Типы реакций
план-конспект урока по химии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_reaktsiy_urok.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8классе по теме: «Типы химических реакций»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Девиз урока: Химическое превращение, химическая реакция
есть главный предмет химии.
Цели урока:
деятельностная: сформировать познавательные учебные действия при изучении типов химических реакций.
предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по числу и составу продуктов и реагентов реакции.
Цели урока:
Образовательная:
-познакомить учащихся с классификацией химических реакциях по признаку: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции и научится их определять;
-.дать понятие сущности реакций соединения, разложения, замещения, обмена;
Формирование умений:
- самостоятельно примененять знания и способы действия в разнообразных ситуациях;
- записывать уравнения химических реакций;
- проводить эксперимент.
Развивающая:
-продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать и объяснять результаты демонстрационного эксперимента;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развитие критического мышления.
Воспитательная:
Продолжить формирование:
-научного мировоззрения, таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;
- взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умение выслушать других при работе в классе, в паре.
Урок строился на основе:
- изученного материала по темам: «Физические явления», «Химические реакции», «Химические уравнения»
- практических упражнений учебника
- подбора упражнений для тестовых заданий
- опорного конспекта
Конспект урока
Оборудование и реактивы: штатив, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель, спички, лучина, железный гвоздь, бенгальские огни, скребка, раствор сульфата меди, , гидроксид натрия, перекись водорода, оксид марганца(4) .
Материал: раздаточный материал для выполнения теста, листы самоконтроля.
1 этап. Организация начала занятия.
Приветствие.
Учитель. Здравствуйте ребята! Садитесь.
2 этап. Определение темы и постановка целей урока.
Обратите внимание на доску. Тема сегодняшнего урока: «Типы химических реакций»
Цель урока: познакомиться с типами химических реакций и научиться их определять.
3 этап. Оценивания работы учащихся на уроке
В течение занятия вы будете выполнять задания, проверять правильность их выполнения и оценивать.
Выполним первое задание.
Задание 1. Расставьте коэффициенты. 1 вариант выполняют 1 и 2 реакции, 2 вариант 3 и 4 реакции. Минута на выполнение.
- Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu
- NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O
- N2 + O2 → NO
- KOH +H2SO4 → K2SO4 + H2O
Поменялись вариантами и проверили друг у друга. Если есть расхождение и вы видите, что ваш сосед выполнил это задание иначе, то сравним с правильными ответами:
2Al + 3CuCl2 = 2AlCl3 + 3Cu
3NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + 3H2O
N2 + O2 → 2NO
2KOH +H2SO4 → K2SO4 +2H2O
Фронтальная беседа
Учитель. Все явления в природе делятся на физические и химические. Kакие явления называют химическими?
Ученик. Химическими явлениями называют такие явления, при которых из одних веществ образуются другие, новые.
Учитель. Чем химические явления отличаются от физических?
Ученик. При физических явлениях происходит изменение агрегатного состояния, формы, размера частиц, но не меняется состав веществ, а при химических явлениях из одних веществ образуются другие, новые.
Учитель. Приведите примеры физических и химических явлений.
Задание 2.
Учитель. Сейчас давайте проверим, как вы поняли, какие явления относят к физическим, а какие – к химическим. Если явление «физическое», то напишите букву Ф, если химическое явление – то букву Х.
1) горение природного газа (Х)
2)кипение воды (Ф)
3)таяние мороженого (Ф)
4)растворение сахара в воде (Ф)
5)ржавление гвоздя (Х)
6)гниение растительных остатков (Х)
7)прокисание яблочного сока (Х)
8)растворение уксусной кислоты в воде (Ф)
9)замерзание воды (Ф)
10)почернение медной проволоки при прокаливании (Х)
Самопроверка задания (на слайде).
4 этап.
Учитель. Ребята, как мы иначе называем химические явления?
Ученики. Химические реакции.
Учитель. Химических реакций в природе происходит очень много. И наша цель научится классифицировать химические реакции.
Рассмотрим типы химических реакций на примерах.
Демонстрационный опыт №1
Возьмем медную проволоку и начнем нагревать ее над пламенем горелки. В результате происходит почернение проволоки. Медь в результате горения взаимодействует с кислородом воздуха и образуется новое соединении – оксид меди (II).
Реакции, в результате которых из одного или несколько исходных веществ, образуется одно сложное вещество, называются реакция соединения.
