Рабочая тетрадь "ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Ермакова Елена Владимировна

ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

 

Стимул:

Родители уехали в отпуск. Ты остался один с младшим братом, у которого возникает много вопросов:

  • Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
  • Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
  • Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?

 

Задание

Прочтите учебный текст, проведите химические эксперименты. Заполните таблицу "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"

 

Текст

I. Понятие о скорости химической реакции

Скорость реакции определяется изменение концентрации вещества в единицу времени

Скорость химических реакций рассчитывается по формуле:

υ=ΔС/Δt

где υскорость реакции,

Δ С - изменение концентрации вещества (моль/л),

Δt  -время (с, мин), за которое произошло данное изменение.

 

III. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

 

Факторы,  влияющие на скорость реакций

  1. Природа реагирующих веществ (состав веществ, строение, взаимное влияние атомов в молекуле).
  2. Изменение температуры.

Правило Вант – Гоффа:

При увеличении температуры на каждые 10 градусов по Цельсию, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.

  1. Концентрация веществ (действует для газов и жидкостей).

Чем больше концентрация веществ, тем больше скорость реакции.

  1. Действие катализаторов и ингибиторов.

Катализатор – увеличивает скорость реакции, а ингибитор замедляет (ни катализатор, ни ингибитор в реакции не расходуются).

  1. Площадь соприкосновения веществ.

Чем больше площадь соприкосновения веществ, тем больше скорость реакции.

 

Химический эксперимент.

Опыт 1.

  1. Просмотрите демонстрационный эксперимент.
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

 

 

 

 

Опыт 2.

  1. В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn, в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 3.

  1. В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 4.

  1. В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую –измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

 

Форма предъявления результатов

 

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2

 

 MnO2 является _____________________

H2O2MnO2

2.

HCl (1:1) + Zn

HCl (1:3) + Zn

 

На скорость реакции влияет __________________________

__________________________

HCl + Zn ®

3.

Mg + HCl

Zn + HCl

 

На скорость реакции влияет __________________________

__________________________

Mg + HCl®

Zn + HCl®

4.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl

 

На скорость реакции влияет __________________

_________________________

CaCO3 + HCl®

 

Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:

1. __________; 2. ___________; 3. ___________; 4. ____________;  5.__________ .

 

 

УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ

Проанализируйте выполненную работу и оцените ее

Критерии оценивания:

  1. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
  2. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
  3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас»

Для экспериментаторов:привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_skorost_otkr._urok.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Стимул:

Родители уехали в отпуск. Ты остался один с младшим братом, у которого возникает много вопросов:

  • Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
  • Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
  • Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?

Задание

Прочтите учебный текст, проведите химические эксперименты. Заполните таблицу "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"

Текст

I. Понятие о скорости химической реакции

Скорость реакции определяется изменение концентрации вещества в единицу времени

Скорость химических реакций рассчитывается по формуле:

υ=ΔС/Δt

где υ -  скорость реакции,

Δ С - изменение концентрации вещества (моль/л),

Δt  -время (с, мин), за которое произошло данное изменение.

III. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Факторы,  влияющие на скорость реакций

  1. Природа реагирующих веществ (состав веществ, строение, взаимное влияние атомов в молекуле).
  2. Изменение температуры.

Правило Вант – Гоффа:

При увеличении температуры на каждые 10 градусов по Цельсию, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.

  1. Концентрация веществ (действует для газов и жидкостей).

Чем больше концентрация веществ, тем больше скорость реакции.

  1. Действие катализаторов и ингибиторов.

Катализатор – увеличивает скорость реакции, а ингибитор замедляет (ни катализатор, ни ингибитор в реакции не расходуются).

  1. Площадь соприкосновения веществ.

Чем больше площадь соприкосновения веществ, тем больше скорость реакции.

Химический эксперимент.

Опыт 1.

  1. Просмотрите демонстрационный эксперимент.
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 2.

  1. В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn, в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 3.

  1. В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 4.

  1. В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую –измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Форма предъявления результатов

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2

 MnO2 является _____________________

H2O2MnO2

2.

HCl (1:1) + Zn

HCl (1:3) + Zn

На скорость реакции влияет __________________________

__________________________

HCl + Zn

3.

Mg + HCl

Zn + HCl

На скорость реакции влияет __________________________

__________________________

Mg + HCl

Zn + HCl

4.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl

На скорость реакции влияет __________________

_________________________

CaCO3 + HCl

Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:

1. __________; 2. ___________; 3. ___________; 4. ____________;  5.__________ .


УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ

Проанализируйте выполненную работу и оцените ее

Критерии оценивания:

  1. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
  2. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
  3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас»

Для экспериментаторов:привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...