методические рекомендации к выполнению лпр
методическая разработка по химии (10 класс)
в методичке укзана последовательность выполнения лпр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_lpr.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Дзержинский технический колледж»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МК Зам. директора по СПО
математических и _______Р.Б.Силантьева
естественнонаучных «____»_______2018г
дисциплин
Председатель МК Зайцева Е.А.
_______________________
«____»_______2018г
Перечень и содержание ЛПР
по дисциплине « ХИМИЯ»
для обучающихся 1 курса
в 2018 -2019 учебном году
Преподаватель: Зайцева Е.А.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если обучающийся :
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью преподавателя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую обучающийся исправляет по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если обучающийся:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи преподавателя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию преподавателя; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Практическая работа № 1
Тема: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Цель: 1. научиться использовать весы для определения массы вещества,
2. отмерять требуемый объем жидкости,
3.готовить растворы определенной концентрации.
4. научиться использовать понятие «массовая доля растворенного вещества» для расчетов.
Оборудование: мерный цилиндр, рычажные весы и набор разновесов, колба, стеклянная трубочка, вода, поваренная соль.
порядок работы:
- Отвесьте на весах навеску поваренной соли и поместите в колбу.
- Отмерьте требуемый объем дистиллированной воды и вылейте ее в колбу с солью.
- Содержимое колбы перемешайте до полного растворения соли.
- Рассчитайте число молекул поваренной соли в полученном растворе.
1 вариант
Номер группы | Номер задачи | Масса раствора, г | Масса растворенного вещества, г | Масса соды в растворе, г | Массовая доля растворенного вещества, % |
1 | 1 2 3 | ? 400 500 | 40 ? ? | 160 ? 300 | ? 50 ? |
2 | 1 2 3 | ? 50 400 | 30 ? ? | 270 ? 320 | ? 10 ? |
3 | 1 2 3 | ? 200 50 | 50 ? ? | 150 ? 45 | ? 5 ? |
4 | 1 2 3 | ? 300 200 | 20 ? ? | 380 ? 180 | ? 30 ? |
Решить задачу:
- Для подкормки растений нужно приготовить 2% раствор аммиачной селитры массой 400г Сколько грамм йода и спирта надо взять для приготовления 500г 5% йодистой настойки?
- . Как это сделать?
- При засолке огурцов на 1л воды берут соль массой 90г. Какова массовая доля соли в этом растворе?
Практическая работа № 1
Тема: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Цель: научить использовать весы для определения массы вещества, отмерять требуемый объем жидкости, приготовлять растворы определенной концентрации. Уметь использовать понятие «массовая доля растворенного вещества» для расчетов.
Оборудование: мерный цилиндр, рычажные весы и набор разновесов, колба, стеклянная трубочка, вода, поваренная соль.
Ход работы:
- Отвесте на весах навеску поваренной соли и поместите в колбу.
- Отмерьте требуемый объем дистиллированной воды и вылейте ее в колбу с солью.
- Содержимое колбы перемешайте до полного растворения соли.
- Рассчитайте число молекул поваренной соли в полученном растворе.
2 вариант
Номер группы | Номер задачи | Масса раствора, г | Масса растворенного вещества, г | Масса соды в растворе, г | Массовая доля растворенного вещества, % |
1 | 1 2 3 | 200 ? ? | ? 200 200 | ? 200 ? | 20 ? 40 |
2 | 1 2 3 | 300 ? ? | ? 5 80 | ? 45 ? | 10 ? 20 |
3 | 1 2 3 | 200 ? ? | ? 10 5 | ? 190 ? | 25 ? 10 |
4 | 1 2 3 | 400 ? ? | ? 90 20 | ? 210 ? | 5 ? 10 |
Решить задачу:
- Для подкормки растений нужно приготовить 2% раствор аммиачной селитры массой 400г. Как это сделать?
- При засолке огурцов на 1л воды берут соль массой 90г. Какова массовая доля соли в этом растворе?
- Сколько грамм йода и спирта надо взять для приготовления 500г 5% йодистой настойки?
Практическая работа № 2
Реакции ионного обмена. Гидролиз солей
Цель: научиться решать задачи на гидролиз.
Оборудование:
Порядок работы
Опыт № 1: Реакции с образованием осадков.
