Личностно – ориентированное обучение при изучении химии
статья по химии

Зубова Юлия Николаевна
  • настоящее время в образовании необходимо не только учитывать индивидуально-личностную природу обучаемого, его потребностей, интересов, но и создавать в обучении условия для его самоопределения и самореализации как личности. При этом изменяется и сам характер организации учебного процесса: он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на постижение последним тайн изучаемой науки в процессе решения им цепи учебных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированное обучение при изучении химии

«Человек должен верить, что непонятное можно понять…» В.Гете

  • настоящее время в образовании необходимо не только учитывать индивидуально-личностную природу обучаемого, его потребностей, интересов, но и создавать в обучении условия для его самоопределения и самореализации как личности. При этом изменяется и сам характер организации учебного процесса: он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на постижение последним тайн изучаемой науки в процессе решения им цепи учебных проблем.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и к самореализации цепи учебных проблем. У каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему мне позволяет технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО), обеспечивающая всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, позволяющая создать необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности:

  • продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы;
  • организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого, побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовкеуроку;
  • продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

  • своей работе я использую некоторые элементы современных педагогических технологий ЛОО:
  • Технология разноуровневого обучение
  • Технология проектной деятельности
  • Игровые технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Технология проблемного обучения

Состоит в создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на её разрешение, то учителю и учащимся периодически придѐтся возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.

Использование методов проблемного обучения, по моему мнению, следует начинать уже на первом году обучения химии, то есть с восьмого класса. С первых уроков учащиеся знакомятся с основными химическими понятиями и законами, расширяют знания о строении веществ и их свойствах. Таким образом, оперируя основными положениями «Атомно-молекулярного учения», учащиеся достаточно активно участвуют в решении проблемных вопросов и задач при изучении основных законов химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества и других.

Например, урок в 8 классе «Закон сохранения массы веществ». Проблемная задача мною ставится в форме демонстрационного опыта: в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) (CuSO4) и гидроксида калия (m1) (KOH) и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) (Cu(OH)2)раствор сульфата калия (m2) (K2SO4); по одному из признаков протекания реакций учащиеся убеждаются в том, что химическая реакция прошла - выпал осадок голубого цвета. Результаты взвешивания веществ до и после реакции подтверждают закон сохранения массы веществ. Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2? Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся сравнительно легко приходят к следующему выводу: m1=m2, так как атомыих количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся использую исторический материал. Например, при изучении темы «Сахароза» можно использовать следующий занимательный материал : «В Европе было время, когда сахар считали дорогим лекарством и покупали в аптеках. Так было еще довольно долго после того, как немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф выделил первый «европейский» сахар из сахарной свеклы. А дата этого события— 1747 год».

  • 9-10 классах учащиеся знакомятся с промышленным осуществлением важнейших химических процессов и в связи с этим – с общими научными принципами производства, что показывает тесную связь науки и практики.Проблемный подход к изучению химических производств позволяет наиболее полно привлекать весь объём знаний полученный ранее.Он включает в себя решение следующих задач:
  • установление связей между свойствами веществ и их применением: выбор сырья для данного производства; рассмотрение физико-химических основ реакций и выбор оптимальных условий их проведения;
  • определение соответствия устройства аппаратов и приборов выбранным условиям.

Курс органической химии даёт ещё более широкие возможности для развития познавательной активности учащихся с использованием проблемного подхода, требует более глубокого проникновения в мир молекул, атомов и электронов. Наблюдая те или иные превращения веществ, учащиеся должны постоянно представлять себе разнообразные явления, вкакой последовательности соединяются атомы в молекулах, как они располагаются в пространстве, какие электронные процессы происходят при разрыве и образовании химических связей, в чём проявляется взаимное влияние атомов. Уже из содержания первых уроков возникает ведущая познавательная проблема: почему органических веществ значительно больше, чем неорганических, и чем объясняется огромное значение их в нашей жизни. Более конкретные проблемы возникают при переходе к теории химического строения веществ и изучению основных классов органических соединений.

Так, например, при изучении непредельных углеводородов рядаацетилена (10 класс) возникает целая цепь проблемных ситуаций:анализ молекулярного состава этина приводит к противоречию свалентностью элементов – С2Н2, но углерод в органических соединениях всегда четырёхвалентен;

Какова же структурная формула этина?

