Рабочая тетрадь "ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ"
план-конспект урока по химии (9 класс)
ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Стимул:
Родители уехали в отпуск. Ты остался один с младшим братом, у которого возникает много вопросов:
- Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
- Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
- Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?
Задание
Прочтите учебный текст, проведите химические эксперименты. Заполните таблицу "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Текст
I. Понятие о скорости химической реакции
Скорость реакции определяется изменение концентрации вещества в единицу времени
Скорость химических реакций рассчитывается по формуле:
υ=ΔС/Δt
где υ - скорость реакции,
Δ С - изменение концентрации вещества (моль/л),
Δt -время (с, мин), за которое произошло данное изменение.
III. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Факторы, влияющие на скорость реакций
- Природа реагирующих веществ (состав веществ, строение, взаимное влияние атомов в молекуле).
- Изменение температуры.
Правило Вант – Гоффа:
При увеличении температуры на каждые 10 градусов по Цельсию, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.
- Концентрация веществ (действует для газов и жидкостей).
Чем больше концентрация веществ, тем больше скорость реакции.
- Действие катализаторов и ингибиторов.
Катализатор – увеличивает скорость реакции, а ингибитор замедляет (ни катализатор, ни ингибитор в реакции не расходуются).
- Площадь соприкосновения веществ.
Чем больше площадь соприкосновения веществ, тем больше скорость реакции.
Химический эксперимент.
Опыт 1.
- Просмотрите демонстрационный эксперимент.
- Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 2.
- В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn, в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете?
- Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 3.
- В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
- Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 4.
- В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую –измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
- Результаты наблюдения занесите в таблицу.
Форма предъявления результатов
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций* |
1. | H2O2 нагреваем и добавляем MnO2 |
| MnO2 является _____________________ H2O2MnO2 |
2. | HCl (1:1) + Zn HCl (1:3) + Zn |
| На скорость реакции влияет __________________________ __________________________ HCl + Zn ® |
3. | Mg + HCl Zn + HCl |
| На скорость реакции влияет __________________________ __________________________ Mg + HCl® Zn + HCl® |
4. | CaCO3 (измельченный) + HCl CaCO3 (кусочек) + HCl |
| На скорость реакции влияет __________________ _________________________ CaCO3 + HCl® |
Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:
1. __________; 2. ___________; 3. ___________; 4. ____________; 5.__________ .
УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ
Проанализируйте выполненную работу и оцените ее
Критерии оценивания:
- Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
- Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
- Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас»
Для экспериментаторов:привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_skorost_otkr._urok.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Стимул:
Родители уехали в отпуск. Ты остался один с младшим братом, у которого возникает много вопросов:
- Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
- Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
- Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?
Задание
Прочтите учебный текст, проведите химические эксперименты. Заполните таблицу "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Текст
I. Понятие о скорости химической реакции
Скорость реакции определяется изменение концентрации вещества в единицу времени
Скорость химических реакций рассчитывается по формуле:
υ=ΔС/Δt
где υ - скорость реакции,
Δ С - изменение концентрации вещества (моль/л),
Δt -время (с, мин), за которое произошло данное изменение.
III. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Факторы, влияющие на скорость реакций
- Природа реагирующих веществ (состав веществ, строение, взаимное влияние атомов в молекуле).
- Изменение температуры.
Правило Вант – Гоффа:
При увеличении температуры на каждые 10 градусов по Цельсию, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.
- Концентрация веществ (действует для газов и жидкостей).
Чем больше концентрация веществ, тем больше скорость реакции.
- Действие катализаторов и ингибиторов.
Катализатор – увеличивает скорость реакции, а ингибитор замедляет (ни катализатор, ни ингибитор в реакции не расходуются).
- Площадь соприкосновения веществ.
Чем больше площадь соприкосновения веществ, тем больше скорость реакции.
Химический эксперимент.
Опыт 1.
- Просмотрите демонстрационный эксперимент.
- Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 2.
- В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn, в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете?
- Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 3.
- В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
- Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 4.
- В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую –измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
- Результаты наблюдения занесите в таблицу.
Форма предъявления результатов
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций* |
1. | H2O2 нагреваем и добавляем MnO2 | MnO2 является _____________________ H2O2MnO2 | |
2. | HCl (1:1) + Zn HCl (1:3) + Zn | На скорость реакции влияет __________________________ __________________________ HCl + Zn → | |
3. | Mg + HCl Zn + HCl | На скорость реакции влияет __________________________ __________________________ Mg + HCl→ Zn + HCl→ | |
4. | CaCO3 (измельченный) + HCl CaCO3 (кусочек) + HCl | На скорость реакции влияет __________________ _________________________ CaCO3 + HCl→ |
Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:
1. __________; 2. ___________; 3. ___________; 4. ____________; 5.__________ .
УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ
Проанализируйте выполненную работу и оцените ее
Критерии оценивания:
- Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
- Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
- Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас»
Для экспериментаторов:привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
"Скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций."
разработка и презентация урока с элементами ФГОС...
Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса. Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....
«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...