Рабочая программа по химии 8 класс. О.С. Габриелян.
рабочая программа по химии (8 класс)

Захарина Антонина Александровна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_8_klass.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа-интернат с. Некрасовка

             

РЕКОМЕНДОВАНА

Методическим объединением

«Интеграл»

Протокол от 31.05.19 №7

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________/Ларина Е.В./

________________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ школа-интернат с.Некрасовка

______/ Перевалов В.И./

Приказ от 03.06.19г. №166-ОД

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

___________Химия___________

(наименование учебного предмета, курса)

основное общее образование, 8 класс_

(уровень общего образования, класс)

_____________________2019 -2020__________________

(учебный год)

Составил: Федулова Антонина Александровна

    (Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа составлена в соответствии с   Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, примерной программы по химии среднего общего образования, Федеральным базисным учебным планом,   утвержденным приказом Минобразования России № 1312 от 09.03.2004г. и Региональным базисным учебным планом, на основе «Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», автор Н.Н. Гара,  допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Количество часов, на которые рассчитана программа

         Рабочая программа  рассчитана на  68 часа в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю.

Цели и задачи изучения предмета

Цели:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями наблюдать химические явления;  проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии  современных технологий;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

Коммуникативные УУД:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ  и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию  умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

Личностные УУД формируемые при изучении химии в 8 классе:

- создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,      эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

- эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

Задачи воспитания: 

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
  • формирование гуманистических отношений  и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

Познавательные УУД:  знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение в химию (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Атомы химических элементов (7 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

 Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Простые вещества (6 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Соединения химических элементов (13 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Изменения, происходящие с веществами (14 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (22 ч)

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Промежуточная аттестация проводится в форме теста. Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе

(2ч в неделю, всего 68 ч.).

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата/факт

Введение. 6

1

Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии.  Предмет химии. Вещества.

1

2.09-6.09

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

1

2.09-6.09

3

Краткий очерк истории развития химии. Практическая работа №1. «Приёмы

обращения с лабораторным оборудованием» Инструктаж ТБ

1

9.09-13.09

4

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов.

1

9.09-13.09

5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса.

1

16.09-20.09

6

Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей свечой» Инструктаж ТБ.

1

16.09-20.09

Атомы химических элементов. 7

7

Основные сведения о строении атомов.

1

23.09-27.09

8

Состав атомов. Изотопы.

1

23.09-27.09

9

Строение электронных оболочек атомов.

1

30.09-4.10

10

Ионы. Ионная химическая связь.

1

30.09-4.10

11

Ковалентная связь.

1

7.10-11.10

12

Металлическая химическая связь.

1

7.10-11.10

13

Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов»

1

14.10-18.10

Простые вещества. 6

14

Простые вещества-металлы.

1

14.10-18.10

15

Простые вещества -неметаллы. Аллотропия

1

21.10-25.10

16

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

21.10-25.10

17

Молярный объём газов.

1

5.11-8.11

18

Решение задач по темам: «Молярный объем газов, количество вещества».

1

5.11-8.11

19

Решение задач по темам: «Молярный объем газов, количество вещества».

1

11.11-15.11

Соединение химических   элементов. 13

20

Степень окисления.

1

11.11-15.11

21

Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

1

18.11-22.11

22

Основания.

1

18.11-22.11

23

Кислоты.

1

25.11-29.11

24

Соли.

1

25.11-29.11

25

Контрольная работа №2. «Определение вещества по химической формуле».

1

2.12-6.12

26

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

1

2.12-6.12

27

Чистые вещества и смеси.

1

9.12-13.12

28

Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды» Инструктаж ТБ.

1

9.12-13.12

29

Массовая доля компонентов в смеси.

1

16.12-20.12

30

Решение задач на нахождение массовой доли компонентов смеси.

1

16.12-20.12

31

Решение задач на нахождение массовой доли компонентов смеси.

1

23.12-27.12

32

Практическая работа №4. «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества» Инструктаж ТБ.

1

23.12-27.12

Изменения, происходящие с веществами. 14

33

Физические явления в химии.

1

13.01-17.01

34

Химические реакции.

1

13.01-17.01

35

Химические уравнения. Закон сохранения массы вещества.

1

20.01-24.01

36

Расчёты по химическим уравнениям.

1

20.01-24.01

37

Решение расчетных задач по уравнению реакции.

1

27.01-31.01

38

Решение расчетных задач на вычисление массы продукта реакции.

1

27.01-31.01

39

Контрольная работа №3 «Физические явления в химии. Решение расчетных задач по уравнению».

1

3.02-7.02

40

Реакции разложения.

1

3.02-7.02

41

Реакции соединения.

1

10.02-14.02

42

Реакции замещения.

1

10.02-14.02

43

Реакции обмена.

1

17.02-21.02

44

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1

17.02-21.02

45

Контрольная работа №4 «Типы химических реакций».

1

24.02-28.02

46

Практическая работа №5.

«Признаки химических реакций» Инструктаж ТБ.

1

24.02-28.02

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Окислительно – восстановительные реакции. 22

47

Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. Повторный инструктаж по Т.Б.

1

2.03-6.03

48

Электролитическая диссоциация (ЭД).

1

2.03-6.03

49

Основные положения Теории ЭД. (ТЭД).

1

10.03-13.03

50

Ионные уравнения реакций.

1

10.03-13.03

51

Кислоты, их классификация.

1

16.03-20.03

52

Свойства кислот.

1

16.03-20.03

53

Основания, их классификация.

1

1.04-3.04

54

Свойства оснований.

1

1.04-3.04

55

Оксиды, их классификация и свойства.

1

6.04-10.04

56

Соли, их свойства.

1

6.04-10.04

57

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

1

13.04-17.04

58

Практическая работа №6. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей». Инструктаж ТБ

1

13.04-17.04

59

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

1

20.04-24.04

60

Составление электронного баланса в ОВР.

1

20.04-24.04

61

Составление электронного баланса в ОВР.

1

27.04-30.04

62

Промежуточная аттестация.

1

27.04-30.04

63

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме: «ОВР» Инструктаж ТБ.

1

4.05-15.05

64

Портретная галерея великих химиков.

1

4.05-15.05

65

Подготовка к ОГЭ.

1

18.05-22.05

66

Подготовка к ОГЭ.

1

18.05-22.05

67

Подготовка к ОГЭ.

1

25.05-29.05

68

Подготовка к ОГЭ.

1

25.05-29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год  ...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС

Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...