Урок "Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Методическая разработка урока химии. 8 класс. Тема "Электролитическая диссоциация". УМК О.С.Габриелян

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока химии в 8 классе по теме «Электролитическая диссоциация»

Пояснительная записка

Требования ФГОС ООО предполагают не только освоение учащимися предметных результатов, но и достижение метапредметных и личностных результатов. Системно-деятельностный подход  в обучении, использование широкого спектра современных средств (как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий) дает возможность продуктивно использовать учебное время урока и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

В обучении химии большое значение играет эксперимент, в ходе которого учащиеся приобретают практический опыт познания, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, лежащих в основе научного мировоззрения.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению позволяет организовать творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей.

Работа в группе позволяет им развивать умение сотрудничать, выслушивать мнение, договариваться, оценивать себя и действия других.

Не менее важен этап рефлексии, где обучающиеся имеют возможность подвести итог не только урока, но и своего участия в этом процессе, проанализировать причины успеха и неудач, а, следовательно, выстроить дальнейшую траекторию овладения материалом курса.

Конспект урока

Тема урока: «Электролитическая диссоциация».

Цель урока: сформировать понятия об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать формированию понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи, электролитической диссоциации.
  • Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.

Воспитательные

  • Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.
  • Развивать умение выделить главное, существенное в изучаемом материале.
  • Развивать у обучающихся интерес к химии.

Планируемые образовательные результаты урока:

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать факты и явления
  • Строить логические рассуждения
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предметные

Базовый уровень: знать основные понятия электролитической диссоциации.

Повышенный уровень: уметь использовать при характеристике превращений понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и описывать реакции, проводить опыты с использованием датчиков цифровой лаборатории.

Высокий уровень: уметь делать выводы на основании полученных результатов.

         Личностные: овладение навыками практической деятельности.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли, соляной кислоты; кристаллические вещества - хлорид натрия, щелочь, сахароза;  дистиллированная вода, водопроводная вода; нетбуки, датчики электропроводности (цифровая лаборатория «Научные развлечения»), карточки с заданиями.

УМК: О.С.Габриелян

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный,  частично-поисковый, экспериментальный.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа

Технологическая карта урока

Этап урока, продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые универсальные учебные действия

1. Организационный момент – 1 мин

Создает психологический настрой урока

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают

тему урока

Личностные УУД: 

смыслообразование

2. Создание проблемной ситуации – 3-5 минут

Организует беседу

- На какие мысли наталкивает тема урока?

- Что такое электрический ток?

- Как попадает электрический ток в наши квартиры?

- Из какого материала они изготовлены?

- Как называются вещества, проводящие электрический ток?

- Знаете какие-либо ещё проводники электричества?

- Вода проводит эл. ток? (на этот вопрос ответ мы получим чуть позже)

- Как вы думаете, что мы будем с вами изучать?

Тема нашего сегодняшнего занятия «Электролитическая диссоциация».

   - Что хотите узнать об электролитической диссоциации сегодня? А для чего вам может быть полезна эта информация?

Устно отвечают на поставленные вопросы учителя

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, предлагать варианты целеполаганий.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности – 20-25 мин

1) Предлагает провести исследование по следующему плану

(приложение 1)

Замерить электропроводность следующих веществ:

 1 группа.

-дистиллированная вода, -твердая поваренная соль,

-раствор соли в воде (готовят сами)

2 группа.

-дистиллированная вода, -сахар,

-раствор сахара в воде (готовят сами)

2) Организует обсуждение полученных результатов

3) Подводит к классификации веществ

4) Предлагает составить схему в тетради «Классификация веществ»

5) Проводит демонстрационный опыт по электропроводности твердой щелочи и раствора щелочи и задает вопрос: Почему твердые соль и щелочь не проводили ток, а растворы электропроводны?