1. В три пробирки налить по 2 мл растворов: в одну – сульфата натрия, в другую – сульфата цинка, в третью – сульфата аммония. В каждую из пробирок прибавить по такому же количеству раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Какой цвет имеет осадок?
Написать молекулярные уравнения реакции и краткое ионное уравнение. Каков цвета осадка?
2. В две пробирки налить по 2-3 мл растворов: в одну – сульфата меди (II), в другую – хлорида алюминия. В каждую из пробирок прибавить понемногу раствора щелочи. Что наблюдаете? Какой цвет имеет осадок?
Написать молекулярные и ионные уравнения реакции.
Внимание! Пробирки с осадками оставить для опыта 2!
Опыт № 2: Реакции с образованием малодиссоциирующих веществ.
1. Налить в пробирку 2-3 мл раствора щелочи. Прибавить 2-3 капли фенолфталеина. Как изменился цвет раствора? К полученному раствору добавить соляную кислоту до исчезновения окраски.
Написать молекулярное и ионное уравнение реакции.
2. В пробирки с полученными осадками в опыте 1.2. добавить раствор серной кислоты до исчезновения осадков.
Написать молекулярное и ионное уравнение реакции.
Опыт № 3: Реакции с образованием газов.
1. В небольшом количестве воды взболтать щепотку растертого в порошок мела и прилить немного соляной кислоты. Какой газ выделяется при этом?
Написать молекулярное и ионное уравнение реакции.
2. В пробирку внести немного кристаллического карбоната натрия и добавить соляной кислоты. Какой газ выделяется при этом?
Написать молекулярное и ионное уравнение реакции.
Задание: сделать общий вывод, отметив, в каких случаях реакции ионного обмена «идут до конца».
Опыт № 4: Определение рН растворов.
1. Опустить в раствор уксусной кислоты полоску универсальной индикаторной бумаги. Сравнить цвет бумаги со шкалой рН.
2. Опустить в раствор аммиака полоску универсальной индикаторной бумаги. Сравнить окраску бумаги со шкалой рН.
Опыт № 5: Гидролиз солей.
В четыре пробирки налить по 2-3 мл: в первую –дистиллированной воды, во вторую – раствора карбоната натрия, в третью – раствора сульфата алюминия, в четвертую – раствор нитрата калия.
Определить реакцию среды. Составить уравнения.
Опыт № 6: Реакции ионного обмена.
1. Налить в две пробирки по 1-2 мл раствора желтой кровяной соли – K4[Fe(CN)6] и в одну из них добавить несколько капель раствора сульфата железа FeSO4 (+2), а в другую – хлорида железа FeCl3(+3).
Наблюдать образование синего осадка берлинской лазури в пробирке, содержащей ионы Fe3+.
Написать молекулярное и ионное уравнения реакции. Назвать комплексные соединения.
2. Опыт повторить, только вместо желтой кровяной соли взять красную кровяную соль – K3[Fe(CN)6].
Наблюдать образование осадка турнбулевой сини в пробирке содержащей ионы Fe2+.
Лабораторная работа по химии № 3
Получение газов.
Цель работы. Получение газообразных неорганических веществ, их идентификация с помощью качественных реакций, а также изучение некоторых свойств.
Оборудование:
Порядок работы. 1. Получение водорода. В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте 1-2 мл соляной кислоты. (Что наблюдаете? Напишите Уравнение реакции)
2.Получение кислорода. Накройте пробирку с цинком пробиркой большего диаметра. Через 1-2 мин поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, закрыв пальцем, поднесите к пламени спиртовки. (Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевернутую вверх дном пробирку?)
3.Получение кислорода. В пробирку объемом 20 мл прилейте 5—7 мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите к пробирке с пероксидом водорода, куда предварительно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида марганца (IV). (Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.)
4. Получение аммиака. В пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. (Что наблюдайте? запишите уравнение реакции) Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. (Что наблюдайте? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?)
«Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД»
Цель: закрепить знания о качественных реакциях на ионы, способах распознавания веществ и генетической связи, умения определять качественный состав и получать заданные вещества.
ТБ: соблюдать осторожность при работе с кислотами и щелочами, растворами солей меди, бария, серебра.
Ход работы
Практическая работа №5
Качественный анализ органических соединений. Обнаружение углерода и водорода.
Цель: опытным путем определить наличие водорода и углерода в органических соединениях.