Это можно выразить схемой: А + В = АВ
И уравнением реакции: 2Cu + O2 = 2CuO
Демонстрационный опыт №2
Описание разложение дихромата аммония.
Перед нами оранжевые кристаллы дихромата аммония. Внеся горящую лучинку начинается бурная реакция. Реакция началась от горящей лучинки, но не прекратилась, когда лучинку убрали, а стала еще интенсивней. Дело в том, что в процессе реакции выделяется теплота, и, начавшись от лучинки, процесс лавинообразно развивается до тех пор, пока вся масса дихромата аммония не превратиться в оксид хрома, азот и воду.
Реакции, в результате которых из одного вещества образуется два и более новых веществ или сложных новых веществ, называются реакциями разложения.
Как правило, почти все реакции разложения будут эндотермическими, и, чтобы они протекали, нужно непрерывная подача тепла или использование катализатора.
Схема реакции: АВ = А + В
Уравнение реакции: (NH4)2Cr2O7 → N2 + 4H2O + Cr2O3
Следовательно, любое сложное вещество можно разложить. Давайте выделим признаки этого типа реакций:
- В реакции принимает участие только одно сложное исходное вещество
- Образуется два и более новых веществ: как простых, так и сложных
Демонстрационный опыт №3
Теперь давайте подумаем, что будет если возьмем простое вещество и сложное. Разобраться нам поможет лабораторный опыт, который вы проведёте сами. Обратите внимание на реактивы на ваших столах.
В пробирку с цинком прильем раствор серной кислоты H2SO4.
Что наблюдаете?
Укажите признаки реакции.
Спрогнозируйте, что образуется?
Что же мы наблюдаем? В результате реакции начал активно выделяться водород и растворяться цинк. Какой признак реакции мы наблюдали? Выделение газа. Следовательно из исходного простого и сложного вещества образовались новое простое и новое сложное вещества. Такие реакции называются реакциями замещения.
Реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе, называются реакциями сединения.
Схема реакции: АВ + С = СВ + А
Уравнение реакции: H2SO4 + Zn =ZnSO4+ H2
Лабораторный опыт №4
Теперь давайте подумаем, что будет если возьмём два сложных вещества. Разобраться нам поможет опыт:
В пробирку с гидроксидом натрия NaOH прильем сульфат меди(II) CuSO4.
Укажите признаки реакции.
Спрогнозируйте, что образуется?
К раствору сульфата меди(II) нальём гидроксид натрия. Что наблюдаем? Произошла химическая реакция. Признак реакции – выпадение осадка голубого цвета. Давайте спрогнозируем продукты реакции, не забывая о том, что разноимённые частицы могут соединить. Для написании реакции используем схему:
Реакции, в результате которых два сложных вещества, обмениваются своими составными частями, называются реакциями обмена.
Схема реакции: АВ + СД = АД + СВ
Уравнение реакции: NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Cu(OH)2
Итак, мы познакомились с классификацией химических реакций с их многообразием по признаку: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Акцентирую внимание на определения типов реакций.
5 этап. Закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Итак, обобщим с каким типами реакций мы познакомились на этом уроке?
На слайде вы видите уравнения реакций и типы реакций. Соотнесите какому уравнению реакции соответствует тип реакции.
1)2Na+Cl2=2NaCl
2) CaO+H2O =Ca(OH)2
3)NaOH+HCl=NaCl+H2O
4)Zn + H2SO4 =ZnSO4 + H2;
5)Cu(OH)2=CuO+H2O
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
Типы реакций в органической химии
Этот материал используется моими учащимися как пособие -подсказка, с помощью которого им не составляет большого труда написать уравнения химических реакций...
Типы реакций
Задание 1) на соответствие уравнений реакций и типов реакций. 2) расстановка коэффициентов в схемах реакций...
Пров. работа "Расстановка коэффициентов, типы реакций" 8кл.
Раздаточный материал для проверочной работы-пятиминутки (4варианта). К сожалению, при загрузке полностью изменился вид (на А4 помещены 3 карточки, каждая с 4 вариантами А,Б,В,Г)...
Презентация к уроку по теме Виды частиц в органической химии. Типы реакций
презентация для урока химии 10 класс...
Урок химии по теме "Типы реакций"
Урок открытия новых знаний в 8 классе по теме "Типы химических реакций"...
Типы реакций в органической химии 10 класс профиль
Классификация химических реакций в органической химии...