железа» и «Соединения железа» будет изучено за один урок (6.04);
6) в разделе «Краткий обзор важнейших органических соединений» содержание уроков №59 и № 60 («Органическая химия» и «Предельные (насыщенные) углеводороды») будет изучено за один урок (20.04);
7) в разделе «Краткий обзор важнейших органических соединений» содержание уроков №64 и №65 («Углеводы» и «Аминокислоты. Белки») будет изучено за один урок (15.05);
8) в разделе «Краткий обзор важнейших органических соединений» содержание уроков №66 и № 67 («Полимеры» и «Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения») будет изучено за один урок (18.05).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....