Оборудование: оксид меди(II), парафин, безводный сульфат меди(II).
Порядок работы.
Присутствие углерода в органических соединениях в большинстве случаев можно обнаружить по обугливанию вещества при осторожном его прокаливании.
Определение углерода и водорода в органическом соединении (Парафин)
Смесь 1-2г оксида меди(II) и 2 грамма парафина хорошо перемешайте и поместите на дно пробирки. Сверху насыпьте ещё немного оксида меди(II). В верхнюю часть пробирки введите в виде пробки небольшой кусочек ваты и насыпьте на неё тонкий слой белого порошка безводного сульфата меди(II). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. При этом конец трубки должен почти упираться в комочек ваты с сульфатом меди(II). Нижний конец газоотводной трубки должен быть погружен в пробирку с известковой водой (раствор гидроксида кальция). Нагрейте пробирку в пламени горелки. Если пробка плотно закрывает пробирку, то через несколько секунд из газоотводной трубки начнут выходить пузырьки газа. Как только известковая вода помутнеет, пробирку с ней следует удалить и продолжать нагревать, пока пары воды не достигнут белого порошка сульфата меди(II) и не вызовут его посинения. После изменения окраски сульфата меди(II) следует прекратить нагревание.
- Почему помутнел раствор баритовой воды? Напишите уравнение реакции.
- Почему белый порошок сульфата меди(II) стал голубым? Напишите уравнение реакции.
Выводы: обнаружив образовавшиеся в результате реакции углекислый газ и воду, вы установили в исследованном веществе наличие водорода и углерода. Так как эти элементы не содержались в добавленном оксиде меди(II), то они могли находиться только во взятом для анализа органическом веществе.
Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна)
Галогены можно обнаружить при помощи реакции окрашивания пламени, продолженную русским химиком Ф.Ф. Бейльштейном.
Для проведения опыта требуется медная проволока длиной около 10 см, загнутая на конце петлёй и вставленная другим концом в небольшую пробку. Держа за пробирку, прокалите петлю проволоки до исчезновения посторонней окраски пламени. Остывшую петлю, покрывшуюся чёрным налётом оксида меди(II), опустите в пробирку с хлороформом, затем смоченную веществом петлю вновь внесите в пламя грелки. Немедленно появляется характерная зеленовато-голубая окраска пламени, так как образующиеся при сгорании летучие галогениды меди окрашивают пламя горелки.
Практическая работа № 6
Спирты
Цель: опытным путем изучить свойства спиртов (этиловый, изоамиловый), определить их различие.
Оборудование: этиловый, изоамиловый спирты, дихромат калия, раствор серной кислоты
Порядок работы.
Растворимость спиртов в воде.
В отдельные пробирки прилейте по 1-2мл этилового и изоамилового спиртов. Добавьте к ним по 2-3 мл воды и взболтайте. Отметьте, что этиловый спирт полностью растворяется в воде, а изоамиловый спирт отделяется при отстаивании в виде маслянистого слоя над водой.
- В чём причина различного «поведения» спиртов воде?
- Почему изоамиловый спирт отслаивается над водой, а не наоборот?
- Какие органические жидкие вещества при смешивании с водой будут отслаиваться над водой?
Окисление этилового спирта хромовой смесью.
В пробирке смешайте 2 мл 5%-ного раствора дихромата калия, 1мл 20%-ного раствора серной кислоты и 0,5 мл этилового спирта. Отметьте цвет раствора. Осторожно нагрейте смесь на пламени горелки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах уксусного альдегида, образующегося в результате реакции.
- Почему цвет раствора меняется с оранжевого до синевато- зелёного? Напишите уравнение реакции окисления этилового спирта.
- Можно ли заменить серную кислоту в данной реакции на соляную?
Практическая работа № 6
Углеводороды
Цель: научиться получать углеводороды и изучить их химические свойства.
Получение и свойства этена (этилена)
В пробирку поместите 2 мл концентрирова6ной серной кислоты, 1мл этилового спирта (лучше, если используется смесь приготовленная учителем заранее) и несколько крупинок оксида алюминия (Al2O3) или маленький кусочек пемзы для равномерного кипения смеси при нагревании. Закройте пробирку пробкой м газоотводной трубкой и нагрейте пробирку в пламени горелки. Выделяющийся газ пропустите в отдельные пробирки с бромной водой и раствором перманганата калия. Убедитесь в том, что бромная вода и раствор перманганата калия быстро обесцвечиваются. Подожгите газ у конца газоотводной трубки. Отметьте цвет пламени. (Этен горит светящимся пламенем.)
