Разработка урока "Галогены"
план-конспект урока по химии (9, 11 класс)
Цели: Образовательные: повторить свойства неметаллов, систематизировать и углубить знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики.
Развивающие: развитие навыков записи уравнений химических реакций
Воспитательные: воспитание самостоятельности, взаимопомощи, коллективизма
Основные вопросы: Строение атомов галогенов.
Строение вещества: вид химической связи, тип кристаллической решетки, агрегатное состояние цвет.
Химические свойства.
Получение.
Соляная кислота –раствор хлороводорода в воде.
Закрепление.
1.Ответить на вопросы
- Какой газ входит в состав зубной эмали.
- В жидком состоянии его впервые получил Майкл Фарадей, охлаждая в смеси поваренной соли со льдом.
- Галоген, которого практически нет в природе.
- Академик А. е. Ферсман назвал его «вездесущим».
- Мурид – так назвал его первооткрыватель Антуан Балар.
2.В склянку, ярко освещенную солнечными лучами, ввели равное количество газов хлора и водорода, затем закрыли ее хорошо притертой пробкой – что может произойти в подобных условиях?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galogeny.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Галогены.
Цели: Образовательные: повторить свойства неметаллов, систематизировать и углубить знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики.
Развивающие: развитие навыков записи уравнений химических реакций
Воспитательные: воспитание самостоятельности, взаимопомощи, коллективизма.
Ход занятия
I Организационный этап
II. Контроль уровня знаний. Тестирование.
III. Изучение нового материала.
История открытия галогенов.
VIIA-подгруппа периодической системы (главная подгруппа) объединяет элементы, носящие общее название галогенов: фтор F, хлор С1, бром Вг, иод I, астат At.
Хлор | 1774 г. | “Хлорос” - желто-зеленый, открыл Шееле |
Иод | 1811 г. | “Иодэс” - фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого прыгнул на бутылки, содержащие золу морских водорослей в спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту. Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, который и оказался иодом. |
Бром | 1826 г. | “Бромос” - зловонный, открыл Балар. Получен при исследовании жидкости из растворенной в воде золы морских водорослей (при пропускании через нее хлора). |
Фтор | 1866 г. | “Фторос” - разрушающий. Анри Муассан был удостоен Нобелевской премии за открытие фтора. Однако, когда Муассан докладывал Парижской академии наук о своем открытии, один глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало трагических страниц. |
2. Строение атомов галогенов.
в) Возможные степени окисления.
Спаренные электроны атома фтора из-за отсутствия d-орбиталей возбудить невозможно. В связи с этим валентность фтора может быть не больше 1; в то же время спаренные электроны у атомов остальных галогенов возбуждению поддаются, и валентность их можно повысить до 3, 5 и даже 7. Так что в соединениях с кислородом степень окисления галогенов, за исключением фтора, выражается окислительными числами +3, +5, + 7. Единственный валентный электрон в атоме фтора настолько прочно связан с ядром, что оттянуть его при воздействии на него других атомов невозможно. В силу этого фтор в соединениях всегда проявляет степень окисления — 1. Такова же степень окисления остальных галогенов в соединениях с менее электроотрицательными элементами.
- Строение вещества: вид химической связи, тип кристаллической решетки, агрегатное состояние цвет.
В свободном состоянии, т. е. в виде простых веществ, галогены; состоят из двухатомных молекул. Заполненная наполовину р-орбиталь используется для образования одной ковалентнои связи, в результате чего и получается двухатомная молекула.
Изменение структуры электронной оболочки (увеличение числа энергетических уровней) атомов галогенов вызывает последовательное и закономерное изменение их свойств. Так, меняются интенсивность окраски и агрегатное состояние. В твердом состоянии галогены имеют кристаллическую решетку молекулярного типа. Поэтому они легкоплавки и летучи. Температуры плавления и кипения резко повышаются от фтора к иоду. В таком же направлении наблюдается и увеличение плотности галогенов.
- Химические свойства.
На первом месте по окислительной способности среди всех известных элементов стоит фтор. Он непосредственно образует соединения почти со всеми элементами и даже с некоторыми благородными газами (ксенон, криптон). Элементарный фтор непосредственно не окисляет лишь кислород и азот, хотя соединения этих элементов с фтором известны. Почти все элементарные вещества воспламеняются в атмосфере фтора.
Хлор — очень активный окислитель, хотя и уступает фтору.
Бром по окислительной способности уступает хлору. Соединяется непосредственно со многими металлами и неметаллами. Так, фосфор и алюминий вспыхивают в парах брома.
Иод как окислитель менее активен по сравнению с хлором и бромом. Однако он энергично соединяется со многими металлами.
Взаимодействие с металлами:
Сu + С12 = СuС12 (хлорид меди (II)).
Взаимодействие с неметаллами:
При обычных условиях фтор реагирует с водородом в темноте со взрывом. Взаимодействие хлора с водородом протекает на ярком солнечном свету.
Бром и водород взаимодействуют только при нагревании, а иод с водородом реагирует при сильном нагревании (до 350°С), но этот процесс обратимый.
Н2 + С12 = 2 НС1 (хлороводород);
Si + 2 С12 = SiCl4 (хлорид кремния (IV))
2 Р + 5 С12 = 2 РС15 (хлорид фосфора (V)).
С кислородом, углеродом и азотом хлор в непосредственное взаимодействие не встует.
