Практические работы и их роль при изучении химии в средней школе.
статья по химии (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья и конспект урока | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические работы и их рол при изучении химии в средней школе.
Химия-наука экспериментально-теоретическая. Это означает, что любая химическая теория непременно подкрепляется и проверяется экспериментом, химическим опытом. Результат эксперимента- это химический факт, поэтому опыты в химии необходимо правильно выполнять . Для того , во первых, следует знать заем нужен данный опыт, что хотят проверить или доказать с его помощью. Во вторых , необходимо владеть навыками практической работы: уметь пользоваться лабораторной посудой, лабораторными инструментами , наливать и насыпать реактивы , отмеривать их, проводить нагревание веществ. При этом каждый учащийся при проведении опытов должен строго соблюдать правила по технике безопасности. Обычно при проведении опыта учащийся пытается предвидеть его результат на основе уже имеющихся у него знаний, высказывает предположение (гипотезу). Опыт проводится для проверки гипотезы, помогает устранить сомнения и собрать доказательства в подтверждении идеи, или наоборот опровергнуть ее. Поэтому обязательно нужно описывать проведенные опыты на практической работе. Мои учащиеся описывают проведенный эксперимент в III графе таблицы под названием «Что наблюдали?». При этом учащийся должен обязательно ответить на вопрос «Почему?» Почему получен именно такой результат? Если сразу не удается дать ответ на вопрос в IV графе под названием «Вывод» учащийся может обратиться к учебнику, тетради , посоветоваться с товарищем( так как на практической работе учащиеся выполняют опыты в парах) попытаться найти объяснение . Практическая работа проводится после изучения большой темы, перед обобщающим уроком и контрольной работой.
Основная цель практической работы –закрепление полученных знаний учащимися посредством химического эксперимента.
К практической работе учащихся желательно подготавливать заранее (за 2 урока).
Устанавливается цель работы , задачи, затем совместно с учащимися обсуждается и вырабатывается план практической работы и название. Название и план работы ученики записывают в I графу таблицы «Название работы». Учитель заранее дает вопросы теории. Ответы на вопросы теории учащиеся самостоятельно готовят дома, используя любые источники.
На урок практической работы ученики приносят на двойном листе таблицу в которой 4 графы: «Название», «Что делали?», «Что наблюдали?» , «Вывод» с заполненной I графой и ответами на вопросы теории. II, III и IV графу учащиеся заполняют самостоятельно на уроке, после проведенных опытов.
Практическую работу ученики выполняют по инструкции учителя под назва нием « Ход работы». Инструкцию к практической работе разрабатывает учитель, где четко и ясно прописаны все опыты, которые должны провести дети во время практической работы с соблюдением техники безопасности. Инструкция по проведению практической работы находится на каждом столе.
Литература:
Практические занятия и экспериментальные задачи по химии. Г.М.Чернобыльская.
Представляю одну из методических разработок практической работы в 9 кл.
Технологическая карта урока
Химия 9 класс
Тип урока: Практическая работа №2
«Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Цель: Экспериментально осуществить реакции ионного обмена, исследовать условия и признаки химических реакций.
Задачи:
Образовательные: 1.Закрепление , конкретизация знаний по ТЭД
Развивающие: 2. Продолжить формирование практических умений и совершенствование уже имеющихся знаний учащихся путем проведения опытов, пользуясь инструкцией ходом работы, соблюдая технику безопасности.
Воспитательные: Умение работать парами, согласовывать проведение химического эксперимента с соседом по парте, умение оценивать действия партнера и выражать свои мысли.
Задачи для учащихся:
- По предложенному плану , провести опыты между химическими веществами.
- Исследовать условия и признаки химических реакций
- Сделать вывод по результатам проведенных опытов.
- Закрепить правила по технике безопасности при работе с веществами. Применять свои знания на практике.
Оборудование: Растворы веществ: сульфата меди(II), соляной кислоты, сульфата железа(II),хлорного железа, гидроксида натрия, гранулированный цинк;5 пробирок на каждый стол, метилоранжевая или лакмусовая бумага, раствор карбоната натрия.
Инструктаж по технике безопасности при работе с химическими веществами.
План работы:
1.До-ть в
2+ 2-
CuSO4(Cu; SO4)
+ -
2. До-ть в HCl (H;Cl)
2+
3. До-ть в FeSO4→Fe
3+
4. До-ть в FeCl3→Fe
2-
5. До-ть в Na2CO3→CO3
Оформить работу и ответить на вопросы теории:
а) дать определение ТЭД
б) по сокращенному ионному уравнению написать молекулярное уравнение и полное ионное
+ - 2+ -
а) H+OH→H2O б)Zn+2OH→Zn(OH)2↓
в) Приведите по 3 примера формул электролитов и укажите их химическое название и применение
Ход работы. (соблюдай технику безопасности)
Опыт 1. а) В чистую пробирку налить 1 мл. раствора сульфата меди II и прилейте ½ мл. р-ра гидроксида натрия.
Что наблюдаете?
Кратко опишите в III графе таблицы наблюдения проведенного опыта.
Укажите признак данной реакции, формулу, название образовавшегося осадка, цвет и консистенцию осадка.
В IV графе таблицы укажите:
2+
- что является реактивом на Cu ?
- напишите уравнение данной реакции в молекулярном и в ионном виде?
- к какому типу химических реакций относится данная реакция?
б) В чистую пробирку налить 1 мл. раствора сульфата меди II и прилить 1/2 мл. раствора хлорида бария.
Что наблюдаете?
Кратко опишите в III гр. таблицы наблюдения проведенного эксперимента.
Укажите признаки данной реакции, формулу, названия, класс, консистенцию и цвет образовавшегося осадка.
В IV графе таблицы (в выводе) укажите:
2-
- что является реактивом на SO4
- к какому типу химических реакций относится данная реакция
- напишите эту реакцию в молекулярном и в ионном виде
Опыт 2 а) В пробирку налить 1 мл. раствора соляной кислоты и поместить :- индикаторную метилоранжевую или лакмусовую бумагу.
Что наблюдаете?
а)Опишите проведенный опыт в III гр. таблицы( Что наблюдали?)
б)В эту же пробирку поместите 1 гр. Zn
Что наблюдаете?
Опишите проведенный опыт в III гр. таблицы(Что наблюдали?)
Укажите признаки данной реакции, формулу и название, класс образовавшегося газа.
В IV гр. в (выводе) укажите какими двумя способами можно доказать наличие
+
катиона водорода (H) в растворе кислоты.
Напишите уравнение реакции Zn+HCl. К какому относится данная реакция? Укажите степень окисления в каждом атоме, процессы окисления и восстановления. Выпишите формулы окислителя и восстановителя и укажите изменившуюся степень окисления в атоме.
в)В чистую пробирку налейте 1 мл. раствора (HCl) и прилейте по каплям раствор (AgNO3) (Соблюдайте технику безопасности при работе с веществами)
Чтонаблюдаете:
Опишите в III гр. (Что наблюдали?) проведенный опыт, укажите признаки данной реакции, формулу, название, класс образовавшегося осадка, цвет и консистенцию осадка.
В IV гр. в (Выводе) укажите ;
-
Что является реактивом на Cl
- напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
- по какому признаку данная реакция относится к реакции ионного обмена?
Опыт 3
В чистую пробирку налить 1 мл. раствора сульфата железа (II) и прилить 1/2 мл. раствора гидроксида натрия.
Что наблюдаете?
Опишите в III графе проведенный опыт.
Укажите : признаки реакции; формулу, названия, класс, цвет и консистенцию образовавшегося осадка.
В IV графе ( в выводе) Укажите:
2+
- что является реактивом на Fe?
- напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
- укажите тип реакции , условия протекания этой реакции
Опыт 4
В чистую пробирку налить 1 мл. раствора хлорного железа (FeCl3) и прибавить 1/2 мл раствора гидроксида натрия (NaOH)
Что наблюдаете?
Опишите проведенный опыт, в III гр. (Что наблюдали?). Укажите признаки данной реакции, формулу, названия, класс консистенцию образовавшегося осадка.
В выводе ( в IV графе) Укажите:
3+
- что является реактивом на Fe
- к какому типу относится проведенная реакция
- напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
Опыт 5
В чистую пробирку налить 3 мл. раствора карбоната натрия (Na2 CO3) и прилить 1 мл. раствора соляной кислоты.
Что наблюдаете?
Опишите в графе «Что наблюдали?» проведенный опыт.
Укажите: признаки данной реакции, формулу, название и класс образовавшегося газа
В IV графе (в выводе) укажите:
2-
- что является реактивом на CO3?
- напишите данную реакцию в молекулярном и ионном виде
- почему эта реакция относится к реакции ионного обмена?
6.Оформить работу в таблице
Название работы | Что делали? | Что наблюдали? | Вывод |
П/р №2 «Экспериментальное решение задач по ТЭД» 1.До-ть в 2+ 2- CuSO4(Cu; SO4) + - 2.До-ть в HCl (H;Cl) 2+ 3. До-ть в FeSO4→Fe 3+ 4.До-ть в FeCl3→Fe 5.До-ть в 2- Na2CO3→CO3 6.Оформить работу и ответить на вопросы теории: а) дать определение ТЭД б) по сокращенному ионному уравнению написать молекулярное уравнение и полное ионное + - - а) H+OH→H2O 2+ - б)Zn+2OH→Zn(OH)2↓ в) Приведите по 3 примера формул электролитов и укажите их химическое название и применение | Опыт 1.а. Брали 1 мл. CuSO4+ 1/2 мл NAOH б)Брали 1 мл. CuSO4+1/2мл. BaCl2 Опыт 2 а) Брали: 1 мл HCl+лакмус б) +1 г. Zn в)+1/2 мл. AgNO3 Опыт 3 Брали 1 мл FeSO4+1/2 мл. NaOH Опыт 4 Брали 1 мл. FeCl3+1/2мл. NaOH Опыт 5 Брали: 3 мл Na2CO3+1мл. HCl |
После проведенных опытов учащиеся на уроке оформляют III и IV гр. таблицы.
Таблицу к практической работе учащиеся готовят заранее дома и заполняют дома план работы, который обсуждался в классе на предыдущем уроке.
Ответы на вопросы теории учащиеся выполняют так же дома, на обратной стороне таблицы.
На практическую работу учащиеся приносят приготовленную ими таблицу, с заполненной первой графой и ответами на вопросы теории.
Вторую, третью, четвертую графу учащиеся заполняют на уроке самостоятельно после проведенных опытов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых информационных компьютерных технологий в процессе изучения физики в средней школе.
Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а...
Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)
Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует активизации деятельности учащихся и расширя...
Доклад: «Метод аналогии при изучении химии в средней школы»
Тема: «Метод аналогии при изучении химии». Аналогия – это прием познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве и по другим признакам. В основе аналоги...
Методика реализации практической направленности изучения геометрии в средней школе
Научная статья по математике...
Актуальность формирование методологических знаний при изучении химии в средней школе в рамках реализации ФГОС
При изучении предмета химии нет общепринятых ответов на следующие вопросы:- Какой комплекс знаний о знаниях необходимо включить в содержание обучения химии?- Каковы пути и способы рационального сочета...
Изучение химии в средней школе.
Представлении химии как предмета, вводимого в курс средней школы на родительском собрании в 8 классе....