Рабочая программа по химии для 10-11 классов
рабочая программа по химии (10, 11 класс)

Иванух Лидия Прокопьевна

Рабочая программа разработана к УМК Н. Е. Кузнецовой. В программе прописаны планируемые результаты обучения, тематическое планирование уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_10-11_kl._.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

Рабочая программа

учебного предмета

 «Химия»

(базовый уровень)

для обучающихся 10-11 классов

Предметная область «естествознание»

Разработала:

Окладникова Лидия Прокопьевна

учитель химии и биологии

I квалификационной категории

Планируемые результаты обучения

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и не электролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической  оценки  информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Содержание программы учебного предмета

8 класс

Введение

Предмет химии. Основные понятия и теории химии.

Техника безопасности на уроках химии. Знакомство с химическим оборудованием.

Практическая работа

Правила обращения с химическим оборудованием

I. Химические элементы и вещества

Раздел I. Физические и химические явления

Атомы. Молекулы. Химические элементы.

Простые и сложные вещества. Состав веществ. Химические формулы.

Атомно-молекулярное учение в химии.

Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элементов в веществах.

Что показывают химический знак и химическая формула.

Система химических элементов Д.И.Менделеева.

Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам соединений. Составление формул по валентности.

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Лабораторный опыт

Описание физических свойств веществ.

Раздел II. Химические реакции

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.

Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.

Расчеты по химическим уравнениям.

Типы химических реакций.

Методы химии.

Лабораторные  опыты

Признаки протекания химических реакций

Знакомство с химическими реакциями различных типов

Раздел III. Вещества в природе и технике

Чистые вещества и смеси.

Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.

Лабораторный опыт

Разделение смеси железных опилок и порошка серы

Практические работы

Очистка загрязненных веществ.

Приготовление раствора заданной концентрации.

Раздел IV. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение

Законы Гей-Люссака и Авогадро.

Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород. Получение кислорода. Катализаторы.

Химические свойства и применение кислорода.

Раздел V. Основные классы неорганических соединений

Оксиды.

Основания.

Кислоты.

Соли.

Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Лабораторные  опыты

Химические свойства оксидов.

Химические свойства кислот.

Химические свойства щелочей.

Химические свойства нерастворимых оснований.

Амфотерность гидроксидов.

Химические свойства солей.

Практическая работа

Изучение химических свойств веществ.

Раздел VI. Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева

Состав атомов. Изотопы.

Состояние электронов в атоме.

Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Периодическая система в свете теории строения атома.

Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома

Раздел VII. Строение вещества

Химическая связь. Ковалентная связь.

Полярные и неполярные связи.

Ионная связь.

Степень окисления.

Кристаллическое состояние вещества.

Раздел VIII. Химические реакции в свете электронной теории

Окислительно-восстановительные реакции.

Раздел IX. Водород

Водород, его получение и свойства.

Вода и ее свойства.

Практическая работа

Получение водорода и изучение его свойств.

Раздел X. Галогены

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Галогены- простые вещества.

Хлороводород  и соляная кислота

9 класс

Повторение важнейших тем курса 8 класса

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе элементов. Основные классы неорганических соединений.

Тема 1. Электролитическая диссоциация

Сведения о растворах; определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей .

      Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Реакции ионного обмена.

Тема 2. Химические реакции, закономерности протекания

Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализатор. Обратимые реакции. Смещение химического равновесия. Влияние температуры, давления, концентрации на смещение химического равновесия.

Демонстрации. Зависимость скорости реакции от: концентрации реагирующих веществ, температуры, природы реагирующих веществ, катализатора. Влияние концентрации реагирующих веществ на смещение химического равновесия.

Лабораторные опыты. Зависимость скорости реакции от: концентрации реагирующих веществ, температуры, природы реагирующих веществ, катализатора.

Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Раздел II. Элементы – неметаллы и их важнейшие соединения.

Тема 3.Общая характеристика неметаллов

Составление уравнений химических реакций, характеризующих свойства неметаллов.

Тема 4. Подгруппа кислорода

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV).

Демонстрации.Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества и объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 5. Подгруппа азота и ее типичные представители

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

Получение аммиака и исследование его свойств.

Тема 6. Подгруппа углерода

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Раздел III Металлы.

Тема 7.Общие свойства металлов

Общая характеристика металлов и их соединений. Электролиз расплавов и растворов. Химические свойства металлов.

Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп

Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Практические работы. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Раздел IV. Производство неорганических веществ.

Тема 9.  Производство неорганических веществ.  

Химическая технология как наука. Производство серной кислоты. Химия и здоровье.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами сырья для производства серной кислоты. Ознакомление с образцами для производства чугуна и стали.

Тема 10. Общие сведения об органических соединениях.

Первоначальные представления об органических веществах

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Карбоновые кислоты. Жиры. Белки. Углеводы.

 Уксусная кислота. Физические свойства. Применение.

Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Углеводы

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Белки.

Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде.Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.

Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тематическое планирование

8 класс

Введение (2 часов)

Раздел I. Физические и химические явления. (11 часов)

Раздел II. Химические реакции (7 часов)

Раздел III. Вещества в природе и технике (7 часов)

Раздел IV. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (6часов)

Раздел V. Основные классы неорганических соединений (11 часов)

Раздел VI. Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева (8 часов)

Раздел VII. Строение вещества (8 часов)

Раздел VIII. Химические реакции в свете электронной теории (8 часов)

Раздел IX. Водород (2 часов)

Раздел X. Галогены (4 часов)

9 класс

Повторение важнейших тем курса 8 класса (2 часа).

Тема 1. Электролитическая диссоциация (13 часов).

Тема 2. Химические реакции, закономерности протекания. (4 часа)

Раздел II. Элементы – неметаллы и их важнейшие соединения.

Тема 3.  Общая характеристика неметаллов (1 час).

Тема 4. Подгруппа кислорода (4 часа).

Тема 5. Подгруппа азота и ее типичные представители (8 часов)

Тема 6. Подгруппа углерода (4 часа)

Раздел III Металлы.

Тема 7. Общие свойства металлов (3 часа)

Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп (11 часов)

Раздел IV. Производство неорганических веществ (6 часов)

Тема 9.  Производство неорганических веществ.  (6 часов)

Тема 10. Общие сведения об органических соединениях.  (8 часов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для 10-11 классов

Рабочая программа для изучения химии учащимися третьей ступени обучения составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской. Учебный материал ...

рабочая программа по химии в 8-11 классе,Габриелян О.С.

рабочие программы по химии в 8-11 классах, по программе О.С.Габриеляна...

Рабочая программа по химии в 8-9 классе на основе примерной программы О.С. Габриеляна

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы О.С. Габриеляна на ступень для 8-9 классов базового уровня. Основное отличие от Примерной программы в распределение практических рабо...

Рабочие программы по химии для 8 - 11 классов.

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии для 8-11 классов  автора О.С. Габриеляна (Программа курса ...

Рабочая программа по химии для 8-11 класса

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование , список литературы для учителя и учащихся, а также перечень знаний и умений. Программа ориентированна на учебники И...

Рабочая программа по химии для 8-9 классов

1. Пояснительная запискаРабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образовани...

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...