Тема: «Понятие скорости химических реакций».
презентация к уроку по химии (9 класс)
Конспект урока
Тема: «Понятие скорости химических реакций».
Цели урока:
- обучающая
- формирование первичного представления о скорости химических реакций и факторах, оказывающих на нее влияние;
- формирование умений и навыков химического эксперимента.
- развивающая:
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;
- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов;
- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,
- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.
- воспитывающая:
- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;
- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Педагогические задачи:
Формирование:
- личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
- регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ключевые понятия: скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.
Стратегия: индивидуальная, развивающая.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
1.Организационная часть.
Здравствуйте ребята. Давайте наш урок начнем с игры «Пожелания». Я хочу пожелать вам успешной работы, приобретения новых знаний, чтобы вам на уроке было комфортно, интересно и полезно. А теперь мне хотелось бы, чтобы вы мне или друг другу что-нибудь пожелали. И не забывайте, что мы находимся на уроке химии, поэтому соблюдаем правила техники безопасности. А теперь начнем работать.
2. Сообщение темы и постановка цели урока.
- Просмотр видеоролика «Гепард и черепаха».
Какое понятие объединяют эти сюжеты?
Но это понятие физическое, а поскольку мы находимся на уроке химии, то мы будем изучать скорость, но только скорость химической реакции.
Итак, тема нашего урока?
А цель нашего урока какова?
А разобраться в этом понятии нам поможет следующий сюжет о пожаре.
- Просмотр видеоролика «Пожар».
Итак, от чего зависит пожар?
Вывели понятие.
Как еще факторы влияют на скорость химической реакции?
3. Актуализация опорных знаний.
Стимул:
Представьте себе, что ваши родители уехали в отпуск. Вы остались одни с младшим братом, у которого возникает много вопросов:
- Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
- Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
- Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?
Так вот для того чтобы ответить на вопросы брата, для того чтобы вывести факторы нам помогут рабочие тетради.
Чтобы качественно выполнить эксперимент и выявить факторы, влияющие на скорость вам необходимо изучить теоретический материал. У вас 3 минуты для этого.
Опыт проводит учитель.
Опыт 1.
Получение кислорода разложением пероксида водорода.
- Просмотрите демонстрационный эксперимент.
- Результаты наблюдения занесите в таблицу
Проведите эксперименты.
Опыт 2.
- В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn, в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете?
- Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 3.
- В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
- Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 4.
- В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую – измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
- Результаты наблюдения занесите в таблицу.
Форма предъявления результатов
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций* |
1. | H2O2 нагреваем и добавляем MnO2 |
| MnO2 является____________ 2H2O2MnO2 |
2. | HCl (1:1) + Zn HCl (1:3) + Zn |
| На скорость реакции влияет __________________________ HCl + Zn ® |
3. | Mg + HCl Zn + HCl |
| На скорость реакции влияет __________________ Mg + HCl ® Zn + HCl ® |
4. | CaCO3 (измельченный) + HCl CaCO3 (кусочек) + HCl |
| На скорость реакции влияет _________________________ CaCO3 + HCl ® |
Модельный ответ
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций* |
1. | H2O2 нагреваем и добавляем MnO2 | Выделение кислорода, лучинка вспыхнула | MnO2 является катализатором 2H2O2MnO2 2H2O + O2 |
2. | HCl (1:1) + Zn HCl (1:3) + Zn | Выделение газа, без цвета и запаха, в первой пробирке с большей скоростью | На скорость реакции влияет концентрация вещества, чем больше концентрация, тем больше скорость реакции Zn + 2HCl ® ZnCl2 + H2 |
3. | Mg + HCl Zn + HCl | Выделение газа, без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью | На скорость реакции влияет природа реагирующих веществ Mg + 2HCl ® MgCl2 + H2 Zn + 2HCl ® ZnCl2 + H2 |
4. | CaCO3 (измельченный) + HCl CaCO3 (кусочек) + HCl | Выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью | На скорость реакции влияет площадь соприкосновения веществ CaCO3 + 2HCl ® CaCl2 + H2O + CO2 |
Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:
- Температура,
- Концентрация реагирующих веществ,
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
4. Первичное закрепление.
Проверим, способны ли вы теперь ответить на вопросы младшего брата
- Тесто
Где тесто быстрее поднимется, у батареи или в холодильнике?
- Консервированные огурцы и помидоры
Для консервирования продуктов используют консерванты. Какое другое название можно дать этим веществам?
- Мясо
В каком случае мясо в супе быстрее сварится, порезанное мелко или крупным куском?
- Таблетки
В каком случае головная боль пройдет быстрее, если принять шипучую таблетку или обычную твердую?
5. Итог урока.
УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ
Проанализируйте выполненную работу и оцените ее
Критерии оценивания:
- Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
- Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
- Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».
6. Домашнее задание
Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас».
Для экспериментаторов: привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Понятие скорости химических реакций». | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Понятие скорости химических реакций» Цель урока: Изучить понятие скорости химических реакций.
Опыт 1. Просмотрите демонстрационный эксперимент. Результаты наблюдения занесите в таблицу Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 1. H 2 O 2 нагреваем и добавляем MnO 2 Выделение кислорода, лучинка вспыхнула MnO 2 является катализатором
Опыт 2. Просмотрите демонстрационный эксперимент. Результаты наблюдения занесите в таблицу Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 2 . CuO + H 2 SO 4 , нагреваем Изменение цвета раствора на голубой На скорость реакции влияет температура CuO + H 2 SO 4 Cu SO 4 + H 2 O
Опыт 2. В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn , в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете? Результаты наблюдения занесите в таблицу. Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 2. HCl (1:1) + Zn HCl (1: 3 ) + Zn выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью На скорость реакции влияет концентрация веществ Zn + 2HCl ZnCl 2 + H 2
Опыт 3. В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Результаты наблюдения занесите в таблицу. Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 3. Mg + HCl Zn + HCl выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью На скорость реакции влияет природа реагирующих веществ Mg + 2HCl MgCl 2 + H 2 Zn + 2HCl ZnCl 2 + H 2
Опыт 4. В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую – измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Результаты наблюдения занесите в таблицу. Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 4. CaCO 3 (измельченный) + HCl CaCO 3 (кусочек) + HCl выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью На скорость реакции влияет площадь соприкосновения веществ CaCO 3 + 2HCl CaCl 2 + H 2 O + CO 2
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ Природа реагирующих веществ Концентрация веществ (для Ж и Г) S соприкос - новения веществ (для Тв веществ) Катализаторы > ט Ингибиторы < ט Температура t > на 100С ט > в 2-4 раза
УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ Проанализируйте выполненную работу и оцените ее. Критерии оценивания: Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5 » Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас » Для экспериментаторов: привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
"Скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций."
разработка и презентация урока с элементами ФГОС...
Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса. Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....
Конспект урока Тема: «Понятие скорости химических реакций».
Конспект урокаТема: «Понятие скорости химических реакций».Цели урока:обучающая- формирование первичного представления о скорости химических реакций и факторах, оказывающих на нее вли...
«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...