- Чем отличаются реакции горения этена и этана?
- Как получают этен и лаборатории и промышленности? Напишите уравнение реакции.
- Почему этен обесцвечивает растворы бромной воды и перманганата калия? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Свойства Бензола
В две пробирки налейте по 5-6 капель бензола. В одну из них добавьте 1-2 мл бромной воды, а в другую- 1-2 мл раствора перманганата калия. Встряхните обе пробирки. Отметьте наблюдения.
- Почему растворы бромной воды и перманганата калия не обесцвечиваются при добавлении бензола?
- Почему в пробирке с бромной водой при добавлении бензола жёлтая окраска перешла в верхний бензольный слой, а в пробирке с перманганатом калия окрашенный остался нижний водный слой?
Практическая работа № 7
Амины. Аминокислоты. Белки.
Цель: научить определять белки, используя данные реактивы, учитывая их химические свойства.
Оборудование: анилин, раствор щелочи, бромная вода
Порядок работы.
Образование солей анилина
В пробирку прилейте 0,5 мл анилина и 3 мл воды. Взболтайте. Что наблюдается? В пробирку добавьте соляной кислоты до полного растворения анилина в воде. К раствору добавьте 1 – 2 мл раствора щелочи. Что наблюдаете?
Бромирование анилина
В пробирку налейте 0,5 мл анилина и 0,5 мл воды. Прибавьте по каплям бромной воды до появления осадка.
- Почему обесцвечивается бромная вода?
- Каково строение образующегося осадка? Напишите уравнение реакции.
Получение медной соли глицина
В пробирку, содержащую 2 мл раствора глицина, добавьте 1 г порошка оксида меди (II) и нагрейте до кипения.
1. Чем обусловлено появление голубой окраски раствора?
- Каково строение образующейся соли?
Денатурация белка
Приготовьте раствор белка. Для этого белок куриного яйца растворите в 150 мл воды. В пробирку налейте 4 – 5 мл раствора белка и нагрейте на горелке до кипения. Отметьте помутнение раствора. Охладите содержимое пробирки. Разбавьте водой в 2 раза.
- Почему раствор белка при нагревании мутнеет?
- Почему образующийся при нагревании осадок не растворяется при охлаждении и разбавлении водой?
Осаждение белка солями тяжелых металлов
В две пробирки налейте по 1 – 2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка. Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении солями тяжелых металлов.
Цветные реакции белков
Ксантопротеиновая реакция. В пробирку налейте 2 – 3 мл раствора белка и прибавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Нагрейте содержимое пробирки, при этом образуется желтый осадок. Охладите смесь и добавьте аммиак до щелочной реакции ( проба на лакмус ). Окраска переходит в оранжевую.
Биуретовая реакция. В пробирку налейте 2 – 3 мл раствора белка и 2 – 3 мл раствора гидроксида натрия, затем 1 – 2 мл раствора медного купороса. Появляется фиолетовое окрашивание.
Лабораторная работа по химии № 8
Изучение свойств пластмасс и волокон
Цель работы. Идентификация образцов пластмасс и волокон на основании их отношения к нагреванию и характера горения.
Оборудование:
Порядок работы.
Порядок выполнения. При изучении свойств пластмасс прежде всего следует уделить внимание внешнему виду, твердости, эластичности.
Однако окончательный вывод можно сделать, лишь изучив отношение образца к нагреванию, характер горения и природу продуктов разложения.
Определить природу волокна по внешнему виду сложно. Одним из самых доступных способов является изучение характера горения, анализ запаха продуктов разложения и остатка после сгорания.
Изучение характера горения материала и продуктов его сгорания следует проводить таким образом.
1. Возьмите щипцами образец пластмассы, волокна или ткани и внесите его в верхнюю часть пламени спиртовки. Обратите внимание, плавится ли образец, как быстро он загорается.
2. После того как вещество загорелось, выньте его из пламени. Гаснет пламя или продолжает гореть?
3. К выделяющимся продуктам сгорания поднесите влажную лакмусовую бумажку, отметьте изменение цвета.