Взаимодействие с водой:
По отношению к воде фтор ведет себя агрессивно: вода загорается в струе фтора, направленной на ее поверхность. Реакция протекает по уравнению
2H2O + 2F2 = 4HF + O2
Другие галогены относятся к воде более спокойно. Раствор хлора в воде называется хлорной водой, которая обладает белящими свойствами. Хлор медленно реагирует с водой, образуя хлороводород НСl и хлорноватистую кислоту НС1О:
C12 + Н2О = HCl + НСlO.
Хлорноватистая кислота постепенно распадается на хлороводород и кислород:
2НСlO = 2НС1 + O2
Взаимодействие с щелочами:
При взаимодействии хлора с холодными растворами щелочей образуются соответствующие соли этих кислот
С12 + 2 NaOH = NaCl + NaCIO + Н2О.
Полученные растворы называются жавелевой водой, которая, как и хлорная вода, обладает сильными окислительными свойствами и применяется для отбеливания тканей и бумаги.
Взаимодействие с солями других галогенов:
Активный галоген вытесняет менее активный из его солей.
2NaCl + F2 = 2NaF + Cl2
Получение. В лабораторных условиях хлор получают действием концентрированной соляной кислоты на различные окислители, например, диоксид марганца (при нагревании), перманганат калия или бертолетову соль
МnО2 + 4 НС1 = МnС12 + С12 + 2 Н,О;
2 КМnО4 + 16 НС1 = 2 КС1 + 2 МnС12 + 5 С12 + 8 Н2О;
КСlO3 + 6 НС1 = КС1 + 3 С12 + 3 Н2О.
В промышленности хлор получают электролизом растворов или расплавов хлоридов щелочных металлов.
Качественная реакция на галогенид – ионы:
AgNO3 + KCl = KNO3 + AgCl (Выпадение белого творожистого осадка, АgBr – бледно-желтый, AgI – ярко желтый)
- Соединения галогенов.
Галогеноводороды, – Это едкие газы с резким запахом, хорошо раствормые в воде: (HF, HCl, HBr,HI). Галогеноводородные кислоты образуются при растворении галогеноводородов в воде.
Фтороводородная кислота (плавиковая) HF. Хлороводородная кислота (соляная) HCl . Бромоводородная кислота HBr. Йодоводородная кислота HI.
- Соляная кислота –раствор хлороводорода в воде.
Хлороводород представляет собой бесцветный газ с резким, удушливым запахом, легко растворяющийся в воде.
В лабораторных условиях хлороводород получают действием концентрированной серной кислоты на сухой хлорид натрия:
NaCl + H2SO4 = NaHSO4 + HClt.
В промышленности хлороводород получают сжиганием водорода в атмосфере хлора:
Н2 + С12=2 HClt.
Раствор хлороводорода в воде называется соляной кислотой. Это сильная кислота, она реагирует со всеми металлами, стоящими в ряду напряжений левее водорода, с основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями:
Fe + 2 НС1 = FeCl2 + Н2;
CuO + 2 НС1 = CuCl2 + H2O;
ZnO + 2 HC1 = ZnCl2 + H2O;
Fe(OH)3 + 3 HC1 = FeCl3 + 3 H2O;
AgNO3 + HC1 = AgCl + HNO3.
Соли соляной кислоты называются хлоридами. Большинство из них хорошо растворяется в воде и полностью диссоциирует на ионы. Слабо растворимыми являются, хлорид свинца (РЬС12), хлорид серебра (AgCl), хлорид ртути (I) (Hg2Cl2 каломель) и хлорид мели (I) (CuCl).
Хлор образует 4 кислородсодержащие кислоты
Оксокислоты:
· Хлорная – НСlO4 Сl2O7
· Хлорноватая – НСlO3 Сl2O5
· Хлористая – НСlO2 Сl2O3
· Хлорноватистая - НСlO Сl2O.
Задание: Определите степени окисления хлора в оксокислотах и оксидах.
Кислородсодержащие кислоты галогенов
Степень окисления галогена | Формула кислоты | Название кислоты | Кислотные свойства | Название солей |
+1 | HClO HВrO HIO | хлорноватистая бромноватистая иодноватистая | слабая слабая амфотер | гипохлориты гипобромиты гипойодиты |
+3 | HClO2 | Хлористая | средней силы | хлориты |
+5 | HClO3 HВrO3 HIO3 | Хлорноватая бромноватая иодноватая | сильная сильная средней силы | хлораты броматы иодаты |
+7 | HClO4 HВrO4 H5IO6 | Хлорная бромная иодная (ортоиодная) | Сильная сильная слабая | перхлораты перброматы периодаты |
Оксокислоты – сильные окислители. Их окислительные свойства усиливаются с уменьшением степени окисления и атомного номера галогена (при одинаковой степени окисления).
Закрепление.
1.Ответить на вопросы
- Какой газ входит в состав зубной эмали.
- В жидком состоянии его впервые получил Майкл Фарадей, охлаждая в смеси поваренной соли со льдом.
- Галоген, которого практически нет в природе.
- Академик А. е. Ферсман назвал его «вездесущим».
- Мурид – так назвал его первооткрыватель Антуан Балар.
2.В склянку, ярко освещенную солнечными лучами, ввели равное количество газов хлора и водорода, затем закрыли ее хорошо притертой пробкой – что может произойти в подобных условиях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....