Химические свойства металлов
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Кулакова Елена Владимировна

Разработка урока-практикума для 9 класса по теме: "Металлы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_svoystva_met.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Химические свойства металлов.

 Тип урока:

Практическая работа.

Цели и задачи урока: 

- закрепить  на практике знания химических свойств металлов;

- продолжить формирование умений наблюдать за явлениями и делать выводы;

- продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения эксперимента.

Методы и методические приемы:

репродуктивный (повторение), наглядный, поисковый.

Оборудование и реактивы:

- лоток, пробирки, штатив для пробирок, щипцы, спиртовка, соляная кислота, серная кислота, цинк, сульфат меди(II), железо;

- методичка для выполнения опытов;

- творческое задание.

Ход урока.

I. Актуализация знаний (вводная часть).

Учитель: Мы изучаем тему «Металлы», познакомились с нахождением металлов в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева, их физическими и химическими свойствами. Вспомните, какие химические свойства металлов нам известны?

Ученик: взаимодействие с простыми веществами (кислородом, хлором, серой, азотом) и сложными веществами (водой, кислотами, солями).

Учитель: при изучении химических свойств металлов мы рассмотрели реакцию их взаимодействия с водой, а теперь вам предстоит познакомиться на практике еще с некоторыми свойствами металлов.

II.Практическая работа:

Учитель: Итак, откройте тетради, запишите дату и приступайте к оформлению работы по заданному образцу.

На доске образец оформления работы (продублирован в рабочих картах):

Практическая работа № 1

Химические свойства металлов.

Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Приборы и реактивы:(заполняется учащимися самостоятельно, исходя из предложенных материалов, согласно варианту).

Ход работы:

что делал

что наблюдал

уравнения реакций

выводы

опыт 1

опыт 2

Общий вывод:

Учитель: перед выполнением опытов, давайте повторим основные правила проведения эксперимента и техники безопасности.

Ученик: действия производятся над лотком, на расстоянии вытянутой руки, на уровне глаз. Банки с реактивами берутся в руку этикеткой внутрь, реактив наливается 1-2 мл, но если перелили, то обратно в банку не возвращается.

 Учитель: преступаем к проведению опытов.

Учащиеся выполняют опыты по вариантам (1,2) группами по 4 человека.

III. Закрепление материала

Учитель: для проверки полученных вами знаний поработайте над творческим заданием – отгадайте по описанным свойствам о каком металле идет речь и ответьте на вопросы.

Вариант № 1.

Конечно, мы металлы – дружная семья,

Но все же всех прекрасней – я.

Я красная, блестящая и очень работящая.

Ведь если нужно потрудиться, ток вам проводя,

Все тут же вспоминают про меня.

И если колокол звенит, под куполом паря,

Так это я звеню, всем музыку даря.

Доспехи в древности для рыцаря, коня

Ведь тоже делали при помощи меня.

А вот теперь в карман залезьте

И монетами звеня, вы дружно угадайте

Кто же я?

А заодно ответьте, правды не тая,

Вот почему же люди, красоту мою ценя

Посуду-то не делают, скажите из меня?

Ученик: этот металл медь. Медь не применяют для производства посуды, потому что изделия из меди в присутствии влаги покрываются темно-зеленой пленкой.

Вариант № 2.

Прославился я твердостью и прочностью своей,

И потому-то мною исписал стекло злодей,

Но нет полезней нас с танталом для людей.

Когда хирург не смог собрать костей,

То обратился к помощи моей.

Так вот ответьте, почему же?

И имя постарайтесь отгадать к тому же.

Ученик: этот металл титан. Он применяется в хирургии для восполнения утраченных фрагментов костей, так как является  устойчивым к окислительным процессам, происходящим в организме человека.

IV Рефлексия.

Учитель: что мы закрепили сегодня на уроке? Какие вопросы у вас остались неразрешенными?

Ученик: мы повторили и закрепили на практике химические свойства металлов.

Учитель: запишите в дневниках домашнее задание – стр. 34- 37, в. 1 , з.7 (стр. 37).

                         

Рабочая карта.

1. оформление работы

Практическая работа № 1

Химические свойства металлов.

1 вариант.

Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Приборы и реактивы:

 Ход работы:

что делал

что наблюдал

уравнения реакций

выводы

опыт 1

опыт 2

Общий вывод:

2. описание проведения опытов

опыт 1.

Поместите в пробирку кусочек цинка и добавьте 1-2 мл раствора серной кислоты.

        опыт 2.

Зажмите щипцами медную проволоку и прокалите в пламени спиртовки до образования черного налета.

3. творческое задание

Конечно, мы металлы – дружная семья,

Но все же всех прекрасней – я.

Я красная, блестящая и очень работящая.

Ведь если нужно потрудиться, ток вам проводя,

Все тут же вспоминают про меня.

И если колокол звенит, под куполом паря,

Так это я звеню, всем музыку даря.

Доспехи в древности для рыцаря, коня

Ведь тоже делали при помощи меня.

А вот теперь в карман залезьте

И монетами звеня, вы дружно угадайте

Кто же я?

А заодно ответьте, правды не тая,

Вот почему же люди, красоту мою ценя

Посуду-то не делают, скажите из меня?

Рабочая карта.

1. оформление работы

Практическая работа № 1

Химические свойства металлов.

2 вариант.

Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Приборы и реактивы:

 Ход работы:

что делал

что наблюдал

уравнения реакций

выводы

опыт 1

опыт 2

Общий вывод:

2. описание проведения опытов

опыт 1.

Поместите в пробирку кусочек цинка и добавьте 1-2 мл раствора соляной кислоты.

        опыт 2.

Налейте в пробирку  1-2 мл сульфата меди(II) и поместите в данный раствор кусочек железа. Оставьте систему на 5 минут, после чего аккуратно достаньте железо.

3. творческое задание

Прославился я твердостью и прочностью своей,

И потому-то мною исписал стекло злодей,

Но нет полезней нас с танталом для людей.

Когда хирург не смог собрать костей,

То обратился к помощи моей.

Так вот ответьте, почему же?

И имя постарайтесь отгадать к тому же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Общие химические свойства металлов"

Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал....

Уравнения по теме "Химические свойства металлов"

Большое количество уравнений,  требующих детальной проработки теоретического материала....

Урок по теме "Химические свойства металлов"

Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов"...

Общие химические свойства металлов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока химии в 9 классев условиях реализации переходана ФГОС нового поколения...

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...