План-конспект урока "глюкоза - альдегидоспирт"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Урок на тему " Глюкоза - альдегидоспирт представлен в технологии проблемного обучения. Эта технология стимулирует поисковую самостоятельность обучающихся. Они учатся видеть проблему, предлагать варианты ее решения. В ходе урока обучающиеся экспериментально определяют и устанавливают химические свойства вещества и его строение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_glyukoza-_aldegidospirt.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока 10 класс.
Технология проблемного обучения.
Тема урока: «Глюкоза – альдегидоспирт».
Цель урока: формирование представлений о группе органических веществ с двойственными свойствами (на примере глюкозы).
Задачи урока:
1.Совершенствовать знания о связи между строением и свойствами химических соединений на примере глюкозы.
2.Способствовать развитию интеллектуальных умений – анализа, умения устанавливать причинно- следственных связей.
3.Формировать исследовательскую деятельность как основной способ получения знаний в химии.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовки, пробиркодержатели.
Реактивы: глюкоза, сульфат меди (II), гидроксид натрия.
Ход урока.
I. Актуализация и повторение опорного материала
Продолжаем изучение кислородосодержащих органических веществ.
1.Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород? (спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры).
2.С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегиды и многоатомные спирты? ( качественная реакция на многоатомный спирт – взаимодействие со свежеосажденным гидроксидом меди(2) без нагревания. Признак реакции – растворение осадка и образование ярко-синего раствора. Качественная реакция на альдегид – взаимодействие со свежеосажденным гидроксидом меди(2) при нагревании. Признак реакции образование красного осадка)
II. Изучение материала: Постановка проблемы
Сегодня мы на уроке:
- Что будем делать: Изучим строение и свойства глюкозы.
- Как будем это делать: с помощью эксперимента.
Зачем: на практике научиться применять законы и теории для установления зависимости между свойствами и строением веществ.
Решение задачи.
Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу на основе его качественного состава.
Задача. Глюкоза имеет следующий качественный состав:W (C) = 40%, W(H)=6,7%, W(O)= 53,3%. Молярная масса равна 180 г/моль. Найдите формулу глюкозы.
Формула глюкозы C 6H 12O6.
Строение молекул мы показываем в виде структурной формулы – это определенный порядок расположения атомов. Каков он в глюкозе? При таком количестве атомов возможны различные варианты. Попробуем его установить опытным путем. Для этого исследуем свойства глюкозы.
III. Проведение эксперимента.
Повторение правил техники безопасности.
Учитель напоминает порядок исследования:
- Постановка проблемы (вопрос).
- Определение цели
- Выдвижение гипотезы (Если.., значит…).
- Эксперимент.
- Вывод.
- Гипотеза: если глюкоза вступит в реакцию с … и даст характерные признаки: .., значит, в молекуле глюкозы есть … группы.
- Проверьте наличие в глюкозе известных функциональных групп: альдегидной и гидроксильной. Проведите реакции по обнаружению в глюкозе гидроксо-групп - ОН, и альдегидной группы – СОН.
- Сделайте вывод о строении: Реакция глюкозы с … без нагревания приводит к образованию … раствора. Это доказывает наличие в глюкозе … групп. Реакция глюкозы с … при нагревании приводит к образованию … осадка. Это доказывает наличие в глюкозе … группы.
- Покажите строение глюкозы – запишите её структурную формулу в тетрадь.
- Объясните, почему глюкозу называют альдегидоспиртом.
- Какие свойства глюкозе придает альдегидая группа (способность вступать в реакцию с …)
- Какие свойства глюкозе придадут 5 гидроксильных групп (… способность вступать в реакцию с …)
- Сделайте выводы о химических свойствах глюкозы (заполните таблицу, используя результаты эксперимента и сведения из текста учебника).
IV. Выводы
Характеристика химических свойств глюкозы
Свойства, обусловленные наличием в молекуле глюкозы | Специфические свойства глюкозы | |
гидроксильных групп | альдегидной группы | |
1. Как многоатомный спирт глюкоза реагирует | 1. Как альдегид реагирует (реакция “серебряного зеркала”): | Глюкоза способна подвергаться … : а) ... б) … |
2. Реагирует с __________________ с образованием _________________________ (пять гидроксильных групп глюкозы вступают в реакцию с кислотными группами) | 2. Окисляется _____________________________ (с образованием красного осадка) | |
3. Под действием восстановителей … превращается в ______________ _____________________________ | Окисление (дыхание) |
Общий вывод
Доказали правильность 2-го и 3-го положений теории А.М. Бутлерова «Свойства веществ зависят ...», «Зная свойства…»
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
1.Вспомните, какие задачи были поставлены перед вами в начале урока?
2.Какой результат вы получили?
3.Чему вы научились новому?
4. Какие были затруднения?
5. Что показалось самым интересным? Что удивило вас?
VI. Домашнее задание.
Подготовить сообщение или презентацию о практическом значении и применении глюкозы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....