Н ― С ―        С ― Н →        СН =_ СН

Тройная связь между атомами углерода требует более глубокого рассмотрения электронного строения - SP гибридизации, каждый атом углерода участвует в образовании двух σ-связей и двух π-связей; установление особого характера химической связи требует выяснение влияния её на свойства веществ – характерны реакции присоединения по месту разрыва 2-х π- связей.

Уделяю внимание на развития монологической речи учащихся, применяя задания, при выполнении которых требуется использовать учебные приемы: ответы на вопросы, обоснование утверждений, комментирование опорных сигналов, схем, таблиц и др.

Эксперимент дает возможность не только устанавливать новые факты, но также исправлять ошибки в знаниях учащихся, а также подводить их к выводам обобщающего характера. Проблемный эксперимент применяю на разных этапах учебного познания в разных формах. В лабораторных работах создаю различные проблемные ситуации: как узнать, что йогурт содержит крахмал? Как распознать натуральный и искусственный шелк? Почему мыло, попавшее на слизистую оболочку глаз, вызывает жжение? Как доказать, что в белом хлебе и картофеле есть крахмал?

Технология уровневой дифференциации дает возможность учитыватьпознавательные интересы учащихся, устранить перегрузку программ и учащихся, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях, от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить

  • рамках уровневой дифференциации применяю уроки объяснения, уроки тренировочные, уроки помощи и взаимопомощи,уроки проверки ОРО (обязательные результаты обучения), уроки проверки усвоения темы (тематические зачеты).

Элементы уровневой дифференциации начинаю вводить на уроках в 8 классе. Даю возможность детям заранее знать, к чему они должны бытьготовы, какие знания должны усвоить очень четко. Например, тематические зачеты провожу по основным темам курса 8 класса.

  1. Первоначальные химические понятия.
  2. Кислород. Оксиды. Горение.
  3. Основные классы неорганических веществ.
  4. Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома.

Такие зачеты показали, что если ученик систематически занимается изучением материала темы, то ему сдать зачет легко. Обучающиеся, успевающие на «хорошо» и «отлично» помогают мне принимать зачет у остальных учащихся.

Часто провожу дифференцированные контрольные работы. Учащиеся со слабыми знаниями получают карточки с двумя заданиями невысокого уровня сложности. Более сильные ученики решают четыре задания другой карточки. И один или два ученика решают контрольную работу, состоящую из пяти заданий, позволяющих проверить не только практические, но и теоретические знания. Соответственно, уровень 1-й карточки оценивается на 3 балла, уровень 2-й – 4 балла, уровень 3-й – 5 баллов. Но обучающиеся могут получить и более высокую оценку, ответив устно, или выполнив дополнительные задания.

  • работе использую тестовые задания, состоящие из нескольких уровней. При их создания используются как закрытые, так и открытые задания. Для того чтобы исключить вероятность угадывания правильного ответа, вариантов ответов составляю не меньше четырех - пяти. А открытые задания необходимы для проверки более глубоких знаний.

При решении расчетных задач, также учитывается уровень знаний и способностей учащихся. Одну и ту же задачу можно решить разными способами, и существуют методические разработки, в которых учитывается правостороннее и левостороннее развитие ученика.

При изучении нового материала в 10 – 11классах я использую лекции, семинарские занятия. В основе их содержания — подача материала блоками. На каждом уроке нацеливаю учащихся на достижение конкретных результатов при изучении темы. Веду текущий учет знаний учащихся, но главный итог их работы — тематический зачет.

Вот уже в течение ряда лет я использую элементы технологии уровневой дифференциации и могу сделать вывод, что это позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения.

  • результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Хочу отметить, что повысилось качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся, да и у остальных знания стали более системными. Адекватной стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний.

Технология проектного метода

Эта технология

дполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие у учащихся командного духа, коммуникабельность и умения сотрудничать.Этот вид требует дополнительного учебного времени и выполняется в основном во внеурочной деятельности.

Формы представления конечного результата проектной работы обучающихся: письменный отчет, статья, фильм, презентация, выставка и т.д. Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья, ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения — одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации.

Стараюсь так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать рекомендации и пути ее решения, т. е. реализовать проблемное обучение. Хочу отметить, что на мой взгляд главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.

