Химические свойства металлов
методическая разработка по химии (9 класс)

Селиванова Светлана Васильевна

Урок по теме "Химические свойства металлов" содержит материалы для учителя, учебную презентацию и рабочие листы для обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Химические свойства металлов»

9 класс

  1. Приветствие
  2. Попробуем вспомнить, о чём мы говорили с вами на предыдущем уроке

Видеоролик

мультфильм «Приключение Искорки и ее друзей. Волшебный металл»

  1. Вопрос: так что же мы изучали на прошлом уроке?  (Физические свойства металлов)
  2. Выполним интерактивное задание «Физические свойства металлов».
  3. Металлов много есть, но дело не в количестве

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Перед египтянином, древним греком

И каждым современным человеком!

Металлы очень важны в нашей жизни, их применяют в самых разных отраслях. Очень широко используют соединения металлов! И это не случайно! Металлы обладают не только разнообразными физическими, но и химическими свойствами! И сегодня наш урок  и будет посвящен изучению общих химических свойств металлов!

Презентация: Слайд 1

Химические свойства металлов (запись в тетрадь)

Слайд 2

Цель: Рассмотреть общие химические свойства металлов

Задачи урока:

  1. Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;
  2. На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить окислительно-восстановительные  реакции;
  3. Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.

Мы должны к заключению урока:

  • знать общие химические свойства металлов;
  • уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
  • получить навыки проведения химических реакций.
  1. Металлы хорошо реагируют с простыми веществами: с кислородом, серой, хлором.

Посмотрим взаимодействие магния с кислородом.

Опыт: горение магния

Перед вами лежит карточка: найдите задание1 ( 1 чел. у доски)

Слайд 3

Металлы вступают в реакцию с простыми веществами: кислородом, хлором, серой и другими.

Взаимодействуя с кислородом:

1. Ме I группы главной подгруппы (искл. Li) образуют пероксиды

Ме + О2 🡪 Me2O2

2. Остальные Ме образуют оксиды

Ме + O2 🡪 MexOy

  1. Так же многие металлы вступают в реакцию со сложными веществами.

Найдите задание 2. Проведите опыт – взаимодействие с кислотами. На подносе в пробирках находятся гранула цинка и медная проволока. Добавьте в обе пробирки немного соляной кислоты. Что наблюдаете?

Какой можно сделать вывод, исходя из опыта?

Запишите уравнение реакции.

Слайд 4 – задание 2

  1. Найдите ошибки в уравнениях электронного баланса:

Zn + HCl 🡪 ZnCl2 + H2

Zn0 + 2e 🡪 Zn+2

2H+1 – 2e 🡪 H20

2

1

1

Верно ли определены окислитель и восстановитель? Поясните ответ.

Zn – окислитель;

HCl – восстановитель за счёт Cl-1

Слайд 5 - проверка

Zn + 2HCl 🡪 ZnCl2 + H2

Zn0 - 2e 🡪 Zn+2

2H+1 + 2e 🡪 H20

2

1

1

Zn – восстановитель;

HCl – окислитель за счёт H+1

  1. Почему щелочные металлы не реагируют с кислотами?
  2. Проблемный вопрос:
  3. Дан натрий и раствор соляной кислоты. Как будет протекать реакция между этими двумя веществами. Составьте уравнение реакций:

        

  1. Взаимодействие металлов с водой – опыт 

Слайд 6 – задание 3

Na + H2O 🡪 NaOH + H2

Слайд 7

Na + H2O 🡪 NaOH + H2

Na0  - ?   🡪 Na

H   + ?   🡪 H20

?

?

?

Na –

H2O –

Слайд 8

А) Щелочные металлы и щелочноземельные Ca и Ba c водой образуют гидроксиды соответствующих металлов и водород!

        

Б) Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Ni, Pb с водой реагируют при нагревании с образованием оксидов металлов и водорода.

В) Cu, Ag, Au с водой не реагируют

Слайд 9

  1. Взаимодействие металлов с растворами солей

Fe + CuSO4 (раствор)🡪 ?

Cu + MgCl2 (раствор) 🡪 ?

Слайд 10 – задание 4

Fe + CuSO4 🡪 Cu + FeSO4

Ме, вступающий в реакцию должен быть более активным, чем тот Ме , который образуется.