6) Предлагает найти ответ в учебнике

7) Организует обсуждение, при обсуждении обращается к портретам Аррениуса и Каблукова, когда речь заходит об их роли в развитии представлений об электролитической диссоциации

8) Показывает опыт с соляной кислотой, задает вопросы: Какой тип связи в молекуле? Почему проводит ток, откуда берутся ионы?

9) Показывает примеры записи электролитической диссоциации веществ

10) Вводит понятие сильные и слабые электролиты

1) Проводят исследование по плану, оформляют результат в тетради (приложение

2) представляют результаты работы

2) формулируют вопросы по выявленной проблеме

3) предлагают классификацию веществ

4) составляют схему на основании текста учебника

5) выдвигают гипотезы

6) работа с текстом учебника

7) и 8) обсуждение в парах и затем фронтально

8) и 9)  слушают и делают записи

Познавательные УУД:

постановка и решение проблемы,

Коммуникативные УУД:

сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные УУД:

формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Личностные УУД:

смыслообразование

Применение знаний - 5 минут

Организует взаимопроверку. На партах у вас имеются карточки с утверждениями. (Приложение 3). Если «верно» - ставите плюс, «неверно» - ставится минус. Теперь Вы должны поменяться карточками и проверить ответы друг у друга в соответствии с критериями. Затем дать оценку и вернуть карточки соседу.

Учащиеся отвечают, дают друг другу оценки, комментируют ответы

РегулятивныеУУД:

 оценка, саморегуляция

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия

Подведение итогов урока.

Рефлексия – 5 мин

На доске выводятся через проектор начало фраз, учащимся предлагается закончить одну из них.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я узнал, что…
  • теперь я могу…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • я смог…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…

Продолжают высказывания

Регулятивные УУД: 

оценка, саморегуляция

Познавательные УУД:

общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия

Домашнее задание – 1 минута

Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору:

1 уровень (для всех): параграф 36 упр.1-6.

2 уровень: приготовить презентацию (3-5 слайдов) о применении электролитов в жизни человека; о русских химиках

        

Дидактические материалы к уроку

Приложение 1.  

                          План исследования.

  1. Запустить программу Химия-практикум
  2. Провести замер электропроводности дистиллированной воды, записать результат
  3. Просушить датчик (подумайте, почему)
  4. Провести замер электропроводности твердого вещества, внести результаты в таблицу
  5. Приготовить раствор. В стакан с дистиллированной водой внести половину ложечки вещества, размешать.
  6. Провести замер электропроводности раствора, внести результат в таблицу.
  7. Промыть датчик и просушить. Закрыть программу и нетбук.

Приложение 2.

Электропроводность веществ и их растворов.

Название вещества, его агрегатное состояние

Формула

Значение электропроводности

Тип химической связи

Вывод

Дистиллированная вода, жидкая

Поваренная соль, твердая

Поваренная соль, раствор

Приложение 3.

«Верно – Неверно»

(все ответы верны – «5», один неверен – «4», два неверны «3», если больше неверных ответов – предположите причину неудачи, и при выполнении домашнего задания будьте внимательны)

Все соли электролиты

Сухой хлорид натрия проводит электрический ток

Все вещества с ковалентной связью - электролиты

Вещества с ионной связью в растворах электролиты

Соли относятся к электролитам

Катион – отрицательно заряженный ион

Анион – положительно заряженный ион

Анион при пропускании электрического тока через раствор или расплав электролита направляется к катоду

Серная кислота – сильный электролит

Вода - электролит

Список информационных источников

1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, - 2016.

2. Габриелян О.С, Воскобойникова И.П. Настольная книга для учителя. Химия 8 кл. – М.:   Дрофа, - 2003.

3. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ П.И.Беспалов.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....

Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"

Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"

К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....

Мини - пособие по теме: "Электролитическая диссоциация"

Мини-пособие может быть использовано на уроках химии в 9 классе при изучении и систематизации учебного материала по теме: «Электролитическая диссоциация»; рекомендуется для работы с учащимися низкого ...

Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».

Задания составлены в  соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...