Игровые технологии

Дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества. Осуществляется более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний. Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. В результате стимулируется познавательная деятельность учащихся; активизируется мыслительная деятельность; самопроизвольно запоминаются специальные сведения; формируется ассоциативное запоминание; решаются проблемные вопросы; выявляются личностные черты характера ученика; усиливается мотивация к изучению предмета.

Примеры игр тренажеров, используемых мною в 8 классе:

«Логические цепочки»

Учитель задает начало фразы: «Хлор — неметалл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.

«Третий лишний»

  • предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:

а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3;

б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2 S

«Химическое лото»

Учащиеся делятся на две (или более) команды. Следите за тем, кто первый поднимет руку, и оцените полноту и правильность ответа. Командам заранее раздаются вопросы к аукциону. Вытаскиваем из химического лото бочонок с номером вопроса. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неполный ответ в 1 балл.

Некоторые вопросы:

1.Какой ―лёд и при каких условиях получают из продуктов горения угля?

2.Какой элемент в одних случаях тверд как сталь, а в других – мягкий?

4.Что такое ―царская водка?

3.Его назвали ―светоносный, он ядовит и горюч. Есть аллотроп его известный безвредный, красный как сургуч. Необходим он всем растеньям, в природных минералах есть. Относят соли к удобрениям, которых нам не перечесть.

4.Какую кислоту можно пить?

5.Ваш чайник покрылся толстым слоем накипи. Объясните, почему вода в нем теперь закипает медленно? Предложите, как можно очистить чайник?

6.Почему в мороз скрипит снег под ногами?

7.Одну из бутылок с водой положили на лёд при 0С, вторую – опустили в воду при 00 С. Замерзнет ли вода в какой-нибудь из них?

8.Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках невозможно кататься?

9.Объясните, почему в кислоте куриное яйцо ―ныряет?

Информационно — коммуникационные технологии

Информационные технологии в настоящее время являютсянеотъемлемой частью образовательного процесса. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования. Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным. Поэтому я использую компьютер на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

ИКТ помогают решить проблему интенсификации и повышения эффективности учебного процесса путем усиления индивидуального подхода к обучению. В этом случае компьютер выступает как средство управления учебной деятельностью учащихся и выполняет обучающую функцию.

Компьютерные технологии эффективно использую для формирования основных понятий, необходимых для понимания микромира (строение атома, молекул), таких важнейших химических понятий как химическая связь, электроотрицательность, при изучении процессов цветной и черной металлургии, реакций с ядовитыми веществами (галогены и т.д.).

Использую компьютер в обучении способам решения химических задач, при изучении разнообразных химических реакций.Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии имеют следующие достоинства:

  • увеличение объема изучаемого материала;
  • наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами) или проведение которых длительно во времени;
  • ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;
  • повышение интереса учащихся к предмету и более легкое усвоение изучаемого материала;
  • повышение наглядности подачи материала за счет использования фото-, видеофрагментов, анимации, звукового сопровождения

Химия – это очень важная наука. Но она скучна, если опирается только на научные достижения и факты. Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Очень важным при этом является практическое применение полученных на уроках знаний в повседневной жизни, окружающем мире.

Применение новых образовательных технологий обеспечивает достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по химии, создает условия учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

На уроках химии я активно применяю технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные. Они относятся к личностно-образовательным технологиям, легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность, самокритичность. Результаты обучения развивают творческие исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии

Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники сущест...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ

Опыт работы по реализации компетентностного подхода на занятиях химии....

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. (статья)

В условиях быстро развивающихся наук и накопления новых знаний, возрастает  потребность в творчески развитой личности, которая не просто обладает определенным набором отраслевых знаний, а умеет м...

Использование личностно – ориентированного обучения на уроках химии

Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Конечно, возможности традиционного урока, жестко рег...

«Использование личностно – ориентированного обучения на уроках химии»

Личностно – ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного процесса. В с...

Личностно-ориентированное обучение на уроках химии в школе пенитенциарной системы.

Использование форм и методов личностно-ориентированного обучения на уроках химии в школе пенитенциарной системы....

Личностно- ориентированное обучение на уроках химии

материал содержит особенности ЛОО,сравнивается традиционный и ЛО уроки, расмматриваются направления ЛОО...