Сu + MgCl2 🡪

Слайд 11

Вывод!!! По схеме вписать в кружочки!

В качестве закрепления изученного материала поработаем с пультами.

Переверните  карточку. Проведем быстрый опрос.

Тест (работа с пультами)

Тема «Металлы их физические и химические свойства»

Согласны ли вы с утверждением?

Если согласны, нажмите

V

Если не согласны, нажмите

Х

  1. Все металлы восстановители;
  2. Ртуть хорошо реагирует с раствором соляной кислоты, выделяя водород;
  3. Металлы имеют на внешнем энергетическом уровне мало электронов;
  4. Цинк, реагируя с водой, образует щёлочь  и вытесняет водород;
  5. Металлы обладают электропроводностью и теплопроводностью;
  6. Пластичность алюминия используют при изготовлении фольги;
  7. Натрий при реакции с кислородом образует оксид.

Если успеваем, то интерактивное задание.

Вопросы: Задайте вопросы друг другу по изученной теме.

  1. Откройте дневник и запишите домашнее задание:

& 10 учить;

  1. уровень: составить уравнения реакций, отражающие свойства  цинка.
  2. уровень: расставить коэффициенты методом электронного баланса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химические свойства металлов

Слайд 2

Задачи урока: 1. Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов; 2. На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить окислительно -восстановительные реакции; 3. Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием. Цель: рассмотреть общие химические свойства металлов

Слайд 3

Взаимодействие металлов с неметаллами

Слайд 4

Взаимодействие металлов с кислотами

Слайд 6

Взаимодействие металлов с водой

Слайд 8

Взаимодействие металлов с водой

Слайд 9

Взаимодействие металлов с растворами солей

Слайд 10

Взаимодействие металлов с растворами солей

Слайд 11

Металлы реагируют С неметаллами ( кислород, сера, хлор, азот и другие) C кислотами С водой С растворами солей Металлы реагируют

Слайд 12

Домашнее задание: § 1 1 учить ; 1 уровень: составить уравнения реакций, отражающие химические свойства цинка; 2 уровень: расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку по теме «Химические свойства металлов»

Задание 1

Составьте уравнение взаимодействия магния с кислородом при нагревании. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

Задание 2

Проведите опыт:

  1. Добавьте в пробирки, содержащие гранулу цинка и медную проволоку по 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете в каждой из пробирок?
  2. Найдите ошибки в уравнениях электронного баланса:

Zn + HCl 🡪 ZnCl2 + H2

Zn0 + 2e 🡪 Zn+2

2H+1 – 2e 🡪 H20

2

1

1

Верно ли определены окислитель и восстановитель? Поясните ответ.

Zn – окислитель;

HCl – восстановитель за счёт Cl-1

Сделайте вывод.

Задание 3

Запишите уравнение реакции взаимодействия натрия с водой. Вставьте пропущенные части. Укажите окислитель и восстановитель.

Na + H2O 🡪 NaOH + H2

Na0  - ?   🡪 Na

H   + ?   🡪 H20

?

?

?

Na – ?

H2O – ?

Задание 4

Проведите опыт:

  1. В пробирку налейте 1 мл сульфата меди (II) и опустите железную скрепку.
  2. В другую  пробирку налейте раствор хлорида магия и  добавьте кусочек меди.
  3. Что наблюдаете?
  4. Запишите уравнение возможной реакции:
  5. Сделайте вывод:

Задание 5

Сделайте общий вывод о химических свойствах металлов.

Ме реагируют

Домашнее задание: Параграф 10 учить;

  1. уровень: составить уравнения реакций, отражающие свойства  цинка.
  2. уровень: расставить коэффициенты методом электронного баланса;

Дополнительное задание:

Решите задачу: Вычислите объём газа (н.у.), выделившегося при взаимодействии 60 г алюминия, содержащего 10% примесей, с раствором с соляной кислоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Общие химические свойства металлов"

Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал....

Уравнения по теме "Химические свойства металлов"

Большое количество уравнений,  требующих детальной проработки теоретического материала....

Урок по теме "Химические свойства металлов"

Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов"...

Общие химические свойства металлов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока химии в 9 классев условиях реализации переходана ФГОС нового поколения...

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...

Химические свойства металлов

Разработка урока-практикума для 9 класса по теме: "Металлы"...