4. Движением руки направьте к носу газообразные продукты сгорания и попробуйте определить их запах.
5. Дождитесь, когда твердый остаток горения на керамической или стеклянной пластине полностью остынет. Рассмотрите его внешний вид, цвет.
6. Попробуйте растереть золу или спекшийся шарик между пальцами.
Изучая свойства пластмасс и волокон, воспользуйтесь данными таблицы, приведенной ниже:
Название пластмассы или волокна | Физические свойства | Отношение к нагреванию | Характер и продукты горения |
Свойства пластмасс | |||
Полиэтилен | Неокрашенный материал, полупрозрачен, молочного оттенка, эластичный, жирный на ощупь | Плавится; из расплавленного материала можно вытянуть нити | Горит синеватым пламенем с запахом горящей свечи. Продолжает гореть вне пламени, при этом с образца подают горящие капли (осторожно!) |
Поливинил-хлорид | Эластичный материал, механически прочен, может иметь различную окраску | Плавится и начинает разлагаться | Горит коптящим пламенем; вне пламени гаснет. Выделяется хлороводород, который можно обнаружить по покраснению лакмусовой бумажки |
Целлулоид | Твердый, гибкий материал, может иметь различную окраску | Не плавится | При внесении в пламя сразу загорается и быстро сгорает даже вне пламени. После сгорания остается серая зола |
Свойства волокон | |||
Хлопок | - | - | Быстро сгорает. При горении запах жженой бумаги. Остается серая зола |
Шерсть, шелк | - | - | Горит медленно, образуя черный шарик, легко растирающийся в порошок. Запах «жженого рога» |
Капрон | - | Плавится с образованием темного блестящего | Загорается при сильном нагревании с неприятным запахом. Продукты горения окрашивают лакмусовую бумажку в синий цвет |
Лавсан | - | То же | Горит коптящим пламенем. Продукты горения имеют запах |
Ацетатное волокно | - | - | Быстро сгорает, образуя нехрупкий темный шарик. Вне пламени постепенно гаснет. |
Практическая работа №9
Карбоновые кислоты
Оборудование: уксусная, бензойная кислоты, гранулы цинка, раствор гидроксида натрия, концентрированная серная кислота, спиртовка
Порядок работы.
Растворимость карбоновых кислот в воде.
В одну пробирку прилейте 1-2 мл воды и добавьте 2-3 капли уксусной кислоты, взболтайте содержимое. В другую пробирку также прилейте 1-2 сл воды и добавьте 0,1-0,2 г бензойной кислоты, взболтайте содержимое. Отметьте различие в «поведении» уксусной и бензойной кислот. Пробирку с бензойной кислотой нагрейте на пламени газовой горелки до растворения. Охладите пробирку. Добавьте к выпавшему осадку немного раствора гидроксида натрия.
- В чём причина различной растворимости органических кислот в воде?
- Что наблюдается при добавлении гидроксида натрия к бензойной кислоте? Напишите уравнение реакции.
Взаимодействие уксусной кислоты с металлами
В пробирку прилейте 1-2 мл уксусной кислоты и добавьте 1-2 г гранул цинка. Если не наблюдается никаких изменений, пробирку слегка нагрейте на пламени горелки.
1.Что наблюдается при нагревании? Какой газ выделяется? Напишите уравнение реакции.
2.Какие металлы будут реагировать с уксусной кислотой? А какие нет? Сделайте общий вывод об условиях протекания реакций с металлами как органических, так и неорганических кислот.
Получение сложного эфира.
В пробирку налейте 2мл изоамилового (изопентилового) спирта, 2мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Закройте пробирку газоотводной трубкой и нагрейте на водяной бане в течении нескольких минут. После охлаждения добавьте в пробирку несколько миллилитров воды. При этом выделяется слой изоамилового эфира уксусной кислоты (изоамилацетата) с характерным запахом грушевой эссенции.
- Как называется реакция взаимодействия кислот со спиртами? Напишите уравнение реакции этилового спирта и изоамилового спирта с уксусной кислотой.
- Для чего в реакционную смесь, содержащую спирт и карбоновую кислоту, добавляют концентрированную серную кислоту?
Практическая работа №10
Углеводы
цель работы
Оборудование: раствор глюкозы, сахароза, аммиачный раствор оксида серебра, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди, спиртовка
Порядок работы.
Действие аммиачного раствора
оксида серебра на глюкозу.
В пробирку, содержащую1-2 мл раствора глюкозы в воде, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.
Что наблюдается? Какая форма глюкозы (открытая или циклическая) даёт реакцию «серебряного зеркала»? Напишите уравнение реакции.
Действие гидроаксида меди(II)
На глюкозу
а) В пробирку прилейте 0.5мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроаксида натрия. К полученной смеси добавьте 1мл раствора медного купороса. Что наблюдаете?
б) К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени горелки пробирку, укрепив её наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревать, как только начнётся изменение цвета.
1. Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди(II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции.
2. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево-жёлтый цвет? Что представляет собой жёлто-красный осадок? Наличие, какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции.
Действие аммиачного раствора
оксида серебра на сахарозу.
а) В пробирку, содержащую 1-2сл раствора сахарозы в воде, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане. Что наблюдается?
б) В пробирку, содержащую 1-2мл раствора сахарозы в воде, добавьте несколько капель разбавленной серной кислоты и нагрейте на кипящей водяной бане в течении 5-10 мин. Затем охлаждённый раствор доведите до слабощелочной реакции (проба на лакмус), добавив в пробирку раствор щёлочи. К полученному раствору добавьте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.
1. Почему сахароза не даёт реакцию «серебряного зеркала»?
2. Какие процессы происходит с сахарозой при нагревании её расвтора с кислотой? Почему после нагревания проба с аммиачным раствором оксида серебра даёт положительный результат? Напишите уравнение реакции гидролиза сахарозы.
Лабораторная работа по химии №11
Решение экспериментальных задач.
Цель работы. идентификация неорганических веществ в растворах с помощью качественных реакций или путем выявления.
Оборудование: растворы хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, ацетата натрия, хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия
Порядок работы.
Порядок работы. 1. С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся раствором хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, ацетата натрия. (Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форах.)
2. С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия.(Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах)
3. C помощью индикаторной бумаги определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы солей: карбонат натрия, нитрат аммония, сульфат калия. (Напишите уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной формах.)
4. Проведите химические реакции, позволяющие осуществить следующие превращения:
медь - оксид меди(2) - сульфат меди(2) - гидроксид меди(2) - оксид меди(2)
5. Опытным путем подтвердите качественный состав хлорида аммония.
6.Получите гидроксид меди (2) реакцией обмена и осуществите реакции, подтверждающие его свойства.
Практическая работа по химии № 12
Идентификация органических соединений
Цель работы. Распознавание органических веществ с помощью качественных реакций.
Порядок работы. 1. В двух пробирках без этикеток содержатся следующие пары веществ:
а) растворы этилового спирта и муравьиной кислоты;
б) растворы этилового спирта и уксусной кислоты;
в) растворы формальдегида и глицерина
г) растворы глюкозы и глицерина;
д) растворы формальдегида и белка;
е) растительное и машинное масла;
ж) крахмальный клейстер и глицерин;
з) растворы глюкозы и этанола;
и) растворы сахарозы и глюкозы.
Предложите способ экспериментального определения содержимого каждой пробирки.
2. С помощью одного реактива докажите что глюкоза является веществом с двойственной функцией.
3. Вам выданы пробирки с растворами, в одной из которых содержится раствор глицерина, в другой – раствор формальдегида, в третьей –раствор глюкозы.С помощью одних и тех же реактивов определите каждое вещество.
4. Докажите опытным путем, что картофель, белый хлеб, пшеничная мука содержат крахмал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника
Методическое пособие по выполнению лабораторно-практических работ...
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине "Экономика отрасли"
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Экономика отрасли" способствуют более глубокому изучению дисциплины, развитию логического мышления, умению делать выводы и пра...
Методические рекомендации по выполнению практических работ в Excel
В методических указаниях рассмотрены основы работы с таличным процессором Exel.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно...
Методические рекомендации по выполнению практических работ в Word
В методических указаниях рассмотрены основы работы с текстовым редактором Word.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ"
Учебно-методический комплекс «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы» адресован студентам и преподавателям средне-специальных учебных заведений, с целью помочь овладеть технолог...
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»
Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...
Методическая разработка "Методические рекомендации о выполнении внеурочной самостоятельной работы студентов"
Рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентами...